На каких основаниях могут снять с очереди на квартиру

Граждане, принятые на учет до 01.03.2005, снимаются с учета по основаниям пп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ или утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на жилье по соцнайму (ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

ЖК РФ Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56 ЖК РФ

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 31.07.2020 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

На каких основаниях могут снять с очереди на квартиру

ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 57 ЖК РФ

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

П. 1 ч. 2 ст. 57 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 25.04.2023 N 20-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 2 Постановления.

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ч. 2 ст. 57 см. Постановления КС РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П.

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Рекомендуем  Может ли банк в одностороннем порядке менять условия кредитования

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 24.07.2023 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 56 настоящего Кодекса внесены изменения

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 11 августа 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 287-ФЗ

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 56 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ статья 56 настоящего Кодекса дополнена частью 3

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Рекомендуем  Можно ли пользоваться Сбербанк онлайн если карта просрочена

На каких основаниях могут снять с очереди на квартиру

ЖК РФ Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 54 ЖК РФ

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

На каких основаниях могут снять с очереди на квартиру

11 ноября 2013 14:01
Alex1985

IP/Host: 213.21.37.—
Снятие с очереди по улучшению жилищных условий.

В квартире 50кв.м (не приватизирована, ордер один) прописаны 6 человек — я, мой сын, мать, 2 сестры, племянник. На городской очереди по улучшению жил. условий все стояли(кроме моего сына) с 1986.
В 2006г у моего племянника умер отец, и он получил в наследование квартиру(28кв,м,) его сразу с гор. очереди сняли.Далее в 2010г, т.к. моя сестра является работником бюдж. сферы она вступила в программу «жилье для бюджетников»,для приобретения квартиры в 64кв.м. она взяла в программу еще сестру и мать, теперь в течении 10 лет она работает в бюдж. сфере и выплачивает городу ежемесячно суммы долга(их всех тоже сняли с очереди). В 2013г я пошла подать документы на постановку своего сына (2008г.р.) на улучшение жил. условий, т.к. все остались прописаны в кв. 50м.

Но т.к. у моей»семьи» уже есть достаточное количество метров для проживания, ребенка не поставили на очередь и меня с нее сняли, мотивируя отказ каким то законом. Мне не очень понятен отказ, почему я должна проживать со всеми не имея в собственности ни одного квадратного метра, и от города не могу получить хоть какую то помощь, т.к. с родственниками я не имею общего хозяйства, у меня своя «семья»- я и ребенок. Выписать родственников я тоже не имею никакого права.

Возможно ли через суд восстановить очередь на улучшение жил условий, или что в данной ситуации можно сделать?

11 ноября 2013 14:06
сcolonel99

IP/Host: 213.87.135.—
Дата регистрации: 22.09.2011
Сообщений: 952
Re: Снятие с очереди по улучшению жилищных условий.

Оснований находиться в очереди на улучшение жилищных условий у Вас нет. Даже если родственники снимутся с регистрации, то у Вас (с ребёнком) останется более 15 кв.м общей площади (норма менее которой ставятся на очередь)

11 ноября 2013 15:12
Alex1985

IP/Host: 213.21.37.—
Re: Снятие с очереди по улучшению жилищных условий.

Почему нет, если в квартире 50 кв м прописаны и проживают 6 человек? в СПб «норма»-9 м на человека. Я в собственности ничего не имею и выписать своих родственников не могу. Я хочу вернуть очередь, а не встать заново.

Мне не надо «приписывать» метры родственников, т.к. они не являются членами моей семьи. А понятие семьи в нашем кодексе весьма расплывчаты.

Рекомендуем  Основания для отказа выплаты субсидии 450 000 рублей

11 ноября 2013 15:24
сcolonel99

IP/Host: 213.87.141.—
Дата регистрации: 22.09.2011
Сообщений: 952
Re: Снятие с очереди по улучшению жилищных условий.

Алекс, а справку из ЕГРП представить на всех зарегистрированных не хотите? Вот Вам и улучшение — в ЕГРП то права зарегистрированы

11 ноября 2013 15:30
Alex1985

IP/Host: 213.21.37.—
Re: Снятие с очереди по улучшению жилищных условий.

В 2010 г когда сестра вступала в программу «для бюджетников», она специально ходила к нотариусу и признавала членами семьи сестру и мать, а я простите не приобрела прав на жилье родственников. У родственников жилье в собственности станет только в 2020 году (когда 10 лет пройдет).

Причины снятия с очереди на улучшение жилищных условий

Семья состоит из шести человек — отец, мать, старшый сын с женой и дочерью, младший сын. Все проживают и прописаны в коммуналке. Родители стоят на очереди на улучшение жилищных условий.

Старший сын имеет в собственности земельный участок (ЛПХ) без строений и автомобиль. Может ли наличие данной собственности послужить поводом для снятия с очереди родителей?

Айман Нурикенова
Консультаций: 22

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ такие жилые помещения предоставляются, прежде всего, малоимущим гражданам. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов РФ, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Существуют Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденные приказом Минрегиона России от 25.02.2005 N 17 (далее — Методические рекомендации), носящие рекомендательный характер.

Пунктами 2.2 и 2.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что расчет органами местного самоуправления доходов семьи гражданина-заявителя рекомендуется производить на основе сведений о составе семьи этого гражданина. Критерии отнесения граждан к членам семьи гражданина-заявителя рекомендуется указать в нормативном правовом акте органа государственной власти субъекта РФ, регулирующем порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Пункт 3.2 Методических рекомендаций содержит перечень видов доходов, которые рекомендуется учитывать при расчете среднедушевого дохода семьи. А пункты 4.1 и 4.2 данного документа говорят о том, что при признании семьи малоимущей учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семьи и подлежащего налогообложению, в соответствии с законодательством. К этому имуществу могут быть отнесены жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства.

Так как в данном случае указан г. Москва, то далее мы ведем речь о Законе г. Москвы от 25.01.2006 N 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Согласно ч. 1 ст. 2 данного закона малоимущими гражданами признаются жители г. Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период.

Таким образом, наличие имущества у одного из членов семьи может оказать влияние на снятие семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.

zabota_cher_
Оцените автора