Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 по делу N 16-980/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Удовлетворено. Изложенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного законодательством о противодействии коррупции срока уведомления бывшего работодателя федерального государственного гражданского служащего о заключении с ним трудового договора, послужили основанием для возбуждения в отношении руководителя КГБУ «Детский » дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, и привлечения его к установленной данной нормой административной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу Работодатель (заказчик работ или услуг) может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ за несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, которая включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ. Этой статьей предусмотрено наложение административного штрафа:
Нормативные акты
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Работодатель не обязан самостоятельно выяснять место работы трудоустраивающегося к нему бывшего служащего
Верховный Суд РФ рассмотрел спор о правомерности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП (Постановление Верховного Суда РФ от 13 апреля 2020 г. № 50-АД20-1). В вину работодателю вменялось неуведомление бывшего нанимателя о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим.
Напомним, что в силу ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 64.1 Трудового кодекса работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
В нарушение указанных требований индивидуальный предприниматель не сообщил о приеме на работу бывшего полицейского, временно исполнявшего обязанности начальника районного отдела МВД.
Работодатель, настаивая на своей невиновности, ссылался на тот факт, что в предоставленной работником при приеме на работу трудовой книжке отсутствовала информация о должности, которую он занимал.
Суды нижестоящих инстанций отклонили данный аргумент, сославшись на то, что в трудовой книжке работника содержалась запись о прохождении службы в органах внутренних дел РФ. Отсутствие в трудовой книжке записи о конкретной должности не является основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от ответственности, поскольку имевшаяся формулировка в трудовой книжке обязывала его совершить действия по уточнению сведений о занимаемой работником должности.
Верховный Суд РФ с такой точкой зрения не согласился и исключил данный вывод из судебных актов. Судьи основывались на п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 46, согласно которому если бывший служащий при приеме на работу не предоставил работодателю необходимую информацию и работодатель не мог получить ее из документов (трудовой книжки, документов воинского учета, военного билета, заполняемой гражданином при трудоустройстве анкеты), то и к ответственности работодатель не может быть привлечен.
Ранее к аналогичным выводам суд приходил в постановлении от 15 августа 2017 г. № 87-АД17-2.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, пояснил ВС РФ
МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Работодатели должны сообщать о приеме на работу всех бывших чиновников, которые ранее представляли декларации о доходах и имуществе. Об этом говорится в подготовленных разъяснениях судьям пленума Верховного суда РФ.
В нем Верховный суд фактически дал расширенное толкование применения ст. 19.29 КоАП. Введенная шесть лет назад в КоАП статья грозит штрафом работодателям, заключившим договор с бывшим муниципальным или госслужащим и не направившим в 10-дневный срок уведомление об этом по месту работы на госслужбе.
Для граждан штраф составляет 2-4 тыс. руб., для должностных лиц — 20-50 тыс., а для юридических лиц — от 100 тыс. до полумиллиона руб. Срок давности по этой статье — шесть лет, отметил пленум ВС.
Только в первом полугодии этого года по данной статье КоАП прокурорами возбуждено 2,9 тыс. дел, 2,3 тыс. лиц привлечены к ответственности, а сумма наложенных штрафов — 162 млн руб. — в два раза превысила показатели первого полугодия 2016 года.
Условия уведомления
Пленум напомнил, что работодатель должен сообщить о приеме на работу, если экс-чиновник покинул госслужбу в течение двух лет, даже если после этого у него были другие места работы. При этом речь идет не только о трудовом договоре, но и о договоре на выполнение работ или оказание услуг в течение месяца или меньшего срока стоимостью более ста тысяч рублей. При этом не играет роли, курировал ли работу этой организации чиновник на госслужбе.
Расширение толкования
Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».
Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.
Возможные лазейки
Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 4 или 5 ст.
5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) — не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.
Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.
Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН — прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.
Статья относится и к адвокатам и нотариусам
К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, «могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой», пояснил пленум.
Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании — это не подпадает под обязанность, установленную законом «О противодействии коррупции», пояснил пленум.
Смягчение штрафа
Пленум не исключил возможности назначения юридическому лицу штрафа «ниже низшего предела» (т. е. меньше 100 тыс. руб.) «при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица». Например, может быть учтено содействие юридического лица в раскрытии данного правонарушения, а также отсутствие в числе бывших служебных обязанностей экс-чиновника отдельных функций управления данной организацией. В то же время не могут быть снижены ниже минимальных установленные статьей суммы штрафов для граждан и должностных лиц по этой статье, отметил пленум.
Если же нарушение требования уведомить госорган не является существенным для противодействия коррупции (например, нарушено лишь требование к форме и содержанию уведомления), такое правонарушение может быть признано малозначительным.
Оценка прокуратуры
Замглавы Минюста Алу Алханов и замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек поддержали постановление. Коржинек, представляющий прокуратуру, которая и применяет эту статью, заметил, что разъяснение пленума «будет способствовать повышению результативности борьбы с коррупцией и ее проявлениями» и «даст новый импульс прокурорам в этом направлении их деятельности». А расширительное толкование нормы о круге чиновников, о чьем дальнейшем трудоустройстве необходимо уведомлять, позволит вывести из тени бывших госслужащих, которые не были охвачены применением нормы закона «по формальным основаниям».
Постановление пока направлено в редкомиссию для внесения ряда редакционных правок.
Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы
Принимая на работу бывших государственных и муниципальных служащих, необходимо соблюсти некоторые формальности — отправить сообщение по месту прежней работы сотрудника. Штрафы за несоблюдение этого требования весьма ощутимые. Рассказываем, как все сделать правильно.
Трудовой договор с бывшим госслужащим
Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.
Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.
2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.
3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.
4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.
5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.
При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
- Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
- Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст. 64.1 ТК РФ.
Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе, и с момента расторжения его контракта прошло менее двух лет (ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Закона № 273-ФЗ).
Законом не установлен порядок уведомления нового работодателя, но желательно, конечно, сделать это в письменной форме.
Получив от сотрудника информацию, работодатель готовит письмо-сообщение, которое нужно направить по прежнему месту работы бывшего госслужащего.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
- ФИО (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
- число, месяц, год и место рождения (страна, республика, край, область, населенный пункт);
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая сотрудником непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
- наименование организации по старому месту работы (полное, а также сокращенное);
- дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому экс-госслужащий принимается на новую работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
- наименование должности, которую занимает сотрудник по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
- должностные обязанности, исполняемые по должности (указываются основные направления поручаемой работы).
Сообщение должно быть составлено на фирменном бланке компании, подписано руководителем компании или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, и заверено печатью (п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, далее — Правила).
Обратите внимание! Сообщение по последнему месту государственной службы гражданина направляется и в случае заключения с ним гражданско-правового договора (п. 2 Правил).
Работник не сообщил о своем опыте государственной службы
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика.
Проверить записи нужно за последние два года.
Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст.
84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
О каких госслужащих можно не сообщать
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.
Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.
При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.
При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.
Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего
С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил).
Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.
Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей.
При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.
Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.
Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.
Когда работодателю не грозит штраф за непредставление сведений о найме бывшего госслужащего
Отсутствие информации о том, что работник занимал в прошлом госдолжность, освобождает работодателя от ответственности за непредставление таких сведений. Об этом сообщил Верховный Суд в своем постановлении от 23.10.2018 № 7-АД18-3.
Суд напоминает, что закон о противодействии коррупции (от 25.12.2008 № 273-ФЗ) обязывает работодателей при заключении трудового договора или ГПД с гражданином, замещавшим в течение 2 предшествующих лет должности государственной или муниципальной службы, сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы.
Такое сообщение необходимо представить в десятидневный срок после заключения трудового договора и ГПД.
За невыполнение этого требования статья 19.29 КоАП устанавливает штрафы. Для граждан они установлены в размере от 2 000до 4 000 рублей, для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей, для компаний — от 100 000 до 500 000 рублей.
Судьи уточняют, что указанная обязанность работодателя корреспондирует с закрепленной в этом же законе обязанностью гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения уведомлять новых работодателей о месте своей последней службы. Данная обязанность работника также закреплена в статье 64.1 ТК РФ.
Однако при трудоустройстве работник может не предоставить работодателю полные сведения о последнем месте своей службы, а именно, о занимаемых должностях в государственных или муниципальных органах.
В этом случае у нового работодателя будут отсутствовать соответствующие сведения, и он не сможет сообщить о найме этого работника по последнему месту его службы. Подобные обстоятельства освобождают работодателя от штрафных санкций, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ.
Подробно о том, какие требования надо соблюсти при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих, мы писали в статье «Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы».
Работодатель обязан письменно сообщать о трудоустройстве бывшего госслужащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ). Порядок направления такого сообщения установлен постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем. Сообщение направляется по последнему месту службы бывшего госслужащего в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. В сообщении нужно указать следующие сведения:
- Ф.И.О. гражданина;
- число, месяц, год и место его рождения;
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
- наименование организации-работодателя (полное, а также сокращенное (при наличии).
Пропуск срока направления сообщения грозит штрафами по ст. 19.29 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности по ней составляет 6 лет.
Что будет, если работодатель «забыл» направить уведомление о трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего?
«Для начала напомню ситуации, когда работодатель бывшего государственного или муниципального служащего в обязательном порядке направляет уведомление по последнему месту службы о таком работнике:
Указанная обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы, а в случае заключения гражданско-правового договора, если стоимость выполняемых работ по такому договору (превышает сто тысяч рублей в месяц).
— В какой форме и в какие сроки происходит такое уведомление?
«Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Важно отметить, что такое уведомление необходимо направить в течение 10 дней со дня заключения такого трудового либо гражданско-правового договора».
— Какие последствия могут наступить для руководителя организации, который «забыл» направить такое уведомление?
«За невыполнение данного требования Закона наступает административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа:
— на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей,
— на должностных лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей,
— на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей».
При этом, в соответствии с общими положениями административного законодательства одновременно к ответственности может быть привлечено, как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо, например, директор организации.
— Кто уполномочен возбуждать и рассматривать дела об административном правонарушении данной категории?
«Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.29 возбуждает прокурор, а рассматривает судья.
При этом сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.
В Самарской области за 6 месяцев 2017 года прокуроры возбудили 59 административных дел по ст. 19.29 КоАП РФ. По результатам их рассмотрения, суд привлек к административной ответственности 54 лица».