Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц» ЗК РФ Доводы Администрации о том, что поскольку руководителем ООО «Агро Дэсун» является иностранный гражданин, то возникновение права собственности на земельные участки в пределах приграничных территорий не допускается, коллегией отклоняются, поскольку нормативно не обоснованы.»
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц» ЗК РФ «Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч.
1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст.
39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Продажа земель сельхозназначения иностранному гражданину
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа земель сельхозназначения иностранному гражданину (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Купля-продажа земли:
- Акт приема-передачи земельного участка к договору купли-продажи
- Выкуп земельного участка из аренды
- Договор купли продажи здания и земельного участка
- Договор купли продажи с задатком
- Договор купли-продажи будущей вещи земельного участка
- Показать все
- Купля-продажа земли:
- Акт приема-передачи земельного участка к договору купли-продажи
- Выкуп земельного участка из аренды
- Договор купли продажи здания и земельного участка
- Договор купли продажи с задатком
- Договор купли-продажи будущей вещи земельного участка
- Показать все
- Сельское хозяйство:
- Агропромышленный комплекс это
- Акт на оприходование приплода животных
- Акт расхода семян и посадочного материала
- Амортизация продуктивного скота
- Аренда земли сельскохозяйственного назначения
- Показать все
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное состояние правового регулирования аграрной политики в государствах — членах Евразийского экономического союза
(Дюсюпова А.Д.)
(«Международное публичное и частное право», 2019, N 5) Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения имеется практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. В таких развитых странах, как Швеция, США, Франция, Англия, Бельгия, Германия, Япония, доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, составляет 50 и более процентов. К числу таких стран относятся и все страны Восточной Европы, а в Польше земли сельскохозяйственного назначения продаются и иностранцам.
Статья: О реализации иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами права собственности на земельные участки в Российской Федерации
(Елисеева И.А.)
(«Законы России: опыт, анализ, практика», 2019, N 8) Ссылаясь на положения ст. ст. 3, 5 Федерального закона N 101-ФЗ, согласно которым иностранные граждане не вправе обладать на праве собственности земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, истец просил о понуждении ответчика к продаже 1/130 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок.
Нормативные акты
Информация
«Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 — 2020 годов)»
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17.12.2020) Отвечающими конституционным требованиям обеспечения рационального и эффективного использования земли и ее охраны, защиты экономического суверенитета Российской Федерации были признаны Конституционным Судом ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, содержится в статье 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Такое правовое регулирование, как было разъяснено Конституционным Судом, имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам реализацию конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности . В то же время, указал Конституционный Суд, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе выбирать способы и инструменты правового регулирования, необходимые для решения приоритетных социально-экономических задач, исходя из потребностей экономики на конкретном этапе ее развития и при соблюдении принципов юридического равенства, правовой определенности, соразмерности (справедливости).
В частности, он вправе как вовсе отказаться — в целях повышения инвестиционной привлекательности рынка земельных участков — от названного ограничения в отношении иностранных юридических лиц, так и распространить его действие на более широкий круг лиц — в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей (Определение от 3 июля 2018 года N 1675-О).
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Можно ли продавать землю иностранцам?
Земельным кодексом Российской Федерации установлено право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. Вместе с тем им же установлены и некоторые ограничения.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранное юридическое лицо не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Указом Президента Российской Федерации (в Алтайском крае таких территорий 14, там проходит государственная граница с Республикой Казахстан).
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранное юридическое лицо, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В этой связи передать в собственность по сделке такую землю иностранному гражданину, лицу без гражданства, иностранному юридическому лицу нельзя. В случае подачи такой сделки на регистрацию органом регистрации прав в государственной регистрации права будет отказано.
На лиц, имеющих двойное гражданство (одно из которых РФ), данные ограничения не распространяются. При этом приобретателю прав в сделке нужно участвовать как гражданин РФ.
Если по основаниям, допускаемым законом (например, по наследству), в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
О нарушении требований об отчуждении правообладателем в установленный законом срок земельного участка, информация направляется в уполномоченный орган власти для последующего принятия мер реагирования, направленных на принудительную продажу земли на торгах.
Во избежание применения мер понуждения лицам, имеющим двойное гражданство (одно из которых РФ), но указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве лиц, имеющих гражданство иностранного государства, следует обратиться в любой многофункциональный центр с заявлением о внесении изменений в сведения реестра и документом, подтверждающим факт наличия гражданства РФ.М.В. Кирилов
начальник Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю- Для жителей
- О муниципальном образовании
- Деятельность
- Официально
- Общественный контроль
- Календарь событий
- Новости и репортажи
- Полезные материалы
- Услуги и сервисы
- Информация
- Выборы
- Символика
- Почетные граждане
- История
- Достопримечательности
- Города-побратимы
- Для гостей и туристов
- Населенные пункты
- Направления деятельности
- Меры поддержки
- Проекты и программы
- Статистика
- Структура муниципального образования
- Муниципальная служба
- Муниципальные организации
- Документы
- Муниципальные закупки и конкурсы
- Оценка регулирующего воздействия
- Информационные системы
- Муниципальный контроль
Права иностранных лиц на приобретение земельных участков в России ограничены!
Может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России? Территория Российской Федерации составляет одну восьмую часть земной суши. В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату п.4 ст.39.4 Земельного Кодекса РФ (далее — ЗК РФ).
Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе. Однако существуют ограничения в части приобретения земельных участков иностранными лицами. В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Это означает, что иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта (п.3 ст.15 ЗК РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ). Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». В Новосибирской области это четыре территории: Баганский район, Карасукский район, Купинский район, Чистоозерный район. Ограничения имеются и в других правовых пунктах.
Так, земли сельскохозяйственного назначения иностранцы могут ее использовать исключительно на правах аренды. Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка. Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами. Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда.
Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности. Материал подготовлен межмуниципальным Бердским отделом Управления Росреестра по Новосибирской области
Администрация Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области
Иностранным гражданам теперь можно проводить сделки с недвижимостью без особого разрешения
С 2 марта сделки с недвижимым имуществом между резидентами и некоторыми иностранцами заключались по особому порядку и нужно было получать разрешение на сделку. Согласно пресс-релизу, который опубликовал Минфин РФ, теперь не нужно получать такое разрешение, если иностранец — физлицо.
Что за особый порядок и в чем он заключается
Особый порядок действовал для сделок по приобретению недвижимости в собственность — купле-продаже, дарению, мене, ренте, участию в долевом строительстве или жилищном кооперативе. Если одна из сторон — иностранное лицо, которое связано с государством, включенным Россией в список недружественных, требовалось получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями в РФ.
Кто-то из участников сделки должен был обратиться с заявлением в подкомиссию, которую создали специально для этих целей, предоставить пакет документов и получить разрешение.
ГДЕ СЛЕДИТЬ ЗА СИТУАЦИЕЙ
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуацииПодписаться
Как теперь должны проходить сделки с участием иностранных граждан
17 марта 2022 года подкомиссия Правительственной комиссии определилась, что теперь иностранные граждане могут совершать сделки с недвижимостью с резидентами РФ без ее разрешения. В том числе резиденты могут заключать с иностранцами договоры долевого участия в строительстве или уступать требования по таким договорам. Главное, чтобы обе стороны сделки были физическими лицами.
Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии
При этом если резидент покупает недвижимость у нерезидента, государство которого Россия включила в список недружественных, то деньги от сделки нужно зачислять на счета типа «С». Это счета, которые открывают для нерезидентов в рублях в банках, которым Банк России выдал разрешение на открытие и ведение таких счетов.
Деньги с таких счетов можно использовать только для определенных целей, например, чтобы совершить предусмотренные разрешением переводы на расчетные счета нерезидентов в рублях, заплатить налоги, пошлины, сборы и другие обязательные платежи в бюджет РФ, купить на них облигации федерального займа, которые размещает Минфин России на аукционах и т.д.
То есть просто снять с такого счета деньги, купить или обменять их на валюту онлайн не получится, как и просто расплачиваться ими за товары, работы и услуги в России.
Резиденты-физлица вправе заключать с гражданами стран, включенных Россией в список недружественных, безвозмездные сделки, по которым право собственности на недвижимость перейдет к таким иностранцам. Есть условие: стороны этих сделок должны быть супругами или близкими родственниками по Семейному кодексу РФ. Разрешение действует бессрочно.
Сделки с недвижимостью с участием иностранных граждан из недружественных стран, не требующие получения разрешения
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 мая 2022 г. N 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами», на некоторые сделки не распространяется разрешительный порядок:
— сделки, влекущие возникновение права собственности на недвижимость у граждан из недружественных государств;
— сделки, направленные на отчуждение недвижимости у гражданами из недружественных государств, при условии использования спецсчета типа С;
— сделки, совершаемые в соответствии с требованиями от 30.12.2004 г. по ФЗ № 214-ФЗ, при условии, что участниками долевого строительства являются иностранные лица, связанные с недружественными государствами, или российские юр. лица, находящиеся под контролем таких иностранных лиц (+ сделки, влекущие возникновение права собственности на указанные помещения по № 214-ФЗ);
— безвозмездные сделки, влекущие возникновение права собственности на недвижимость, стороной которых являются граждане иностранных недружественных государств, в случае, если указанные сделки совершаются между супругами или близкими родственниками.
У участников сделки до этого момента возникали вопросы:
— Какие сделки с гражданами иностранных недружественных государств подразумеваются?
— Могу ли я, являясь иностранным гражданином, подарить жилье супруге без разрешения Правительственной комиссии?
— Росреестр приостанавливает/отказывает в регистрации по всем сделкам, совершаемым с гражданами иностранных недружественных государств?
Указ многое проясняет. Многие ждали уточнений и дождались.
Сразу вспоминается недавний кейс:
Супруг — гражданин иностранного недружественного государства, в собственности есть квартира, купленная до брака. Минимальный предельный срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ пройден.
Супруга — гражданка РФ, резидент.
Задача: продать квартиру и получить на руки деньги
Было 3 варианта отчуждения недвижимости:
1) Продажа квартиры самим гражданином иностранного недружественного государства.
+ Разрешение правительственной комиссии на продажу официально не требуется. Об этом они знали, но ситуация была неясной, регистраторы трактовали указы, письма по своему.
— Перечисление денег покупателем на спец счет, что было нежелательно.
2) Дарение квартиры супруге, с последующей продажей квартиры супругой.
+ На продажу квартиры супругой Разрешение правительственной комиссии не требуется.
— Супруге нужно было платить с продажи квартиры НДФЛ 13%, применив вычет 1000 000 р.
— Разрешение правительственной комиссии на дарение официально не требовалось. Но нигде не было написано черным по белому «Разрешение при безвозмездной сделке не требуется».
3) Определение права собственности на квартиру на имя супруги брачным договором, с последующей продажей квартиры супругой.
+ На продажу квартиры супругой Разрешение правительственной комиссии не требуется.
— Супруге нужно было бы платить с продажи квартиры НДФЛ 13%, применив вычет 1000 000 р.
— Нотариусы отказывались удостоверять брачный договор, ссылаясь на необходимость получения Разрешения правительственной комиссии.
Минусов в каждом варианте было достаточно.
Какое решение же казалось оптимальным?
1) Подписать договор дарения между супругами в простой письменной форме (НДФЛ у одаряемого отсутствует, члены семьи).
2) Подать на регистрацию.
3) Ждать регистрации. Если будет приостановка — довнести Разрешение.
4) Получить документы с регистрации.
5) Продать квартиру по ДКП (НДФЛ 13%, возможно применение вычета 1 000 000 р).
6) Подать декларацию в налоговую.
А Указ Президента лишь подтвердил, что мы на правильном пути. Коллеги, а как вы считаете? Проясняет ли ситуацию выведение некоторых сделок из-под разрешительного порядка?
Подписывайтесь на мой канал в профиле