Статья 95. Изменение расторжение контракта

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, когда возможность изменения была предусмотрена документацией о закупке и изменения обоснованы положениями ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Изменения по соглашению сторон при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (п.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ).

Письмо Минэкономразвития от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2874 «изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон — в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%».

Изменения вносятся по предложению заказчика:

  • увеличение количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10%;
  • уменьшение количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%.

При увеличении количества (объема) товаров, работ или услуг также допускается увеличение цены контракта по соглашению сторон (но не более чем на 10%), а при уменьшении количества (объема) товаров, работ или услуг цена обязательно должна быть снижена (п. 2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Внесение изменений на основании решений органов власти:

  1. если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
  2. если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  3. если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

Обоснование: п. 3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений в связи с изменением тарифов:

Изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Обоснование: п. 4 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений для проведения лечение гражданина за рубежом:

В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России по медицинским показаниям.

Обоснование: п. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений вследствие уменьшения лимитов бюджетных средств:

При уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

Обоснование: п. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1090 «Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ и услуг при уменьшении цены контракта», в соответствии с которым при внесении изменений заказчик должен «исходить из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств по поставке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо) и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены».

Изменения предмета контракта

На основании ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.

Вопрос:Как поступить заказчику, если поставщик предлагает поставить товар, выполнить работу или оказать услугу с новыми измененными характеристиками, отличными от указанных в тендерной документации, заявке и контракте?

  1. в документации о закупках установить возможность изменений условий контракта на основании п.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ;
  2. заключить доп.соглашение к действующему контракту.

Обоснование: п. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:

При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Письмо ФАС РФ от 22 августа 2011 г. № АК/32043: критерии определения лучших характеристик и качества товара законом не установлены, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет и согласовывает исполнителю по контракту такие критерии.

Исполнение контракта. Приемка, экспертиза. Отчет

Исполнение обязательств по контракту должно быть подтверждено подписанным сторонами документом:

  • Актом приема-передачи товара;
  • Актом выполненных работ;
  • Актом оказанных услуг.

Распространенные нарушения обязательств со стороны заказчиков:

  • Просрочка оплаты
  • Просрочка возврата обеспечения
  • Не предоставление в срок строительной площадки

Распространенные нарушения обязательств со стороны поставщиков:

  • Просрочка поставки, сдачи результата работ, оказания услуг
  • Не предоставление в срок документов
  • Не уведомление заказчика о привлечении субподрядчика

Приемка результатов исполнения контракта

Обязанность по оплате результата исполнения обязательств по контракту наступает после подписания документа о приемке.

Практическая организация мероприятий по приемке результатов исполнения контракта:

Заказчик может создать приемочную комиссию не менее чем из 5 человек, при этом необходимо определить:

  • состав лиц, чье участие необходимо;
  • перечень действий по приемке;
  • сроки приемки;
  • мероприятия по проверке соответствия условиям контракта объекта закупки;
  • порядок фиксации выявленных недостатков;
  • срок уведомления поставщика о выявленных недостатках и порядок их устранения;
  • иные необходимые положения.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо полного исполнения обязательств по контракту в случае выявления несоответствия этих результатов, либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (п. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Вопрос:Как правильно оформить отказ от приемки поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

Ответ: В случае отказа от приемки заказчик должен направить поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки в письменной форме.

На этапе приемки заказчик вправе привлечь экспертов для установления соответствия или не соответствия результата исполнения контракта требованиям закона и заказчика. Приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы заключения экспертов, экспертных организаций.

ВАЖНО! Заказчики обязаны направлять информацию

  • о заключенном контракте и об условиях реализации уже заключенного контракта — в реестр государственных и муниципальных контрактов, который ведется на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
  • об уклонении от заключения контракта и об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств поставщиком — в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется на официальном сайте ФАС и также доступен на сайте www.zakupki.gov.ru.

О том, как подготовить отчет об исполнении контракта, читайте в статье. Кто и в каких случаях готовит отчет, в какие сроки он размещается в ЕИС, документы, прилагаемые к отчету. Про заключение государственного (муниципального) контракта читайте в статье « Государственный (муниципальный) контракт: как заключить»

По каким основаниям изменить существенные условия при исполнении контракта?

По общему правилу существенные условия при исполнении контракта можно изменять только по основаниям из Закона № 44-ФЗ. Если измените условия контракта по основанию, которого нет в Законе № 44-ФЗ, должностному лицу заказчика, которое приняло решение, грозит штраф – 20 000 руб.

Условия, в которые заказчик может вносить правки, ограничены. Разобраться поможет справочная таблица. В справочнике – все основания, а также существенные условия, которые вы можете изменить по каждому из них.

По нескольким основаниям заказчику придется изменить условия контракта, либо он будет вынужден расторгнуть контракт или не сможет выполнить свои обязательства. Остальные основания зависят только от воли сторон.

ВНИМАНИЕ

Обеспечение исполнения контракта нужно увеличить пропорционально стоимости новых обязательств

Такая обязанность установлена в части 1.3 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Правило действует для контрактов, которые меняете по основаниям из части 1 статьи 95 и части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. Если обеспечение не было предусмотрено в контракте, включать его не нужно.

Когда заказчику придется изменить контракт

Основание 1. Изменились тарифы.Стороны могут менять цену контракта, если изменились тарифы. Количество товара, работ, услуг менять нельзя.

Например, стороны вправе изменить цену контракта на водо-, тепло- и газоснабжение, который заключили по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Основание предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Не вносите изменения в план-график после заключения дополнительного соглашения (ч.

8 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

Основание 2. ГРБС изменил лимиты.Заказчику – казенному учреждению ГРБС уменьшил лимиты бюджетных обязательств. В таком случае заказчик согласовывает с контрагентом новые условия контракта, в том числе цену, срок исполнения, количество товара, работы и услуги.

Если ГРБС перенес лимиты на следующий год, учреждение может продлить срок действия контракта (письмо от 29.07.2015 № Д28и-2209).

Предложите контрагенту уменьшить цену контракта и не сокращать объемы продукции. Если поставщик не согласен, меняйте количество товаров, работ или услуг по методике из постановления Правительства от 28.11.2013 № 1090. Право прописано в пункте 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Основание 3. Изменилась сторона по контракту.Провести замену поставщика, исполнителя или подрядчика возможно, когда юридическое лицо проходит реорганизацию путем преобразования, слияния или присоединения. К новому юрлицу после реорганизации переходят права и обязанности поставщика. Перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности по контракту переходят к новому заказчику.

Такие правила описаны в пунктах 1, 2 и 5 статьи 58, пункте 1 статьи 779 ГК и части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Когда стороны вправе самостоятельно принять решение об изменении контракта

Основание 1. Нужно снизить цену.По соглашению сторон можно снизить цену контракта. Объем закупки и другие условия менять нельзя (п.

1.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Основание 2. Нужно изменить количество ТРУ.Можно увеличить или уменьшить количество товара, работы или услуги не более чем на 10 процентов. Цену контракта меняйте пропорционально объему закупки исходя из цены за единицу товара, работы или услуги, которую прописали в контракте.

Исключение – контракты на строительство (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Цену единицы товара при увеличении или уменьшении объема определите по формуле:

Первоначальная цена контракта

Количество товаров в контракте

Когда закупаете продукцию по нескольким позициям, меняйте объем по каждой позиции не более чем на 10 процентов (письмо Минэкономразвития от 17.02.2017 № ОГ-Д28-1836).

Менять цену контракта можно неоднократно, если соблюдаете условие – объем продукции и цена контракта меняются не более чем на 10 процентов.

Например, цена контракта – 10 млн руб., увеличить ее можно на 1 млн руб. Стороны заключили соглашение, по которому контрагент поставит дополнительную продукцию на 600 000 руб. Спустя неделю подписали второе соглашение о дополнительной поставке товара на 400 000 руб.

Изменить цену контракта можно и так, что она превысит НМЦК, однако соблюдайте два лимита:

  • цену нельзя увеличить более чем на 10 процентов;
  • увеличение цены не может превысить бюджетные обязательства.Специалисты из ФАС рассказали редакции о самых частых ошибках заказчиков при изменении контракта. Свои выводы сотрудники ведомства подкрепили примерами из практики.Например, в ходе выездной проверки контролеры выяснили, что заказчик неправомерно изменил условия контракта в части принятия и оплаты дополнительных услуг, которых не было в контракте. Таким образом, заказчик нарушил требования пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств. За это нарушение заказчику грозит штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цен товаров, объем которых по контракту уменьшился (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП).Изменение стоимости товаров, работ или услуг более чем на десять процентов без изменения объемаНапример, в ходе проверки контролеры выяснили, что заказчик заключил с поставщиком дополнительное соглашение, которым стороны предусмотрели уменьшение количества товара с 10 до 6 наименований. Таким образом, цена контракта снизилась на 30 процентов. За данные нарушения должностным лицам заказчика грозит штраф в размере 20 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП).Основание 4. Не можете исполнить долгосрочный контракт.Заключили контракт сроком не менее трех лет как федеральный и региональный заказчик или от года как муниципальный и цена контракта превышает предельный размер, который установило Правительство. Меняйте условия на основе решения Правительства, органа региональной или муниципальной власти, если исполнить контракт без правок невозможно.
  • Учитывайте предельные цены, которые зависят от уровня бюджетирования:
  • Основание 3. Нужно изменить объем или вид работ.Можно менять объем или вид работ по контракту на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, на сохранение объекта культурного наследия, а также по контрактам жизненного цикла. Изменить цену контракта в этом случае можно в пределах 10 процентов (п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  • В другом примере заказчик дополнительным соглашением решил исключить часть услуг из контракта, однако оставил цену контракта прежней. Контролеры посчитали, что заказчик нарушил требования пункта 1.2 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, так как изменил объем услуг без изменения стоимости контракта.
  • Одно из самых распространенных нарушений заказчиков при изменении контракта – увеличение стоимости товаров, работ или услуг более чем на десять процентов.
  • МНЕНИЕ
  • Самое частое нарушение при изменении контракта – когда заказчики увеличивают объем товаров, работ или услуг, которые не предусмотрены контрактом. Хотя Закон № 44-ФЗ позволяет увеличить объем товаров, работ или услуг исключительно по тем позициям, которые изначально прописаны в контракте (исключение – строительно-монтажные работы).
  • Правила закреплены в пункте 1.2 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, статье 34, пункте 2 статьи 72 БК.

Уровень бюджетирования

Цена контракта

Уровень бюджетирования

Цена контракта

Более 10 млрд руб.

Если контракт на клинические исследования лекарств, то более 40 млн руб.

Если контракт жизненного цикла, то более 100 млн руб.

Более 1 млрд руб.

Если контракт жизненного цикла, то более 100 млн руб.

Более 500 млн руб.

Если контракт жизненного цикла, то более 100 млн руб.

Условия контракта стороны меняют по соглашению сторон на основе решения Правительства, органа региональной или муниципальной власти. Предельные цены Правительство установило в постановлении от 19.12.2013 № 1186. Основания для изменений – пункты 2, 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Правительство разрешило заказчикам менять условия долгосрочных контрактов по геологическому изучению недр. Предельная цена для изменения условий – 100 млн рублей (постановление Правительства от 28.02.2022 № 261).

Основание 5. Нужно изменить контракт на лечение граждан за рубежом.По контракту с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом стороны вправе изменить цену, чтобы увеличить или уменьшить перечень услуг по медицинским показаниям (п. 7 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ).

Основание 6. Подрядчик не может исполнить строительный контракт.

Стороны вправе изменить цену и срок контракта на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, работы по сохранению объектов культурного наследия, в том числе строительный контракт жизненного цикла, если его невозможно исполнить из-за обстоятельств, независящих от сторон. Внести изменения можно, если контракт: заключен на год и более, а цена от 100 млн. Условия можно увеличить до 30 процентов (п.

8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, постановление от 19.12.2013 № 1186).

Изменить существенные условия контракта на строительные работы, цена которого от 1 млн рублей и более, заказчик вправе, если заключил такой контракт до 31 декабря 2022 года. Внести изменения можно на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (п. 1.1 постановления Правительства от 19.12.2013 № 1186).

Рекомендуем  УК РФ Статья 159. Мошенничество

Для изменения условий нужно письменное обоснование, основанное на решении Правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации. В срок не включают время, которое необходимо, чтобы получить экспертизу измененной проектной документации.

Конкретного перечня обстоятельств, из-за которых невозможно исполнить контракт, Закон № 44-ФЗ не содержит. Данный перечень открытый. Специалисты Минфина, Минстроя и ФАС в совместном письме от 10.06.2021 № 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 уточнили, что к таким обстоятельствам можно отнести существенное изменение стоимости строительных ресурсов, если такое изменение привело к увеличению стоимости строительства и невозможности исполнить контракт.

Изменение строительных контрактов по правилам из постановления от 09.08.2021 № 1315.

Федеральные заказчики из специального перечня вправе менять существенные условия контрактов по пункту 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ из-за роста в 2021 и 2022 годах цен на стройматериалы. Правила применяют к контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия. В 2024 году заказчики вправе применять данную норму к контрактам, которые заключены на срок менее одного года (ч. 70 ст.

112 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства от 09.08.2021 № 1315).

Заказчики могут вносить изменения, если одновременно соблюдены условия:

  • изменения не превышают ЛБО;
  • срок исполнения и цена контракта увеличиваются не более чем на 30 процентов;
  • физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения согласно документации не изменяются;
  • размер изменения контракта от 100 млн руб. определяется по результатам повторной экспертизы проектной документации;
  • дополнительное соглашение заключается на основании письменного предложения подрядчика, к которому приложены документы и информация об увеличении стоимости материалов;
  • контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему не исполнены.Смотрите в таблице, по каким основаниям заказчики могут изменять цену строительных контрактов
  • Если после изменения цена контракта превысит изначальную сумму вложений в объект капитального строительства, то такой контракт меняйте только после решения Правительства об использовании бюджета резервного фонда.

Предел увеличения цены

Специальное условие

Что нужно для изменения

НПД

Предел увеличения цены

Специальное условие

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Пензенское УФАС России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России

  • Перечень НПА
  • Лучшие и худшие практики
  • Обобщение практики
  • Ведомственная программа профилактики нарушений
  1. В 44-ФЗ (редакция от 01.07.2019) появились новые пункты в статье 95, позволяющие менять существенные условия контрактов, в том числе, подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ: при изменении объема и вида работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Данное положение можно применить при включении условий в проект контракта. Можно ли вносить изменения в контракт по данному пункту, если такой контракт был заключен до вступления в силу изменений (до 01.07.2019) и в нем была указана возможность изменения существенных условий по подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ?
  2. Вправе ли заказчик применить пункт 9 части 1 статьи 95 44-ФЗ к контрактам на строительные работы, заключенные до 01.07.2019 по «старым» правилам?
  3. Согласно части 5 статьи 95 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика/подрядчика/исполнителя за исключением правопреемства (преобразования, слияния, присоединения). Согласно подпункту 10 пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ в случае заключения контрактов с единственным поставщиком по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 44-ФЗ допускается изменение существенных условий. Допускается ли смена поставщика/подрядчика/исполнителя при исполнении контрактов, заключенных по указанным пунктам части 1 статьи 93 44-ФЗ?
  4. С 01.07.2019 в 44-ФЗ появилось понятие обеспечение гарантийных обязательств. Как поступить с обеспечением гарантийных обязательств на товар (работу, услугу), который заказчик передает третьему лицу, например, при закупке квартиры (для детей сирот) устанавливается гарантийный срок 5 лет, заказчик передает квартиру в собственность гражданину по договору мены. Обеспечение гарантийных обязательств (денежные средства) должны храниться 5 лет на счете заказчика? Заказчик не вправе перечислить их новому собственнику. Каким образом будет удерживаться обеспечение в случае неисполнения гарантийных обязательств?

30 сентября 2019, 15:30

1)Согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае,если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом при изменении объема и (или) видов выполняемых работпо контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

Данные изменения были внесены федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Начало действия документа — 01.07.2019 (за исключением отдельных положений).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Определение м Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 7-О общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие.Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

Под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу.

Обратная сила закона является общеправовой категорией, используемой в различных отраслях права, в том числе, гражданского.

В федеральном законе от 01.05.2019 № 71-ФЗ не содержится указание на придание его положениям обратной силы.Также по состоянию на текущий момент в Пензенское УФАС России не поступало каких-либо разъяснений относительно возможности применения «новых» положений части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Дополнительно сообщаем, что компетенция территориальных органов Федеральной антимонопольной службы определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

2)Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае,если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Ответ аналогичен ответу на первый вопрос.

3)Согласно пункту 10 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаезаключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии спунктами 1,8,22,23,29,32,34,51 части 1 статьи 93настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта не допускаетсяперемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемникомпоставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Согласно части 1 статьи 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон — кредитора или должника— могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 420 ГК РФ договоромпризнается соглашение двух или нескольких лицоб установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условияо предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Например, согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Статьей 708 ГК РФ предусмотрены требования к срокам выполнения работ, статьёй 709 ГК РФ – к цене выполняемых работ. Частью 1 статьи 740 ГК РФ определено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Согласно части 1 статьи 744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.

Исходя из анализа норм гражданского законодательства существенными условиями договора подряда, в том числе, строительного подряда следует считать предмет (вид работ, предполагаемых к выполнению), цену договора, сроки выполнения работ, порядок приемки выполненных работ.

Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанной статьей.

Таким образом, исходя из анализа норм законодательства о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ понятия «стороны» договора и «существенные условия» договора являются отличными друг от друга, и соответственно в таком случае, по «общему» правилу части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе не допускается перемена поставщика/подрядчика/исполнителя (кроме правопреемства) при исполнении контрактов, в том числе, заключенных по указанным выше пунктам части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В тоже время, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Компетенция территориальных органов ФАС России определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

В связи с изложенным Ваши вопросы (в том числе № 4) направлены в ФАС России, и при получении ответа будут дополнительно опубликованы.

Как заказчику расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Часть 8 статьи 95 Закона №44-ФЗ предусматривает следующие основания для расторжения контракта: по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Односторонний отказ позволяет заказчику прекратить обязательства по контракту в том случае, когда другая сторона нарушила существенные условия контракта и свои обязательства, указанные в тексте контракта. Если контракт расторгнут в одностороннем порядке, у нерадивого поставщика есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

А заказчик получает возможность заключить контракт со следующим участником закупки или провести запрос котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок. В нашей статье мы подробно рассмотрим последовательность действий заказчика по одностороннему отказу от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур (закрытых электронных процедур).

Подобрать закупочную позицию

Когда заказчик вправе применить односторонний отказ

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона №44-ФЗ односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен, если основания для этого предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ о соответствующем виде обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом в ст.717, п.1 ст.782 ГК РФ закреплено право заказчика отказаться от исполнения контракта даже в случаях, если нарушений со стороны контрагента не было. Но анализ норм ч.ч.10, 11, 14 ст.

95 Закона №44-ФЗ показывает, что ч.9 ст.95 Закона №44-ФЗ может применяться только в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту. Такой вывод подтверждается письмом ФАС России от 12.03.2019 №ИА/18794/19, в котором ведомство разъяснило, что принятие решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта.

Нормы ГК РФ, позволяющие заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, мы собрали в таблицу:

Норма ГК РФ

Контракт на поставку товара

Поставщик не передал заказчику проданный товар

Документы или принадлежности, относящиеся к товару, не переданы заказчику и в установленный заказчиком срок поставщик не исправил этот недостаток

Поставлен товар с нарушением условия об ассортименте

Поставлен некачественный товар (обнаружены:

– недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени,

– недостатки выявляются неоднократно или проявляются вновь после их устранения,

– другие подобные недостатки)

Поставлен некомплектный товар и поставщик в разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товара

Подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передан без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке

Неисполнение поставщиком обязанности по страхованию товара, если такая обязанность была предусмотрена контрактом

Поставщик поставил товары ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок или неоднократно нарушил сроки поставки товаров

Контракт на выполнение работ, оказание услуг

п.3 ст.708 и п. 2 ст.405

Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, вследствие чего исполнение потеряло интерес для заказчика

Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным

Во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом и подрядчик не исполнил в назначенный срок требование заказчика об устранении недостатков

Рекомендуем  Пенсия по потере кормильца матери ребенка до 14 лет

Недостатки работы, допущенные подрядчиком, не были устранены в установленный заказчиком срок либо эти недостатки являются существенными и неустранимыми

Обнаружены существенные недостатки результата работы и подрядчик не выполнил требование заказчика об их безвозмездном устранении

Перечислять в контракте возможный перечень оснований для одностороннего отказа необязательно. ВС РФ в пункте 14 Обзора от 28.06.2017 указал, что отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.

При этом в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 рекомендуется включать в проект контракта перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Но данное письмо говорит о целесообразности, а не об обязательности таких действий.

Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта должно быть указано в контракте, в противном случае заказчик не может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке на основании ч.9 ст.95 Закона №44-ФЗ. Следует учитывать, что при включении в контракт права на односторонний заказ для заказчика, другая сторона контракта в силу ч.19 ст.95 Закона №44-ФЗ также получает аналогичное право.

Для возможности формирования и направления в ЕИС контрагенту решения об одностороннем отказе необходимо, чтобы в информации о контракте в реестре контрактов был установлен признак «Контрактом предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона 44-ФЗ». С 1 апреля 2022 года данный признак переходит из извещения об осуществлении закупки без возможности редактирования, поэтому заказчику необходимо предусмотреть право на односторонний отказ уже при формировании структурированной формы извещения в ЕИС.

Усилить позицию заказчика, решившегося на одностороннее расторжение контракта, может проведение независимой экспертизы. Согласно ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ , заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом следует учитывать, что в таком случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч.11 ст.95 Закона №44-ФЗ).

Когда заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке

В соответствии с ч.15 ст.95 Закона №44-ФЗ заказчик обязанпринять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (независимо от наличия соответствующего условия в тексте контракта), в следующих случаях:

– если в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением или (при закрытых закупках) документацией требованиям к участникам закупки (за исключением требования об отсутствии информации об участнике в РНП (при наличии такого требования) и (или) поставляемому товару;

– если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика участник закупки представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в извещении, что позволило ему стать победителем;

– если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п.47 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут;

– если в ходе исполнения контракта, заключенного в соответствии с п.48 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, расторгнут контракт со встречными инвестиционными обязательствами, заключенный в соответствии со ст.111.4 Закона №44-ФЗ.

Две последние нормы являются специфичными и вряд ли большинству заказчиков придется с ними столкнуться. Что же касается случаев выявления несоответствия поставляемого товара (или поставщика) установленным требованиям, такие ситуации на практике встречаются достаточно часто. Здесь нужно отметить, что если поставщика не было в РНП на момент рассмотрения заявок и информация о нем появилась в РНП в период заключения или исполнения контракта, это не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.

Такой вывод сделал Верховный суд в Определении от 3 июня 2021 г. №310-ЭС21-7923 по делу N А14-17053/2019.

Порядок действий заказчика при одностороннем отказе

В июле 2022 года вступила в силу новая редакция статьи 95 Закона № 44-ФЗ и процедура одностороннего отказа для большинства закупок перешла в электронную форму. К таким закупкам относятся все открытые электронные процедуры (в том числе закупки у единственного поставщика по ч.12 ст.93 Закона №44-ФЗ) и закрытые электронные процедуры. Порядок действий заказчика в этом случае установлен ч.12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ.

В бумажной форме решение об одностороннем отказе направляется только для закрытого конкурса или аукциона, закупок у единственного поставщика (за исключением закупок по ч. 12 ст. 93), закупок по реше нию Правительства, закупок на территории иностранного государства. Порядок направления « бумажного » решения об одностороннем отказе регулируется ч.12.2 ст.95 Закона №44-ФЗ.

Алгоритм одностороннего расторжения контракта для электронных процедур, установленный ч.12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ, состоит в следующем:

– заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает решение в ЕИС. В случаях, перечисленных в ч. 5 ст.103 Закона №44-ФЗ, решение не размещается на официальном сайте ЕИС;

– решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее 1 часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления контрагенту решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент;

– поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в электронном виде формируется и направляется поставщику в ЕИС. Нужно зайти в карточку контракта, который расторгается, и на странице «Реестр документов об исполнении контракта» во вкладке «Переписка и уведомления» нажать на кнопку «Сформировать односторонний отказ». Сформировать решение также возможно на вкладке «Документы электронного актирования», выбрав в контекстном меню контракта пункт «Сформировать односторонний отказ».

Согласно ч.13 ст.95 Закона №44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Чтобы рассчитать дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, нужно прибавить к дате, следующей за датой публикации решения, 10 календарных дней.

Например, заказчик разместил решение в ЕИС 3 октября 2022 года + 10 дней = решение вступило в силу и контракт расторгнут 14 октября 2022 года.

Если расчетная дата приходится на выходной или праздничный день, то, в силу ст.193 ГК РФ датой расторжения контракта будет являться первый рабочий день, следующий за расчетным днем.

Например, заказчик разместил решение в ЕИС 5 октября 2022 года + 10 дней = 16 октября 2022 года. Но так как 16 октября 2022 года является выходным днем, то датой расторжения считается 17 октября 2022 года (рабочий день, следующий за выходным днем).

Ошибка в расчете сроков вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ и наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей; на юридических лиц – 200 тысяч рублей.

Отмена решения заказчика об одностороннем отказе

В соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта контрагент:

– устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком вышеуказанного решения,

– компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ.

Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Порядок отмены заказчиком решения для электронных процедур, закрытых электронных процедур установлен частью 14.1 ст.95 Закона №44-ФЗ. Заказчик, не позднее одного дня, следующего за днем отмены:

  • формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения;
  • подписывает его усиленной электронной подписью уполномоченного лица;
  • размещает извещение в ЕИС. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона №44-ФЗ, такое извещение не размещается на официальном сайте.

Формирование извещения об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта проводится в ЕИС на странице « Реестр документов об исполнении контракта” на вкладке « Переписка и уведомления » . В списке сформированных документов требуемого контракта необходимо найти документ « Решение об одностороннем отказе » , в контекстном меню – нажать на кнопку « Отменить » . После этого отобразится страница формирования извещения об отмене решения.

Вступление решения об одностороннем отказе в силу

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) в отведенный ему 10-дневный срок не исправил нарушения по контракту, контракт будет расторгнут и заказчик обязан:

  • направить информацию о контрагенте в РНП (ч.16 ст.95, ч.2, ч.4 ст.104 Закона №44-ФЗ).

Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направляется заказчиком не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в территориальное УФАС посредством ЕИС (страница « Реестр обращений в контрольный орган в сфере закупок » ).

  • направить информацию в реестр контрактов.

Информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов (п.11 ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ) в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта.

Если решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано в ЕИС, такое решение, а также содержащаяся в нем информация, подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем его подписания, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).

При размещении заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в реестре контрактов автоматически формируется проект информации о расторжении контракта, который в дальнейшем размещается заказчиком.

Заключение нового контракта после одностороннего расторжения

После расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик вправе:

  • осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, проведя запрос котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок ( подпункт « б » п. 2 ч.10 ст.24, ч.17 ст.95 Закона №44-ФЗ);
  • заключить контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий номер, при условии включения в РНП информации об участнике, с которым был расторгнут контракт (ч.17.1 ст.95 Закона №44-ФЗ). Требование о включении в РНП не устанавливается для контрактов на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан .

Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил свои обязательства, то при заключении нового контракта заказчику следует уменьшить количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена нового контракта уменьшается пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги (ч.18 ст.95 Закона №44-ФЗ).

Порядок заключения контракта со следующим участником регулируется ч.17.2 ст.95 Закона №44-ФЗ. Новый контракт заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. В случае электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключение контракта проводится на электронной площадке (специализированной электронной площадке).

Необходимым условием заключения контракта со « вторым » и последующими участниками является их согласие. Участник, который не согласен заключать контракт, вправе разместить на площадке отказ от заключения контракта. Негативные последствия для него при этом не наступают.

Если участник отказался от заключения контракта, заказчик вправе возобновить процедуру со следующим участником, не отозвавшим свою заявку, неограниченное количество раз.

Ошибки заказчиков при одностороннем отказе от исполнения контракта

В июле 2022 года изменилась процедура одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями контрагентом условий контракта, регламентированная статьей 95 Закона № 44-ФЗ. В открытых и закрытых электронных способах определения поставщика решение заказчика об одностороннем отказе, подписанное в ЕИС, автоматически направляется контрагенту и данный порядок является официальным уведомлением контрагента о принятом заказчиком решении.

Изменились правила определения даты надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении. Теперь такая дата определяется как дата размещения в ЕИС решения в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент.

Хотя процесс одностороннего расторжения контракта для заказчика существенно упростился, вероятность допустить ошибку полностью исключить невозможно. В нашей статье мы рассмотрим примеры из недавней практики судебных органов и ФАС, иллюстрирующие ошибки заказчиков при проведении одностороннего отказа от исполнения контракта.

Подобрать закупочную позицию

Право на односторонний отказ нужно предусмотреть не только в проекте контракта, но и в извещении

В соответствии с ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Вместе с тем, п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика указывать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта еще и в извещении об осуществлении закупки.

Отсутствие в структурированной форме извещения права на односторонний отказ не позволит заказчику технически сформировать в ЕИС и направить контрагенту решение об одностороннем отказе, так как данный признак переходит из извещения в контракт без возможности редактирования. Кроме того, расхождения между извещением и проектом контракта в части допустимости одностороннего отказа могут повлечь административную ответственность для заказчика

В решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 июля 2022 г. № 050/06/105-26958/2022 (извещение N 0848300051722000692)рассмотрена жалоба на ненадлежащее установление условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в извещении о проведении конкурса. Заказчик предусмотрел односторонний отказ в проекте контракта, но не указал его в извещении. Комиссия Московского областного УФАС признала заказчика нарушившим п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Установлено административное нарушение по ч. 4.2. ст.

7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок) с применением к должностному лицу административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: « Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта » . И далее: « …при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях » .

Указанная позиция находит отражение в правоприменительной практике. Так, в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2022 г. N 21АП-2846/22 по делу N А84-1407/2021рассмотрена апелляционная жалоба заказчика на решение суда первой инстанции, признавшего недействительным односторонний отказ заказчика от исполнения гражданско-правового договора и взыскавшего с заказчика стоимость выполненных работ по договору.

Рекомендуем  Штраф за снос дома без разрешения

Между заказчиком и исполнителем был заключен договор на оказание услуг по обследованию объектов медицинских организаций. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с невыполнением исполнителем работ в установленный срок, а также нарушением качества их выполнения и уведомил об этом исполнителя. Исполнитель не согласился с решением заказчика. По его мнению при заключении и исполнении договора заказчик действовал недобросовестно, неоднократно препятствовал исполнителю исполнить надлежащим образом договор.

Он указал также, что им были оказаны услуги в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства и условий договора.

Комиссия УФАС не включила сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), поскольку не нашла доказательств недобросовестного характера поведения исполнителя.

Далее исполнитель обратился в суд первой инстанции с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, а также заявил требование о взыскании стоимости выполненных работ по договору. Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, по результатам которой зафиксированы недостатки результатов выполненных работ, которые носят устранимый, не существенный характер и подтверждена стоимость фактически выполненных исполнителем работ. Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 12888/11, сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ.

Суд первой инстанции сделал вывод, что основания для одностороннего расторжения договора в связи с нарушением его существенных условий отсутствовали и обязал заказчика оплатить исполнителю стоимость выполненных работ в сумме, определенной в экспертном заключении. Апелляционный суд не стал пересматривать дело.

Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В практике встречаются случаи, когда заказчики допускают ошибки в определении даты расторжения контракта. Например, в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 сентября 2021 г. N РНП-11-162 (извещение N 0107300003321000036)рассмотрена ситуация, в которой заказчик расторг контракт на девятый, а не на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика и допустил нарушение ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта является административным правонарушением по ч. 6 ст.

7.32 КоАП РФ и грозит для должностного лица заказчика административным штрафом в размере 50 тысяч рублей.

При расчете срока вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта необходимо помнить о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе, контрагент устранит нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы.

Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, заказчик обязан предоставить контрагенту 10 календарных дней на устранение нарушений контракта. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого контрагент может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. А решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым не ранее следующего рабочего дня.

Рассмотрим пример из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 августа 2022 г. N РНП-55-121/2022 (извещение N 0352100012722000016). Датой уведомления поставщика является 21.07.2022. На основании ст.

193 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ поставщик в период с 22.07.2022 по 01.08.2022 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения. Поэтому датой расторжения контракта должна была являться дата 02.08.2022. Заказчик, в нарушение ч. 13 и ч. 14 ст.

95 Закона № 44-ФЗ указал дату расторжения контракта 01.08.2022.

Аналогичная ситуация приведена в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 апреля 2022 г. N 007/06/104-305/2022 (извещение N0104200002121000013). По результатам проверки комиссией Кабардино-Балкарского УФАС установлено, что заказчиком не был предоставлен подрядчику десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта со стороны подрядчика. Вследствие нарушения заказчиком порядка расторжения контракта комиссия не включила сведения о подрядчике в РНП.

Необходимо соблюдать сроки, установленные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ для направления информации и документов в реестр контрактов

В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта для размещения в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта. Указанная норма закона обязывает заказчика также направить в реестр контрактов р ешение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное с использованием ЕИС, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Кроме того, в течение 5 рабочих дней в реестр контрактов направляется информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта (в частности, требование заказчика об уплате контрагентом неустойки (штрафа, пени)).

За неразмещение или нарушение срока размещения сведений в реестре контрактов должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ( административный штраф в размере 20 тысяч рублей).

Например, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком своих обязательств по контракту. Контракт был расторгнут. Комиссия УФАС включила сведения о подрядчике в РНП, но по результатам проверки установила, что заказчик не направил в установленный срок в реестр контрактов информацию об исполнении контракта, а именно требования об уплате неустойки, предъявленные заказчиком подрядчику. В итоге заказчика признали нарушившим ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, а в действиях должностного лица выявили признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст .7.31 КоАП РФ (см.

решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 августа 2022 г. N РНП-31171эп/22 (извещение N 0848300060622000217)).

Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП нужно направлять не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта

Указанное правило сформулировано в ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, с 1 июля 2022 заказчику необходимо отслеживать поступление в ЕИС решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, направленных контрагентами. Согласно ч. 22.2 ст.

95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить обращение о включении в РНП сведений о контрагенте, если тот принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Обращение в этом случае направляется не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения контрагента.

За нарушение сроков направления обращения о включении в РНП должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ (штраф 20 тысяч рублей) или по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ ( штраф 15 тысяч рублей).

К сожалению, заказчики часто направляют в РНП сведения позже установленного срока (см. например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 октября 2022 г. N 065/06/104-415/2022 (извещение N 0361200015022000306), решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 апреля 2022 г. N РНП-30-52-2022 (извещение №0325300016321000055)).

Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе

Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.

Рассмотрим пример из практики – решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19 мая 2022 г. (извещение N 0311200029122000001). Между заказчиком и исполнителем был заключен контракт на транспортное обслуживание экскурсионных маршрутов. Исполнитель предоставлял транспортные средства по заявкам заказчика. Но когда заказчик направил исполнителю письменную заявку на предоставление транспортных средств на предстоящие майские праздники, исполнитель ответил, что не сможет предоставить необходимое количество автобусов в нужный заказчику период.

Заказчик, заранее, не дожидаясь даты оказания услуг и не предпринимая никаких мер по урегулированию возникших разногласий, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исполнитель, после получения решения заказчика, направил письмо, в котором указал на то, что готов оказать услуги, в соответствии с заявкой, предоставить требуемое количество транспортных средств и просил отменить принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Но решение заказчиком отменено не было.

Заказчик не хотел рисковать тем, что часть гостей останется без транспорта, ввиду чего контракт был расторгнут.

Комиссия Татарстанского УФАС, проводя проверку, установила, что заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта еще до наступления даты оказания услуг, указанной в заявке. Ранее исполнитель предоставлял автотранспорт в соответствии с направленными заявками и исполнял контракт надлежащим образом. Так как в течение 10 дневного срока исполнитель указал на готовность предоставить автотранспорт в соответствии с заявкой, заказчик был обязан отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, заказчиком были нарушены положения части 9 статьи 104, части 14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Должностное лицо заказчика привлекли к ответственности по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Изменение и расторжение контракта регламентирует статья 95. «Изменение, расторжение контракта».

По общему правилу, в соответствии с данной статьей, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Что представляют собой существенные условия контракта смотрите здесь

Но, как и везде, здесь есть исключения, и перечислены они в ч.1 нашей статьи, посмотрим подробно:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без измененияпредусмотренных контрактом количестватовара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов.

При этом допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги.

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд или нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года контракта или муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или на основании решения местной администрации соответственно;

3) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов)на товары, работы, услуги;

4) при уменьшенииранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

5) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

6) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.

При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

7) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

8) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

zabota_cher_
Оцените автора