Отказ от медицинского освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение — что будет за

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» УК РФ «Отказ же в таких случаях пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителем, отстраненным от управления автомобилем, влечет для него соответствующие юридические последствия, в частности предусмотренные примечанием 2 к ст. 264 УК РФ, независимо от причин такого отказа.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отказ водителя транспортного средства от медицинского освидетельствования и его взаимосвязь с потреблением наркотических средств
(Баканов К.С.)
(«Законы России: опыт, анализ, практика», 2018, N 11) Анализируя возможные причины отказа от прохождения медицинского освидетельствования, следует отметить, что отсутствуют достаточные основания полагать, что все или большинство таких лиц находились в состоянии наркотического опьянения. Вместе с тем на основе юридических механизмов и последствий можно сделать однозначный вывод, что возможность отказа от прохождения медицинского освидетельствования выгодна для лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы
    • Гражданский кодекс (ГК РФ)
    • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
    • Налоговый кодекс (НК РФ)
    • Трудовой кодекс (ТК РФ)
    • Уголовный кодекс (УК РФ)
    • Бюджетный кодекс (БК РФ)
    • Арбитражный процессуальный кодекс
    • Земельный кодекс (ЗК РФ)
    • Лесной кодекс (ЛК РФ)
    • Семейный кодекс (СК РФ)
    • Уголовно-исполнительный кодекс
    • Уголовно-процессуальный кодекс
    • Производственный календарь на 2024 год
    • МРОТ 2024
    • ФЗ «О банкротстве»
    • О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
    • Об исполнительном производстве
    • О персональных данных
    • О налогах на имущество физических лиц
    • О средствах массовой информации
    • Производственный календарь на 2024 год
    • Федеральный закон «О полиции» N 3-ФЗ
    • Расходы организации ПБУ 10/99
    • Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
    • Календарь бухгалтера на 2024 год
    • Частичная мобилизация: обзор новостей

    Отказ от медицинского освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение — что будет за отказ от медосвидетельствования

    19 сентября 2024 Регистрация Войти
    6 октября 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    16 октября 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Верховного Суда РФ от 1 июня 2018 г. N 58-АД18-5 Суд отменил принятые ранее судебные акты и прекратил производство по делу о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты

    Обзор документа

    Постановление Верховного Суда РФ от 1 июня 2018 г. N 58-АД18-5 Суд отменил принятые ранее судебные акты и прекратил производство по делу о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты

    11 июля 2018

    Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

    рассмотрев жалобу Ларина П.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Ларина Павла Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

    постановлением мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановлением исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, Ларин П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.

    В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ларин П.А. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными и прекращении производства по настоящему делу.

    Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.

    Основанием для привлечения Ларина П.А. мировым судьей к ответственности на основании части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении (л.д. 1) выводы о том, что он управляя транспортным средством «Toyota Wish», государственный регистрационный знак . на ул. Строительной, д. 90, г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края 10 июня 2017 года в 23 часа 42 минуты, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

    С таким решением мирового судьи и вышестоящих судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

    Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

    В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).

    Согласно части 2 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых.

    В соответствии с частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила).

    В силу пункта 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

    Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

    Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами установлены основания направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: из указанных норм следует, что направлению водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предшествует предложение уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

    Как усматривается из материалов дела, основание для направления Ларина П.А. уполномоченным должностным лицом на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование не указано, при этом в нем содержится отметка о наличии у данного лица признака опьянения — поведения, не соответствующего обстановке (л.д. 3).

    От прохождения медицинского освидетельствования Ларин П.А. отказался.

    В качестве обстоятельств, послуживших законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, в протоколе об отстранении от управления транспортным средством должностным лицом указано на наличии у водителя Ларина П.А. признаков опьянения — поведение, не соответствующего обстановке (л.д. 2).

    Между тем, из материалов дела следует, что в ходе производства по делу Ларин П.А. последовательно заявлял (в том числе, в судебном заседании по рассмотрению дела мировым судьей и в жалобах на постановление о привлечении к административной ответственности) о том, что уполномоченным должностным лицом ему не предлагалось пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте.

    В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

    Допрошенный мировым судьей старший государственный инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Николаевскому району Хабаровского края Юсов А.В. пояснил, что у водителя Ларина П.А. были внешние признаки наркотического опьянения, в связи с чем, не было оснований предлагать освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (л.д. 35 оборот).

    Допрошенный мировым судьей понятой Р. пояснила, что водитель Ларин П.А. в ее присутствии был отстранен от управления транспортным средством и отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянение (л.д. 35 оборот).

    Допрошенный мировым судьей понятой К. пояснил, что водитель Ларин П.А. в его присутствии был отстранен от управления транспортным средством, но в виду значительного промежутка времени не помнит, отказался ли тот от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или от медицинского освидетельствования на состояние опьянение (л.д. 35 оборот).

    При наличии таких показаний должностного лица и свидетелей, обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, не указаны как в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, так и в протоколе об административном правонарушении.

    Изложенным доказательствам и доводам судебными инстанциями должная оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

    В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 указанного Кодекса необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    Несмотря на данные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правил и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вышеприведенные доводы Ларина П.А., сведения, содержащиеся в процессуальных документах, показания уполномоченных должностных лиц и свидетелей соответствующей правовой оценки судебных инстанций не получили.

    В силу этого следует признать, что в рассматриваемом случае установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был: уполномоченным должностным лицом Ларину П.А. не предлагалось пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, о чем свидетельствует совокупность представленных в дело доказательств.

    Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

    В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

    При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Ларина Павла Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

    Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ларина П.А. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса — в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

    жалобу Ларина П.А. удовлетворить.

    Постановление мирового судьи судебного района N 42 г. Николаевск-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 21 июля 2017 года, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 12 сентября 2017 года и постановление исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда от 25 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Ларина Павла Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

    Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров

    Обзор документа

    Верховный Суд РФ признал незаконным штраф, наложенный на водителя за отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения. Причина — несоблюдение сотрудником ГИБДД порядка направления на такое освидетельствование.

    Не соответствующее обстановке поведение — достаточное основание полагать, что водитель пьян, но этого недостаточно для направления его на медосвидетельствование.

    Прежде чем направить водителя на медосвидетельствование, уполномоченное должностное лицо обязано сначала предложить водителю пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

    Лишь при отказе пройти освидетельствование на алкогольное опьянение; несогласии с его результатами; достаточных основаниях полагать, что водитель пьян, и при этом отрицательном результате освидетельствования, водитель направляется на медосвидетельствование.

    В данном случае законные основания для направления на медосвидетельствование не указаны ни в протоколе о направлении на него, ни в протоколе об административном правонарушении.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Отказ от медицинского освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение — что будет за отказ от медосвидетельствования

    КоАП РФ Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

    (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1, 2 и 4 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

    (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 29.12.2017 N 452-ФЗ, от 14.07.2022 N 257-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

    (часть первая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 23.04.2018 N 92-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

    6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    (часть 6 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    (часть 6.1 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 227-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

    (часть седьмая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Какая ответственность ожидает водителя за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения?

    Пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации предусмотрена обязанность водителя по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
    Незнание законодательства для автолюбителей грозит не только штрафами. Отказ от медосвидетельствования по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) наказывается лишением водительских прав. Стоит различать понятия «отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения» и «отказ от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения».

    Первое предполагает визуальную оценку состояния водителя сотрудником правоохранительных органов. Второе же – медицинского подтверждения или опровержение подозрений на опьянение в медицинском учреждении. Законом предусмотрена ответственность за отказ в прохождении исследования медицинскими работниками.
    В соответствии со статьей 12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (часть 1).
    Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей (часть 2).
    Указанные нормы применяются независимо от факта наличия состояния опьянения.

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

    В соответствии со статьей 6.9 и статьей 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности может быть привлечено лицо не только за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также перечисленных или одурманивающих веществ в общественных местах, но и за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также указанные или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте.

    Лицам, совершившим указанное административное правонарушение, может быть назначено наказание в виде штрафа до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

    Прямая ссылка на материал

    • Вконтакте
    • LiveJournal

    Прокуратура
    Ненецкого автономного округа

    Прокуратура Ненецкого автономного округа

    Дата публикации:

    15 декабря 2021, 12:30

    Административная ответственность за отказ от медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения

    В соответствии со статьей 6.9 и статьей 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности может быть привлечено лицо не только за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также перечисленных или одурманивающих веществ в общественных местах, но и за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также указанные или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте.

    Лицам, совершившим указанное административное правонарушение, может быть назначено наказание в виде штрафа до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

    Медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения в 2024 году

    Медицинское освидетельствование на состояние опьянения — это процедура проверки водителя на наличие в организме запрещенных веществ (алкоголя, наркотических веществ, лекарственных препаратов), которая проводится медицинскими работниками, а не сотрудниками ГИБДД.

    Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения действует с 26 марта 2016 года.

    В этой статье Вы узнаете:

    • Основания для направления на освидетельствование.
    • Что грозит за отказ от медосвидетельствования?
    • Где проводится медицинское освидетельствование?
    • Порядок проверки водителя на состояние опьянения.
    • Какие анализы и исследования проводятся при освидетельствовании?
      • проверка алкотестером;
      • анализ мочи;
      • анализ крови.

      Основания для медосвидетельствования

      Водитель может попасть на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в следующих случаях (пункт 234 административного регламента ГИБДД):

      • Отказ от проверки на состояние опьянения.
      • Несогласие с результатами проверки на состояние опьянения, проведенной сотрудниками ГИБДД.
      • Если у сотрудников ГИБДД есть достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, даже если алкотестер не выявил наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе.
      • Если результат необходим для подтверждения или опровержения факта нарушения или преступления.

      В приведенном перечне фигурирует проверка водителя на состояние опьянения сотрудниками ГИБДД. Данная процедура рассматривалась в отдельной статье:

      Штраф за отказ от медосвидетельствования в 2024 году?

      В первую очередь разберемся с тем, что грозит водителю за отказ от медосвидетельствования (статья 12.26 КоАП, часть 1):

      1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

      влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

      Отказавшись от медицинского освидетельствования водитель автоматически получает 2 наказания:

      • штраф 30 000 рублей;
      • лишение прав на срок от 18 до 24 месяцев.

      Внимание! Если водитель ранее был лишен прав по статьям, связанным с алкогольным опьянением, в том числе за отказ от медицинского освидетельствования, то его ждет более суровое уголовное наказание (вплоть до лишения свободы на 3 года с лишение прав на 6 лет). Более подробно данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

      Если от освидетельствования отказывается водитель, который ранее лишен прав, то наказание будет несколько иным:

      2. Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

      влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

      В общем отказ от медицинского освидетельствования — самая большая ошибка, которую может допустить водитель.

      Хочу отдельно обратить внимание на тот факт, что многие водители путают освидетельствование на состояние опьянения (проводится ГИБДД) и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (проводится врачом). От первой процедуры отказаться можно без последствий, от второй — нет.

      Этим зачастую пользуются хитрые сотрудники ГИБДД:

      Например, водителю предлагают дунуть в алкотестер. Если водитель отказывается, ему задают следующий вопрос: «Вы действительно отказываетесь от медицинского освидетельствования на состояние опьянения?». Водитель, который невнимательно слушает сотрудника и подтверждает отказ, остается без прав и с крупным штрафом.

      Еще раз подчеркиваю, что не следует путать медицинское освидетельствование и обычное.

      Где проводится медицинское освидетельствование?

      3. Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих требованиям, установленным приложением N 1 к настоящему Порядку.

      Медицинское освидетельствование может проводится:

      • В медицинских организациях (наркологических диспансерах).
      • В передвижных пунктах медицинского освидетельствования (ППМО) — специально оборудованных автомобилях.

      Передвижные пункты, как правило, используются при проведении спецопераций по выявлению водителей в состоянии опьянения. В данном случае проверки носят массовый характер и использование медицинского автомобиля оправдывает себя.

      В иных случаях водителя отправляют на проверку в наркологический диспансер.

      Порядок проверки водителя на состояние опьянения

      Медицинское освидетельствование состоит из следующих этапов:

      1. В акт медицинского освидетельствования (процессуальный документ) вносятся персональные данные водителя.

      2. Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (алкотестером).

      3. Если результат отрицательный (меньше 0,16 миллиграмма на литр воздуха), то повторная проверка не проводится.

      4. Если результат положительный, то через 15-20 минут проводится повторная проверка алкотестером.

      5. Если результат повторной проверки положительный, то считается, что состояние опьянения установлено.

      6. Параллельно с проверкой алкотестером, водитель сдает анализы (моча или кровь) для проведения химико-токсикологических исследований.

      7. Если в результате исследований обнаружены следы наркотических или психотропных веществ, то считается, что состояние опьянения установлено.

      8. Если первая или вторая проверка алкотестером показали отрицательный результат и в анализах водителя не обнаружены запрещенные вещества, то считается, что состояние опьянения не установлено.

      9. Результаты всех проверок вносятся в акт освидетельствования, туда же записывается и итоговый результат.

      Внимание! Обратите внимание, если отказаться от любого из перечисленных этапов, то это будет считаться отказом от медицинского освидетельствования на состояние опьянения с соответствующими последствтиями (описаны выше).

      Исследования и анализы при освидетельствовании водителя

      Проверка алкотестером

      Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя проводится с помощью алкотестера. Данный прибор должен обеспечивать запись результатов на бумажном носителе, а также должен быть поверен в установленном порядке.

      Если результат проверки составляет 0,16 или менее миллиграмм на литр выдыхаемого воздуха, то водитель считается трезвым. Если обнаружено более 0,16 миллиграмм на литр, то водитель считается пьяным.

      Анализ мочи

      Анализ мочи на наличие наркотических веществ сдается в любом случае. Анализ сдается в туалетной комнате, которая должна быть предусмотрена в том числе и в передвижном пункте. При этом требуется не менее 30 мл биологического объекта.

      После сдачи анализа медики в течение первых пяти минут проверяют, что он не был сфальсифицирован (подделан):

      1. Замеряют температуру мочи, чтобы исключить, что водитель незаметно принес чужую мочу с собой.
      2. Замеряют pH, относительную плотность и содержание креатинина, чтобы исключить, что водитель разбавил мочу другой жидкостью.

      Фальсификация анализа мочи приравнивается к отказу от медицинского освидетельствования. Ни в коем случае этого не делайте.

      Проверка анализа мочи происходит в 2 этапа.

      Первый этап проводится на месте сбора анализа в течение 2-х часов. Если в результате не выявлены запрещенные вещества, водитель считается трезвым.

      Второй этап проводится лишь в том случае, если на первом этапе в анализе найдены наркотические или психотропные вещества. Второй этап проводится в лаборатории в течение 13 дней с момента сдачи анализа (10 дней на доставку, 3 дня на исследование).

      Если на втором этапе наличие запрещенных веществ не подтверждается, то водитель считается трезвым.

      Если же наркотические вещества найдены, водитель считается пьяным и его ждет лишение прав.

      Анализ крови

      Анализ крови проводится в том случае, если водитель в течение 30 минут не смог собрать необходимое количество мочи.

      Кровь берется из вены в объеме 15 мл (в две пробирки: 10 и 5 мл). При этом перед проколом кожа обрабатывается ватой, смоченной бесспиртовым раствором. Это очень важно, т.к. спиртовой раствор может повлиять на результаты анализа.

      Анализ крови состоит из одного этапа, проводимого в лаборатории (в течение 13 дней с момента сдачи). По его результатам определяется, является водитель трезвым или пьяным.

      Примечание. В интересах водителя при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения сдать именно мочу, т.к. ее первый анализ занимает всего 2 часа. После получения результатов водитель будет точно знать, что наркотические вещества не обнаружены.

      Если же сдавать кровь, то придется нервничать до 13 дней.

      Какие документы оформляются после медосвидетельствования?

      По результатам перечисленных выше процедур оформляется акт медицинского освидетельствования в трех экземплярах:

      • Для водителя;
      • Для ГИБДД;
      • Для медицинского учреждения.

      Содержимое всех экземпляров акта должно совпадать.

      Если Вы хотите самостоятельно изучить документ, регламентирующий порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то перейдите на следующую страницу:

      В завершение хочу отметить, что большинство проблем водителей возникают именно из-за незнания соответствующего законодательства. Один раз изучите правильный порядок проведения медосвидетельствования, и Вы избежите возможных проблем в будущем.

      Удачи на дорогах!

      Обновлено: 16 июня 2022
      Максим Калашников

      эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

      Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

zabota_cher_
Оцените автора