Так как Беларусь — член Евразийского экономического союза (ЕАЭС), принимать граждан этой страны на работу в России можно в упрощённом порядке.
Какие документы нужно предоставить?
При приёме на работу гражданин Беларуси должен представить стандартный пакет документов, который указан в статье 65 Трудового кодекса РФ, а также документ о постановке на миграционный учет.
Постановка на миграционный учёт
Белорусы могут не вставать на учёт по местопребыванию в течение 90 суток с даты въезда в Россию. После этого срока они должны зарегистрироваться в общем порядке. Срок регистрации зависит от срока трудового договора.
Если трудовой договор срочный, например, на 3 года, регистрация будет действительной 3 года. Если же договор заключён бессрочно, нужно будет ежегодно продлевать регистрацию.
При трудоустройстве гражданину Беларуси нужно предоставить либо документ о постановке на миграционный учет, либо документ, подтверждающий въезд на территорию России менее 90 суток назад — например, проездной билет.
Сведения о стаже
-
Для отражения сведений о стаже нужно предоставить один из двух документов:
- сведения по форме СТД-Р, если после 01 января 2020 года сотрудник уже работал в России и выбрал способ ведения трудовой книжки в электронном виде
- трудовую книжку российского или советского образца при наличии
Если ни одного из документов нет, работодатель оформляет трудовую книжку на бумажном носителе или в электронном виде — по желанию работника и вносит туда сведения о приёме. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории Беларуси в новую трудовую книжку переносить не нужно.
СНИЛС
Перед трудоустройством работник может самостоятельно оформить СНИЛС.
Для этого нужно обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту временной или постоянной регистрации, предъявить документ, удостоверяющий личность, и заполнить заявление-анкету застрахованного лица.
Срок оформления СНИЛС — 5 рабочих дней.
Работодатель сможет вовремя предоставить сведения по форме СЗВ-ТД, если при приёме на работу у сотрудника уже будет СНИЛС.
Если же гражданин Беларуси принят на работу без СНИЛС, то работодатель должен сам подать форму АДВ-1, приложив опись по форме АДВ-6-1. Отправить документы работодатель должен в течение 1 рабочего дня после того, как вышел приказ о приёме на работу.
Срок получения документа — тоже 5 рабочих дней.
При этом варианте не получится в установленные сроки сдать отчёт по форме СЗВ-ТД в связи с отсутствием СНИЛС.
Уведомление в МВД РФ
Работодатель должен отправить в МВД РФ уведомление о том, что заключил трудовой договор с иностранцем, в том числе с гражданином Беларуси. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней.
-
Подать уведомление можно тремя способами:
- Лично в УВМ ГУ МВД. Заполненный бланк уведомления с полным пакетом документов подаётся в отдел по вопросам трудовой миграции, на территории которого иностранец будет работать.
- Через почту. Заполненный бланк уведомления отправляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в отдел по вопросам трудовой миграции, на территории которого иностранец будет работать.
- Через личный кабинет организации на сайте Госуслуг https://esia.gosuslugi.ru
Особая ситуация — удалённая работа. Если сотрудник принимается на дистанционный режим труда, информировать об этом МВД не нужно.
Как оформить сотрудника из Беларуси в 1С:ЗУП
При приёме гражданина Беларуси в 1С:ЗУП на вкладке Страхование
отражаем статус застрахованного лица:
НДФЛ для сотрудников из Беларуси
На вкладке Налог на доходы:
При установлении статуса гражданина страны-участника Договора о ЕАЭС с первого дня работы доходы будут облагаться по ставке 13%. По итогам года необходимо проверить наличие окончательного налогового статуса работника (письмо Минфина России от 27.02.2019 № 03-04-06/12764).
-
Если получится, что данный сотрудник провел в России менее 183 дней, то:
- он не признается налоговым резидентом РФ;
- необходимо пересчитать НДФЛ с его доходов по ставке 30% и доплатить налог в бюджет.
Однако существует и прямо противоположная позиция. Согласно письму ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@, на конец года не следует определять налоговый статус (резидент – нерезидент) работников из стран ЕАЭС и не нужно пересчитывать ранее начисленный и удержанный НДФЛ.
Объясняется это следующим. Несмотря на повышенную ставку НДФЛ 30% к доходам нерезидентов РФ, для граждан ЕАЭС предусмотрено исключение – их доход от работы по найму на территории РФ облагается НДФЛ по ставке 13 (15) процентов уже с первого дня (независимо от налогового статуса) (ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Пересчет налоговых обязательств по НДФЛ работника в конце года не предусмотрен. Поэтому даже если к концу года такой иностранный работник не приобретет статус налогового резидента РФ, НДФЛ по ставке 30 процентов работодателю пересчитывать не нужно. Такая позиция для тех работодателей, которые готовы отстаивать свою позицию в суде.
НДФЛ при удаленной работе
Работа, совершённая за пределами России, с точки зрения Налогового кодекса, является источником дохода, полученным за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Поэтому в ситуации, когда гражданин Беларуси работает на российскую компанию по трудовому договору о дистанционной работе, то не платит НДФЛ, т.к. не является резидентом.
Обязательному социальному страхованию он также не подлежит в связи с тем, что работает за пределами территории РФ.
Данные нюансы должны быть отражены в трудовом договоре сотрудника: должен быть отражен факт дистанционной работы и выбор страхования.
Пример формулировки: «Работнику устанавливается дистанционная (удаленная) работа на постоянной основе. Рабочим местом, в котором работник будет осуществлять свою трудовую функцию является — Республика Беларусь, адрес фактического проживания Работника. На взаимоотношения Работника и Работодателя в части пенсионного страхования законодательство РФ не применяется. Применимое право – действующее законодательство РБ»
Единственный отчет, который сдается по сотруднику, работающему удаленно — это СЗВ-ТД при приеме и увольнении и ежемесячно СЗВ-М.
Для отражения начислений по такому договора в 1С:ЗУП целесообразно создать отдельное необлагаемое начисление:
По окончании календарного года сотрудник запрашивает справку о доходах в произвольной форме и на основании отраженных доходов сотрудник самостоятельно уплачивает рассчитанные налоги по реквизитам, выставленным налоговыми органами Беларуси.
Понравилась статья?
- обучим работе
- настроим программы
- допишем новые функции
- будем регулярно обновлять программы
и консультировать по вопросам учета
Окажем услуги с оплатой по факту, если результат вас устроит.
Без предоплаты.
—>
Давайте обсудим
Посмотрите другие полезные материалы по теме «»
У нас вот такие
—> Кто мы такие?
клиентов на обслуживании
отличных сотрудников
место в рейтинге 1С
Входим в ТОП-10 партнёров по 1С:Фреш
Ирина Елистратова
Специалист-консультант по зарплате
Ирина Елистратова Ирина Елистратова
Загрузка комментариев.
- О компании
- 10 лет Простым решениям
- Новости
- Статусы компании
- Наши сотрудники
- Работа у нас
- Акции и бонусы
- Реквизиты
- Политика конфиденциальности
- 2 000 клиентов
- Бухгалтерия 3.0 69
- 1С:Фреш 17
- Управление нашей фирмой (УНФ) 91
- 1C для ЖКХ 41
- 1С:Аналитика 3
- 1С:Розница 5
- 1С:Управление Торговлей 5
- Импорт, экспорт, ЕАЭС 9
- Зарплата и кадры 46
- Бюджетный учет 17
- 1С:ERP и 1С:КА 2 11
- Сервисы 9
- Разное 13
Есть ли риск привлечения к ответственности работодателя при приеме иностранного гражданина без регистрации по месту пребывания. Возможно ли отказать в приеме на работу по данному основанию?
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам ВОПРОСПринимаем на работу гражданина Беларуси без временной регистрации. Вопросы:
- Есть ли для нашей организации риски штрафных санкций за прием сотрудника, нарушающего миграционное законодательство?
- Имеем ли мы право отказать в приеме на работу по данному основанию (по адресу нашей организации сотрудник не проживает)?
ОТВЕТ
- Работодатель в рассматриваемом случае (не выступает принимающей стороной для иностранного работника) за прием сотрудника, нарушающего миграционное законодательство, ответственность не несет. За несоблюдение правил миграционного учета к административной ответственности может быть привлечен сам иностранный гражданин по ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ и его принимающая сторона по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
- В соответствии с трудовым законодательством отсутствие регистрации по месту пребывания (жительства) не является основанием для отказа в приеме на работу, поэтому, считаем, что по данному основанию отказать в приеме на работу гражданину Беларуси работодатель не вправе.
ОБОСНОВАНИЕ
1.Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя осуществлять контроль за соблюдением иностранным работником требований миграционного учета, т.е. проверять наличие или отсутствие регистрации иностранного гражданина по месту пребывания (месту жительства), если работодатель не выступает принимающей стороной для данного иностранного работника.
По нашему мнению, работодатель имеет право удостовериться, что иностранец состоит на миграционном учете по месту пребывания – попросить предъявить отрывную часть уведомления о прибытии. В случае отсутствия регистрации работодатель может предупредить об ответственности за несоблюдение миграционного учета самим иностранным работником и его принимающей стороны.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ):
- нарушены правила миграционного учета;
- нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
- не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
- заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.
Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ):
- отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
- не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
- иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.
За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве,Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5 000 до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 3,3.1 ст. 18.8КоАП РФ
2.Согласно ст. 327.1 ТК РФ, на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.
Следовательно, отказать иностранцу в приеме на работу можно только по тем же основаниям, что и российскому гражданину.
Частью 2 ст. 3 ТК РФ установлен запрет на ограничение в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Кроме того, установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст.
64 ТК РФ).
Перечень документов, которые должен представить работник, содержится в ст. 65 ТК РФ. Документ, подтверждающий регистрацию иностранного работника по месту жительства или месту пребывания, в ст. 65 ТК РФ не указан.
Такого требования не содержится и в других законах, регулирующих отношения с иностранными гражданами. Требовать же от лица, поступающего на работу, иные документы, помимо предусмотренных законодательством, работодатель не вправе (ч. 3 ст.
65 ТК РФ).
Таким образом, отказ работодателя иностранному гражданину в приеме на работу в связи с отсутствием регистрации по месту пребывания (жительства) неправомерен.
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Какие есть особенности при приеме на работу гражданина Беларуси?
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам ВОПРОСКак принять на работу гражданина Беларуси? Какие документы, куда и в какие сроки подавать? ОТВЕТ
- Принимать на работу граждан Республики Беларусь по трудовому договору нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей.
- При заключении трудового договора с гражданином Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется.
Однако данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.
Поэтому рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора (договора гражданско-правового характера) не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.
Если организация не является принимающей стороной для иностранного работника (не предоставляет ему помещение для проживания), то в ее обязанности входит только представление уведомления о заключении трудового договора (договора гражданско-правового характера) с иностранным гражданином.
ОБОСНОВАНИЕ
1. В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные с гражданами России права, касающиеся, например, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий. Такие выводы следуют из содержания абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. ст.
7, 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст.
18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999.
При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Трудовая книжка должна быть российского или советского образца 1938, 1974 или 1975 г. Трудовые книжки стран ЕАЭС в России не применяются. Если у работника есть только национальная книжка, он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (Письма Роструда от 20 января 2014 г. N ПГ/13372-6-1, от 15 июня 2005 г. N 908-6-1);
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, в таком случае страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляется работодателем, что следует из анализа ч. 5 ст. 11, ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ;
- документ об образовании и (или) документ о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Никаких процедур признания документов об образовании проводить не нужно. При этом, для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании, например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Обратите внимание, если гражданин Беларуси имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ, то дополнительно он должен предъявить:
- разрешение на временное проживание в РФ — при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
- вид на жительство — при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).
Отметим, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
При приеме на работу трудовой договор с гражданином Беларуси заключается в том же порядке, что и с работником-гражданином РФ.
Трудовой договор должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.
Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:
- для иностранцев, временно проживающих на территории России — сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
- для иностранцев, постоянно проживающих на территории России — сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ.
Это указано в ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.
2. В силу нормы п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Какие-либо исключения из данного правила для граждан Республики Беларусь Законом N 115-ФЗ не установлены.
ФМС России в Письме от 02.04.2015 N МС-3/18223 разъясняла, что норма п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.
Вместе с тем п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 предусмотрено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Из указанных норм следует, что на граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ не распространяются. К такому же выводу пришел Верховный Суд РФ (Постановление от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Он признал незаконным привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст.
18.15 КоАП РФ работодателя, не уведомившего миграционную службу о приеме на работу гражданина Республики Беларусь.
Таким образом, согласно позиции Верховного Суда РФ работодателям (заказчикам услуг) при заключении (расторжении, прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Следовательно, при заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется. Но в связи с тем, что из нормы п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, которой установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган МВД России о заключении с иностранным гражданином трудового договора, отсутствует исключение для граждан Республики Беларусь, и ранее УФМС России по г. Москве в Письме от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н указала, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомлять органы ФМС России, и нет других официальных разъяснений уполномоченного органа по рассматриваемому вопросу в 2019 году, то данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.
Чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Может ли белорус работать в России без регистрации
19 сентября 2024 Регистрация Войти
6 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
16 октября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?
Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?
29 марта 2019
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!
Все права на материалы сайта ГАРАНТ. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «НПП «Гарант-Сервис-Университет»
3145), editor@garant.ru
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Энциклопедия решений. Трудоустройство временно пребывающего в РФ гражданина Белоруссии
На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (статьи 11, 327.1 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем оформления визы, и получившее миграционную карту*(1), но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца. По общему правилу, данная категория лиц вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ после оформления патента (п. 1 ст.
2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Однако Белоруссия является государством — участником Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.), а согласно п. 1 ст. 97 Договора на трудящихся государств-членов не распространяются ограничения по защите национального рынка труда, и им не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (см. также п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст.
7 Договора между РФ и РБ о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998)). Соответственно, временно пребывающим в РФ гражданам Белоруссии для легальной работы в РФ патент не нужен. Вследствие данного обстоятельства они, в частности, вправе работать на всей территории Российской Федерации, без учета территориальных ограничений, установленных для других категорий временно пребывающих в РФ лиц (п. 16 ст.
13.3 Закона N 115-ФЗ).
В отношении граждан Белоруссии действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ (ст. 1 Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан»). В этой связи работодателю (заказчику) не требуется при приеме на работу указанных лиц получать специальное разрешение на привлечение и использование иностранных работников (пп.
1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Трудоустройство временно пребывающего в РФ иностранца производится практически в том же порядке, что и гражданина России (с незначительными отличиями). В этом случае гражданин Белоруссии должен представить документы, указанные в статьи 65, 327.3 ТК РФ:
— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
— трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (ч.
8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);
— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. На основании п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.) документы об образовании, выдаваемые в Белоруссии, признаются в РФ без проведения установленных законодательством процедур их признания (за исключением случаев, когда иностранцы предполагают заниматься педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью) (см. также п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4). При этом работодатель вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык;
— документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы ПФР «личный кабинет зарегистрированного лица» (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч.
4 ст. 65 ТК РФ);
— при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
— при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).
Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст.
65 ТК РФ).
Несмотря на статус временно пребывающего в РФ лица, гражданину Белоруссии нет необходимости представлять при трудоустройстве полис ДМС (см. письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823, а также разъяснения, опубликованные на Информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»: ответ 1, ответ 2).
Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ).
Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).
Вместе с тем, как уже упоминалось, в отношении граждан Белоруссии не действуют ограничения, установленные российским законодательством для защиты национального рынка труда, не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, в сфере трудоустройства они полностью приравнены к гражданам РФ (п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N4, ст. 7 Договора между РФ и РБ о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998), ст. 97, 98 Договора о ЕАЭС (Астана, 29.05.2014)).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ имеют приоритет над нормами российского законодательства. Соответственно, на наш взгляд, при заключении (а также расторжении) трудового договора с гражданином Республики Беларусь уведомлять о данном факте территориальный орган МВД России не требуется (см. также постановления Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19, от 07.06.2018 N 83-АД18-6).
Однако поскольку МВД России своей официальной позиции по рассматриваемому вопросу не разъясняло, зачастую работодатели предпочитают направить соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса, чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Такой подход представляется вполне оправданным.
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (см., соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536).
При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной исключительно в тех случаях, когда иностранный гражданин проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст.
2, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ).
При наличии данных обстоятельств организация-работодатель обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции. Уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать работнику (ч.
7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Примечание
Отметим, что согласно ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и РБ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24.01.2006) граждане Белоруссии, прибывшие в РФ, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течение 90 дней. Вместе с тем, данная норма адресована собственно иностранцам и не содержит упоминания принимающей стороны.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, в случае нарушения семидневного срока постановки на учет создает гипотетическую возможность привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (штрафы для юрлиц от 400 000 до 500 000 руб.).
Хотя следует признать, что на сегодняшний день в подобных случаях судебные инстанции склонны к расширительному толкованию закона и распространяют действие 90-дневного срока в том числе и на принимающую сторону: см. постановление Октябрьского райсуда ХМАО от 31.10.2019 по делу N 5-86/2019, решение Сосновского райсуда Тамбовской области от 01.04.2019 по делу N 12-16/2019.
Также нужно учитывать, что указанный 90-дневный срок отсчитывается с даты въезда иностранца на территорию РФ. В ситуации, когда он пребывает в РФ дольше указанного срока (например, работал у другого работодателя), постановка на учет по новому месту пребывания в любом случае должна быть осуществлена в течение семи рабочих дней.
Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
*(1) Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и РБ об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) граждане Белоруссии вправе не оформлять миграционную карту при въезде в Россию, однако в отсутствие вида на жительство или разрешения на временное проживание они все равно будут иметь статус временно пребывающих в РФ лиц.
Может ли белорус работать в России без регистрации
19 сентября 2024 Регистрация Войти
6 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
16 октября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Порядок оформления трудоустройства гражданина Белоруссии на территории России. Административная ответственность за неуведомление органов МВД о приеме на работу иностранного гражданина.
Порядок оформления трудоустройства гражданина Белоруссии на территории России. Административная ответственность за неуведомление органов МВД о приеме на работу иностранного гражданина.
8 декабря 2022
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения). Из данной нормы следует, что такое уведомление должно направляться работодателем независимо от того, какой статус имеет принимаемый на работу (увольняемый) иностранный гражданин, а также от того, из какой страны он прибыл.
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (смотрите соответственно приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536).
При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Неподача указанного уведомления в трехдневный срок, а также нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления образуют законченный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Санкция за данное правонарушение для юридических лиц: штраф — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. Обратите внимание, если данные нарушения совершены в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской или Ленинградской областях, верхний предел штрафа повышается до одного миллиона рублей (часть 4 ст.
18.15 КоАП РФ).
При этом, в соответствии с примечанием к ст. 18.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица (если иное не оговаривается в конкретных статьях данной главы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
15 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.