IV. Остановка транспортного средства
47. В целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения сотрудник имеет право произвести остановку транспортного средства :
47.1. В случае выявления или наличия данных, свидетельствующих о нарушении требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, о причастности водителя и (или) пассажиров к совершению правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях (в том числе о совершении с его участием преступления или административного правонарушения), а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске или является участником ДТП.
47.2. Для совершения процессуальных действий, в том числе опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах противоправного деяния, а также привлечения их в качестве понятых.
47.3. Для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз; соблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха, режима труда и отдыха водителя транспортного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
47.4. Для проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, в случаях, предусмотренных федеральным законом .
47.5. Для использования в случаях, не терпящих отлагательства, транспортных средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях — транспортных средств, принадлежащих гражданам .
47.6. При регулировании дорожного движения в случаях:
оказания содействия в проезде к месту происшествия транспортных средств экстренных оперативных служб и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
временного ограничения или запрещения движения транспортных средств, оцепления (блокирования) территорий ;
Часть 3 статьи 16 Федерального закона «О полиции».
устранения угрозы безопасности дорожного движения, создаваемой неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
47.7. При осуществлении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, проводимых на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на межрегиональном, региональном или районном уровнях, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном или районном уровнях (лиц, исполняющих обязанности перечисленных руководителей).
48. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящей установки или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы .
Пункты 6.11, 6.12 Правил дорожного движения.
В темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства осуществляется с использованием специальных световых сигналов.
49. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
50. Остановка транспортного средства осуществляется с соблюдением требований Правил дорожного движения.
51. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена Правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, регулирования дорожного движения, предотвращения причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена Правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.
52. Остановив транспортное средство, сотрудник должен незамедлительно подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 11 Порядка, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления материалов по делу об административном правонарушении документов, в случае привлечения водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
53. Сотрудник для выполнения возложенных на полицию обязанностей вправе потребовать от участника дорожного движения:
53.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, при пресечении преступления, преследовании лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении;
доставления, административного задержания, отстранения от управления транспортным средством, задержания транспортного средства, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза, применения (обеспечения) процессуальных и иных действий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
наличия достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) его поведение не соответствует обстановке) ;
Пункт 2 Правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 1882 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 44, ст. 7564).
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
53.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу безопасности, в том числе личной безопасности сотрудника, либо помеху другим участникам дорожного движения.
54. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
54.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
при болезненном или утомленном состоянии водителя, ставящем под угрозу безопасность движения ;
Пункт 2.7 Правил дорожного движения.
для проведения осмотра транспортного средства и груза при подозрении, что они используются в противоправных целях;
для идентификации транспортного средства в присутствии водителя (владельца транспортного средства);
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
54.2. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение территориального органа МВД России, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
55. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им совершено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
56. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица.
Далее — «индивидуальный предприниматель».
В рапорте отражаются сведения, которые могут быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении, к нему приобщаются копии (ксерокопии, фотокопии) соответствующих документов.
Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении.
Рапорт сотрудника с приложенными к нему материалами по окончанию смены докладывается командиру строевого подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), регистрируется и направляется для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя).
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица.
57. В случаях отсутствия возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства, невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке, визуального установления признаков преступления, административного правонарушения, получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения, получения указания от дежурного, командира строевого подразделения ДПС (руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником принимаются меры по:
передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;
преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства .
58. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящей установки или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящей установки) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
59. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации . При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;
Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».
Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».
посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения ;
Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации ;
Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».
посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей .
Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
60. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:
наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;
нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;
проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, контролю за установкой и использованием водителями транспортных средств устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
61. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства, и отсутствии оснований для выполнения иных действий, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
Кто имеет право остановить транспортное средство
Апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 09.08.2022 N 22-5671/2022 по делу N 1-210/2022
Приговор: По ч. 3 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
Постановление: Приговор изменен, из вводной части исключено указание на адрес проживания осужденного. Между тем факт перечисления денежных средств на счет благотворительного фонда «подари жизнь», с учетом установленных судом обстоятельств совершенного преступления, не свидетельствует о снижении общественной опасности содеянного и не дает оснований считать, что внесением пожертвований в общественную организацию, осуществляющую социально значимые функции, Л. полностью загладил вред, причиненный интересам общества и государства. Так, судом установлено, что, будучи лишенным права управления транспортными средствами за совершенное административное правонарушение в сфере безопасности дорожного движения, в силу чего у него отсутствовало действующее водительское удостоверение, Л., управляя автомобилем, не имея на то права, будучи вновь остановленным за совершение административного правонарушения, предъявил сотруднику полиции заведомо поддельное водительское удостоверение.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 77-1774/2022
Приговор: По ст. 264.1 УК РФ (нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию).
Постановление: Приговор оставлен без изменения. Виновность М. в совершении инкриминируемого ему преступления обоснованно установлена судом на основании: показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, показаний самого осужденного М., данных на предварительном следствии и подтвержденных им в суде о том, что он употребил таблетку, содержащую наркотическое средство кодеин, после чего сел за руль автомобиля своей супруги и, не имея водительских прав на управление транспортным средством, стал осуществлять движение по населенному пункту, где был остановлен инспектором ДПС, поскольку прибор на месте не показал результатов на алкогольное опьянение, сотрудник ДПС предложил ему пройти медицинское освидетельствование, исходя из имевшихся у него признаков, но он заявил отказ об этом, свою вину в совершении преступления и квалификации деяния признал полностью; а также — на основании представленных по делу и исследованных доказательств:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охотничий надзор и контроль: пределы полномочий и проблемы реализации
(Иванов А.Г.)
(«Российский юридический журнал», 2018, N 5) Однако согласно подп. 20 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г.) «О полиции» останавливать транспортные средства сотрудник полиции имеет право, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, а п. 2 той же статьи определяет, что право осуществлять указанные действия предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.
Участковым уполномоченным полиции в соответствии с Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 (ред. от 8 сентября 2016 г.) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» тоже предоставлено названное право на остановку транспортного средства, но также в связи с обеспечением безопасности дорожного движения. Сотрудники упомянутых спецподразделений в настоящее время входят с состав войск Национальной гвардии и в соответствии с п. 29 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» имеют право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения.
Статья: Правовое регулирование реализации приоритетов в дорожном движении
(Митрошин Д.В., Якимов А.Ю.)
(«Административное право и процесс», 2022, N 11) Так, водитель должен вести транспортное средство с такой скоростью, чтобы иметь возможность остановиться и пропустить транспортные средства, имеющие преимущественное право проезда (п. 1).
В каких случаях инспектор ДПС ГИБДД имеет право остановить транспортное средство?
В соответствии с требованиями Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664,
основаниями для предъявления сотрудником ДПС ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства являются:
1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
6. Необходимость использования транспортного средства.
Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711.
12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
При подаче сигналов об остановке водителю необходимо остановиться в месте, указанном сотрудником ДПС ГИБДД.
При этом остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
«Подскажите, имеет ли право сотрудник полиции осуществлять досмотр автомобиля? В каких случаях он может быть произведен? Какими нормативными правовыми актами это регламентировано? Чем отличается досмотр от осмотра?»
На вопрос отвечает начальник правового отдела МВД по Республике Мордовия полковник внутренней службы Елена Анисимова.
Осмотр и досмотр транспортных средств производится сотрудниками ГИБДД в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 года № 664 (в дальнейшем регламент ГИБДД).
Проведение досмотра и осмотра автомобиля по правилам — один из наиболее спорных моментов в законодательстве о дорожном движении. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее- КоАП РФ) и регламентом для ГИБДД, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей. Основная цель этих действий — обеспечение безопасности дорожного движения.
По своему значению, функционалу и особенностям осмотр и досмотр отличаются.
Осмотру и досмотру автомобилей сотрудниками ГИБДД предшествует остановка транспортного средства.
В соответствии с регламентом для ГИБДД, основанием для остановки транспортного средства являются проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз (пункт 84.13. данного административного регламента).
В соответствии с пунктом 197 регламента для ГИБДД, основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:
— ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях;
— необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах;
— наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.
Полиции (в данном случае ГИБДД) для выполнения возложенных на нее обязанностей статьей 13 Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее- Закон) предоставляются следующие права:
— останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
— осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
— задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;
— временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
— при осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник Госавтоинспекции сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб.
О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.
Осмотр транспортных средств (визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза) сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 198 – 201 административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (регламента для ГИБДД).
Осмотр транспортного средства, перевозимого груза осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы.
При этом инспектор не может самостоятельно открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля. Он проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств (хотя их применение не исключается). Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные.
Результаты осмотра отражаются в акте в произвольной форме.
При простом осмотре инспектор может выявить лишь очевидные нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. Например, неработающую светотехнику, несезонные шины, непристегнутых пассажиров, отсутствие детских кресел, нарушения правил крепления и перевозки грузов.
В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра при наличии оснований сотрудник полиции вправе произвести досмотр. Как во время осмотра, так и досмотра своей автомашины, владелец вправе вести видеосъемку действий полиции. Также и сотрудники полиции имеют право осуществлять видеосъемку проводимых мероприятий.
Под досмотром понимается обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ).
Досмотр более серьезная процедура, чем осмотр. Ее цель — глубокое исследование транспортного средства. Сотрудник ГИБДД имеет право открывать капот, багажник и двери.
При этом он не может прикасаться руками к вещам, которые находятся в досматриваемом автомобиле, особенно к сумкам, пакетам, барсеткам водителя и пассажиров. Такие действия уже считаются обыском, а для него нужны совершенно другие основания.
Досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых и сопровождаться составлением протокола. Автолюбитель вправе узнать цель досмотра.
В соответствии с п.1 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Никаких иных оснований для проведения досмотра законом не предусмотрено.
Для проведения досмотра у должностного лица должны быть достаточные основания предполагать, что будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения.
Досмотр транспортных средств сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 202 – 213 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 (регламента для ГИБДД).
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением, так как данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения.
Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП РФ. В частности, осуществление досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением отдельных имущественных правомочии права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.
Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека.
Если в результате досмотра должностное лицо не обнаружит орудия совершения либо предметы административного правонарушения, то такой досмотр является незаконным. В таком случае у досмотренного лица возникает возможность обратиться с иском в суд о возмещении вреда, причиненного незаконным задержанием.
Поэтому важно в протоколе досмотра достоверно указывать время начала и окончания досмотра. При оценке размера компенсации вреда суд будет исходить, в том числе, из сроков задержания.
Досмотр осуществляется только в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Понятой — это любое незаинтересованное лицо, которое не является сотрудником полиции.
В присутствии понятых составляется протокол и должностное лицо проводит досмотр. В связи с тем, что досмотр проводиться должностным лицом, оно самостоятельно открывает капот, багажник, достает вещи, распаковывает сумки и т.д. Досматриваемое лицо не должно вмешиваться в процесс досмотра.
Ни осмотр, ни досмотр не могут проводиться просто так – «из любопытства». Для проведения осмотра, а тем более досмотра всегда должна быть причина, о которой следует спросить представителя органа власти и которую вам должны назвать.
Иногда осмотр может дать причины для проведения досмотра. К примеру, при подготовке к авиаполету вещи пассажиров проходят осмотр, при помощи технических средств (рентгеновского аппарата, газового анализатора, металлоискателей и прочей аппаратуры). В процессе осмотра вас могут попросить открыть сумку и показать предмет, вызывающий сомнение.
А если у сотрудников службы безопасности полета или таможни появятся основания, они могут провести досмотр с соблюдением определенной процедуры и в присутствии понятых.
- Версия для печати
- Ссылка на страницу
- Отправить по почте
ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?
У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.
Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.
Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?
Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может.
Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.
Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.
Осмотр — это визуальное обследование машины и груза
Основания для осмотра:
- Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
- Инспектор хочет сверить маркировку кузова или шасси машины с документами.
- Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который указан в сопроводительных документах.
Других оснований для осмотра в регламенте нет.
Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .
При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила.
Требуйте их соблюдать.
Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.
Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка. Акт составляют после осмотра .
Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом.
Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.
Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году.
Для досмотра нужны другие основания.
Справедливости ради надо сказать, что при желании найти их не так уж сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.
Досмотр — это когда можно трогать
Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.
Основания для досмотра:
- Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в нормативных актах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно подозрений в административных нарушениях.
- Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе проверяя машины. Если найдут — задержат.
Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины, но только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.
При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — не обязательно собственник. Это тот, кто законно пользуется машиной в момент досмотра. Если очень надо, могут обойтись и без владельца: всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать.
Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.
Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.
Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре.
Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.
Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые не должны быть заинтересованы в том, чтобы сотрудник ГИБДД что-то нашел. Это может быть кто угодно старше 18 лет.
Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре — просто указать их в документах нельзя.
Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.
В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения.
Копию протокола должны выдать водителю.
Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза.
Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.
Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на 2000—4000 ₽, арестовать на срок до 15 суток или назначить обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых
Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Если инспектор нарушит это правило, результаты досмотра нельзя считать доказательствами.
Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре
Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на телефон.
Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили.
Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.
Екатерина Мирошкина
Это анализ досмотра и осмотра на основе официальных регламентов и правил. Опытные водители, поделитесь советами, что еще нужно учесть при осмотре и досмотре машины, чтобы не нарушить закон и не поступиться своими правами.
Ага я как-то отказался от «осмотра» и мне притащили 2х понятых и вытащили из багажника велосипед. Поскольку документов на велосипед у меня не было (кто из вас их с собой возит) — велик у меня изъяли. В общем повеселились на славу. Если бы мой коллега не был с ними как-то знаком — так бы и ушел в пучину криминала.
Счастья им — работникам охраны дорожного движения.
Константин, хош верь хош нет. Велик отправился в отделение и я его забрал только после предъявления книжечки с номером рамы и объяснительной почему мой велосипед оказался в багажнике моего автомобиля, которым управлял я.
Место происшествия — г. Волжский, Волгоградской обл. если что
Alexey, Что понимается под документами на велосипед? Разве отсутствие «документов» является основанием для его изъятия?
Alexey, а если Вы его на свалку везли либо как элемент армирования в бетоноконструкции своей бани, дачи,\ гаража\ ?
Alexey, жесть. То есть, по такой логике, наши любимые бравые сотрудники дпс могут изъять из машины все, что угодно? Даже сотовый телефон, на который вряд ли у кого-то найдутся при себе все документы?
Alexey, поглумились над вами и да.. суд по компенсации вам станет дороже, но я бы так дело не оставлял. Писать руководству этого жулика, писать в СБ, депутату какому нибудь
Alexey, смотри какая ситуация. Возить документы — на груз, велосипед, электро\бензо инструмент и т.д. — вы не обязаны. В данном случае с велосипедом — изъять ? на основании отсутствия документов? не законно.
На основании ориентировки — совпадение марки велосипеда, его цвета, номера рамы и т.п. — законно. В протоколе должна быть указана — причина изъятия\ареста и т.п. Из нового — попал в дтп, меня сделали виновным. Со мной даже не разговаривали. Вы нарушили знак — движение по полосам и точка.
На вопрос — а как я его нарушил? — Инспектор сказал — в суде объясним. Ну жду суда.
Dmitry, так точно! Но я думаю это нормально для любой правоохранительной системы в любом государстве. Разница только в частоте применения (исключительно мое мнение)
А у меня был такой случай: еду зимой в своей легковой машине один в ночное время по городу. Останавливает наряд ДПС, усиленный сотрудниками Росгвардии. Сначала предложили открыть багажник, на что я сказал, что открывать багажник не буду, могу включить свет в салоне авто, так будет видно, что в багажнике ничего нет.
Начали досмотр в понятыми, видеосъёмку я не вёл. По окончании досмотра авто провели личный досмотр (!) с выкладыванием содержимого карманов. По факту личного досмотра протокол не составляли. Я немедленно написал жалобу в ГИБДД и подал её через дежурную часть.
По результатам служебной проверки выяснилось, что личный досмотр не проводился, всё законно и обоснованно. На будущее сделал вывод: теперь всё общение только с видеокамерой.
Я считаю, что вещи на досмотр должен показывать сам водитель. Если инспектор полез сам руками, это очень большой процент того, что он обязательно найдёт что-то противозаконное, которое потянет не на один год на зоне. Это очевидно в большинстве случаев. Я не верю в бдагородство инспекторов на 50%.
Хотя мне встречались инспекторы в большей степени порядочные.
А что за спецоперации бывают с запретом на съемку?
Нужно учесть, что, при любом раскладе, в дальнейшем, в случае суда, судья может на своё усмотрение добавить любые условия и события, которые не обязательно были в действительности, необходимые для того, чтобы вы были виноваты, и ничего доказать для вас будет невозможно. Это основной совет.
Всем привет, сегодня остановили меня экипаж ГАИ попросили документы предоставил, открыть багажник открыл показал, выверните карманы, вывернул,они говорят сейчас будет проводится досмотр авто видеться видео съемка, досмотрели полностью все даже в мусоре покупались в подстаканнике, потом предложили пописать в стакан, пописал сказали героин проявился через 10 сек говорят шутка идите подпишите протокол досмотра вы свободны, понятых не было. Есть ли нарушение закона с их стороны? Могу ли я пойти с протоколом и пожаловаться на экипаж?
От части соглашусь с Антоном. Как то судился с дпс в саратове по незначительному штрафу в 500р. Мне тогда было интересно пройти всю нашу судебную систему изнутри. Начальник гибдд отказал в обжаловании штрафа сказал что я злостный нарушитель.
Хотя к тому времени права у меня были 5 лет, а водил машину 2 мес и штрафов не было и в помине.
Судья вынес на суде решение в мою пользу. Штраф отменить. Я радостный пошел домой.
Через 2 дня перезвонили с суда сказали , что судья ошибся! Дело пересмотренно , дпс правы, а вам следует оплатить штраф! Если бы я знал , что надо выписку протокола заседания брать может ради прикола и пошел обжаловать.
А так задним числом все поменяли. Так что на нормы закона надо делать поправку на региональность , а в некоторых случаях минталитет!)))
Кирилл, то, что вы рассказываете- это тотальное беззаконие. Нужно обжаловать. Интересно бы посмотреть решение, мотивировочную часть.
И в решении написали, что вы были в заседании? Я адвокат, со всяким встречался, но это что-то новенькое. задним числом переписали. это статья
Кирилл, редкая жесть. Судья ошибся.
Очень непонятные основания для досмотра в статье. По осмотру все четко, а по досмотру необходимо переписать, в нормативно-правовых актах четко указаны основания для досмотра
Mikhail, и пусть все менты не только со своими личными жетонами, но и регламентирующими документами «наголо» бдят за правопорядком. — да чтоб сами, го. доны,не переигрывали.
Сотрудники поста ДПС на Цукеровой балке плевать хотели на ваши правила =)
Все круто написано! Важно знать что именно ПРОВЕРКА ДАННЫХ , а не какие либо личные подозрения сотрудника служат основанием для досмотра. Но у меня вопрос по поводу незаинтересованных понятых: сотрудники весового контроля ими являются или нет, если работают непосредственно в одном месте?
Прошу ссылку на пункт коап или регламента если да.
Здравствуйте, я хотел узнать а что мне сделать если инспектор при досмотре подкинул мне што нибудь например наркотики и обвиняет меня в том чего я не делал и не делаю никогда??ответьте мне пожалуйста,
Расул, а вот тут уже ничего не сделаешь. Он просто позовёт понятых, вы с камерой подойдёте, а он из под коврика достанет пакетик и попросит понятых зафиксировать. Просто из рукава хитро достанет и всем будет казаться что он реально из под коврика достал. Легко и просто
Живу в Дагестане. Ранее судим по ст. 228.
Ситуация следующая. каждый раз на въездных и выездных постах с города, авто обыскивают с собаками! Надоели уже! Каждый раз шерсть и запах пса в салоне авто! Вопрос в следующем — законны ли основания сотрудников каждый раз когда они мне суют пса в салон авто и ищут там килограммы наркоты которой нету! При этом акт досмотра ничего не составляют!
Какие мои действия? Люди подскажите пожалуйста. надоели уже с этими проверками! Что мне требовать с сотрудника ГИБДД и кинолога чтобы им тоже мозги вынести?
Законны ли вообще их действия?
Отказаться от досмотра нельзя, так как он проводится при наличии веских оснований. Штраф в размере 1000 рублей — ошибка. Иначе было так: везешь человека, находящегося в розыске, проезжаешь пост ГИБДД, платишь 1000 рублей за отказ от досмотра, едешь дальше.
Нелогично же.
Как то получается что обычные люди офцы и у них нету прав на произвол ДПС. Вот я похож на наркомана, хотя не разу не употреблял, от слова совсем. Это вид людей со стороны, и знаете сколько раз меня тормозили и досматривали, даже следили за мною. Мне нет покоя от них. И нету законов на защиту моей свободы.
Нету.
В дпс как и везде работают люди а они все разные,алчные наглые тупые завистные Продажные итд просто вам неповезло
Имеет ли право ППС проверять документы на машину
Нередко возникают ситуации, когда водитель вынужден общаться не с сотрудниками ГИБДД, а с так называемыми ППСниками. Кто они, какова их сфера ответственности и, самое главное, уполномочены ли они требовать с участника дорожного движения документы?
Как правило автомобили останавливают сотрудники ГИБДД, на плечи которых возложена организация безопасности дорожного движения. Красно-синие проблесковые маячки, соответствующая цветографическая схема на машинах… Знакомо, не правда ли? Каково же удивление более внимательных водителей, когда в зеркале заднего вида появляются синие «мигалки» и инициативу берут в свои руки сотрудники ППСП (патрульно-постовой службы полиции), именуемые в народе ППСниками. Их знают все – это они не спеша совершают объезды районов, крадутся по дворам, следя за порядком, а иногда тормозят машины.
Не превышают ли служивые свои полномочия?
Действия ППСника, так же, как и сотрудника ГИБДД, регламентируются Законом «О полиции». В подпункте 20 пункта 1 статьи 13 данного нормативного документа сказано, что полиция имеет право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на нее обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления, наличие страхового полиса ОСАГО. Но уполномочен ли непосредственно представитель патрульно-постовой службы контролировать эту сферу?
В Уставе ППСП содержатся полномочия и требования по обеспечению безопасности дорожного движения:
• Знать ПДД (видно законодатель настолько хорошо знаком с блюстителями порядка, что решил дополнительно закрепить обязанность по соблюдению ПДД именно сотрудниками ППСП);
• Предотвращать управление транспортным средством водителями, находящихся в нетрезвом виде (как предотвращать не раскрывается, видно уговорами, а для этого сначала нужно остановить транспортное средство);
• При ДТП сообщать дежурному или наряду ДПС;
• Во взаимодействии с ДПС устранять помехи дорожного движения;
• Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
• До прибытия ДПС принимать меры по организации безопасного объезда места происшествия;
• До прибытия следственно-оперативной группы устанавливать личность водителей, пассажиров, марку, цвет регистрационный знак автомобилей, скрывшихся с места происшествия
«Сотрудники патрульно-постовой службы являются теми же сотрудниками полиции. А значит по закону они имеют право проводить проверку документов, удостоверяющих личность. Формально, они и транспортное средство могут остановить.
Правда для этого нужны веские основания – пресечение правонарушения или преступления», – напоминает автоэксперт и юрист Сергей Смирнов.
Поскольку речь зашла о причинах остановки транспортного средства, то напомним их:
• Инспектор визуально или с помощью технических средств зафиксировал признаки нарушения
• Имеются данные, которые могут свидетельствовать о том, что водитель или пассажир(ы) причастны к ДТП, преступлению или административному правонарушению
• Имеются данных, согласно которым, автомобиль может находиться в угоне или в розыске
• Вы стали свидетелем аварии или совершенного преступления;
• Вас хотят привлечь в качестве понятого;
• Вы понадобились для выполнения распорядительно-регулировочных действия;
• Вы должны предоставить свое транспортное средство врачам или сотрудникам ГИБДД;
• Вас хотят попросить оказать помощь пострадавшим или сотрудникам полиции;
Проводятся специальные мероприятия, которые должны исполняться на основании распорядительных актов. Делается это для проверки ваших автомобилей на наличие в них запрещенных грузов или людей, которые находятся в розыске.
Мы исходим из того, что без тех самых оснований ППС не станут тормозить машину. Какими могут быть причины? Однажды мы провели эксперимент, о котором уже рассказывали в других публикациях – ездили по ночным улицам подчеркнуто вальяжно и неспешно. Естественно, наш автомобиль привлек внимание сразу нескольких экипажей.
Раз уж остановили, то смотрим обязанности водителя, прописанные в ПДД, а, именно, необходимости предоставить водительское удостоверение и документы на транспортное средство.
Иногда автомобилисты, возмущенные «наглостью» обычных полицейских, требуют вызвать наряд ДПС, мол, документы покажем только им. На самом же деле приглашать гаишников можно, но в другой ситуации – если совершено нарушение и экипаж собирается его оформить. Стоит отметить, что сотрудник ППСП обязан предотвратить и пресечь нарушение Правил дорожного движения самостоятельно или сообщить ближайшему наряду ДПС.