Как поставить на место родителей ученика — жалоба на неадекватного родителя

Статья о том, что делать, если родители одного из учеников постоянно создают проблемы в школе. В статье рассматривается процесс написания коллективной жалобы на родителей и что нужно учитывать при ее составлении.

Вопросы, связанные с поведением учеников, занимают очень важное место в повседневной жизни школы. Иногда ученики молодой возрастной категории особенно активны и часто бывают непредсказуемыми, но всегда есть какой-то уровень поведенческих стандартов, который никогда не должен нарушаться. Однако, в некоторых случаях некоторые ученики могут быть направлены в не правильном направлении в виде их родителей, которые создают проблемы в школе.

В таких случаях в школе зачастую применяют различные методы для решения проблем. Однако, если родители ходят в класс со своим ребенком, но создают проблемы для других детей и их родителей, коллективная жалоба может стать единственным способом решения проблемы.

Образец коллективной жалобы на родителей:

Мы, родители учеников класса №3, обращаемся к Вам с просьбой, чтобы Вы приняли меры к родителям ученика «А». Родители ученика «А» неоднократно нарушали дисциплину и этикет в нашем классе. В результате мы столкнулись с низким уровнем комфорта мышления нашего ребенка.

Мы считаем, что родители ученика «А» не проявляют должного уважения к другим родителям, и это создает массу проблем нашим детям. В свою очередь, он может стать примером для наших детей, создавая в их глазах низкий уровень поведения в школе.

Мы были вынуждены обратиться к Вам, чтобы Вы приняли меры в отношении родителей ученика «А». Мы предполагаем, что будут приняты все необходимые меры, чтобы их поведение не приводило к трудностям в обучении наших детей.

Мы оцениваем Ваше решение и надеемся, что оно будет принято с учетом подтвержденных нашей жалобы.

С уважением,
Родители учеников класса №3

В заключение, необходимо понимать, что родители должны заботиться о своих детях, но также они должны уважать других учеников и их родителей. Важно знать, что коллективная жалоба может стать необходимым шагом в случае неадекватного поведения родителей одного из учеников и способом решения проблем для всех детей. При необходимости, родители могут обратиться к учебному заведению, чтобы решить эту проблему в сотрудничестве с другими родителями.

Что должны делать родители, если ребенка травят в школе

К сожалению, детская жестокость бывает на редкость изощренной и страшной. Справляться с ней нужно именно взрослыми методами — юрист и психолог рассказывают, что делать, если ваш ребенок столкнулся с издевательствами со стороны сверстников.

Ролан Быков открыл глаза многим родителям и ученикам, сняв знаменитый фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Это история девочки Лены Бессольцевой, которая постоянно терпит издевательства от одноклассников. Ребята даже проводят ритуал под названием «Распятие Чучела».

Платье Лены надевают на пугало, а потом сжигают со словами «Чучело — предатель». Только у этого фильма все-таки хороший конец. Бессольцевы покидают город, а на классной доске ребята пишут: «Чучело, прости нас!» Сегодня подростки стали более жестокими, а буллинг (дословный перевод — травля) становится серьезной проблемой, о которой психологи уже не говорят, а кричат.

«Это в 30 лет мы легко можем посмеяться в глаза обидчику. В 14 лет все воспринимается по-другому, а кличка Буратино обижает и ранит. В моей практике был случай, когда одноклассницы довели школьницу до нервного срыва из-за большой груди девочки: говорили, что она подкладывает вату в лифчик.

История закончилась сменой школы, длительной работой с психологом».

Стать жертвой травли может любой подросток. Объектом насмешек и издевательств бывает не только застенчивый ботаник, но и активный ученик, борец за справедливость.

«Всегда объявляют бойкот тем, кто выделяется из толпы, — продолжает психолог. — Издеваться будут не только над девочкой из бедной семьи, которая носит старое мамино пальто и не пользуется дезодорантом, но и над необычно одетой школьницей с розовыми волосами и серьгой в носу. Устраивают темную любимчикам учителей, ябедам, но в то же время не любят честных и талантливых».

С агрессорами сложнее.

«Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей, — считает психолог. — Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших. Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других детях».

По мнению психолога, схема любого издевательства схожа и проста.

«Агрессору прежде всего важна реакция жертвы, — рассуждает психолог. — Нельзя показать свою силу над теми, кто вас не боится и не замечает. Но не всегда у ребенка есть силы для борьбы и игнорирования тирана. Без помощи взрослых не обойтись».

Законная борьба

Если речь идет о буллинге, то всегда подразумевается травля в школе.

«Давайте разберемся, какая существует юридическая ответственность за издевательства подростка над своим сверстником, — комментирует юрист, специалист по семейному праву Ирина Волкова. — Понятно, что с 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому. Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам Уголовного кодекса.

А вот когда ребенку еще не исполнилось 14 лет, то всю ответственность за действия детей несут родители».

Если отец и мать хулигана явно не справляются со своими обязанностями, их можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Но для обращения в суд нужно иметь хорошую доказательную базу: скриншоты всех переписок с угрозами (желательно их заверить у нотариуса), показания свидетелей, справки о побоях, фото испорченных личных вещей. Хорошо, если есть диктофонная запись.Учтите: записывающее устройство должно быть отечественного производства.

Все-таки юрист советует постараться избежать судебных разбирательств, потому что в реальности единственная мера наказания для несовершеннолетнего — это выплата родителями штрафов (100–200 тысяч рублей) и постановка на учет в комнату полиции трудного подростка.

«Прежде чем бежать к адвокатам, постарайтесь воздействовать на малолетнего тирана через школу, — продолжает юрист. — Начинайте с разговора с классным руководителем. Если он не реагирует, пишите жалобу директору школы».

Если реакции нет и от директора, пишите сразу три заявления:

— в комиссию по делам несовершеннолетних, которая находится в управах района;

— инспектору по делам несовершеннолетних.

Если и эти инстанции проигнорируют ваше обращение, тогда подавайте заявления уже выше: в прокуратуру, департамент образования, уполномоченному по правам ребенка.

«Желательно об инциденте рассказать в СМИ, чтобы привлечь общественность. Самое главное — вы должны всегда быть рядом с ребенком», — добавляет Ирина Волкова.

Реальный опыт

Рабочий кейс описала у себя на страничке в «Фейсбуке» одна из мам, над чьим ребенком издевались одноклассники при полном попустительстве со стороны учителей — те делали вид, что ничего не происходит. Наталья Цымбаленко собрала все доказательства безобразий, происходящих в школе, какие только могла. Сперва поговорила с классной руководительницей и родителями обидчиков.

Это ни к чему не привело, кроме как к серии оскорблений, но к этому мама была готова. Затем написала заявления с требованием разобраться в ситуации на имя директора школы. Составила копии — одну отправила на адрес председателя Управляющего совета школы, другую отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних.

«Записала номера входящих документов», — уточняет Наталья.

Затем она написала пост в соцсетях. Родители обидчиков сына Натальи по-прежнему отказывались идти на контакт: «Встретимся в суде!» Но в этот момент в школе зашевелились.

«Сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: „А вы не хотите забрать своего сына?“ Я честно запретила даже предлагать мне такие советы — этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. Процесс пошел», — пишет Наталья.

В школу пришла инспекция по делам несовершеннолетних. Были разговоры и с детьми, и с родителями особо агрессивных школьников. Одного особо отличившегося поставили на учет.

Перед мамой и ее сыном извинились.

Наталья признает: было непросто. Ее сыну было очень страшно, тем более что поначалу агрессия в его адрес усилилась, были серьезные угрозы.

«Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез.

И успокоился», — говорит отчаянная мама. И резюмирует: «Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной.

Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру».

Вернуться назад

в этом разделе вы найдете

Как общаться с «неадекватными» родителями учеников

Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина делится алгоритмом, как разговаривать с родителями учеников в сложных ситуациях общения.

Представим непростую ситуацию. Вы учитель, и в вашем классе есть ребенок, у которого упала мотивация. Вы знаете этого мальчика полгода, познакомились с его семьей, и уже даже знаете корень проблемы: у ученика очень давящая мама. Про папу мало известно: он есть, но вы его пока не слышите в чате и не видите в школе. От ученика требуют достижений, сплошных пятерок, выигранных олимпиад, а в будущем видят его в МГУ на бюджете.

Кроме того, он ходит в музыкальную школу и ещё в бассейн. Вы проанализировали ситуацию и понимаете, что ребенок просто истощен требованиями. К тому же в восьмом классе выросла нагрузка, он устал, успеваемость упала и ребенок перестал отвечать ожиданиям семьи (или мамы?).

Даже школьный психолог уже отмечает у ребенка депрессию. Вчера у него из рюкзака выпал листочек, на котором было написано: «Ад — это другие, которые ждут от тебя того, кем ты не являешься». Поэтому разговор с мамой для вас даже не обсуждается.

Он будет.

Только вы понимаете, что отреагирует она болезненно, ведь мама очень директивная — есть только её мнение и больше ничьё. А ваше видение ситуации нарушит её убеждения: «он должен», «главное в образовании знания и отметки», «если он не поступит в лучший вуз, он не будет успешен в жизни». При этом вы понимаете, что она исходит из того, что желает лучшего для своего ребёнка.

Рекомендуем  Когда работодатель оплачивает или не оплачивает 3 дня больничного

Просто у неё логические цепочки сбиты теми установками, которые ей навязали с детства.

Диалог будет не простой, но он того стоит: на кону благополучие ученика. Для подготовки к нему я предлагаю алгоритм, который потом получится применять и в других сложных ситуациях общения. Он делится на три этапа: подготовка, проведение, завершение.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подготовка к диалогу

Подготовка заключается в том, чтобы перед разговором усвоить и принять для себя несколько конструктивных установок, которые облегчат общение.

1. Уважать собеседника.
Пока вы считаете родителя «неадекватным», нет смысла вступать в диалог: вы неизбежно скатитесь в обвинения и нападки. Собеседник достоин уважения хотя бы за то, что он родитель вашего ученика. Выражать свое расположение можно конкретными фразами: «Прошу прощение, что…», «Вы не будете против, если я…», «Я вам искренне сочувствую» и так далее.

2. Взять ответственность за диалог на себя.
Убрать из головы «а он первый начал», «а он должен», «а чего это я буду тут стараться, а он ведёт себя так…». Примите, что здесь вы более профессиональны, у вас педагогическое образование, вы, возможно, даже более зрелый человек. Поэтому ответственность за данный диалог — на вас.

3. Держать свои границы.
Если вы в конкретный момент не готовы говорить, за вами право сказать: «Это очень непростой разговор, давайте для него отдельно встретимся тогда-то». И в ходе самого диалога вы не обязаны терпеть, если человек переходит на личности, высмеивает вас, нападает. Вы имеете право сказать: «Мне сейчас очень сложно с вами говорить.

Давайте прервёмся, попьём воды» или «Давайте вернёмся, когда остынем».

4. Быть готовым к тому, что вас тоже будет триггерить.
Что бы не потерять самообладание, придется наблюдать за собой, стараться оставаться в диалоге в позиции взрослого. Именно этот взрослый сможет вовремя увидеть, что сработал ваш триггер, что подтянулся сценарий, что это не «вы плохой».

5. Уйти от установки «Я прав».
Полезно сразу настроиться на то, чтобы искать в словах собеседника хоть что-то, с чем вы согласны, цепляться за это и говорить: «Да, вы правы», «Вы так верно подметили, что…», «Я согласен с вами». Если задача — достичь общей цели, то придётся отказаться от желания остаться победителем. Когда собеседника несёт, можно дождаться, пока он всё выпалит и сказать: «Вы правы».

В этом месте он может опешить, как будто его холодной водой окатили, а дальше следует уточнить, в чём именно он прав. В его тираде обязательно есть хоть что-то, с чем можно согласиться.

6. Четко формулировать свои цели.
Есть классная формула донесения цели «нет/да». Звучит она примерно так: «Меньше всего я хочу, чтобы вы думали, что я вас поучаю. На самом деле мне важно, чтобы мы приняли лучшее решение для вашего ребёнка».

Ведь цель не только добиться, чтобы на ребёнка перестали давить, а, чтобы перестали давить, и при этом сохранились хорошие отношения в треугольник учитель-ребёнок-родитель.

7. Пригласить собеседника вам помочь.
Не выступать всезнайкой, говорить не директивно, а приглашающе: «Это непростой диалог, помогите мне понять…», «Я не уверена, что знаю, как лучше разрешить эту непростую ситуацию, мы можем это обсудить?»

8. Не приписывать ничего собеседнику.
Говорить только за себя, а если даже интерпретировать собеседника, обязательно добавлять: «мне кажется», «возможно», «осмелюсь предположить».

К этим пунктам, которые помогают выстроить доверие можно возвращаться каждый раз во время диалога, когда вы почувствуете, что взаимопонимание утрачено.

Проведение диалога

Во время разговора стоит называть только факты, без интерпретаций и оценок. «Ваш ребёнок ничего не хочет» — это не факт, а интерпретация. Факт: «Ваш сын стал гораздо реже выполнять домашнюю работу, за последние две недели он её сделал один раз».

Не стоит использовать слова-абсолюты «Вечно он игнорирует», «Вы никогда не слушаете», «Миша терпеть не может эти олимпиады». Их полезно заменить на слова-допущения: «Миша стал гораздо реже выполнять домашнюю работу, у меня складывается ощущение, что у него упала мотивация».

Обязательно пригласите собеседника изложить его видение ситуации: «Возможно, я не права, поправьте меня», «А как вы это видите?», «Может быть, вы считаете иначе?», «Может быть, я чего-то не вижу или не знаю, поясните мне, пожалуйста».

А когда он эмоционально изложил своё видение, его стоит обязательно поблагодарить: «Спасибо, что вы это сказали». Дальше — задать поясняющие вопросы: «А как сын реагирует?», «А как это делает отец?», «Для вас важно, чтобы он поступил в престижный вуз, как дети ваших коллег, а для этого нужны высокие баллы, а как вот, интересно, это устроено в семьях ваших коллег? Ага, там дети учатся сами, без участия родителей, а интересно почему так?» Это способ найти пути к пониманию.

Здесь очень важно творчески подойти к поиску, но главное — держать доверительную линию. Даже если сейчас решение найти не получится, к диалогу можно вернуться позже.

В разговоре полезно найти то, в чем вы с собеседником сходитесь во мнениях. Например, родитель говорит: «Но мне же надо, чтобы он получил хорошую профессию, а для этого нужен престижный вуз, ведь нас с мужем когда-то не станет, он должен сам стоять на ногах!» Мы не сходимся в том, что, давление и контроль приведут в финале к стоянию на ногах. Но, как минимум, можем согласиться, что стоять на ногах и уметь жить без родителей важно: «Ой, как я с вами согласна, конечно, наша цель, как родителей и учителей, создать условия, чтобы они научились быть самостоятельными.

И сделать это можно разными способами».

Завершение диалога

На этом этапе есть риск всё испортить, сказав: «В общем, я считаю, что вы должны делать вот так…», если мы сразу не пришли к решению. Тогда собеседник почувствует, что всё, что он до этого говорил, чем делился, было обесценено. Это опять отбрасывает нас от доверительной основы.

Есть разные способы завершить диалог. Можно закрепить то, к чему пришли: «Я обязательно учту всё, что вы говорили». Если это вопрос, который требует, чтобы собеседник что-то менял, а вы бы в этом ему помогли, можно разбить на части: «Давайте сейчас пока договоримся про то, что мы не требуем от него пятёрок, а по участию во всех олимпиадах… вернёмся к этому вопросу позже».

Или вы разделяете, кто что будет делать. Если пока договориться не получилось, то это тоже надо зафиксировать: «Ну хорошо, пока мы с вами обменялись мнениями, давайте к этому вернёмся через месяц». Самое эффективное — зафиксировать итоги письменно, иначе никто уже через месяц к этому не вернётся: «Я вам пришлю короткий итог нашей встречи в Watsapp».

Может показаться, что для конструктивного общения придется очень много всего держать в голове. Я сама, когда начинала учиться договариваться, делала это по шагам. И первым шагом стала смена самой сложной установки — отказаться от идеи, что я права. Попробуйте начать с того же. Как только почувствуете, что уже несколько сложных диалогов провели, не цепляясь за свою правоту, переходите к освоению ещё какого-то пункта.

Пробуйте, вы будете ошибаться, фиксировать, как прошло, что получилось, а что нет, и снова пробовать. Успехов!

Материалы по теме:

  • 5 типов родителей, которых боятся педагоги
  • «Трудные» родители: как с ними общаться педагогу
  • Быть «неудобным» учителем, или Как правильно выражать недовольство родителям, коллегам и руководству

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Как общаться с «неадекватными» родителями учеников

Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина делится алгоритмом, как разговаривать с родителями учеников в сложных ситуациях общения.

Представим непростую ситуацию. Вы учитель, и в вашем классе есть ребенок, у которого упала мотивация. Вы знаете этого мальчика полгода, познакомились с его семьей, и уже даже знаете корень проблемы: у ученика очень давящая мама. Про папу мало известно: он есть, но вы его пока не слышите в чате и не видите в школе.

От ученика требуют достижений, сплошных пятерок, выигранных олимпиад, а в будущем видят его в МГУ на бюджете. Кроме того, он ходит в музыкальную школу и ещё в бассейн. Вы проанализировали ситуацию и понимаете, что ребенок просто истощен требованиями.

К тому же в восьмом классе выросла нагрузка, он устал, успеваемость упала и ребенок перестал отвечать ожиданиям семьи (или мамы?).

Даже школьный психолог уже отмечает у ребенка депрессию. Вчера у него из рюкзака выпал листочек, на котором было написано: «Ад — это другие, которые ждут от тебя того, кем ты не являешься». Поэтому разговор с мамой для вас даже не обсуждается.

Он будет.

Только вы понимаете, что отреагирует она болезненно, ведь мама очень директивная — есть только её мнение и больше ничьё. А ваше видение ситуации нарушит её убеждения: «он должен», «главное в образовании знания и отметки», «если он не поступит в лучший вуз, он не будет успешен в жизни». При этом вы понимаете, что она исходит из того, что желает лучшего для своего ребёнка.

Просто у неё логические цепочки сбиты теми установками, которые ей навязали с детства.

Диалог будет не простой, но он того стоит: на кону благополучие ученика. Для подготовки к нему я предлагаю алгоритм, который потом получится применять и в других сложных ситуациях общения. Он делится на три этапа: подготовка, проведение, завершение.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подготовка к диалогу

Подготовка заключается в том, чтобы перед разговором усвоить и принять для себя несколько конструктивных установок, которые облегчат общение.

1. Уважать собеседника.
Пока вы считаете родителя «неадекватным», нет смысла вступать в диалог: вы неизбежно скатитесь в обвинения и нападки. Собеседник достоин уважения хотя бы за то, что он родитель вашего ученика. Выражать свое расположение можно конкретными фразами: «Прошу прощение, что…», «Вы не будете против, если я…», «Я вам искренне сочувствую» и так далее.

Рекомендуем  Как получить решение суда с отметкой о вступлении в силу

2. Взять ответственность за диалог на себя.
Убрать из головы «а он первый начал», «а он должен», «а чего это я буду тут стараться, а он ведёт себя так…». Примите, что здесь вы более профессиональны, у вас педагогическое образование, вы, возможно, даже более зрелый человек. Поэтому ответственность за данный диалог — на вас.

3. Держать свои границы.
Если вы в конкретный момент не готовы говорить, за вами право сказать: «Это очень непростой разговор, давайте для него отдельно встретимся тогда-то». И в ходе самого диалога вы не обязаны терпеть, если человек переходит на личности, высмеивает вас, нападает. Вы имеете право сказать: «Мне сейчас очень сложно с вами говорить.

Давайте прервёмся, попьём воды» или «Давайте вернёмся, когда остынем».

4. Быть готовым к тому, что вас тоже будет триггерить.
Что бы не потерять самообладание, придется наблюдать за собой, стараться оставаться в диалоге в позиции взрослого. Именно этот взрослый сможет вовремя увидеть, что сработал ваш триггер, что подтянулся сценарий, что это не «вы плохой».

5. Уйти от установки «Я прав».
Полезно сразу настроиться на то, чтобы искать в словах собеседника хоть что-то, с чем вы согласны, цепляться за это и говорить: «Да, вы правы», «Вы так верно подметили, что…», «Я согласен с вами». Если задача — достичь общей цели, то придётся отказаться от желания остаться победителем. Когда собеседника несёт, можно дождаться, пока он всё выпалит и сказать: «Вы правы».

В этом месте он может опешить, как будто его холодной водой окатили, а дальше следует уточнить, в чём именно он прав. В его тираде обязательно есть хоть что-то, с чем можно согласиться.

6. Четко формулировать свои цели.
Есть классная формула донесения цели «нет/да». Звучит она примерно так: «Меньше всего я хочу, чтобы вы думали, что я вас поучаю. На самом деле мне важно, чтобы мы приняли лучшее решение для вашего ребёнка».

Ведь цель не только добиться, чтобы на ребёнка перестали давить, а, чтобы перестали давить, и при этом сохранились хорошие отношения в треугольник учитель-ребёнок-родитель.

7. Пригласить собеседника вам помочь.
Не выступать всезнайкой, говорить не директивно, а приглашающе: «Это непростой диалог, помогите мне понять…», «Я не уверена, что знаю, как лучше разрешить эту непростую ситуацию, мы можем это обсудить?»

8. Не приписывать ничего собеседнику.
Говорить только за себя, а если даже интерпретировать собеседника, обязательно добавлять: «мне кажется», «возможно», «осмелюсь предположить».

К этим пунктам, которые помогают выстроить доверие можно возвращаться каждый раз во время диалога, когда вы почувствуете, что взаимопонимание утрачено.

Проведение диалога

Во время разговора стоит называть только факты, без интерпретаций и оценок. «Ваш ребёнок ничего не хочет» — это не факт, а интерпретация. Факт: «Ваш сын стал гораздо реже выполнять домашнюю работу, за последние две недели он её сделал один раз».

Не стоит использовать слова-абсолюты «Вечно он игнорирует», «Вы никогда не слушаете», «Миша терпеть не может эти олимпиады». Их полезно заменить на слова-допущения: «Миша стал гораздо реже выполнять домашнюю работу, у меня складывается ощущение, что у него упала мотивация».

Обязательно пригласите собеседника изложить его видение ситуации: «Возможно, я не права, поправьте меня», «А как вы это видите?», «Может быть, вы считаете иначе?», «Может быть, я чего-то не вижу или не знаю, поясните мне, пожалуйста».

А когда он эмоционально изложил своё видение, его стоит обязательно поблагодарить: «Спасибо, что вы это сказали». Дальше — задать поясняющие вопросы: «А как сын реагирует?», «А как это делает отец?», «Для вас важно, чтобы он поступил в престижный вуз, как дети ваших коллег, а для этого нужны высокие баллы, а как вот, интересно, это устроено в семьях ваших коллег? Ага, там дети учатся сами, без участия родителей, а интересно почему так?» Это способ найти пути к пониманию.

Здесь очень важно творчески подойти к поиску, но главное — держать доверительную линию. Даже если сейчас решение найти не получится, к диалогу можно вернуться позже.

В разговоре полезно найти то, в чем вы с собеседником сходитесь во мнениях. Например, родитель говорит: «Но мне же надо, чтобы он получил хорошую профессию, а для этого нужен престижный вуз, ведь нас с мужем когда-то не станет, он должен сам стоять на ногах!» Мы не сходимся в том, что, давление и контроль приведут в финале к стоянию на ногах. Но, как минимум, можем согласиться, что стоять на ногах и уметь жить без родителей важно: «Ой, как я с вами согласна, конечно, наша цель, как родителей и учителей, создать условия, чтобы они научились быть самостоятельными.

И сделать это можно разными способами».

Завершение диалога

На этом этапе есть риск всё испортить, сказав: «В общем, я считаю, что вы должны делать вот так…», если мы сразу не пришли к решению. Тогда собеседник почувствует, что всё, что он до этого говорил, чем делился, было обесценено. Это опять отбрасывает нас от доверительной основы.

Есть разные способы завершить диалог. Можно закрепить то, к чему пришли: «Я обязательно учту всё, что вы говорили». Если это вопрос, который требует, чтобы собеседник что-то менял, а вы бы в этом ему помогли, можно разбить на части: «Давайте сейчас пока договоримся про то, что мы не требуем от него пятёрок, а по участию во всех олимпиадах… вернёмся к этому вопросу позже».

Или вы разделяете, кто что будет делать. Если пока договориться не получилось, то это тоже надо зафиксировать: «Ну хорошо, пока мы с вами обменялись мнениями, давайте к этому вернёмся через месяц». Самое эффективное — зафиксировать итоги письменно, иначе никто уже через месяц к этому не вернётся: «Я вам пришлю короткий итог нашей встречи в Watsapp».

Может показаться, что для конструктивного общения придется очень много всего держать в голове. Я сама, когда начинала учиться договариваться, делала это по шагам. И первым шагом стала смена самой сложной установки — отказаться от идеи, что я права.

Попробуйте начать с того же. Как только почувствуете, что уже несколько сложных диалогов провели, не цепляясь за свою правоту, переходите к освоению ещё какого-то пункта. Пробуйте, вы будете ошибаться, фиксировать, как прошло, что получилось, а что нет, и снова пробовать.

Успехов!

Материалы по теме:

  • 5 типов родителей, которых боятся педагоги
  • «Трудные» родители: как с ними общаться педагогу
  • Быть «неудобным» учителем, или Как правильно выражать недовольство родителям, коллегам и руководству

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

«Трудные» родители: как с ними общаться педагогу

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Работа с родителями входит в обязанности каждого педагога и тем более классного руководителя. Но далеко не всегда с ними получается установить контакт: одни избегают ответственности, другие заваливают претензиями, третьи хамят и идут на прямой конфликт. Дарья Дягелец, учитель истории, классный руководитель и сооснователь студии педагогической поддержки, рассказывает, почему родители становятся «трудными» и как с ними работать педагогу.

Кто такие «трудные» родители

Все «трудные» родители трудны по-разному — они могут быть агрессивными, инфантильными, уставшими от детских проблем, считающими, что попробовали все возможное для установления контакта с детьми. Я для себя использую простую классификацию:

  • Родители, с которыми я хочу, но не могу общаться.

Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет.

  • Родители, с которыми я могу, но не хочу общаться.

Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.

  • Родители, с которыми я не хочу и не могу общаться.

Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.

Как снизить родительскую тревожность по отношению к школе, читайте в нашем материале «На связи с родителями: инструкция для снятия тревожности».

Как работать с «трудными» родителями

Пробовать разные каналы связи

Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому.

А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся.

Изучать родителей

Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.

Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно.

Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным.

Подключать администрацию

Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить.

Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить.

О том, как избегать конфликтов в школьной среде, читайте в нашем материале «Школа без стресса: правила для учителей и родителей».

Искать сообщников

Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса.

Рекомендуем  Как получить страховку после ДТП - срок обращения в страховую после ДТП

Если таких специалистов нет в школе, попробуйте подключить ресурсные центры. Например, в Перми есть центр «Вектор» — он специализируется на профилактике и коррекции травли, но помогает и с другими трудностями.

Готовиться к встречам

И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров.

В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.

Как предотвратить появление «трудных» родителей

Самая идеальная мера профилактики — это уроки родительства в школе. Уже с восьмого класса мы можем учить будущих родителей общаться друг с другом, планировать беременность, вести бюджет. Если не хочется делать это под эгидой сексуального воспитания, можно называть подобные занятия «уроками любви, семьи и верности».

Родительство — это тоже профессия, и если ей не учить, то, став взрослыми, люди будут сталкиваться с проблемами и дома, и в школе.

О том, как обстоят дела с сексуальным воспитанием в российских школах, читайте в нашем материале «Не будем об этом говорить»: уроки полового воспитания в российских школах».

Если говорить о том, что можно сделать сейчас, — это родительские клубы. Иногда они решают конкретную проблему — например, проблему травли. В одной из школ Краснокамска (Пермский край) родители и учителя столкнулись с травлей в параллели седьмых классов.

Они совместно разработали стратегию работы, решили проблему, но свою команду не свернули, а организовали родительский клуб, который теперь действует на постоянной основе. В микрорайонах с большим количеством мусульман в школах есть клубы для мам-мусульманок.

Проблема в том, что такие клубы часто встречаются в обычных школах, а не в гимназиях. Там учителя, администрация и родители гонятся за компетенциями и успехами, а об отношениях и воспитательной работе думают меньше.

Что будет, если с «трудными» родителями ничего не делать

Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.

Или родители критикуют учителя в мессенджерах, причем «прилюдно» — можно закрыть глаза, но уровень стресса будет только расти.

Поэтому пробуйте разные приемы, обращайтесь за помощью к специалистам в школе и ресурсных центрах и подключайте администрацию. Убеждайте их, что проблема не исчезнет сама — сейчас она может казаться не такой важной, особенно на фоне пандемии, но завтра ее уже будет сложно решить своими силами.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

«Вы почему ей двойку влепили?»: как общаться с родителями в гневе

Учителя и родители не всегда и во всём согласны, это нормально. Но иногда учителям приходится оправдываться за поставленную оценку, необъективное отношение к ребёнку, своё поведение на уроке. И далеко не всегда эти обвинения обоснованны.

Наш блогер, бывший учитель Катерина Карпова, рассказывает, как можно выйти из такой ситуации.

Почему-то бытует мнение, что родитель, приходя в школу, должен защищать своего ребёнка. От чего? От кого? Мы не у себя дома чай пьём, мы на работе — работаем. У нас есть чёткий заказ от государства с чёткими программами и нормативами.

Есть то, к чему нужно стремиться: ОГЭ и ЕГЭ. Так откуда эта иллюзия в головах родителей, что ребёнка от школы надо защищать? А защищая — нападать?

Понедельник. Конец рабочего дня. Сижу проверяю тетрадки. Открывается дверь и входит статная женщина в положении.

Красивая, я засмотрелась.

«Здравствуйте, я мама Мадины!» — начала она, а я в голове хаотично перебираю всех учеников в своих группах и что-то Мадины не нахожу. Может ошибка какая? Говорю и улыбаюсь: «Здравствуйте, спрашивайте, я вам всё расскажу!» «Что ты мне можешь рассказать, девочка!» — уже другим тоном выдаёт она.

Перед тем, как устроиться в эту в школу, я работала в городском психологическом центре психологом. Конечно, за два года я посетила практически все тренинги и семинары, приняла в них активное и пассивное участие, получила сертификаты и определенные знания и навыки. Даже на практике уже их использовала.

И вот, три года спустя: кабинет, школа, мама Мадины. Своего рода экзамен такой: психологическая консультация тет-а-тет. Она мне — «девочка»! «Ну держись», — подумала я. У меня характер нордический, выдержанный. Расслабляюсь, откидываюсь назад, чтобы чувствовать прямую спину, спрашиваю: «Что, простите, вы сказали?» Я прекрасно всё расслышала, но этим вопросом я проверяю настрой клиента. Готова ли она снова чётко повторить свои слова?

Несёт ли за них осознанную ответственность?

«Что ты прикидываешься, будто не слышала? — продолжает она. — Ты что за балаган устроила, детей двойками засыпаешь?»

Что делать, если на вас агрессивно нападает клиент и обвиняет вас в придуманной им мотивации якобы ваших действий? Выход есть только один: возвращаемся в «здесь и сейчас»: описываем, что происходит и ваше к этому отношение. Ни в коем случае не говорим «вы» или «ты».

Это признак нападения. «Простите, — спокойно отвечаю я. — А что сейчас происходит? Приходите ко мне, садитесь напротив, называете меня на „ты“ и обвиняете в двойках». Вижу она оторопела: «Да как ты смеешь!» Я продолжаю: «Мне не нравится то, что сейчас происходит.

Мне не нравится тон нашего разговора. Предлагаю его отложить для другого раза, когда мы обе будем в спокойном состоянии и сможем конструктивно всё обсудить».

Читайте также:

7 ситуаций, когда родители могут помочь учителю

Такая речь должна вызвать взрыв эмоций. Потому что она пришла медленно и планомерно вылить на меня весь речевой поток, который заготовила заранее, а я ей «перекрыла кислород». Естественно, сейчас рванёт.

Зачем я это сделала? Потому что только выплеснув все эмоции из головы, она будет в состоянии слушать и слышать мои аргументы.

«Нет, вы мне скажите, вы всем специально двойки ставите?» «Что значит „специально“»?

У меня есть соответствующая программа, нормативы, опыт. Есть работа ученика: она либо сделана, либо нет. «А моя дочь что, не делает вашу работу? Я её знаю, она у меня умница, труженица, скромная очень.

Я ей всё время говорю: не знаешь, подойди спроси! Она мне сказала, что всё сделала, что работала весь урок, за что вы ей два поставили?»

Конструктив начался, пора говорить по существу. Мы нашли тетрадку Мадины, открыли, я вспомнила: в пятницу я вела английский в чужом кабинете, у меня была замена.

Вспоминаю Мадину — она из другого класса. Тихая девочка, сидела на последней парте с подругой. Та была побойчее, даже к доске выходила. Задание было несложное: написать и разобрать 8 предложений.

Надо было подчёркнуть грамматические структуры, определить формы глагола, записать перевод. Смотрим тетрадь Мадины — там два предложения. Без разборов, без переводов.

Два предложения за 45 минут — переписанные с доски. И моя двойку за эту работу.

«Она же сделала! — говорит мама. — Вот, два предложения! Сколько смогла, столько и сделала! За что вы ей два поставили?! Она мне сказала, что не поняла, и сколько смогла сделала!»

Спокойно объясняю, что существуют нормативы, что 2 предложения — это 25% выполненного задания

Что на контрольных и экзаменах за это тоже поставят два. А если бы она два слова переписала? Тоже считать, что сделала?

Мама рассказывает, что ребёнок скромный, боится подойти. Отвечаю, что всегда прошу подходить, если что-то непонятно. Показываю тетрадь подруги Есмин: «Видите исправления ручкой? Видите я пример записала, как должно быть? Подруга Мадины записала 4 предложения с переводом и разбором текста.

Половина выполненной работы. Это тройка».

Читайте также:

5 простых правил, как общаться с учителями в чатах

При упоминании подруги Мадины мама несколько смягчилась: «Ох уж эти подружки! Я знаю, как это бывает: одна другую отвлекает, одна другой мешает. Они ведь у нас дома часто собираются вместе.

Я всегда спрашиваю, как учёба? Всё хорошо, отвечают!» Тут мама заговорила о чём-то своём. Я слежу за её мимикой, лицом, вижу усталость в глазах и в голосе. Она несколько раз проводит по животу.

Понервничала.

Чувствую, что уже можно подводить итог: «Пускай Мадина переделает это задание самостоятельно дома, принесёт мне тетрадь, я проверю, поставлю отметку. Двойку из журнала я стереть не могу, система мне не даст, а рядом отметку поставить могу».

Мама Мадины забирает тетрадь и направляется к двери. Моя сорокаминутная консультация закончилась. Медленно выдыхаю. Она останавливается в дверях, поворачивается и говорит: «До свидания.

И извините меня.» Гордо и достойно. Я оценила этот сильный жест. Кивнула и улыбнулась: «И вы извините меня, если что». Дверь закрылась.

Я выдохнула.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio

zabota_cher_
Оцените автора