к приказу Минтранса России
от 28 октября 2020 г. N 440
КАТЕГОРИИ И ВИДЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минтранса России от 03.02.2022 N 27,
1. Оснащению тахографами подлежат:
грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
транспортные средства категорий N2 и N3 , эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной в подпункте 1.1 приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств N ТР ТС 018/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
транспортные средства категорий M2 и M3 , осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» .
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 53, ст. 8434.
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, сведения о которых включены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, осуществляющих эксплуатацию этих транспортных средств, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г.» ;
(в ред. Приказа Минтранса России от 03.02.2022 N 27)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Бюллетень международных договоров», N 3, 2009; СССР присоединился к данному документу с оговоркой и заявлением (Постановление Совмина СССР от 20 июня 1978 г. N 505), вступил в силу для СССР 27 января 1979 г.
автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные: дезинфекционные и бурильные установки, лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
(в ред. Приказа Минтранса России от 01.09.2022 N 343)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами;
транспортные средства органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи;
(абзац введен Приказом Минтранса России от 03.02.2022 N 27)
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
(абзац введен Приказом Минтранса России от 01.09.2022 N 343)
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 01.09.2022 N 343)
Можно ли поставить грузовик на учет без тахографа
от 26 октября 2020 г. N 438
ПОРЯДОК ОСНАЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ТАХОГРАФАМИ
1. Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее — Порядок) устанавливает процедуру оснащения транспортных средств тахографами.
2. Порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее — владельцы транспортных средств) , в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Пункты 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841).
3. Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными Минтрансом России в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 (далее — Правила использования), учтены федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее — ФБУ «Росавтотранс») в перечне сведений о мастерских (далее — мастерская).
Пункт 4 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2011, N 32, ст. 4832).
4. Выполнение работ по оснащению транспортных средств тахографами осуществляется в соответствии с правилами обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными Минтрансом России в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 (далее — Правила обслуживания).
5. В ходе оснащения транспортного средства тахографом мастерская осуществляет:
1) установку тахографа, сведения о модели которого в соответствии с Правилами использования учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов;
2) активизацию тахографа и программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее — блок СКЗИ тахографа);
3) настройку тахографа;
4) опломбирование тахографа.
6. Тахограф устанавливается на транспортное средство таким образом, чтобы водитель имел доступ к функциям тахографа со своего рабочего места.
Состав работ, выполняемых при установке тахографа, должен соответствовать Правилам обслуживания и требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа, устанавливаемого на транспортное средство.
7. Состав работ, выполняемых при активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа, должен соответствовать Правилам обслуживания и требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа, установленного на транспортное средство, и организации-изготовителя блока СКЗИ тахографа.
8. После активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа осуществляется настройка тахографа, при которой в память тахографа вводятся параметры транспортного средства, определяющие показания тахографа (постоянная тахографа (k), характеристический коэффициент транспортного средства (w), эффективная окружность шин колес (l)), идентификационный (VIN) и (или) государственный регистрационный (VRN) номера транспортного средства (при их наличии).
Состав работ, выполняемых при настройке тахографа, должен соответствовать Правилам обслуживания и требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа, установленного на транспортное средство, и организации-изготовителя блока СКЗИ тахографа.
9. В результате настройки тахографа должна обеспечиваться возможность распечатки контрольных данных, содержащих следующую информацию:
наименование мастерской, производившей настройку тахографа;
номер мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с Правилами использования;
номер тахографа в перечне сведений о моделях тахографов, формируемом ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с Правилами использования;
номер блока СКЗИ тахографа в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа, формируемом ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с Правилами использования;
параметры транспортного средства, указанные в пункте 8 Порядка, и дата их определения;
идентификационный (VIN) и (или) государственный регистрационный (VRN) номера транспортного средства (при их наличии).
10. Оснащение транспортного средства завершается опломбированием тахографа. Оттиск на пломбе мастерской должен соответствовать номеру мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс» в соответствии с Правилами использования. Пломбы устанавливаются мастерской в соответствии с Правилами обслуживания и с требованиями технической документации организации-изготовителя модели тахографа, установленного на транспортное средство.
11. Повторная настройка тахографа, установленного на транспортное средство, обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской не реже чем один раз в три года либо после изменения параметров транспортного средства, указанных в пункте 8 Порядка, изменения идентификационного (VIN) и (или) государственного регистрационного (VRN) номера транспортного средства, ремонта и (или) модернизации тахографа, замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа.
Повторная настройка осуществляется в соответствии с Правилами обслуживания.
Новый перечень ТС, не требующих установки тахографа, с 1 сентября 2022 года
В 2022 тахографы, ведущие учет времени работы и отдыха водителей, требуется устанавливать на транспортные средства как юридических лиц, так и физических лиц.
Напомню, что тахографы нужно устанавливать:
- на все автобусы,
- на все транспортные средства категории С юридических лиц,
- на грузовые автомобили категории С физических лиц.
Однако для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существует список транспортных средств — исключений, на которые тахограф не требуется:
С 1 сентября 2022 года в данный перечень будут внесены несколько изменений, именно о них речь пойдет в данной статье:
- Информация о нормативном документе
- Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
- Исключения для автомобилей фельдъегерской связи
Информация о нормативном документе
2022.05.10 Приказ Минтранса России от 03.02.2022 N 27 «О внесении изменений в приложения N 1, N 2 и N 3 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 18 марта 2022 года.
Документ вступает в силу 1 сентября 2022 года.
Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, сведения о которых включены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, осуществляющих эксплуатацию этих транспортных средств, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г.»;
Основное отличие заключается в том, что с 1 сентября 2022 года автомобилю, выполняющему международные перевозки, не потребуется карточка допуска к осуществлению перевозок. Вместо этого автомобиль должен быть включен в специальный реестр перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки.
Напомню, что с 1 сентября 2021 года аналогичное изменение было введено в отношении автобусов, выполняющих международные перевозки. Подробная информация о нем приведена в отдельной статье:
Если говорить коротко, то:
1. Автомобили, на которые допуск на международные перевозки выдан с 1 января 2021 года, уже включены в реестр перевозчиков и для них ничего дополнительного предпринимать не нужно.
2. Если автомобиль получил допуск на международные перевозки до 1 января 2021 года, то рекомендую проверить, что автомобиль присутствует в реестре Ространснадзора.
Примечание. Актуальную версию реестра можно найти поиском на официальном сайте Ространснадздора.
На момент написания данной статьи (10 мая 2022 года) в реестр включено 187 150 автомобилей. Причем многие из них получили разрешения задолго до 1 января 2021 года (самая ранняя запись от 19 февраля 2001 года).
Так что, в любом случае рекомендую проверить транспортное средство по реестру. Если номер автомобиля присутствует в реестре, то все в порядке, с 1 сентября 2022 года тахограф все также не потребуется.
Если же автомобиля в реестре нет, то имеет смысл обратиться в Ространснадзор и уточнить, почему это произошло.
Исключения для автомобилей фельдъегерской связи
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи.
В пункт 2 добавлен абсолютно новый абзац, который вводит исключение для автомобилей фельдъегерской связи. Поскольку большинству автовладельцев данный термин не знаком, поясню, что речь идет об автомобилях Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации. Это организация, которая занимается доставкой различных особо важных и секретных отправлений по территории страны.
С 1 сентября 2022 года автомобилям ГФС России тахографы требоваться не будут.
Ну а в заключение предлагаю Вам изучить подробную статью, позволяющую выяснить, нужен ли тахограф на Ваш автомобиль:
Также Вы можете изучить обновленный текст нормативного документа, о котором шла речь выше:
Нужно ли устанавливать тахограф на автомобиль?
В 2024 году тахографы (приборы для учета времени управления) должны устанавливаться как на автомобили, принадлежащие юридическим лицам, так и на автомобили, эксплуатирующиеся физическими лицами.
Ранее на pddmaster.ru была опубликована подробная статья, рассказывающая, в каких случаях тахограф является обязательным:
Однако вопросы по поводу того, нужно ли устанавливать тахограф на тот или иной автомобиль, продолжают поступать с завидной регулярностью. Поэтому в данной статье будет опубликована краткая инструкция, позволяющая понять, нужен ли тахограф на выбранную машину:
- Шаг 1. Кто эксплуатирует автомобиль?
- Шаг 2. Тип транспортного средства для физического лица.
- Шаг 3. Техническая категория для юридических лиц и ИП.
- Как узнать, нужен ли тахограф на автомобиль?
Шаг 1. Кто эксплуатирует автомобиль?
На первом шаге нужно понять, кто эксплуатирует выбранное транспортное средство: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо.
В большинстве случаев для этого достаточно посмотреть в свидетельство о регистрации ТС и найти поле «СОБСТВЕННИК (владелец)«.
Например, если в поле «собственник» указаны ФИО собственника (Иванов Иван Иванович), то автомобиль принадлежит физическому лицу.
Если в поле «собственник» указано название организация (ООО ПДДМастер), то автомобиль принадлежит юридическому лицу.
Примечание. Важно понимать, что в некоторых случаях автомобиль может принадлежать юридическому лицу, а эксплуатироваться физическим лицом. И наоборот.
Такое возможно, если юридическое лицо передает автомобиль в аренду физическому лицу. Либо физическое лицо передает автомобиль в аренду юридическому лицу.
В общем, на первом шаге следует выяснить, кто эксплуатирует транспортное средство. Если эксплуатацией занимается физическое лицо, то переходите к шагу 2. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то переходите к шагу 3.
Шаг 2. Тип транспортного средства для физического лица
Еще раз возьмите в руки свидетельство о регистрации и найдите в нем поле «Тип ТС«.
1. Если в поле «Тип ТС» нет ни слова «автобус», ни слова «грузовой», то тахограф не требуется.
2. Если в поле «Тип ТС» есть слово «автобус», то тахограф следует установить.
3. Если в поле «Тип ТС» есть слово «грузовой», то нужно дополнительно обратиться к полю «Технически допустимая max масса, кг«.
3.1. Если технически допустимая масса меньше или равна 3 500 кг (категория В), то тахограф не требуется.
3.2. Если технически допустимая масса больше 3 500 кг (категория С), то тахограф следует установить.
Шаг 3. Техническая категория для юридических лиц и ИП
Возьмите в руки свидетельство о регистрации и найдите значение поля «Категория ТС (ADCD, прицеп)«.
1. Если в поле «Категория ТС» после дроби стоит любая техническая категория, кроме М2, М3, N2 и N3, то тахограф не требуется.
2. Если в поле «Категория ТС» после дроби стоит категория М2, М3, N2 или N3, то тахограф следует установить.
Кроме того, для юридических лиц и ИП существует перечень транспортных средств-исключений, которым тахограф не требуется:
Если автомобиль юридического лица или ИП попадает в указанный список, тахограф устанавливать не нужно.
Как узнать, нужен ли тахограф на автомобиль?
Поскольку вопросы о необходимости установки тахографа поступают от читателей pddmaster.ru с завидной регулярностью, ниже приведен рекомендуемый формат запроса:
1. Кто эксплуатирует автомобиль (физическое лицо, юридическое лицо, ИП)?
2. Значение поля «Тип ТС» из свидетельства о регистрации.
3. Значение поля «Категория ТС» из свидетельства о регистрации.
4. Значение поля «Технически допустимая max масса» из свидетельства о регистрации (для физических лиц).
5. Описание вида деятельности (для юридических лиц).
Для автомобиля физического лица:
1. Физическое лицо.
2. Автодом.
3. C/N2.
4. 3899.
Для автомобиля юридического лица:
1. Юридическое лицо.
2. Грузовая цистерна.
3. С/N2.
5. Используется сельскохозяйственным производителем для перевозки молока с поля до молокозавода (внутрихозяйственная перевозка).
Этот формат позволяет без уточняющих вопросов понять, нужен ли тахограф на автомобиль. Используйте его в комментариях к данной статье.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 15 октября 2021
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Рекомендуем также прочитать: Как получить лицензию на автобус в 2024 году? Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года Новые свидетельства о регистрации ТС с 1 января 2020 года Штраф за отсутствие тахографа в 2024 году Новые исключения при оснащении транспортных средств тахографами с 1 января 2021 года Может ли транспортное средство иметь категорию B/M2?
25 марта 2022 00:19
Алексей-751, здравствуйте.
В приказе 440 категория M2G не упоминается, то есть на ТС этой категории тахограф не требуется.
Удачи на дорогах!
25 марта 2022 00:21
илья-156, какая категория указана в свидетельстве о регистрации? C/N2?
25 марта 2022 17:37
здравствуйте -просто С
28 марта 2022 19:21
илья-156, автомобиль не попадает в перечень исключений, то есть тахограф следует установить.
Удачи на дорогах!
31 марта 2022 14:31
Здравствуйте купил лимузин крайслер 300-с автобус для частного использования.Вопрос:Лимузин свадебный попадает под ритуальный автомобиль чтобы не устанавливать тохограф Меркурий стоимостью в 55000р.и карта 3900р. В русском понимании ритуал-это не только похороны,но и свадебный ритуал имеет значения?
4 апреля 2022 18:19
Максим-305, здравствуйте.
Если в поле Тип ТС свидетельства о регистрации указано «автобус для ритуальных услуг», то попадает. Иначе — нет.
Удачи на дорогах!
19 апреля 2022 15:50
1. Физическое лицо
4 Личное пользование 11 мест
20 апреля 2022 09:43
Юлия-225, тахограф следует установить
19 мая 2022 15:01
Ранее Вы отвечали на вопрос по тахографу на M2G для юр.лиц: «В приказе 440 категория M2G не упоминается, то есть на ТС этой категории тахограф не требуется.» — согласен с Вами полностью.
Тем не менее, Автодорожная инспекция в ЯНАО требует установить тахограф на а/м M2G категории «В», принадлежащем юридическому лицу. Подскажите, какие действия следует предпринять в этом случае?
Может были подобные прецеденты или инструкции/разъяснения по этому поводу?
19 мая 2022 18:55
Юрий-271, здравствуйте.
В принципе, порядок всегда одинаковый. Если требуют, то просите требование в письменном виде. Если в чем-то отказывают, то требуйте письменный отказ.
Затем изучите текст этого отказа и напишите жалобу в прокуратуру.
Удачи на дорогах!
23 мая 2022 08:14
Lockfolder
Грузовик бортовой с манипулятором (физ.лицо) нужен устраивать?!
23 мая 2022 20:16
Lockfolder, если в документах указано, что автомобиль грузовой, то нужно.
Удачи на дорогах!
26 мая 2022 11:22
Добрый день ,я частник и у меня личная
(Газ 66 бкм )_ применяется для стройки лэп,и бурения под фундамент, тоже нужен тахограф .
16 июня 2022 14:18
Се, здравствуйте.
Если в документах указано, что автомобиль грузовой, то тахограф следует установить.
Удачи на дорогах!
22 июня 2022 08:00
Валентин-32
23 июня 2022 17:47
Валентин-32, тахограф следует установить, т.к по документам ТС является автобусом.
12 августа 2022 11:39
Геннадий-69
2. Тип ТС Грузовой фургон
3. Категория ТС С/М1
26 августа 2022 10:47
Добрый день. У меня грузовой автомобиль с общей допустимой массой до 3,5 т., Но это авто ездит с прицепом. И вместе с прицепом у них общая допустимая масса получается выше 3,5 т. Нужно ли мне ставить тахогоаф на этот бус (до 3,5 т) с прицепом. Спасибо
28 августа 2022 06:31
Алексей-781
Здравствуйте. У меня газ66-01, масса без нагрузки 3470 кг. Всё равно нужен тахограф?
Вроде по закону от 3500 кг.
31 августа 2022 12:32
Геннадий-69, в данном случае тахограф обязателен.
31 августа 2022 12:36
Денис-272, добрый день.
Тахограф не требуется, т.к. рассматриваются только документы тягача.
31 августа 2022 12:38
Алексей-781, добрый день.
Масса без нагрузки не имеет значения. Смотрите на разрешенную максимальную массу.
22 сентября 2022 14:49
Сергей-1175
Для автомобиля физического лица:
1. Физическое лицо.
число посадочных мест 3, кроме вод.
22 сентября 2022 15:53
Сергей-1175
Здравствуйте! Переоборудую автобус Форд транзит DM2 c макс.разр.массой 4600 в автодом , водитель + 3 пассажира. К какой кат. тс будет относится переоборудованное ТС. По логике CN2 , или CM1 ?
Т.к. N2 не подразумевает наличие пассажиров . Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили. Помогите разобраться.
25 сентября 2022 16:12
Сергей-1175, в поле «тип ТС» нет слова «грузовой», то есть тахограф не требуется.
Все будет зависеть от итоговой Массы автомобиля без нагрузки:
— Если она будет меньше 4192 кг, то автомобиль будет грузовым (C/N2).
— Если она будет больше 4192 кг, то автомобиль будет легковым (C/M1).
Расчет 4600 — 2 * 3 * 68 = 4192 кг.
Удачи на дорогах!
24 октября 2022 21:34
Денис53229
Автобетоносмеситель на физ лицо
Тип ТС:грузовой прочее
Особые отметки:грузовой автобетоносмеситель
Нужен тахограф или нет
26 октября 2022 18:54
Денис53229, если разрешенная максимальная масса автомобиля превышает 3 500 кг, то тахограф является обязательным, т.к. по документам автомобиль грузовой.
Удачи на дорогах!
13 ноября 2022 15:16
Alexandr-kran
Здравствуйте.Я физ.лицо ,у меня крановый- манипулятор макс. масса 7900. В стс, в графе Тип ТС- специализированный прочее.
Категория ТС- С. Подскажите пожалуйста,нужен ли тахограф? до недавнего времени он не требовался,а теперь стали штрафовать. А также раньше ездил по всем полосам (далее второй) никаких штрафов не было,теперь идут штрафы. НА жалобу в ГИБДД пришел ответ,что теперь мой автомобиль приравнен к грузовому,кат N2.хотя в документах нигде нет слова «грузовой».
Насколько это законно?
29 ноября 2022 19:28
Alexandr-kran, здравствуйте.
Никаких изменений законодательства по данному вопросу не было. И при установке тахографа, и при выборе полосы движения речь идет только о том, что транспортное средство является грузовым. А установить, является ли ТС грузовым, можно только по документам этого ТС.
Рекомендую оспорить указанные штрафы в суде.
Удачи на дорогах!
12 декабря 2022 14:14
Сергей1988
Здравствуйте. У нас Тип ТС — бортовой ( манипулятор, варовайка) Разрешённая MAX масса 29430. Собственник физ.лицо. Управляет физ.лицо по договору аренды.
Нужен тахограф или нет?
12 декабря 2022 17:21
Сергей1988, здравствуйте.
Значение в поле просто «бортовой»? Обычно в документах пишут «грузовой — бортовой» и в этом случае никаких вопросов не возникает. Если же в документах указано только «бортовой», то имеет смысл обратиться к начальнику местного ГИБДД в письменном виде и попросить разъяснить, нужен ли на автомобиль тахограф.
Далее действовать в зависимости от полученного ответа.
Удачи на дорогах!
23 января 2024 09:36
Александр-1276
2. Фургон, Автофургон, Рефрижератор.
4. Используются для доставки молочной продукции собственного производства в розничную сеть.
24 января 2024 00:32
Александр-1276
Ранее были установлены тахографы на все фургоны, сейчас получаеться они не нужны ?
1 февраля 2024 22:33
Автомобиль DODGE RAM 2500 BigHorn
Собственник физ. лицо, но у меня есть и ИП
Категория ТС C и N2G в ПТС. СТС пока нет, авто не на учете.
Максимальная масса 4536.
При попытке пройти техосмотр мне отказали сославшись на отсутствие тахографа. В МРЭО говорят что для постановки на учет тахограф им не нужен, но техосмотр нужен обязательно.
Инспектор в тех надзоре утверждает что даже если у меня будет тахограф то ездить на авто без путевого листа и мед освидетельствования я не имею права. Даже в том случае если авто зарегистрировано на физ. лицо.
Это действительно так?
2 февраля 2024 09:51
Пндрей, инспектор тех надзора глубоко заблуждается
11 февраля 2024 20:13
Александр-1276, насколько я понял, Вы считаете, что ТС попадает в перечень исключений. По какому именно пункту?
Я подходящего пункта не нашел.
Удачи на дорогах!
11 февраля 2024 20:16
Пндрей, все зависит от того, с какими целями будет эксплуатироваться автомобиль. Если он будет зарегистрирован на физическое лицо, а эксплуатироваться будет в интересах организации (ИП) для грузоперевозок, то потребуются путевой лист и предрейсовые медосмотры.
Удачи на дорогах!
16 марта 2024 12:36
2. Грузовой бортовой с манипулятором
5. Вывозим на свалку спиленные в городе аварийные деревья и щепу. Действующие контракты с администрацией города на эти работы на руках.
21 марта 2024 20:22
Вечер добрый! Вопрос про лесовоз Урал (грузовой авто с рмм около 10 тонн + прицеп), который вывозит лесоматериалы из делянки в районный центр, город. Его основное место передвижения +- 50 км от этого центра, за пределы района может выехать, ну очень редко, и точно не далеко.. в основном он ездит по лесу. У него установлен гидроманипулятор, которым он грузит лес.
Оформлен один Урал на физическое лицо, другой на физическое лицо, у которого открыто ИП. Нужен ли этим авто тахограф?
23 марта 2024 07:24
Ещё хотел спросить такой вопрос: купил Урал — лесовоз, на учёт ещё не поставил, а на следующий день меня останавливают гаи, ехал я на нем по дкп (просто поехали прокатиться, посмотреть как машина едет), заключённого вчера, а они мне выписывают за тахограф! Должен ли я установить тахограф в течение 10 дней отведенных мне на регистрацию тс или он уже у меня должен стоять с первого дня?
23 марта 2024 21:48
Артем-144, если у автомобиля будут документы, подтверждающие, что он является транспортным средством для коммунального хозяйства и содержания дорог, то тахограф на него не потребуется. В остальных случаях тахограф обязателен.
Удачи на дорогах!
23 марта 2024 21:51
Михаил-351:
1. Если автомобиль физического лица, и в поле «Тип ТС» есть слово «грузовой», то тахограф обязателен.
Если автомобиль ИП, то тахограф обязателен.
2. Законодательство не предусматривает сроков для установки тахографов, то есть тахограф должен быть установлен сразу.
Удачи на дорогах!
31 марта 2024 08:46
Николай-328
У меня грузовой автомобиль, полная масса 11000кг.,1986г.в.(37лет), используеться в личных целях, тоже нужен тахограф?
1 апреля 2024 17:49
Евгений-496
Здравствуйте. В собственности тойота хайс в тс стоит категория Д. Я физ лицо . Использую машину в личных целях. Заставляют ставить тахограф . Законно ?
13 апреля 2024 18:35
Николай-328, здравствуйте.
Тахограф обязателен, никаких исключений по возрасту автомобиля для физических лиц нет.
Удачи на дорогах!
13 апреля 2024 18:36
Евгений-496, здравствуйте.
Все зависит от того, есть ли слово «автобус» в поле «тип ТС». Если есть, то тахограф обязателен.
А буква категории значения не имеет.
Удачи на дорогах!
11 мая 2024 09:22
Дмитрий-796
Здравствуйте. У нас муниципальное предприятие, занимающееся деятельностью в области коммунального хозяйства (водообеспечение и очистка сточных вод города). Ни чем другим не занимаемся.
Техника: Водовозы, Цитерны вакуумные, илососные, каналопромывочные, Самосвалы, Автобусы и др.
Все они работают с соответствующими путевыми листами.
Виды экономической деятельности предприятия по классификатору экономической деятельности и по уставу: Забор, очистка и распределение воды, обеспечение функционирования коллекторных систем или средств по очистке сточных вод; обслуживание и очистка коллекторов и сетей водоотведения, включая прочистку коллекторов гибким стержнем.
На некоторых машинах установлены тахографы, на некоторых — нет.
Учитывая п.2 Приказа Минтранса России от 28.10.2020 N 440 в части
отсутствия обязательных требований по оснащению тахографами транспортных средств для коммунального хозяйства, можем ли мы эксплуатировать данные ТС БЕЗ ТАХОГРАФОВ?
13 мая 2024 10:15
Дмитрий-796, добрый день.
В соответствии с законодательством это возможно.
На практике же рекомендую Вам тот же самый вопрос направить начальнику местного ГИБДД в письменном виде, полученный ответ распечатать и раздать водителям. Чтобы, если со стороны сотрудников ГИБДД будут вопросы, показывать им этот ответ.
17 августа 2024 06:09
Светлана-268
Здравствуйте. У нас казенное предприятие, занимающееся деятельностью
«автотранспортные услуги для собственных нужд».Автомобиль ГАЗ-2217 тип В/м2, 6 мест+водитель, не прошли техосмотр т.к. нет тахографа . Правомерен отказ или нет. Спасибо.
29 августа 2024 18:21
Светлана-268, здравствуйте.
На автомобиль технической категории М2, принадлежащий юридическому лицу, тахограф следует установить.
Разъяснения приказа №440 Минтранса РФ
Всё что нужно знать про эксплуатацию тахографов Какую ответственность несут руководители организации и автопарка? Почему не только водитель должен следить за исправностью тахографа? Суммы штрафов и способы их избежать.
Команда ARSA эксперты своего дела
В России тахографы применяются с 1996 года, они нужны для контроля за режимом труда и отдыха, а также скоростью транспортных средств. Основным нормативным актом, регламентирующим установку и эксплуатацию, является приказ Минтранса № 440 о тахографах. В нем подробно изложены все требования.
Недавно в него были внесены изменения, о которых стоит поговорить подробнее.
Основные требования приказа Минтранса №440 о тахографах
Согласно исследованиям, приборы заметно снизили количество автокатастроф на дорогах, причинами которых является состояние усталости водителя. Главной целью установки устройства является автоматическая регистрация параметров движения. Данные приборов используются надзорными органами при проведении проверки. Но полезность тахографов уже оценили и руководители компаний – ведь теперь гораздо меньше аварий и простоя техники, штрафов и судебных разбирательств. Порядок использование устройств регламентируется нормативными документами Министерства транспорта РФ.
В настоящее время актуальным является Приказ Минтранса 440 о тахографах, который заменил ранее действующий приказ № 36. Установлен период действия приказа с 01.01.2021 по 01.01.2027 года.
Требования к тахографам направлены на обеспечение непрерывной и бесперебойной фиксации информации о передвижении автомобиля, его скорости, времени труда и отдыха водителя.
- Проверка прибора в сроки, определенные законом.
- Корпус тахографа должен быть опломбирован в целях защиты от вскрытия.
- Информация, содержащаяся в приборе, ее достоверность подтверждается квалифицированной цифровой подписью.
- Активировать тахограф могут четыре разные карты:
— рабочий режим (карта водителя);
— контроль (карта контролера);
— корректировка (карта мастерской);
— карта предприятия (для контроля водителей со стороны организации). - В любой карте водителя прописаны личные сведения о нем самом. Карты содержат два и более элемента, которые защищают от подделок. Фон каждой карты имеет определенный цвета: белый, голубой, красный или желтый. Определен перечень информации, которая должна сохраняться на картах.
- Приказ об оснащении тахографами прописывает требования к конструкции прибора и его функциям. Большое внимание уделено выпуску, активации и работе прибора, блоков СЗКИ (НКМ).
2) Определен список транспортных средств, на которые обязательно ставить тахографические приборы учета. К ним относятся все грузовики (масса от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн), а также автобусы (до 8 пассажиров, масса до 5 тонн и свыше 8 мест, более 5 тонн).
Внимание!
Тахографы необходимо установить на все грузовики N2, N3, и автобусы M2, M3.
- перевозчики на международных направлениях (устанавливается другого типа прибор – ЕСТР и карточка МАП);
- службы оперативного реагирования;
- предприятия ЖКХ;
- сельхозпредприятия при передвижении внутри хозяйства;
- автомобили с большим сроком эксплуатации (свыше 50 лет), используемые в коммерческих перевозках.
Можно ознакомиться с полной версией приказа 440 Минтранса РФ. Достаточно скачать pdf версию по ссылке.
3) В приложении №3 речь о правилах эксплуатации тахографов.
Здесь казенные формулировки, которые на простой язык можно перевести так:
«тахограф нужен, чтобы обеспечить соблюдение требований Приказа Минтранса РФ № 424 (режим труда и отдыха водителей)».
Что именно требуют от владельцев ТС:
- Установить тахограф в аккредитованной мастерской.
- Регулярно осуществлять поверку оборудования.
- Заменять блок СКЗИ каждые 3 года (или в иных случаях, предусмотренных законодательством).
- Изучить инструкцию производителя тахографа и эксплуатировать прибор по рекомендациям.
- Обеспечить водителя бумагой для тахографа, передать ему руководство по эксплуатации (оно должно быть в кабине).
- Не реже чем один раз в 28 дней всю информацию с тахографа надо считать, а потом хранить на протяжении года.
Важно понимать, что именно руководство автопарка или владелец ТС, в конечном итоге, отвечает за соблюдение правил эксплуатации со стороны водителей. То есть, должностное лицо, кроме личных обязанностей, еще и обязано понимать требования к шоферу, разъяснить ему порядок работы с прибором.
4) В четвертом приложении расписаны требования приказа 440 Минтранса РФ к аккредитованным мастерским.
Должностному лицу или владельцу ТС тут важно понять два момента:
- Обязательно проверять аккредитацию мастерских. Монтаж тахографа и его обслуживание должны выполнять только компании, перечисленные на портале ФБУ «Росавтотранс».
- Желательно понимать базовые требования по монтажу и эксплуатации тахографических устройств, чтобы иметь возможность оценить качество работы мастерской.
Штрафы за неправильный монтаж тахографа или ошибки в обслуживании, вероятнее всего, будут выписаны на должностное лицо, компанию или владельца ТС.
5) В приложении №5 о том, как необходимо контролировать работу тахографов в автопарке.
Основные положения касаются проверки перед рейсом:
- Вставить карту водителя, проконтролировать, что устройство ее видит.
- Проверить прибор в целом (экран, работу кнопок и т.д.)
- Проверить печатное устройство.
Согласно приказу Минтранса 440 контролировать исправность тахографа также должен водитель. При любых неисправностях докладывать начальнику автопарка или другому уполномоченному лицу.
Можно ли использовать в России тахографы без блока СКЗИ?
- Нельзя. Если транспортное средство передвигается исключительно по российским дорогам. Неисправный или просроченный блок СКЗИ также становится проблемой – в этом случае выезжать на дороги нельзя.
- Можно. Если машина официально занимается перевозками между странами нормы приказа 440 для нее другие. В данном случае владелец ТС должен использовать тахограф типа ЕСТР, а также оформить карточку МАП.
Какие были изменения в 440 приказе Минтранса
Существенных изменений от ранее действовавшего приказа нет, но есть некоторые отличия приказа 440 о тахографах в новой редакции:
- Пожалуй, самое главное – при замене СКЗИ, в ряде случаев, теперь не надо поверять тахограф. Подробнее об этом можно почитать в соответствующей статье.
- Во все карты добавлены сведения о месте проживания водителя, местонахождении обслуживающей мастерской, регистрации предприятия.
- Срок действия электронных ключей сейчас составляет от 3-х лет, ранее не превышал 3 года.
- Установлен порядок и сроки проведения поверки. Периодичность составляет один раз в 3 года, а также после проведенного ремонта прибора, при замене блока СКЗИ.
- Запрещается передвижение ТС без карты водителя. Это требование было интуитивно понятно и раньше, потому что тахограф без карты не получится включить. Но теперь на этом моменте сделали особый акцент.
- Приказ Минтранса 440 приложение 3 запрещает, разрешенные ранее действия по внесению изменений водителем в распечатки тахографа, даже при заверении подписью.
- Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями не содержит пункт о том, что водителю, в случае утери карты, ее порчи, необходимо написать заявление о ее переоформлении. Движение грузового автотранспорта и автобусов без карты запрещено, следовательно восстанавливать карту водителя нужно в любом случае.
- Появилось новое требование по приборам, с датой изготовления после 1 января 2022 года. На распечатанной ленте выводится серийный номер устройства и QR код.
- Приказ 440 расширил полномочия ФБУ «Ространс». На его официальном сайте находится полная информация о тахографах, блоках, картах и мастерских по обслуживанию.
- В перечень организаций, чьи автомобили не подлежат оснащению тахографами, добавлены аварийные и спасательные службы, полиция, компании, перевозящие пчел, живых животных, автобиблиотеки.
Очевидно, что обновленный Приказ 440 Минтранса сделал более понятными требования к тахографам, четче указал на правила использования и обслуживания, усиливает контроль ФБУ «Ространс».
Какие штрафы предусмотрены за нарушение приказа №440 в 2024 году?
Исполнение приказа Минтранса возложено на контролирующие органы: ГИБДД и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
В ст. 11.23 КоАП в 2024 году предусмотрена административная ответственность за невыполнение приказа Минтранса 440. За выезд машины без тахографа или с неисправным прибором, накладываются штрафные санкции:
- Юридические лица – 20-50 тыс. рублей;
- Должностные лица – 7-10 тыс. рублей;
- Индивидуальный предприниматель – 15 — 25 тыс. рублей.
За нарушение режима труда и отдыха водителя (статья 3.12 КоАП) также предусмотрены штрафные санкции, по размеру они почти не отличаются от указанных выше.
Водителям автотранспорта за отсутствие тахографа выпишут штраф от 3 до 5 тыс. рублей, за несоблюдение трудового распорядка – от 1,5 до 2 тыс. рублей.
Внимание!
Любые нарушения эксплуатации тахографа ведут к возбуждению административного дела в отношении компании. Даже если очевидна вина водителя (чаще всего забывают вставить карту в тахограф), все равно проблемы будут у руководства автотранспортной компании.
Примечательно, что максимальные штрафы в 2024 году в приказе 440 Минтранса юридического лица и ИП отличаются в 2 раза. Ранее размер компании не имел значения. Небольшое предприятие получало штраф намного выше чем ИП.
Федеральный закон от 26.03.2022 года №70 устранил эту несправедливость. Сейчас организации, входящие в реестр МСП (малых и средних предприятий), платят штрафы одинаковые с ИП.
За несколько нарушений, найденных в ходе одной проверки по одной статье КоАП, фирму оштрафуют один раз. До введения изменений штрафы складывались, и получалась немалая сумма к оплате.
Как избежать штрафов по приказу Минтранса №440
Кроме водителя автотранспортного средства в соблюдении требований по правильной эксплуатации тахографа, времени труда и отдыха, задействованы другие специалисты, например инженер по ТБ, инженер БДД.
Во избежание штрафных санкций по несоблюдению требований 440 приказа Минтранса, каждый ответственный сотрудник на своем участке работы должен выполнять определенные функции.
Водитель должен следить за наличием в транспортном средстве:
- наклейки о произведенной калибровке, сроке проведения очередной проверки;
- ленты в приборе, запасной ленты;
- инструкции по эксплуатации тахографа.
Он отвечает за исправность карты, сроке проведения очередной проверки.
В обязанности инженерных работников входит:
- составление графика труда и отдыха водителя, который будет соответствовать всем требованиям законодательства Российской Федерации в 2024 году;
- проведение инструктажа;
- контроль за соблюдением установленных норм.
Как контролировать соблюдение приказа №440 по тахографам в своем автопарке?
Чтобы избежать штрафных санкций в автопарке транспортной организации и исполнить требования приказа 440 о тахографах, водителю перед выездом в рейс рекомендуется сделать распечатку с карты, что позволит выявить и устранить возникшие проблемы, обратившись в сервисную мастерскую.
Руководству автопарка (главный механик, диспетчер), необходимо постоянно отслеживать выполнение требований приказа Минтранса о тахографах, а также производить:
- обучение водителей работе с приборами;
- контролировать замену карт не реже 1 раза в 3 года;
- замену блока СЗКИ каждые 3 года;
- выгрузку информации с карт не реже 1 раза в 28 дней, обеспечение сохранности данных в течении одного года;
- проверку правильности внесения VIN и госномера;
- проверку внешнего вида прибора, наличие пломбы;
Контроль за соблюдением требований Приказа 440 довольно сложный процесс, требует больших затрат и усилий, особенно при наличии большого автопарка. Всю информацию необходимо заносить в компьютер или на другой носитель.
Есть ли эффект от внедрения тахографов? Специалисты утверждают о снижении количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Тахографический контроль позволил добиться предприятиям снижения расходов на горюче-смазочные материалы.
Меньшая аварийность привела к уменьшению затрат на восстановление техники, на судебные тяжбы.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
Установка обязательна только на транспортные средства, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частнику тахограф не нужен.
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В связи с этим некоторые хитрые организации, желающие эксплуатировать автомобили днем и ночью, заставляют водителей регистрировать транспортные средства на свое имя. На практике же при подобном раскладе рискуют сами организации. Водитель может в любой момент уволиться, а грузовик оставить у себя.
Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?
Ситуация регламентируется в одном из пунктов перечня исключений:
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
за исключением:
находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»;
Аналоговый тахограф можно не менять на цифровой только при соблюдении следующих условий:
Транспортное средство — автобус с числом мест более 20 или грузовик с полной массой более 15 тонн.
Транспортное средство предназначено для междугородных и международных перевозок.
Автомобиль оснащен аналоговым тахографом (шайбой) при изготовлении.
Транспортное средство оснащено тахографом до 8 ноября 2013 года.
Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, нужно заменить аналоговый тахограф на цифровой.
Штраф за отсутствие тахографа
Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:
1 000 — 3 000 рублей — для водителя.
5 000 — 10 000 рублей — для должностных лиц.
Введена ли отмена тахографов до 2017 года?
Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2017 или 2018 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.
Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.