Может ли ОДН быть больше личного потребления

Неправильное начисление на ОДН (общедомовые нужды) приобрело угрожающие масштабы. Вплоть до того, что эти домовые нужды превышают индивидуальное потребление. В большинстве случаев это попытка размазать на всех жильцов, добросовестно выполняющих свои обязанности, расхлябанность и плохое управление УК (управляющей компании).

Как только у вас возникают сомнения и вы видите, что ваши платежи на ОДН явно превышают платежи за индивидуальное потребление, то необходимо обратиться в жилищную инспекцию с проверкой этого расчета. Не может общедомое потребление, связанное с уборкой подъездов, с поливом газонов, быть больше индивидуального потребления. Есть показатель 5-10% от суммы за индивидуальное потребление. Если сумма за ОДН больше 5-10%, то, наверняка, здесь присутствует злоупотребление со стороны УК, либо просто расхлябанность и халатность.

В данном случае необходимо обратиться в органы жилищного надзора, которые в данном случае обязаны провести проверку, проверить смету и правильность начисления.

Жильцы также имеют право расторгнуть договор с УК. Но поскольку в Москве дома большие, в них много жильцов, и им трудно собраться на собрание, чтобы принять такое решение. Чаще имеют место обращения в органы власти, которые без решения общего собрания имеют право проводить проверки.

Поскольку людям в Москве очень тяжело собраться, я предлагаю земной проверенный способ, — обратитесь хотя бы в Жилищную инспекцию.

в избранное

Позднее об этом

В настоящий момент государство не отказывается от своих обязательств. В Мовсковской области в прошлом году отремонтировали более 900 годов, практически тысячу, и 1600 лифтов были поменяны. 50% работы с лифтами были профинансированы из муниципального бюджета.

Это также является государственной поддержкой при проведении капитального ремонта. Собственники даже не доказывали, что был необходим ремонт на момент приватизации первого помещения. Не знаю как в других областях, а правительство Московской области распорядилось выделить на это средства из муниципального бюджета.

Что касается оплаты ОДН (общедомовых нужд), по общему правилу, из того, сколько дом потребил, вычитается совокупность показаний индивидуальных счетчиков, и вот эта разница распределяется между жильцами пропорционально площади квартир. Но пошли злоупотребления в регионах, и правительство приняло постановление №344, в котором указало следующий момент: если дом управляется управляющей организацией, либо в доме создано ТСЖ, то в этом случае ОДН не может распределяться на всех, в этом случае действуют нормативы на ОДН, которые в обязательном порядке устанавливаются в регионе. Пример простой, если мы потребили холодной воды 3 куба и горячей воды 3 куба, то максимум должны еще заплатить величину того норматива, который в регионе установлен.

Это может быть 0,5 куба или 1 куб, как решит регион, но не более того. Здесь мы тоже замечаем некоторые злоупотребления. Когда УК понимает, что разницу предстоит платить им, то они переводят жителей на прямые расчеты с энергоснабжающей организацией, поставщиком этой услуги.

И вот здесь фиксируется злоупотребление.

По моему мнению, самое лучшее, это организовать ТСЖ и свой счет, чтобы деньги лежали там и больше нигде. Потому что, если эти деньги уйдут по классическим платежкам в управляющие компании, то никакого контроля жильцов за этими деньгами не может быть.

Добавление комментария

На «ЗАКОНИИ» действует добровольная регистрация. Это удобно: Вам достаточно один раз авторизоваться, чтобы оставлять комментарий. Если Вы уже зарегистрировались, пожалуйста, авторизуйтесь. Или авторизуйтесь через социальную сеть

Комментарии

Константин Крохин, Добрый день. Поясните по поводу озвученного норматива ОДН — «5- 10% от суммы индивидуального потребления» Откуда взят такой процент? Каким документами это возможно обосновать? С уважением Родин А.

Написал rolin.ag 10.01.2020 12:23

Разговаривал относительно недавно с руководителем управления «МосОблЕИРЦ» «Бронницы», так она не смогла даже ответить на вопрос, на каком основании «МосОблЕИРЦ» действует от своего имени в интересах РО. Зато умудрилась в информационном выпуске призвать собственников уплачивать преславутые взносы на капитальный ремонт.
Ха, и в Бронницах вся их шарашка размещена в одном арендуемом помещении в здании, занимаемом ужкх, там ВСЕ. И работники, и начальник, баблоса, видать, еще не заработали на аренду здания. Но все впереди, ага.

Написал Gwynbleidd (Геральт из Ривии) 15.02.2015 18:31

К слову, лица, стоящие за региональными операторами и всевозможными расчетными центрами, через органы исполнительной власти субъектов принуждают организации, управляющие многоквартирными домами, заключать агентские договора. В случае незаключения таких договоров грозят «проверками». И эти организации прогибаются, им-то что?

Все свои расходы они знают как компенсировать. В результате все расходы этой шушеры (УК, РО, ЕИРЦ) ложатся на плечи собственников.
В МО сверху спустили проекты агентских договоров и указания омс, чтобы последние принуждали организации, управляющие многоквартирными домами, заключать агентские договора с ООО «МосОблЕИРЦ», которыми предусмотрено, что размер вознаграждения устанавливается дополнительным соглашением после заключения самого агентского договора. Понятно, куда включит УК свои расходы, связанные с уплатой вознаграждения ООО «МосОблЕИРЦ».
Т.е. региональные операторы в данный момент не в состоянии своими силами реализовать узаконенную финансовую пирамиду или тупо изыскивают и используют все возможные способы для очередного зарабывания денег из воздуха.
И люди платят. Доколе?

Написал Gwynbleidd (Геральт из Ривии) 15.02.2015 18:06

Сообщение от Андрей Чернышин► Государство помогает собственникам многоквартирных домов в проведении капитального ремонта

Андрей Чернышин, вы бы лучше рассказали, на каком основании взносы на капитальный ремонт зачисляются на расчетныйсчет ООО «МосОблЕИРЦ», незаконно осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц. И на каком основании Фонд передал персональные данные собственников лицу, которое даже не стоит на учете в качестве платежного агента. Вот это был бы разговор.

Написал Gwynbleidd (Геральт из Ривии) 13.02.2015 23:20

Сообщение от ZAKONIA NEWS► Сталкивались ли Вы со случаями незаконного начисления платежей за услуги ЖКХ?

Еще как сталкивалась. С незаконными начислениями платежей за услуги ЖКХ хоть раз в жизни сталкивался каждый человек

Сообщение от ZAKONIA NEWS► Готовы ли Вы участвовать в собраниях собственников жилья и пресекать злоупотребления управляющих компаний?

Конечно готова. Считаю что в подлежащий камень вода не течет. Если каждый несогласный с злоупотреблением УК будет только возмущаться и ничего при этом не будет делать, чтобы хоть как — то изменить ситуацию, то ситуация не изменится никогда.

Написал Анастасия Завьялова 13.02.2015 22:09

Сообщение от ZAKONIA NEWS► Сталкивались ли Вы со случаями незаконного начисления платежей за услуги ЖКХ?

Еще как сталкивалась. С незаконными начислениями платежей за услуги ЖКХ хоть раз в жизни сталкивался каждый человек

Сообщение от ZAKONIA NEWS► Готовы ли Вы участвовать в собраниях собственников жилья и пресекать злоупотребления управляющих компаний?

Конечно готова. Считаю что в подлежащий камень вода не течет. Если каждый несогласный с злоупотреблением УК будет только возмущаться и ничего при этом не будет делать, чтобы хоть как — то изменить ситуацию, то ситуация не изменится никогда.

Написал Анастасия Завьялова 13.02.2015 22:09

Есть такое положение по законодательству: если на момент приватизации первого помещения в доме требовался капитальный ремонт, то государство должно его выполнить. Если у вас есть доказательства того, что ремонт требовался на тот момент, но его не осуществили, то вы можете потребовать эту услугу либо коллективной жалобой, либо УК может быть вами уполномочена, чтобы обратиться в суд и принудить государство или муниципальное образование к тому, чтобы выполнить этот ремонт. Но вы как собственник должны доказать, что этот ремонт был необходим. Надо понять когда была первая приватизация в доме, девяносто какой-то год, и на этот момент нужно поднять документы, есть ли записи о том, что дому необходим был ремонт на этот момент.

Тогда вы вправе обратиться в суд и понудить государство, чтобы оно выполнило вам ремонт.

В настоящий момент государство не отказывается от своих обязательств. В Мовсковской области в прошлом году отремонтировали более 900 годов, практически тысячу, и 1600 лифтов были поменяны. 50% работы с лифтами были профинансированы из муниципального бюджета.

Это также является государственной поддержкой при проведении капитального ремонта. Собственники даже не доказывали, что был необходим ремонт на момент приватизации первого помещения. Не знаю как в других областях, а правительство Московской области распорядилось выделить на это средства из муниципального бюджета.

Сейчас только начата работа по проведению оплат технического обеспечения всех многоквартирных домов. Сейчас заявки на капитальный ремонт формируются следующим образом. Собственники многоквартирного дома, им лучше всех известно состояние дома, проводят собрание собственников жильцов и пишут заявление в УК.

Описывается проблема, например, нет горячей воды, надо менять систему водоснабжения. Проводят собрание, передают протокол в управляющую компанию. УК связывается со специалистами, проводит техническое обследование, составляет дефектную ведомость на то, что необходимо поменять. Расценки известны, есть предельная стоимость, утвержденная постановлением правительства Московской области.

Заявка вместе с протоколом от собственника отправляется в муниципальное образование. Муниципальное образование собирает заявки на своей территории, передает их министерству строительного комплекса МО. Далее Минстрой совместно с Госжилинспекцией проверяет эти дома, действительно ли они нуждаются в ремонте, и правительство принимает постановление о краткосрочном плане реализации программы капитального ремонта. Программа у нас имеется, она принята в 2014 году и включает в себя 44540 домов.

Ежегодно утверждается план ее реализации. Мы выезжаем на объекты, специалисты фонда капитального ремонта обследуют их, составляют сметы. Сметы проходят экспертизу, и выполняется капремонт, муниципальное образование принимает эти работы.

Всю информацию об этом можно получить на сайте Фонда капитального ремонта: fkr.mosreg.ru.

Написал Чернышин Андрей (Андрей Чернышин) 13.02.2015 14:47

Проект «Школа грамотного потребителя» был запущен по поручению председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева по итогам челябинского форума, который проходил в июле 2014 г. Это совместный проект Минстроя России и партии «Единая Россия», и соответственно, органы региональной власти реализуют этот проект в регионах нашей страны. Основная задача – это жилищное просвещение, разъяснение гражданам информации о реформе ЖКХ. Доступным языком о тех сложных процессах, которые у нас в ЖКХ протекают.

Что касается оплаты ОДН (общедомовых нужд), по общему правилу, из того, сколько дом потребил, вычитается совокупность показаний индивидуальных счетчиков, и вот эта разница распределяется между жильцами пропорционально площади квартир. Но пошли злоупотребления в регионах, и правительство приняло постановление №344, в котором указало следующий момент: если дом управляется управляющей организацией, либо в доме создано ТСЖ, то в этом случае ОДН не может распределяться на всех, в этом случае действуют нормативы на ОДН, которые в обязательном порядке устанавливаются в регионе. Пример простой, если мы потребили холодной воды 3 куба и горячей воды 3 куба, то максимум должны еще заплатить величину того норматива, который в регионе установлен. Это может быть 0,5 куба или 1 куб, как решит регион, но не более того.

Здесь мы тоже замечаем некоторые злоупотребления. Когда УК понимает, что разницу предстоит платить им, то они переводят жителей на прямые расчеты с энергоснабжающей организацией, поставщиком этой услуги. И вот здесь фиксируется злоупотребление.

Реформа ЖКХ подразумевает оплату по факту — сколько потребили, столько и заплатили. Это касается и оплаты тепловой энергии в период отопительного сезона, то есть все больше регионов сейчас переходят на оплату только лишь за зимний период. А раньше мы платили по одной двенадцатой равными долями.

Если дом потребил тепла больше или было принято решение по уменьшению тепловой энергии, то мы заплатим ровно столько, сколько потребили. Очень важно, чтобы сама УК или ТСЖ в доме контролировали соблюдение температурного графика. Например, если плюсовая температура, то не нужно топить как при -28 и наоборот.

Соблюдение вот этих показателей приводит к реальной экономии, и жители это чувствуют. И здесь, я бы рекомендовал активу в доме или Совету, если он создан, активно взаимодействовать со своей УК, наладить это взаимодействие и контролировать потребление тепловой энергии и показаний, которые ежемесячно снимаются с приборов учета.

Рекомендуем  Материальная помощь при смерти близкого родственника

Написал Козлов Александр (Александр Козлов) 13.02.2015 14:31

Для того, чтобы решить вопрос о платежах на капитальный ремонт, жильцам нужно принять собственное решение, перечислять деньги на собственный счет или в общий резервный фонд. К сожалению, жильцы любого многоквартирного дома очень инфантильны, они не любят собираться. Есть 20% энтузиастов, а остальные думают, что за них все решат и все сделают. Самая большая проблема жильцов — собраться вместе.

Им необходимо собраться и понять, кто они есть. — ТСЖ, или кооператив, или что-то еще. А это «что-то» уже имеет право как юрлицо открыть счет.

По моему мнению, самое лучшее, это организовать ТСЖ и свой счет, чтобы деньги лежали там и больше нигде. Потому что, если эти деньги уйдут по классическим платежкам в управляющие компании, то никакого контроля жильцов за этими деньгами не может быть.

Есть еще одна проблема, не все жильцы — собственники. Один скажет, квартира государственная, ни за что платить не буду. А другой собственник готов платить.

В моем доме нужно провести капремонт, но наш дом в программе не стоит, и вот из 5 подъездов реально собирается для решения вопроса 30 человек. Самая большая проблема, это собрать собственников. Кто-то проявляет инциативу, а кто-то скажет, что он против, и все инициативы, еще не загоревшись, потухают.

В результате, деньги жильцов поступают туда, куда их направят.

Написал Симагин Дмитрий (Дмитрий Симагин) 13.02.2015 13:59

  • Константин Крохин Председатель правления Союза жилищных организаций Москвы Эксперт

Портал является официальной площадкой мониторинга правоприменения в сети Интернет, в соответствии с Соглашением с Минюстом России

Лауреат всероссийского конкурса LEGAL PR AWARDS 2024 «Точка кипения» в двух номинациях.

Коммунальные квартиры

Разве допустимо,что общедомовые нужды превышают затраты квартиры >на 60%?Я оплачиваю все лампочки в доме! расходы за аналогичный период прошлого года были в 2 раза меньше при том же тарифе руб/квтч!

Ответ

Утверждение о превышении расхода электроэнергии на общедомовые нужды величины энергопотребления в квартире не соответствует действительности. Единственным расчетным периодом, в котором данное превышение имело место, являлся «февраль 2015 г.», когда величина энергопотребления в Вашей квартире составляла 19 кВтч.

Порядок определения объема электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, и зависит от того оборудован или нет многоквартирный дом общедомовым прибором учета электроэнергии. В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирный дом по адресу: г. Обнинск, улица Ленина, д. 166 оборудован введенным в эксплуатацию общедомовым прибором учета электрической энергии. Соответственно объем энергопотребления дома ежемесячно определяется по его показаниям.

Показания общедомового прибора учета размещаются внизу извещений-квитанций.

Снятие показаний общедомового прибора учета производится МП «Горэлектросети» в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, — в период с 23-го по 25-е число каждого месяца.

Так как данные приборы учета по своим техническим характеристикам могут эксплуатироваться только при наличии в цепи трансформатора тока и выдают показания об учтенной электроэнергии на индикатор без учета коэффициентов трансформации, то объем фактически потребленной электроэнергии, определяемой по их показаниям, устанавливается путем умножения разницы показаний прибора учета на начало и конец расчетного периода, на их коэффициент трансформации трансформатора тока. Коэффициенты трансформации в данном случае составляют «60» и «20».

Для определения величины электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, из объема энергопотребления дома исключается:

— во-первых, расход электроэнергии оборудованием собственников нежилых помещений многоквартирного дома, подключенным к общедомовому прибору учета (в данном случае – оборудование Интернет-провайдеров);

— во-вторых, суммарный объем потребления электрической энергии в квартирах дома.

Определенный таким образом объем электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, распределяется между жителями дома и собственниками нежилых помещений пропорционально площади занимаемого помещения.

Наиболее вероятными причинами высокого расхода электроэнергии на общедомовые нужды в данном случае, скорее всего, являются: 1) отсутствие индивидуального прибора учета в одной из квартир дома; 2) использование индивидуальных приборов учета ненадлежащего класса точности (в 79 квартирах из 108). Они по своим техническим характеристикам не могут учитывать нагрузки малых токов и, следовательно, не фиксируют электроэнергию, потребляемую включенными в розетки телефонными зарядками, электронными часами, электроприборами, работающими в режиме «ожидания» и т.п. Применение таких приборов учета может приводить к искажениям сведений об электропотреблении в квартирах более, чем на 10 процентов.

Поэтому устаревшие приборы учета класса точности 2,5 подлежат замене на более современные класса точности 2,0; 3) техническое состояние внутридомовых сетей; 4) неодновременное снятие показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета.

Для снижения расхода электрической энергии на общедомовые нужды жильцам Вашего дома следует установить индивидуальные приборы учета в жилом помещении, в котором он отсутствует, заменить индивидуальные приборы учета электроэнергии класса точности 2,5 на приборы учета класса точности 2,0 и выше и обратиться в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, для проведения проверки состояния внутридомовых электросетей, организации освещения в подъездах и по ее результатам осуществления технического обслуживания (ремонта) внутридомовых сетей.

В случае наличия у Вас подозрений относительно несанкционированных подключений к внутридомовым электросетям, либо неисправности общедомового или отдельных индивидуальных приборов учета для защиты своих законных прав Вы можете обратиться с соответствующим заявлением в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом и ответственную за содержание общего имущества в многоквартирном доме для проведения проверки.

Кроме того для оперативного решения вопросов, связанных с использованием электрической энергии для общедомовых нужд, в Вашем многоквартирном доме следует в соответствии со статьей 161.1 Жилищного кодекса РФ создать совет многоквартирного дома, чья деятельность может способствовать:

— осуществлению контроля и синхронизации снятия показаний «общедомового» и индивидуальных приборов учета (на 23-25-е число каждого месяца);

— организации общего собрания для принятия решений о замене выявленных устаревших индивидуальных приборов учета на приборы, отвечающие предъявляемым техническим требованиям;

— обращению в организацию, осуществляющую управление домом за проведением регулярных проверок по выявлению несанкционированных подключений к внутридомовым электросетям и безучетного потребления электроэнергии.

Решение данных вопросов позволит обеспечить точный учет энергопотребления в квартирах дома и одновременное снятие показаний квартирных и общедомового приборов учета, что прямо отразиться на снижении расхода электроэнергии на ОДН.

Расчет расходов ОДН

С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды (ОДН), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды (формула №10 Приложения №2 Правил)следующий:

— объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

— тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ):

Объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, рассчитывается по формуле №12 Приложения №2 Правил:

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

– определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

– общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Пример расчета ОДН по жилому помещению в многоквартирном жилом доме, оснащенном ОДПУ:

= (12000 — 1000 — 4000 — 5000) * (60 / 2400) * 1,936 = 96,8 руб.

При этом объем ОДН не зависит от потребления по индивидуальному прибору учета. То есть платеж за «Начисление за общедомовые нужды» по квартире составит 96,8 руб., в независимости от того, сколько электроэнергии потрачено.

Например, если израсходовано по индивидуальному прибору учета 150 кВт, то совокупный платеж по электроэнергии составит:

150 * 1,936 + 96,8 = 387,20 руб.

Если потребитель отсутствовал в расчетном периоде, то совокупный платеж за электроэнергию составит:

0 * 1,936 + 96,8 = 96,8 руб.

Если ОДПУ неисправен:

В случаях, когда общедомовой счетчик неисправен (полный перечень случаев см. в п.60), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления по предыдущим показаниям общедомового счетчика, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если дом не оборудован ОДПУ:

В этом случае, в соответствии с пунктом 48, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

– норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306;

– общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

– общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Пример расчета ОДН по жилому помещению в многоквартирном жилом доме, не оснащенном ОДПУ:

– Норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды для жителей многоквартирных домов, где не установлены общедомовые приборы учета (утвержден постановлением департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 г. №39/4) – 3,94 киловатт-часа на 1 квадратный метр мест общего пользования в месяц.

– общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме – 1426 квадратных метров.

Рекомендуем  Не принимают доллары с пятнами

– общая площадь квартиры – 60 квадратных метров.

– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме – 2 400 квадратных метров.

= 3,94 * 1426 * 60 / 2400 = 140,461 кВт*ч

Применив к полученному объему электроэнергии тариф в соответствии с формулой 10, получим размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды в выбранной квартире:

140,461 * 1,936 = 271,93 руб.

На практике размер платы за ОДН при расчете по нормативу (когда общедомовой прибор учета отсутствует или неисправен) может в несколько раз превышать плату за ОДН при наличии исправного коллективного счетчика. Поэтому все собственники помещений в доме напрямую заинтересованы в его установке.

Полезный опыт

Отметим, что оплата по счетчику – самый достоверный способ расчета за израсходованную электроэнергию, но при определенных условиях. Что влияет на объем расхода электроэнергии?

Во-первых, наличие в доме магазинов или иных коммерческих организаций. Предприниматели, чьи офисы находятся в жилых домах, могут быть недобросовестными потребителями электроэнергии. Они устанавливают на домах световые вывески, рекламу, а каким образом они подключены?

Кто платит за эту электроэнергию?

Во-вторых, типичный пример: киоски, хозяева которых присоединяют свои провода напрямую к энергосистеме находящегося неподалеку жилого дома. В результате, общедомовой счетчик учитывает расходы коммерческих структур, а оплачивают эти расходы как правило жители. Что нужно делать в такой ситуации?

Организация, уполномоченная собственниками (управляющая компания, правление ТСЖ или ЖСК) должна провести инвентаризацию общедомового электрооборудования и выяснить схемы подключения коммерческих структур.

Только после наведения порядка в электросетях своего дома, собственники могут быть уверены, что платят за фактически израсходованную электроэнергию.

Предлагаем Вам еще несколько способов сократить объем потребления в местах общего пользования.

1.Не лениться включать и выключать лампочки по необходимости.

2. Установить датчики, реагирующие на движение.

3.Установить энергосберегающие лампы.

Высокий процент износа внутридомовых сетей. Проводке в большинстве многоквартирных домов — по нескольку десятков лет, она не рассчитана на современные мощности. Древние алюминиевые скрутки греются, и, как говорят специалисты, приносят колоссальные потери.

Также вы можете обратиться в органы УВД или к своему участковому инспектору.

1. Вызвать агента энергосбытового филиала ПАО «ДЭК» для повторного отключения.

2. Вызвать электрика из управляющей компании для того, чтобы он отключил неплательщика.

3. Установить замок на электрощитовой шкаф. Ключи выдавать только ответственному по дому или электрику с управляющей компании.

Отсутствуют индивидуальные приборы учета в некоторых квартирах. Часто жильцы, которые платят за электроэнергию по нормативу, потребляют значительно больше и эту разницу придется оплатить соседям.

ЗАЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ РАСХИТИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ВЫСОКИХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ!

Если в квитанции за электроэнергию сумма платежа за электроснабжение общедомовых нужд («Доля ОДН»), выше, чем ваше индивидуальное потребление, это один из признаков наличия неучтенного хищения электроэнергии, а именно самовольного подключения к электроснабжению в обход установленного прибора учета. Если не выявить виновника, то обязанность по оплате похищенной электроэнергии возлагается на ВСЕХ жильцов, в том числе и на добросовестных потребителей и плательщиков.

Лица, виновные в хищении электроэнергии, должны нести ответственность, установленную законом.Энергосбытовые филиалы ПАО «ДЭК» постоянно проводят проверки, выявляя факты безучетного потребления электроэнергии среди абонентов компании. Чтобы сделать эту работу еще более эффективной, мы должны объединить наши усилия.

Также вы можете обратиться в органы УВД или к участковому инспектору.

Может ли ОДН быть больше личного потребления

19 сентября 2024 Регистрация Войти
6 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

16 октября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. № 50534-ОГ/04 Об оплате управляющей организацией превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. № 50534-ОГ/04 Об оплате управляющей организацией превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме

24 ноября 2017

Вопрос: В соответствии с частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, учитывается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер такой платы определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.

Прошу пояснить каким нормативным актом предусмотрен соответствующий порядок перерасчета?

Ответ: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Порядок перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме определен действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 — 14 приложения № 2 Правил № 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Пунктом 45 Правил № 354 предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом:

— снимаются показания общедомовых приборов учета,

— считается объем услуг по индивидуальным счетчикам,

— находится разница между общим и индивидуальным потреблением,

— полученная разница сравнивается с нормативом потребления.

Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.

Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.

На основании вышеизложенного, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.

В своих письмах Минстрой России дает разъяснения по применению правовых норм, регулирующих работу определенной отрасли, то есть излагает свою экспертную позицию относительно конкретной правовой нормы.

Позиция Минстроя России, изложенная в ответах заявителям, является аргументацией, а не вещественным доказательством при разрешении спорных вопросов между участниками отношений, а органы судебной власти, в силу их независимости, самостоятельно осуществляют оценку и толкование правовых норм.

Таким образом, письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами и содержащиеся в них разъяснения законодательства носят исключительно рекомендательный характер.

Минстрой России приносит свои извинения за задержку ответа.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Сообщается, что в таких случаях размер превышения оплачивает управляющая организация.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Перерасчет за общие ресурсы и проверки счетчиков: Минстрой объяснил изменения в сфере ЖКХ

Ведомство выпустило письмо, где разъяснило последние поправки в законодательстве.

Речь о том, кто и как должен контролировать счетчик на электричество и в каком случае можно получить огромный штраф. А еще — могут ли сантехники с «Авито» поменять счетчик на воду и когда он считается вышедшим из строя.

О чем расскажем подробнее

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах

Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте каждую неделю. Бесплатно
Подписаться
Ваша почта будет в безопасности.

Детали — в политике конфиденциальности

Кто и как должен проверять электросчетчики

Люди часто путаются, кто должен приходить и проверять электросчетчики и когда их нужно менять. Этим пользуются мошенники: они навязывают дорогостоящие услуги, меняют исправные счетчики, при этом еще и срывают пломбы энергосбытовой компании.

В итоге на собственника квартиры могут наложить штраф от 10 000 до 15 000 ₽ и доначислить плату в десятикратном размере за весь период безучетного потребления.

Кроме того, придется пломбировать счетчик по новой.

  • Житель Московской области попался на такую уловку и заплатил мошенникам за замену рабочего счетчика 3900 ₽. А потом узнал, что через Мосэнергосбыт это стоит вдвое дешевле. В довершение всего жильца обвинили в воровстве электричества, составили акт безучетного потребления, доначислили 6620 ₽ и оштрафовали.
  • Из-за сильных переживаний у мужчины случился инфаркт, и он умер. Дочь пошла в суд: потребовала признать акт незаконным и обязать энергосбыт выплатить ей компенсацию морального вреда за смерть отца.
  • Суд признал, что замена счетчика, пусть и без согласования с энергосбытом, еще не означает кражи электричества. Акт судья отменил, но в компенсации морального вреда отказал, поскольку дочь не смогла доказать, что инфаркт отца вызван только действиями Мосэнергосбыта.
Рекомендуем  Ограничение лишение водительских прав за неуплату алиментов

Решение Талдомского районного суда Московской области № 2-562/19

Счетчики, которые до 1 апреля 2020 года вышли из строя или у них закончился межповерочный интервал, энергетики обязаны поменять бесплатно до конца 2024 года. Также они должны бесплатно поставить счетчики там, где их не было, до 1 апреля 2020 года.

Потом энергетики должны менять счетчики по мере выхода их из строя или истечения межповерочного интервала.

Не реже чем раз в год энергетики должны проверять счетчики. Вот из чего состоит проверка:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Проверка схемы соединения прибора, наличия и сохранности пломб.
  3. Сверка показаний прибора с показаниями в квитанциях.

Проверку может запросить и сам абонент, если заподозрит, что со счетчиком что-то случилось. В таком случае энергетики должны прийти в течение десяти дней.

Но если специалистам дважды не удалось попасть в квартиру или дом для проверки прибора учета, будет считаться, что его вовсе нет. Следующие три месяца начислять будут по нормативу, а потом — по нормативу с коэффициентом 1,5.

Что делать, если пропущен срок поверки водосчетчиков

Водосчетчик считается вышедшим из строя, если на нем сломана пломба, видны следы вмешательства в работу или истек межповерочный интервал.

  • Жительница Тулы наняла сантехников и заменила счетчик на воду, потому что у старого запотевало стекло. Затем вызвала представителей водоканала для опломбировки прибора.
  • Те приехали, но после опломбировки составили акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. А позже женщине доначислили за водоснабжение и водоотведение по нормативу 45 650 ₽.
  • Суд пришел к выводу, что до замены надо было пригласить сотрудника водоканала или УК, чтобы те зафиксировали целостность пломб перед демонтажом счетчика. Акт не отменили, суд только обязал водоканал подкорректировать расчеты исходя из количества проживающих в квартире.

Решение Центрального районного суда Тулы № 2-1718/2022

По правилам предупредить водоканал о неполадке со счетчиком нужно незамедлительно, а исправить ее в течение месяца. В этот период расход воды и количество сточных вод будут считать по среднесуточному расходу за последние полгода при работавшем приборе.

О планируемом демонтаже счетчика предупреждать нужно не менее чем за два дня. Снимать и ставить новый прибор можно только в присутствии специалистов водоканала.

В отличие от счетчиков на свет, за покупку и замену водосчетчиков собственник жилья платит сам.

Новый прибор нужно опломбировать в водоканале — это бесплатно. Счетчики на воду нужно периодически поверять, как правило, раз в 4—6 лет.

Минстрой объяснил, что если пропущен срок поверки, то плату рассчитают по нормативу с применением повышающего коэффициента 10. Но после поверки счетчика потребитель сможет обратиться за перерасчетом и сделать его по разнице показаний.

Правда, нужно доказать исправность прибора учета: пломба на счетчике цела и нет следов постороннего вмешательства. Счетчик должен быть исправен и до, и после поверки.

Что такое ежегодный перерасчет платы за общедомовые ресурсы

В 2024 году жители впервые получили квитанции, где по итогам предыдущего года сделан перерасчет за свет, воду и водоотведение, которые были потрачены в 2022 году на нужды всего дома. Например, это освещение лестниц и вода для уборки подъездов. Перерасчеты получились разными: в некоторых домах пришлось доплатить, в других, наоборот, итоговая сумма уменьшилась.

Такое изменение в платежках стало причиной слухов, что с 1 марта 2024 года увеличились тарифы, или же управляющие организации получили право раскидывать долги соседей на всех собственников. На самом деле это не так.

С 1 сентября 2022 года у УК и ТСЖ появилась возможность не платить ресурсоснабжающим организациям за сверхнормативное потребление ресурсов.

Это работает так. У каждой коммунальной услуги есть норматив — расход ресурса, который определен на уровне региона.

  • Например, заранее определено количество воды, которой должно быть достаточно для услуг по содержанию дома: чтобы помыть все подъезды, лифты и технические помещения. Это и есть норматив.
  • Так, в Тюменской области в домах с высотой от 10 до 16 этажей норматив на холодную воду — 0,021 м³, горячую — 0,014 м³ за каждый 1 м² общей площади, приходящейся на долю жильца.

Но бывает расход сверх норматива. Например, летом при подготовке системы отопления сантехники потратили много воды для промывки труб — получился перерасход.

Взимать плату сверх норматива с жильцов раньше было нельзя. Исключение было только для случаев, когда собственники проводят общее собрание и принимают решение о распределении платы за сверхнормативное потребление между собой.

Но с сентября 2022 года появился порядок доначислений. Теперь схема выглядит так: весь год сумму за общедомовые ресурсы определяют по региональным нормативам. И раз в год, если в доме есть общедомовой счетчик, делают перерасчет исходя из его показаний.

Если по итогам года обнаружится расход сверх нормативов, жильцам предъявят дополнительную сумму к уплате. Если же была переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму.

Если общедомовых счетчиков нет, всегда считают по нормативу, никаких перерасчетов нет.

Минстрой подчеркнул, что на уровне регионов важно уравнять в правах жильцов домов с общедомовыми счетчиками и без них. Для этого норматив потребления должен быть максимально приближен к реальному.

Что еще почитать по теме:

  1. Как платить за услуги ЖКХ по счетчикам и без
  2. Как передавать показания счетчиков, чтобы ничего не перепутать
  3. Как жильцы заставили коммунальщиков заплатить за ошибки: 5 историй из суда

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga.

Обложка — LP7 / iStock

Ирина Половодова
Сталкивались с похожими ситуациями? Расскажите о своем опыте:

Загрузка

Где-то в 2014-15 звонили якобы из МФЦ и с угрозами требовали срочно заменить счётчики за многоденяк, но у нас на руках были все официальные документы о поверке с указанием следующей даты, поэтому звонивший был послан. Учим своих бабушек не говорить с такими персонажами и бросать трубки.

И картинка редактору:

Срок поверки истек еще летом. Было лень и некогда заниматься этими поверками. Когда начисляли по нормативу, решил что уж лучше сделать поверку.
Сделали, все прошло быстро. Но что самое приятное — перерасчет сделали автоматически. Теперь в квитанции переплата потихоньку расходуется.
Я очень дико удивлен что не пришлось никуда ходить писать тупые заявления с просьбой о перерасчете.
Всегда бы так!

Не, добрый день! Могу я поинтересоваться, где Вы живете: в каком регионе ЖКХ все делает по закону? Я проживаю в Свердловской области — в перерачете отказали.

user2504487, , Башкортостан .
Но не все и не всё делают как надо. Много бюрократии, но вот конкретно в этой ситуации внезапно очень повезло.

Отредактировано

была ситуация когда во время капремонта в исправный счётчик которому пара лет прилетел кусок ржавчины пробил фильтр ГО и заблокировал крыльчатку при этом сам счётчик крутился как бешеный.
УК пошла навстречу и проблему признала, счётчик был заменён по старым показаниям.

Alexander, нет, у нас счётчик бешено накрутил на 999999 — ну на максимум короче. Составили акт о поломке, с момента последней передачи до починки-оплатили по средним показаниям, которые передавали ранее (не норматив, а наши средние). Передавайте показания вовремя.

в каждом городе свои порядки с ЖКХ. В Сочи, например, можно самостоятельно менять счетчик, с водоканала рекомендуют так делать, потому что их мастера долго не приезжают на замену, не хватает специалистов. А потом в течение месяца приезжают пломбировать и все ок

Отредактировано

Тоже расскажу историю о ЖКХ.
Получилось так, что у нас поменялась форма управления домом, а мы не сориентировались и не подавали показания счетчиков воды.
Потому что никто ж не проживает, потребление нулевое и раньше показания снимала УК (счетчики в общем холле, доступ свободный).

В общем, начали нам начислять «по нормативам» и присылать квитанции по 700 р в месяц. В FAQ на сайте: «идите акт составляйте, может, УК сделает». УК мой запрос вежливо проигнорировала.

Я написала простое письмо в Мосводоканал и объяснила ситуацию человеческими словами. Два месяца была тишина. И — о чудо! — вчера пришел ответ, что долг снят.
ЖКХ с человеческим лицом, это потрясающе.

Это просто катастрофа.
Примерно в начале августа 2022 года, пока я была на работе, дома что-то случилось. То ли выбило пробки, то ли отключали свет — не знаю, но время на духовке и будильнике было сброшено, как после выключения и включения в розетку.
Через пару дней я заметила, что на счётчике не отображаются показания. Сам он работает, диод горит, но вот на экране — ничего.

Послушав приятеля и поверив, что дело серьёзное, я стала звонить в Мосэнергосбыт. Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, оператор ответил, зарегистрировал мою заявку и сообщил, что счётчик заменят в течение полугода.
Я опешила, но решила, что это может произойти и быстрее. наивная.

Спустя несколько месяцев, счётчик заработал сам. Уж не знаю, что где у него переклинио, но он снова стал исправно отображать показания, с учётом пропущенных месяцев; то есть, всё это время он нормально работал, считал киловатты, просто секретничал.

Естественно, я кинулась писать в поддержку Мосэнергосбыта. Естественно, это было бесполезно.
Спустя несколько попыток и 10 минут на линии, милая девушка ответила, что мне надо «вызвать какого-нибудь электрика за свой счёт, чтоб он посмотрел на счётчик и выдал (!) какую-нибудь бумажку», которую потом я смогу приложить к заявлению на закрытие заявки и отвезти в какой-то специальный отдел по нашему району. Альтернативный вариант был следующим: дождаться, пока товарищ из Мосэнергосбыта придёт менять счётчик, и увидит, что он рабочий — в таком случае, заявку можно будет закрыть.

Прошло уже больше полугода, я всё так же не могу передавать показания. Всё так же не могу дозвониться до сотрудников Того Самого отделения по району, чтобы уточнить: какую именно «бумажку» они у меня примут, и в какое время мне её привезти? График работы там не один, и расписан по отделам. Куда надо мне? Я не знаю.

Как быть уверенной, что моё заявление и «бумажка» будут достаточными основаниями — неясно.

Будет ли перерасчёт начислений за всё это время — загадка.

Я очень устала, и не понимаю, как же мне уже просто достучаться до этого Мосэнергосбыта, если обращения в службу поддержки игнорируются, а дозвониться туда можно только чудом

zabota_cher_
Оцените автора