В связи с многочисленными поступающими обращениями по вопросам признания действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации ГУОБДД МВД России разъясняет следующее.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не ограничивает действие иностранных водительских удостоверений, в том числе выданных в государствах, не являющихся совместно с Российской Федерацией участниками международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В российском законодательстве подобных ограничений не существует как для тех, кто имел российское гражданство при получении иностранного водительского удостоверения, так и для тех, кто приобрел его после оформления документа.
При этом, если в водительском удостоверении записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита, то предъявление его заверенного перевода не требуется.
Иностранные и международные водительские удостоверения признаются действительными на территории Российской Федерации с момента достижения их владельцами возраста, который установлен для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств законодательством нашей страны.
Лица, имеющие такие водительские удостоверения и управляющие транспортными средствами на территории Российской Федерации, не подлежат привлечению к административной ответственности как водители, не имеющие права управления транспортными средствами (по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ).
Однако управление транспортными средствами лицами, имеющими иностранные или международные водительские удостоверения при осуществлении трудовой или иной деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, не допускается.
Исключения определены для граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального.
Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения» порядок обмена иностранных и международных водительских удостоверений на российские и международные устанавливается Правительством Российской Федерации.
Если гражданин Российской Федерации, имеющий иностранное водительское удостоверение, или иностранный гражданин желает получить российское водительское удостоверение, то в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, для этого ему необходимо успешно сдать теоретический и практический экзамен в Госавтоинспекции. Если иностранное водительское удостоверение соответствует международным договорам Российской Федерации, прохождение обучения в автошколе не требуется.
При этом важно учитывать, что иностранные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские и международные водительские удостоверения не подлежат.
- Версия для печати
- Ссылка на страницу
- Отправить по почте
Менять ли иностранные права гражданину РФ в 2024 году?
Ранее на ПДД Мастер была опубликована подробная статья об использовании иностранных водительских удостоверений гражданами РФ. Если говорить коротко, то действующее законодательство позволяет водителю, не имеющему российских прав, пользоваться иностранным удостоверением.
Однако и в предшествующие годы, и сейчас некоторым автовладельцам приходится сталкиваться со штрафом за отсутствие водительских прав. В связи с этим у водителей возникает все больше вопросов. Основной из них — нужно ли гражданину России получать российские права вместо иностранных.
Разберемся с этим вопросом в рамках данной статьи.
- Использование иностранных прав с точки зрения законодательства.
- Использование иностранных прав с точки зрения практики:
- Постановление ВС РФ №38-АД18-8 от 27.12.2018;
- Должны ли сотрудники ГИБДД и судьи использовать постановление №38-АД18-8?
Использование иностранных прав с точки зрения законодательства
Пункт 12 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разрешает гражданину РФ использовать иностранные права, если у него нет российского удостоверения. Данный вопрос подробно рассмотрен в следующей статье:
Примечание. Существует проект закона, который обяжет менять иностранные права на российские. Он рассмотрен в этой статье.
Если этот проект в итоге будет принят, то замена иностранных прав на российские станет обязательной.
Использование иностранных прав с точки зрения практики
К сожалению, ситуация на практике отличается от того, что написано в законодательстве. Сотрудники ГИБДД довольно часто накладывают на граждан России, не имеющих российских прав, штрафы от 5 000 до 15 000 рублей. Если водитель идет обжаловать штраф в суд, то суды также зачастую поддерживают сотрудников ГИБДД и не отменяют штрафы.
Еще в середине 2018 года ситуация обстояла по-другому и вероятность оспорить штраф в вышестоящих судах была довольно большой. Пример такого обжалования представлен в этой статье:
Однако ситуация стала гораздо хуже в декабре 2018 года, когда появилась информация о постановлении Верховного Суда РФ от 27.12.2018 №38-АД18-8.
Постановление ВС РФ №38-АД18-8 от 27.12.2018
Если говорить коротко, то смысл документа состоит в следующем. Один из водителей, на которого сотрудники ГИБДД наложили штраф за использование иностранных прав, решил обжаловать этот штраф и дошел с ним до Верховного Суда. Суд в итоге поддержал ГИБДД и оставил штраф в силе.
Примечание 1. Официальный источник публикации Постановление №38-АД18-8 — раздел «Электронная справочная» на официальном сайте Верховного суда Российской Федерации. Дата публикации — 27.12.2018.
Примечание 2. Позже Верховный суд выпустил еще одно похожее постановление:
№31-АД20-6 от 09.12.2020Должны ли сотрудники ГИБДД и судьи использовать постановление №38-АД18-8?
Итак, в постановлении №38-АД18-8 по делу одного из водителей вынесено решение Верховного Суда о том, что гражданин России не может использовать иностранные права при управлении автомобилем.
Однако к другим делам, связанные с другими водителями, данное постановление не относится. Оно не является нормативным документом и лишь отражает позицию суда по конкретному делу конкретного водителя.
Напомню, что в статье 120 Конституции Российской Федерации речь идет о том, что судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону:
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
То есть несмотря на то, что постановление №38-АД18-8 вынесено вышестоящим судом, остальные судьи не обязаны принимать аналогичные решения. Каждый судья принимает собственное решение на основе собственного анализа существующих законов.
К сожалению, на практике дело обстоит несколько по-другому. Многие судьи ориентируются на решения вышестоящих судов. Сослаться на них напрямую нельзя, поэтому в постановление просто переносится нужная часть текста решения №38-АД18-8.
То же самое касается и ГИБДД. Причем некоторые сотрудники ГИБДД прямо говорят водителям о том, что они руководствуются постановлением Верховного суда. Хотя статья 3 закона «О полиции», регламентирующая правовые основы деятельности полиции, не говорит о том, что сотрудники должны руководствоваться судебными решениями:
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
В этой части статьи можно сделать такой вывод. Решение по делу №38-АД18-8 является лишь решением по одному конкретному делу. Однако это решение оказало серьезное влияние на практическое применение законодательства.
В 2024 году гораздо чаще можно столкнуться с тем, что сотрудники ГИБДД выносят штраф за использование иностранных прав гражданином России, а суды их поддерживают.
Это не означает, что так делают абсолютно все сотрудники ГИБДД. Вовсе нет. Однако вероятность попасть в неприятную ситуацию с иностранными правами стала гораздо больше.
Почему имеет смысл поменять права на российские?
Если водитель является гражданином России (или имеет вид на жительство) и использует при управлении автомобилем иностранные права, то у него возникает дилемма: заменить иностранные права на российские или продолжать ездить с иностранными.
Для замены прав на российские потребуется:
- выучить ПДД и ответы на экзаменационные билеты;
- получить медицинскую справку;
- сделать нотариально-заверенные переводы для документов, составленных на иностранном языке;
- договориться об аренде автомобиля на экзамене (с ГИБДД или автошколой);
- сдать в ГИБДД теорию, автодром и город на высшую категорию;
- оплатить госпошлину и получить права.
На первый взгляд кажется, что заменить права сложно, хотя на самом деле это не так:
Общие затраты на замену прав около 5 000 рублей (госпошлина, получение справки, аренда автомобиля).
Если же водитель пойдет по другому пути и продолжит использовать иностранные права, то он может получить штраф за отсутствие прав — 5 000 — 15 000 рублей. Если водитель решит обжаловать штраф, то на обращение в суды уйдет несколько месяцев (пример обжалования). И даже в этом случае не гарантировано, что штраф удастся оспорить.
Подготовка к судам занимает немало времени. Поэтому после завершения дела водители, независимо от результатов, меняют права на российские. Т.к. заменить права все же проще, чем заниматься обжалованием.
Ведь даже успешное обжалование не гарантирует того, что на следующий день не будет наложен точно такой же штраф, который придется обжаловать по новому кругу.
Естественно, только сам водитель может выбрать, как поступить в итоге:
- продолжать ездить с иностранными правами;
- заменить права на российские.
Я рекомендую выбрать второй вариант, т.к. рано или поздно права все равно придется заменить.
Примечание. В 2024 году существует проект нормативного документа, который прямо говорит о том, что граждане РФ должны менять права на российские. Он рассмотрен в отдельной статье.
Кроме того, документ также предусматривает и более сложную процедуру замены прав. Если он в итоге будет принят, то права придется заменить. Причем это станет и сложнее, и дороже.
Так что откладывать замену не имеет смысла.
Подведем итоги данной статьи:
- Законодательство не обязывает гражданина РФ менять права на российские.
- Здравый смысл подсказывает, что заменить права сейчас — это оптимальный вариант. Он гарантированно убережет водителя от возможных штрафов, претензий ГИБДД и обращений в суды.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 14 января 2021
Максим Калашниковэксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Иностранные водительские права у гражданина РФ
В этой статье речь пойдет о возможности использования иностранных водительских прав гражданином РФ. Такая ситуация иногда встречается на практике.
Например, гражданин Российской Федерации может пройти обучение и получить водительское удостоверения во время проживания за границей. Еще один пример — это человек, который имеет одновременно 2 гражданства. Также возможен вариант, при котором иностранец, имеющий водительское удостоверение, переезжает в Россию и получает российское гражданство.
Использование иностранных прав в 2024 году
Возможность использования удостоверения, полученного в другом государстве, регламентируется пунктом 12 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:
12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
Обратите внимание, лицо, постоянно или временно проживающее на территории РФ (а именно таким лицом и является гражданин РФ), в первую очередь может управлять транспортными средствами на основании российского национального водительского удостоверения. Однако если национальных прав нет, то можно воспользоваться иностранными национальными или иностранными международными водительскими правами.
Т.е. до тех пор, пока гражданин России не получил российские водительские права, он может использовать иностранное удостоверение.
Возможность использования иностранных водительских удостоверений гражданами РФ подтверждается также и ответом Генеральной прокуратуры, который датирован октябрем 2019 года:
Внимание! В 2024 году стало поступать много жалоб от водителей по поводу того, что не смотря на пункт 12 статьи 25 закона «О БДД» сотрудники ГИБДД и суды различных уровней накладывают штрафы при использовании иностранных прав. Если Вы еще не столкнулись с такой проблемой и лишь изучаете законодательство, то рекомендую заменить иностранные права на российские.
Это гораздо проще, чем впоследствии оспаривать штраф.
60 дней после получения российского гражданства
Напомню, что до 4 ноября 2014 года гражданин России мог использовать иностранные права только в течение 60 дней. Однако правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утратили силу, и данное требование больше не применяется. Т.е. иностранные права могут использоваться сколь угодно долго.
Тем не менее, некоторые сотрудники ГИБДД до сих пор не в курсе данного изменения законодательства. В связи с этим возникает вопрос по поводу того, что делать водителю, если его автомобиль пытаются эвакуировать на штрафстоянку.
Все достаточно просто:
1. Снимите действия сотрудников ГИБДД на видео.
2. Сообщите сотруднику ГИБДД, что Вы планируете обратиться в прокуратуру, т.к. он незаконно ограничивает Ваше право управления транспортными средствами. За данное нарушение полицейский получит штраф в размере 20 000 рублей.
3. Позвоните по телефону доверия, указанному на полицейском автомобиле. Сообщите, что сотрудник ГИБДД ограничивает Ваше право управления автомобилем в нарушение действующего законодательства. Вполне возможно, что этого звонка будет достаточно, чтобы прекратить эвакуацию.
Если автомобиль все же эвакуируют, а штраф будет наложен, то его нужно оспорить. Это не должно вызвать проблем, т.к. не существует нормативного документа, на который могли бы сослаться сотрудники ГИБДД. Если они будут ссылаться на утратившие силу Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, то достаточно будет указать, что документ утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (пункт 2 документа и пункт 1 приложения).
2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6396).Кроме того, параллельно напишите заявление в прокуратуру по поводу незаконного ограничения права управления транспортными средствами. Будет справедливо, если за свои незаконные действия сотрудник ГИБДД заплатит штраф 20 000 рублей.
Как оспорить штраф в суде?
Если Вам не удалось убедить сотрудников ГИБДД в собственной правоте, то постановление о наложении штрафа можно оспорить в суде. Данная процедура подробно рассмотрена в следующей статье:
Список стран, подписавших Венскую конвенцию «О дорожном движении»
Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.
Какие иностранные водительские удостоверения можно использовать в РФ?
Если Ваше водительское удостоверение соответствует требованиям Приложения 6 к Венской конвенции о дорожном движении, то Вы можете использовать его при управлении автомобилем на территории РФ.
Кроме того, есть еще несколько типов водительских удостоверений, не соответствующих требованиям Венской конвенции, которые можно использовать в России:
- Иностранное водительское удостоверение, в котором не указан срок действия, соответствующее Венской конвенции по всем остальным пунктам.
- Иностранные права, выданные до 28 марта 2011 года и соответствующие прежней редакции Приложения 6 к Венской конвенции о дорожном движении.
- Иностранные права, выданные до 28 марта 2011 года и составленные на русском языке либо сопровождающиеся заверенным переводом на русский язык.
- Иностранное удостоверение, выданное государством, не подписавшим Венскую конвенцию, все записи в котором выполнены буквами латинского или русского алфавита либо сопровождаемое заверенным переводом.
Если Ваше удостоверение не попадает в указанный список, то использовать его на территории Российской Федерации невозможно. Кроме того, нельзя использовать в России удостоверения государств, в которых не признаются российские национальные водительские удостоверения.
Ограничения при работе водителем
Существуют ограничения на использование иностранных прав, действующие с 1 июня 2017 года:
13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Однако начиная с 26 июля 2017 года запрет не распространяется на граждан Российской Федерации, т.к. в соответствии со статье 68 Конституции РФ государственным языком является русский язык. Т.е. приведенный выше пункт 13 на граждан России не действует. Поэтому замена прав на российские не требуется.
Работать можно в том числе с иностранными правами.
Тем не менее, если у Вас есть желание получить российское национальное удостоверение, то рекомендую Вам прочитать следующую статью:
В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях
В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.
По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения – с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.
При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.
Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.
Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «Е», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DЕ», подкатегории «D1Е», категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».
При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «Е» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».
ГУОБДД МВД России
- Версия для печати
- Ссылка на страницу
- Отправить по почте
Гражданин россии с иностранным водительским удостоверением
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9 «Страховой риск, страховой случай» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» «Разрешая спор, суды обеих инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 420, 421, 422, 431, 432, 927, 929, 940, 942, 943 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», статей 20, 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Конвенции о дорожном движении (г. Вена 08.11.1968), проанализировав условия договора страхования и Правил страхования, принимая во внимание, что в силу условий Правил страхования не являются страховым случаем повреждение, утрата (гибель) застрахованного ТС и (или) ДО, если они произошли в случае управления застрахованным ТС лицом, не имеющим документально подтвержденных законных оснований на управление ТС, установив, что управление застрахованным транспортным средством было передано водителю Безземельному М.Д., допущенному к управлению транспортным средством во время осуществления трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортным средством, на основании иностранного национального водительского удостоверения, по состояния на дату ДТП (11.05.2020) у водителя Безземельного М.Д. отсутствовало российское национальное водительского удостоверение, тогда как указанное лицо является гражданином Российской Федерации с 2014 года, в то время как управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо только для лиц, временно пребывающих на ее территории, пришли к выводу, что произошедшее событие в силу условий договора страхования и Правил страхования не является предусмотренным сторонами страховым случаем, влекущим обязанность страховщика выплатить страховое возмещение, является прямым исключением из страхового покрытия, в связи с чем, отказали в удовлетворении иска.»
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 25 «Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами» Федерального закона «О безопасности дорожного движения» «Отказывая в удовлетворении жалобы, судьи руководствуясь положениями пункта 12 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подпункта «b» пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении (с изменениями от 28.09.2004), заключенной в г. Вене 08.11.1968, установили, что Ш., являясь гражданином Российской Федерации, не вправе управлять на территории Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения, что допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории, каковым он не является.»
В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях
В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.
По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения — с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.
При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.
Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.
Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «E», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DE», подкатегории «D1E», категории «CE», подкатегории «C1E»и категории «BE».
При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «E» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «CE», подкатегории «C1E» и категории «BE».