Кто не подлежит постановке на воинский учет

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

2. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

3. Подготовка списков граждан для первоначальной постановки на воинский учет производится на основании сведений об указанных гражданах, содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также на основании запросов военных комиссариатов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет осуществляется путем включения военными комиссариатами соответствующих сведений в Реестр воинского учета.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет может осуществляться без его личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

При наличии у военных комиссариатов соответствующих оснований зачисление в запас граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может осуществляться без личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки, в том числе в электронной форме, для сверки сведений, полученных из Реестра воинского учета, информационных систем и информационных ресурсов, сведений, полученных на основании запросов, проведения мероприятий, предусмотренных статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона, а также для получения документов воинского учета. Указанные повестки считаются врученными в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

5. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

а) должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии;

б) представитель местной администрации;

в) специалист по профессиональному психологическому отбору;

г) секретарь комиссии;

7. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

8. Решение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, может быть обжаловано в порядке, установленном разделом V.1 настоящего Федерального закона.

9. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить и (или) направить гражданам в письменной или электронной форме решение комиссии, содержащее в том числе разъяснение их обязанностей по воинскому учету.

Кто не подлежит постановке на воинский учет

от 27 ноября 2006 г. N 719

О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277,

от 14.02.2009 N 128, от 06.10.2011 N 824, от 22.03.2012 N 228,

от 15.10.2014 N 1054, от 21.04.2016 N 333, от 29.12.2016 N 1540,

от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 16.03.2019 N 274,

от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103, от 21.05.2020 N 723,

от 20.07.2020 N 1077, от 29.12.2020 N 2346, от 15.03.2021 N 372,

от 14.10.2021 N 1746, от 25.07.2023 N 1211,

с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 31.07.2013 N АКПИ13-558)

  • I. Общие положения
  • II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
  • III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
  • IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
  • V. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации
  • VI. Особенности воинского учета граждан по месту их жительства (пребывания), а также граждан, работающих в отдаленных местностях
  • VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • VIII. Документы воинского учета
  • IX. Обязанности граждан по воинскому учету
  • X. Ответственность граждан и должностных лиц, а также меры, применяемые к гражданам за неисполнение обязанностей в области воинского учета
  • XI. Стимулирование воинского учета
  • Приложение N 1. Перечень военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
  • Приложение N 1(1). Повестка военного комиссариата (форма)
  • Приложение N 2. Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии (поступлении) его на работу (в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательной организации) (форма)
  • Приложение N 3. Заявление о постановке на воинский учет (форма)
  • Приложение N 4. Перечень органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета граждан, организаций (образовательных организаций) (форма)
  • Приложение N 5. Сведения о гражданах Российской Федерации, состоящих на воинском учете, необходимые для занесения в документы воинского учета (форма)
  • Приложение N 6. Список граждан ____ года рождения, а также граждан старших возрастов, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в 202___ году (форма)
  • Приложение N 7. Анкета (форма)
  • Приложение N 8. Повестка о вызове гражданина на мероприятия первоначальной постановки на воинский учет (форма). — Утратило силу
  • Приложение N 9. Направление на медицинское обследование (форма)
  • Приложение N 10. Извещение о направлении на медицинское обследование (лечение) (форма)
  • Приложение N 11. Акт сверки данных воинского учета призывников в военном комиссариате (форма)

Воинский учёт работников

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности. В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Рекомендуем  Как стать воспитателем в детском саду с образованием

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару.

Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат и вручите сотруднику направление для постановки на воинский учёт. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации по форме 10. Не забудьте уточнить у сотрудника сведения об образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более трех месяцев), семейном положении, и другие необходимые для заполнения карточки сведения. Карточки надо формировать и вести электронно и на бумаге. Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их, можно только работнику, который ведёт воинский учёт в организации. Бумажные карточки храните в отдельной картотеке.

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» в личной карточке по форме Т-2

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • Если организация только создана, поставьте её на учёт в военкомат. Для этого уточните у военного комиссара формат Карточки учёта организации по форме 18 и подготовьте её. Этот отчёт в дальнейшем надо будет сдавать ежегодно, в сроки, которые подскажут в военкомате.
  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
  • Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
  • Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

Если организация ведёт специальный воинский учёт, уточните в военкомате какие дополнительные отчёты надо сдавать. Чаще всего это:

  • Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6);
  • Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19).

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации. Правда, малый бизнес освобождён от плановых проверок. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Суммы штрафов за нарушения воинского учёта прописаны в главе 21 КоАП РФ.

  • В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте — от 1000 до 5000 ₽.
  • Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников — от 1000 до 3000 ₽.
  • Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат — от 1000 до 3000 ₽.

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2022 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст.

21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 07.10.2022

Продолжайте читать

Работники на неполной ставке: как оформить без проблем

5 законных способов уволить сотрудника без его желания

Калькулятор отпускных в 2024 году

Ещё больше полезного

Рассылка для бизнеса

Дайджест о законах, налогах, отчётах два раза в месяц
Успех! Мы выслали подтверждение на адрес указанной вами электронной почты.

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Соцсети

Новости и видео — простыми словами, с заботой о бизнесе

Мы всегда рады комментариям, которые не нарушают наши правила и поддерживают дружелюбную атмосферу на сайте. Стараемся в течение 2-4 дней отвечать на все вопросы по Эльбе и несложным бухгалтерским темам. Если вопрос срочный, лучше обратиться в техподдержку .

Полезности

  • Справочная
  • Курсы
  • Рассылка
  • Регистрация бизнеса
  • Справочник ОКВЭД

Новые обязанности работодателей по воинскому учету

Новые обязанности работодателей по воинскому учету

Правительство России выпустило постановление от 06.02.2020 № 103 «О внесении изменений в Положение о воинском учёте».

В чем суть документа?

Уточнён порядок воинского учёта граждан, которые не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания. Введены новые учётные формы. В результате у работодателей появились новые обязанности в области воинского учёта.

Почему обновились правила военучета?

Изменения направлены на реализацию норм Федерального закона от 06.02.2019 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», которым аналогичные поправки введены на законодательном уровне. Постановлением Правительства РФ установлен механизм реализации этих новшеств.

Стать экспертом кадрового учета — легко!

Мы создали курс профессиональной переподготовки «Кадровик с нуля до профи: все навыки от ТК до 1С: ЗУП» , в котором научим с нуля всем тонкостям кадрового учета: от приема и увольнения сотрудников по новым правилам 2024 года до ведения воинского учета и работе в 1С: ЗУП.

Каковы новые задачи работодателей?

Работодателей обязали выдавать работникам, не имеющим прописки справки для постановки на воинский учёт. Поправки устанавливают, что работники, отвечающие за воинский учёт в организации, должны будут выдавать сотрудникам, не имеющим регистрации, сведения по специальной форме для их постановки на воинский учёт по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления. Вручать такой документ надо будет при приёме на работу и увольнении: — гражданам, подлежащим воинскому учёту и не имеющим регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания; — гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев, но в нём не зарегистрировавшимся.

Рекомендуем  Какие документы нужны для развода через суд

Кто подлежит воинскому учету в организации?

Воинскому учёту в организациях подлежат: 1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе; 2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Кто не подлежит военучету?

Не подлежат воинскому учёту граждане: 1) освобождённые от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности; 2) проходящие военную службу; 3) отбывающие наказание в виде лишения свободы; 4) женского пола, не имеющие военно-учётной специальности; 5) постоянно проживающие за пределами РФ; 6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

С какими документами придется иметь дело работникам?

Прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учёт должны оформить заявление по форме согласно приложению № 3, а также получить от работодателя сведения о себе по форме согласно приложению № 2 к новому постановлению.

Куда работникам нести эти документы?

Работники должны будут предъявить эти формы в военкомат.

Какие ещё обязанности есть у работодателей?

Работодатели обязаны направлять в военкомат сведения о приёме и увольнении всех работников, подлежащих воинскому учёту. Кроме того, при выявлении граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте, руководители, другие ответственные за военно-учётную работу должностные лица организаций должны: — направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о таких случаях; — вручать таким гражданам направление в военный комиссариат для постановки на воинский учёт.

Какова ответственность за невыполнение обязанностей по воинскому учету?

За неисполнение обязанностей по воинскому учёту предусмотрена ответственность, в частности, ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Руководителя или иное должностное лицо организации за несообщение о приёме на работу или увольнении военнообязанных могут оштрафовать на сумму от 300 до 1000 рублей.

Когда постановление вступает в силу?

Документ вступил в силу 18 февраля 2020 года.

  • воинский учет
  • воинская обязанность
  • отдел кадров
  • обязанности работодателя

Как изменились правила воинского учета с 5 августа

Подписанный президентом Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ внес серьезные изменения в порядок ведения воинского учета. А в начале августа вступило в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211, которое уточнило процесс взаимодействия работодателей с военкоматами и многократно увеличило штрафы за нарушение порядка ведения воинского учета.

Поправки в КоАП РФ, устанавливающие новые штрафы для работодателей, начнут действовать с 1 октября 2024 года.

  • Агрегация данных из информресурсов для постановки на воинский учет
  • Изменение формы сведений о работниках для военкоматов
  • Отмена списков для военкоматов
  • Сокращение срока передачи данных об изменениях в учетных документах
  • Увеличение размеров штрафов для работодателей

Агрегация данных из информресурсов для постановки на воинский учет

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211, теперь постановка на воинский учет и снятие с него могут осуществляться без личной явки гражданина, на основании данных из различных информационных ресурсов. Уведомление появится автоматически в его личном кабинете на Госуслугах. При этом гражданину могут прислать повестку для сверки сведений и получения документов воинского учета.

Повестки тем, кого поставили на воинский учет без личной явки в комиссариат, направляются в письменной форме и дублируются в электронной форме. Повестки в письменной форме вручаются под расписку. Работодатель обязан вручить повестку лично работнику, не позднее чем за 3 дня до указанного срока явки в военкомат.

Если сотрудник отказывается от получения повестки, то она считается врученной в день такого отказа. В этом случае на повестке указываются дата отказа, должность, подпись, ФИО лица, вручавшего повестку, подписи, ФИО присутствовавших при этом лиц.

Изменение формы сведений о работниках для военкоматов

С августа нужно использовать обновленную форму для направления в военкоматы сведений о военнообязанных гражданах при принятии их на работу или при увольнении. Это одно из требований к работодателям, указанное в Постановлении Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Вместо военно-учетной специальности теперь нужно указывать серию и номер паспорта, СНИЛС работника.

Согласно апрельским поправкам, сведения для ведения воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете, и не состоящих, но обязанных состоять, следует направлять в военкоматы в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений, а не по запросам военкоматов. Причем делать это можно через портал Госуслуги.

Отмена списков для военкоматов

Постановление Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211 отменило необходимость представления в военкоматы списков работников-мужчин. В частности, с 5 августа утратило силу требование о ежегодном представлении в военкоматы списков 15- и 16-летних мужчин (в сентябре), а также списков граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (до 1 ноября).

В связи с изменениями отменены штрафы за непредставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Сокращение срока передачи данных об изменениях в учетных документах

Работодателям сократили сроки представления в военкоматы сведений об изменении сведений в учетных документах — с 2-х недель до 5 рабочих дней. Это могут быть изменения семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья.

Увеличение размеров штрафов для работодателей

Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ заметно усиливает ответственность работодателей за нарушение правил воинского учета и вводит новые составы административных правонарушений. Поправки в КоАП РФ начнут действовать с 1 октября 2024 года.

на должностных лиц организаций — от 40 000 до 50 000 руб.;

на организации — от 350 000 до 400 000 руб.

на должностных лиц организаций — от 40 000 до 50 000 руб.;

на организации — от 350 000 до 400 000 руб.

на должностных лиц организаций — от 60 000 до 80 000 руб.,

на организации — от 400 000 до 500 000 руб.

Автоматизация кадрового учета

Ведите воинский учет и предоставляйте необходимую отчетность в военкоматы с помощью программы

Автоматизация кадрового учета

Ведите воинский учет и предоставляйте необходимую отчетность в военкоматы с помощью программы

Воинский учет граждан: новое в информационном обеспечении и укреплении армейской дисциплины. Часть 1

Законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ (закон № 127-ФЗ) внесен ряд изменений и дополнений в восемь федеральных законов. Поправки касаются повышения эффективности механизма воинского учета граждан. Рассмотрим их подробно.

Воинский учет граждан: новое в информационном обеспечении и укреплении армейской дисциплины. Часть 1

Законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ (закон № 127-ФЗ) внесены изменения и дополнения в 8 федеральных законов.

Поправки касаются повышения эффективности механизма воинского учета граждан:

  • подлежащих первоначальной постановке на учет;
  • состоящих на учете;
  • не состоящих, но обязанных состоять на учете.

Наибольшие изменения претерпел закон от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (закон № 53-ФЗ).

Рекомендуем  Куда не берут с судимостью родственников

Новой редакцией п. 1 ст. 7 закона № 53-ФЗ уточнены действия граждан, связанные с воинским учетом. За невыполнение законодательно установленных требований граждане могут быть привлечены к ответственности.

В частности, ответственность установлена за неявку гражданина без уважительных причин в военный комиссариат в установленные законом № 53-ФЗ сроки.

Ответственность наступает в том числе за беспричинную неявку в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

При условии документального подтверждения уважительными причинами неявки являются (п. 2 ст. 7 закона № 53-ФЗ):

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Информационное обеспечение воинского учета

Граждане обязаны состоять на воинском учете.

Исключение сделано для (п. 1 ст. 8 закона № 53-ФЗ):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности;
  • проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами России.

Законодатель определили, что информационное обеспечение воинского учета осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также иных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных настоящим

Сведения о постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета военнообязанных граждан вносятся в Единый реестр воинского учета (п. 1.2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).

При этом постановка, снятие, внесение изменений могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат на основании сведений:

  • содержащихся в ЕПГУ;
  • в иных государственных информационных системах и информационных ресурсах;
  • представленных военными комиссариатами, полученные на основании их запросов.

Оповещение граждан о постановке их на воинский учет без личной явки (снятии с учета, внесении изменений) должно осуществляться автоматически через реестр воинского учета в электронной форме с использованием ЕПГУ.

Граждане могут представлять необходимые для осуществления воинского учета документы:

  • при личной явке в военный комиссариат,;
  • с использованием личного кабинета гражданина на ЕПГУ.

При необходимости гражданам могут направлять повестки, в т. ч. в электронной форме, для сверки сведений, полученных:

  • из реестра воинского учета;
  • информационных систем и информационных ресурсов;
  • на основании запросов;
  • при прохождении:
    • медицинского освидетельствования врачами-специалистами и медицинского обследования (ст. 5.1 закона 53-ФЗ);
    • профессионального психологического отбора (ст. 5.2 закона № 53-ФЗ).

    По повестке могут вручать документы воинского учета.

    Новации первоначальной постановки на воинский учет

    Первоначальная постановка на воинский учет мужчин осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

    Законом № 127-ФЗ установлено, что при подготовке списков используются сведения о гражданах, содержащиеся в информационных системах и ресурсах.Списки составляют также на основании запросов военкоматов в порядке, устанавливаемом Правительством.

    Первоначальная постановка гражданина на воинский учет осуществляется путем включения военкоматом соответствующих сведений в реестр воинского учета.

    Как отмечено ранее, первоначальная постановка может осуществляться без личной явки гражданина на основании сведений о нем, содержащихся в информационных ресурсах и представленных военкоматами.

    Для сверки актуальности внесенных сведений без личной явки поставленным на учет гражданам могут направлять повестки.

    Должностное лицо организации, в которой работает или учится гражданин, на основании повестки обязано обеспечить ему возможность своевременной явки в военкомат.

    Граждане, которые не работают и не учатся, тоже подлежат постановке на воинский учет. При получении повестки они обязаны лично прибыть в военкомат в указанные в ней время и место.

    Реестр воинского учета

    Закон № 127-ФЗ дополнил закон № 53-ФЗ статьей 8.2, определяющей порядок ведения реестра воинского учета.

    Реестр ведется военкоматами в порядке, который должен установить Кабмин.

    Реестр ведется в автоматизированном режиме на основании сведений ЕПГУ, а также полученных военкоматами из информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и самих граждан в письменной и (или) электронной форме.

    Перечень сведений о гражданах, включаемых в указанный реестр, приведен в п. 2 ст. 8.2 закона № 53-ФЗ. Перечень включает в себя 16 позиций без учета иных сведений, определяемых Правительством.

    Помимо персонифицированных данных (фамилии, имени, отчества, паспортных данных, ИНН, СНИЛС) в перечень включены сведения:

    • о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;
    • о факте выдачи документа воинского учета;
    • о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
    • о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;
    • о состоянии здоровья в объеме, установленном Кабмином.

    В реестре должен быть указан код записи о гражданине в ЕПГУ, а также признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призывана военную службу.

    Военкоматы в отношении граждан в реестре будут учитывать сведения:

    • о направлении и получении повесток;
    • о явке (неявке) по повесткам, в т. ч. о подтверждении уважительных причин неявки;
    • о применении временных мер, направленных на обеспечение явки по повесткам;
    • о применении мер административной, уголовной ответственности в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных законом № 53-ФЗ;
    • об обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с законом 53-ФЗ, и о результатах рассмотрения таких жалоб.

    Оператором реестра воинского учета определено Минобороны. В интересах этого ведомства Минцифры России создает реестр воинского учета.

    Порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения реестра воинского учета (отдельных этапов этих мероприятий) должно определить Правительство.

    Весь процесс воинского учета, в т. ч. управление формированием и рассылкой повесток, в реестре будет автоматизирован.

    По обращению гражданина (или его законного представителя (матери, отца)) сведения в реестре могут быть изменены.

    Такие обращения, а также информирование о ходе и результатах их обработки, будут направляться в т. ч. через ЕПГУ.

    Реестр повесток

    Закон № 53-ФЗ дополнен статьей статья 8.3. Эта статья определяет формирование и состав общедоступного реестра направленных (врученных) повесток (реестра повесток).

    Этот реестр формируется в автоматическом режиме. Основанием ведения реестра служат сведения реестра воинского учета о направлении военкоматами повесток.

    Реестр повесток включает:

    • копии направленных повесток;
    • сведения о военкомате, направившем повестку;
    • дату направления повестки и дату, когда повестка считается врученной;
    • дату явки в военкомат, указанную в направленной повестке;
    • сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность;
    • сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, в т. ч. не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

    Порядок ведения данного реестра и его оператора должен определить Кабмин.

    Состоящие на воинском учете граждане могут получить доступ к информации, содержащейся в реестре повесток, одним из следующих способов:

    • посредством авторизованного доступа к личному кабинету в реестре повесток в порядке, установленном оператором данного реестра;
    • размещения информации о направлении повестки в личном кабинете на ЕПГУ;
    • при личном обращении в МФЦ за получением соответствующей выписки из реестра повесток.
    • #военная служба
    • #призыв в армию
    • #изменения2023
    • #электронная повестка
    • #Реестр воинского учета
    • #Реестр повесток

    Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно здесь.

zabota_cher_
Оцените автора