Согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации (статья 55 ГрК РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей — от 20 тысяч до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).
Не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п. 3
ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
При этом создание зданий и сооружений вспомогательного использования должно предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства, такой вспомогательный объект возводится на одном земельном участке с основным объектом, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения и предназначен для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.
Объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами, а также пристрои вспомогательными не являются. За строительство и эксплуатацию указанных объектов без соответствующих разрешений наступает ответственность предусмотренная чч.1 и 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
(подготовлено помощником прокурора Кировского района г. Перми Трухиной З.В.)
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Пермского края
Прокуратура Пермского края
Дата публикации:
4 мая 2022, 09:59
Ответственность за строительство без разрешения и эксплуатацию объекта строительства без разрешения на ввод
Согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации (статья 55 ГрК РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей — от 20 тысяч до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).
Не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п. 3
ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
При этом создание зданий и сооружений вспомогательного использования должно предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства, такой вспомогательный объект возводится на одном земельном участке с основным объектом, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения и предназначен для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.
Объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами, а также пристрои вспомогательными не являются. За строительство и эксплуатацию указанных объектов без соответствующих разрешений наступает ответственность предусмотренная чч.1 и 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
(подготовлено помощником прокурора Кировского района г. Перми Трухиной З.В.)
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Под «правовым режимом строительства объектов» понимается совокупность правил, закрепленных в нормативных правовых актах различного уровня, порядок регулирования общественных отношений в сфере строительства, основанный на действии общих принципов градостроительной деятельности, выражающийся в способах и гарантиях его реализации, ответственности за нарушения его требований.
Отношения в сфере строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), являющимся основой всей системы законодательства в сфере строительства объектов. На основе положений ГрК РФ разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовые акты муниципальных образований, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, а также по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по эксплуатации зданий, сооружений.
К отношениям в сфере строительства применяется не только градостроительное законодательство, но и гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Разрешение на строительство представляет собой основной документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.
Основанием выдачи разрешения на строительство является строительство объектов капитального строительства.
Выдача разрешений осуществляется:
на территориях городских округов — органами местного самоуправления городских округов; на соответствующих межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципальных районов;
территориях поселений — органами местного самоуправления. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ в зависимости от статуса земельного участка или объекта строительства.
Застройщик должен направить соответствующее заявление непосредственно в уполномоченные органы местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство.
Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, а также документов, необходимых для его получения может осуществляться:
через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; по средствам единой информационной системы жилищного строительства (застройщики, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик»). Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, определен в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся:
правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, проект организации строительства объекта); положительное заключение экспертизы проектной документации (подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории; копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории ( в случае если строительство планируется в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято соответствующее решение о комплексном развитии территории). Градостроительным кодексом Российской Федерации определен четкий перечень документов для получения разрешения на строительство, в связи с чем, не допускается требование иных документов, за исключением указанных.
По общему правилу выдача разрешения производится в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства без соответствующего разрешения, когда его получение является обязательным.
Поскольку, например, для строительства объектов вспомогательного назначения такого разрешения не требуется. Вместе с тем, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административные дела данной категории рассматриваются органами, осуществляющие государственный строительный надзор либо судами. Необходимо отметить, что судами рассматриваются административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 9.5. КоАП РФ только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Когда не нужно разрешение на строительство
А вы знали, что для постройки спортивного комплекса или склада разрешение на строительство требуются не всегда?
В каких случаях можно строить без разрешения?
Обычно строительство ассоциируется у граждан и застройщиков с бюрократической волокитой: необходимо разработать проектную документацию, провести экспертизу (и порой не одну), получить разрешительную документацию, направить уведомления или извещения о начале строительных работ и т.д. На самом же деле далеко не всегда требуется проходить стандартную процедуру, в том числе получать разрешение на строительство (далее – РнС).
В п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) определен ряд объектов, для возведения которых не нужна разрешительная документация. Но учитывайте, что эта норма регламентирует законное строительство без разрешительных документов, а не легализацию самовольной постройки в порядке ст.
222 Гражданского кодекса РФ.
Среди объектов, для строительства которых не требуется РнС, можно найти жилой и садовый дома, объекты ИЖС , газопроводы и т.д. Указано там и на «иные случаи», предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами и законодательством субъектов РФ, когда получать РнС не понадобится (подп. 5 п. 17 ст.
51 ГрК РФ).
Речь идет о возведении объектов индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев применения Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Что за «иные случаи», когда разрешение на строительство не потребуется?
Во-первых, это случаи, установленные федеральным законодательством. Так, Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 1816 определен перечень объектов, для которых получать РнС не надо. К ним относятся, например, трамвайные пути, тепловые сети с рабочим давлением до 1,6 Мпа или транспортировкой воды до 150 °C, водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм, солнечные батареи и др.
Во-вторых, это случаи, установленные законодательством субъектов РФ. Чаще региональное регулирование почти не отличается от федерального. И все же в законах некоторых субъектов есть весьма интересные случаи.
В Ленинградской области в упрощенном порядке можно осуществить строительство, в частности, трех видов объектов.
1. Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (ОКС): не более двух этажей, общая площадь – не более 1500 кв. м, вид разрешенного использования (ВРИ) участка – отдых (рекреация), предназначение – оказание услуг по организации спорта, отдыха и развлечений 1 .
До 2021 г. без РнС позволялось строить спортивные комплексы, стадионы и ледовые дворцы площадью до 1500 кв. м. Теперь ОКС с такими характеристиками разрешается возводить в упрощенном порядке, только если они не подпадают под категорию объектов массового пребывания граждан (далее – ОМП), т.е. если одновременно в таком здании могут находиться не более 50 человек.
2. Отдельно стоящие объекты дорожного сервиса: не более двух этажей, общая площадь – не более 1500 кв. м, расположение – в границах придорожных полос.
Согласно судебной практике объектами дорожного сервиса могут признаваться кафе, магазины, отели, автомойки, мастерские и т.д. С 2021 г. возможность строительства таких объектов без РнС ограничивается их «пропускной способностью» – они не должны относиться к ОМП.
3. Отдельно стоящие ОКС: не более двух этажей, общая площадь – не более 1500 кв. м, предназначение – для производственной деятельности. То есть это небольшие производственные объекты.
В Москве в упрощенном порядке можно строить производственные, складские и вспомогательные сооружения без устройства фундаментов, «офисы» продажи квартир с определенными характеристиками и т.д. 2
В Красноярском крае не нужно получать РнС для возведения мелиоративных систем, отдельно стоящих зданий и сооружений с определенными характеристиками (один этаж, общая площадь – не более 1500 кв. м и т.д.) 3 .
Таким образом, чтобы понять, можно ли обойтись без РнС, требуется определить, подпадает ли объект под действие федерального или регионального законодательства, которое допускает строительство в упрощенном порядке. Если объект в списке исключений, то можно строить без РнС и, как следствие, без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее – РнВ) и некоторых других документов. Это значительно ускоряет процесс создания объекта.
В чем заключается упрощенная процедура строительства?
При упрощенной процедуре застройщик пропускает несколько этапов обычного строительства и оформляет право собственности на созданный объект на основе меньшего количества документов.
Однако даже если РнС не требуется, застройщик обязан разработать проектную документацию, как и при стандартной процедуре. А вот проводить ее экспертизу не нужно (п. 3 ст.
49 ГрК РФ). В случае если планируется строить объект ИЖС или садовый дом, проектная документация не требуется, но застройщик может подготовить ее добровольно.
Если объект строится без РнС, застройщику не надо уведомлять уполномоченные органы о начале работ. Исключение – объект ИЖС и садовый дом, поскольку необходимость сообщить об их возведении определена в ст. 51.1 ГрК РФ.
Упрощается и этап завершения строительства. Cоздание объекта оканчивается регистрацией права на него. При стандартном строительстве застройщик должен получить РнВ.
На основании этого документа объект ставится на государственный кадастровый учет и регистрируется право собственности.
Упрощенная процедура не требует получения РнВ. Строительство завершается по факту окончания строительных работ, а государственный учет и регистрация права на объект осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок 4 .
Со случаями, когда не нужно РнС, можно подробнее ознакомиться в Юридическом справочнике застройщика.
1 Областной закон Ленинградской области от 18 мая 2012 г. № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».
2 Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. № 432-ПП «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».
3 Закон Красноярского края от 8 июня 2017 г. № 3-714 «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории края».
4 Пункт 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Фото: фотобанк Freepik/@vectorpocket
Дом по всем правилам. Верховный суд разъяснил, какие разрешения не нужны собственнику земли, чтобы построить себе дом
Гражданка собралась построить дом на своем собственном участке, но в таком разрешении ей было отказано. Упорная собственница все равно начала строить дом. Дом чиновники назвали в иске «самовольной постройкой» и попросили снести.
Районный суд в таком решении чиновникам отказал, но краевой с коллегами не согласился, решив, что дом надо снести. В Верховный суд РФ обратилась ответчица. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда решила, что требования гражданки справедливы.
Спор начался с иска краснодарских чиновников с просьбой снести построенный без разрешения дом. Но на требования чиновников ответчица подала встречный иск, в котором заявила, что она собственница участка, а построенный на нем дом не нарушает целевого использования земли, не нарушает ничьи права, не создает угрозу жизни окружающих и отвечает всем санитарным, строительным и противопожарным нормам. Поэтому оснований сносить дом она не видит, а просит признать за ней право собственности на дом.
В иске гражданка подчеркнула, что разрешение на строительство она просила, но ей его не дали.
Прикубанский районный суд иск чиновников и встречный иск хозяйки дома рассмотрел и решил отказать обоим.
Краснодарский краевой суд с решением райсуда не согласился. И, отменив его, принял новое решение, согласившись с требованием чиновников.
Но Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ такой вердикт не устроил. И он объяснил, какие нарушения были допущены при рассмотрении этого спора. Участок нашей героини был в ее собственности, имел кадастровый номер. Категория участка — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для строительства жилых домов. Администрация одного из округов Краснодара отказалась дать собственнице земли разрешение на строительство дома.
Была выездная проверка соблюдения земельного законодательства администрацией города. Проверка показала, что на участке нашей героини без разрешения на строительство возводится жилой дом. Комиссия составила протокол о привлечении гражданки к административной ответственности.
По заключению судебной экспертизы построенный объект является жилым домом и соответствует строительным и экологическим нормам, а также требованиям пожарной безопасности. И еще там было сказано, что правила землепользования и застройки «на спорном объекте незавершенного строительства не нарушены».
Районный суд, отказывая чиновникам, исходил из того, что гражданка построила дом на своем участке и не нарушила никаких норм, правил, законов. Отказывая застройщице во встречном иске, райсуд подчеркнул: разрешения на строительство не было, но дама не предпринимала мер для легализации постройки.
Краевой суд, когда отменил решение районного суда и принимал новое решение, сказал, что хозяйка участка не представила доказательств, что оспаривала отказ местных чиновников разрешить стройку. Поэтому «возводимое строение обладает признаками самовольной постройки, которая подлежит сносу лицом, осуществившим ее и за его счет». Именно с этим выводом и не согласился Верховный суд РФ.
Он начал с 222-й статьи Гражданского кодекса, в которой разъясняется, что такое «самовольная постройка». Под таким названием понимается здание или сооружение, построенное на участке, для строительства не предоставленном, и возведенное без разрешений в нарушение норм и правил. В той же статье сказано, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, но лишь в том случае, если в собственности находится участок, на котором «создана постройка».
Но для признания права собственности на дом без разрешения должны быть соблюдены несколько условий.
Первое — если на землю, на которой стоит постройка, у застройщика есть права. Второе — если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, «установленным документацией по планировке территорий, правилам землепользования и застройки». Третье — если сохранение постройки не нарушает права и интересы других людей и не создает угрозу жизни.
Было совместное постановление Пленумов Верховного и Арбитражного судов (N10/22 от 29 апреля 2010 г.), на котором говорилось о спорах по правам собственности. На пленумах было заявлено следующее: при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при возведении «существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан». И главная мысль — отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
В материалах пленумов подчеркивается: необходимо учитывать, предпринимал ли создатель незаконной постройки «надлежащие меры» к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию. А еще суды должны выяснить, правомерно ли чиновники отказывали гражданину в разрешении или вводе в эксплуатацию. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если суд установит, что единственным признаком незаконной постройки было отсутствие разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а гражданин пытался это сделать.
В нашем случае суд установил, что гражданка строила дом на своей земле и не нарушила никакие нормы и правила, а ее дом не создавал никому угрозу. Верховный суд подчеркнул: отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на незавершенный объект строительства. Эти обстоятельства апелляцией учтены не были.
Это в итоге и повлекло вынесение судом незаконного решения.
Текст: Наталья Козлова
Российская газета — Неделя № 203(7961)
Все разъяснения — Прокуратура Смоленской области
Правоотношения, возникающие вследствие осуществления самовольного строительства, носят комплексный характер и регулируются положениями Гражданского, Земельного, Градостроительного, Жилищного кодексов Российской Федерации и других федеральных законов.
Понятие самовольной постройки, последствия ее возведения и условия признания права на нее содержатся в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил.
Исходя из положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях признания объекта самовольной постройкой должно быть установлено, что спорный объект не соответствует установленным требованиям о получении градостроительных согласований и разрешений, действующих как на дату начала возведения или создания самовольной постройки, так и на дату выявления самовольной постройки.
Применительно к объектам индивидуального жилищного строительства с 2018 года определены новые (упрощенные) правила возведения объектов индивидуального жилищного строительства.
Статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства соответствующего объекта застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве. Уполномоченным органам проверяется соответствие указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным градостроительным параметрам и требованиям, а также правовому режиму земельного участка.
Положениями этой же статьи установлены основания для возвращения застройщику уведомления о планируемом строительстве без рассмотрения, а также направления ему уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения такого объекта.
Правообладателю земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до августа 2018 года начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, предоставлено право до 1 марта 2031 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Из анализа приведенных положений следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта индивидуального жилищного строительства согласно планируемым параметрам на заявленном земельном участке.
Материал подготовлен прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска Смоленской области.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Смоленской области
Прокуратура Смоленской области
Дата публикации:
16 декабря 2022, 13:44
Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве как признак самовольной постройки
Правоотношения, возникающие вследствие осуществления самовольного строительства, носят комплексный характер и регулируются положениями Гражданского, Земельного, Градостроительного, Жилищного кодексов Российской Федерации и других федеральных законов.
Понятие самовольной постройки, последствия ее возведения и условия признания права на нее содержатся в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил.
Исходя из положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях признания объекта самовольной постройкой должно быть установлено, что спорный объект не соответствует установленным требованиям о получении градостроительных согласований и разрешений, действующих как на дату начала возведения или создания самовольной постройки, так и на дату выявления самовольной постройки.
Применительно к объектам индивидуального жилищного строительства с 2018 года определены новые (упрощенные) правила возведения объектов индивидуального жилищного строительства.
Статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства соответствующего объекта застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве. Уполномоченным органам проверяется соответствие указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным градостроительным параметрам и требованиям, а также правовому режиму земельного участка.
Положениями этой же статьи установлены основания для возвращения застройщику уведомления о планируемом строительстве без рассмотрения, а также направления ему уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения такого объекта.
Правообладателю земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до августа 2018 года начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, предоставлено право до 1 марта 2031 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Из анализа приведенных положений следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта индивидуального жилищного строительства согласно планируемым параметрам на заявленном земельном участке.
Материал подготовлен прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска Смоленской области.
Кому можно строить без разрешений с 1 сентября?
С сентября этого года установлены новые критерии для определения вспомогательных построек. Теперь можно строить определенные сооружения без согласования — получения разрешения в соответствующих инстанциях.
Следите за актуальными новостями — подписывайтесь на нашу рассылку.
С сентября текущего года постановлением правительства РФ №703-2023 введены в действие новые критерии определения статуса различных построек в качестве вспомогательных.
Особенность нововведения в том, что теперь можно строить определенные объекты (небольшие сооружения) без предварительного согласования — получения разрешения на строительство в контролирующих или надзорных инстанциях. Ниже разберемся в этом вопросе более детально.
Что можно строить без разрешения: вспомогательные постройки
Согласно правилам, утвержденным постановлением РФ №703-2023, строить без разрешения можно постройки, которые являются вспомогательными.
Другими словами, для возведения небольших строений, которые предназначены для обслуживания основного здания и предусмотрены проектом, не требуется дополнительное согласование в надзорных инстанциях.
Основное здание — это капитальное сооружение, главенствующее на участке по назначению и архитектурным признакам. Его строительство осуществляется при наличии не только утвержденного проекта, но и разрешительной документации.
Какие объекты считаются вспомогательными?
- Общий проект. Строение предусмотрено проектом строительства дома или другого основного здания и предназначено для его обслуживания (обеспечения эксплуатации, функционала).
- Общая земля и цель сооружения. Объект располагается на общем участке с основным сооружением и предназначен для обеспечения функционала (эксплуатации) или обслуживания основного здания. При этом, он не относится к категории опасных и не является технически сложной или уникальной конструкцией, а его площадь менее 1500 м2.
- Частная земля. Если постройка возводится на индивидуальном участке, предоставленном для строительства частного дома (дачи), ведения подсобного хозяйства или других нужд при условии, что ее высота менее 20 метров, а количество этажей не больше 3. Это может быть теплица, сарай, навес, баня, колодец, мастерская, погреб или другой объект.
До выхода постановления РФ №703-2023 не было четких критериев (описания и характеристик) определения статуса вспомогательной постройки. Поэтому, нередко у владельцев возникали недоразумения с представителями надзорных или контролирующих органов.
Подводим итог: что можно делать на участке без разрешения?
- Строительство бани, погреба, котельной, навеса, колодца, гаража или другого вспомогательного объекта до 3 этажей, если его высота менее 20 м, а площадь до 1500 м2.
- Ремонт или перестройка погреба, гаража, мастерской или другого вспомогательного сооружения.
- Строительство, реставрация или перепланировка навеса, теплицы или другого некапитального здания.
- Ремонт или перепланировка основного здания и других капитальных построек без ухудшения надежности или безопасности конструкции, изменения характеристик, указанных в проектной документации.
Кого коснутся изменения?
Новые правила, утвержденные постановлением правительства РФ №703-2023, касаются всех без исключения владельцев земельных наделов, на которых уже есть постройки или планируется их строительство.
- Строительство личного жилья: дом, коттедж, усадьба, сезонная дача, др.
- Ведение подсобного хозяйства: ферма, овощеводство, пчеловодство, другое предприятие.
- Ведение садоводства или огородничество: виноградник, сад, теплица, др.
- Блокирование земли под жилую застройку и др.
Как избежать наказания за незаконное строительство?
Учитывая стремительный ритм современной жизни, довольно сложно постоянно быть в курсе текущих изменений в действующем законодательстве. Однако не стоит отчаиваться, запишитесь на обучение по строительству в наш учебный центр «Проф-Ресурс».
Для тех, у кого нет профильного образования, у нас предусмотрена специальная программа профпереподготовки по строительству, позволяющая быстро и недорого освоить новую специальность в дистанционном формате.
А для желающих стать лучшим в своей профессии, мы проводим курсы повышения квалификации по стройке.
Чтобы подробнее узнать о программах нашего учебного центра или задать интересующий вас вопрос, вы можете позвонить нам, написать в чат или оставить свои данные в форме обратной связи. Консультация бесплатна.