Кто по закону обязан содержать инвалида

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности
    • Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
    • Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности
    • Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
    • Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов
    • Статья 5.1. Федеральный реестр инвалидов
    • Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
    • Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
    • Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
    • Статья 8.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы
    • Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
    • Статья 9.1. Сопровождаемое проживание инвалидов
    • Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
    • Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида
    • Статья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов
    • Статья 12. Утратила силу
    • Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
    • Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
    • Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
    • Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 15.1. Оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг
    • Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем
    • Статья 18. Утратила силу
    • Статья 19. Образование инвалидов
    • Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
    • Статья 20.1. Социальная занятость инвалидов
    • Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
    • Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
    • Статья 23. Условия труда инвалидов
    • Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
    • Статья 25, статья 26. Утратили силу
    • Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
    • Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
    • Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
    • Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
    • Статья 29, статья 30. Утратили силу
    • Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам
    • Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
    • Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
    • Статья 34. Утратила силу
    • Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

    Кто по закону обязан содержать инвалида

    19 сентября 2024 Регистрация Войти
    6 октября 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    16 октября 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каким документом может быть подтвержден, по смыслу п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», факт занятия постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан? Каким документом это можно оформить?

    Возможно ли оформление такого документа в случае, если попечитель имеет постоянный доход и место работы и ему не нужно оформление выплаты по уходу, а нужен лишь документ?

    Каким документом может быть подтвержден, по смыслу п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», факт занятия постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан?
    Каким документом это можно оформить? Возможно ли оформление такого документа в случае, если попечитель имеет постоянный доход и место работы и ему не нужно оформление выплаты по уходу, а нужен лишь документ?

    20 октября 2022

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Факт ухода за родственником подтверждается документами, указанными в подп. б) п. 17.3 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» и не зависит от наличия у лица, претендующего на отсрочку, самостоятельного дохода и места работы.
    Справка из поликлиники не является документом, подтверждающим факт ухода за родственником.

    Обоснование вывода:
    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, занятым постоянным уходом за близкими родственниками (отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем), нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
    Таким образом, право на отсрочку (если у родственника не установлена инвалидность) возникает при наличии одновременно двух факторов:
    1) основания для отсрочки должны быть подтверждены специальным заключением, которое выдает уполномоченное на то учреждение (учреждения медико-социальной экспертизы);
    2) отсутствуют иные лица, которые могут осуществлять уход за родственником.
    Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. П. 7 данной статьи относит к ведению данных учреждений обязанность по выдаче заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), в том числе для подтверждения необходимости отсрочки.
    Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 979н, далее — Порядок деятельности учреждений) относит к федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющиеся филиалами главных бюро.
    Таким образом, перечень учреждений, которые могут выдавать необходимые заключения, является исчерпывающим. Выдача такого заключения иными учреждениями, например поликлиниками либо больницами, не предусмотрена и в полномочия данных учреждений не входит.
    Порядок деятельности учреждений устанавливает перечень документов, которые необходимо представить в учреждение для проведения медико-социальной экспертизы (п. 33, 38), сроки оказания услуги (п. 30, 31), непосредственно порядок проведения экспертизы (п. 49-74) и требования к заключению (п.

    95).
    Оказание услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется бесплатно. При этом запрещается отказ в проведении медико-социальной экспертизы (п. 46 Порядка).
    Законодательство РФ не ставит возможность осуществлять уход за родственником в зависимость от того, состоит ли ухаживающее лицо в трудовых отношениях.
    Для получения отсрочки необходимо представить призывной комиссии документы, предусмотренные подп. б) п. 17.3 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Это:
    — свидетельство о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    — информация о лицах, проживающих совместно с заявителем, и о родственных связях заявителя;
    — заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости указанных родственников в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
    — копия паспорта родственника (усыновителя), который нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
    Данный перечень не содержит требования подтверждать отсутствие заработка либо трудовой деятельности. Таким образом, вопрос отсрочки также не ставится в зависимость от данного фактора. Данный фактор имеет значение только для решения о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет».

    Данная выплата предоставляется только неработающему гражданину.
    Однако для получения отсрочки необходимо представить призывной комиссии информацию о лицах, проживающих совместно с заявителем. Данные сведения запрашиваются в целях получения информации о наличии иных лиц, способных ухаживать за родственником, и подлежат проверке в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При наличии иных лиц, совместно проживающих с лицом, нуждающимся в уходе, обязанных содержать его в соответствии с Семейным кодексом РФ и способных делать это самостоятельно, в отсрочке будет отказано.
    Поскольку в рассматриваемом случае совместно с отцом проживает его супруга, для получения отсрочки необходимо предоставить документы, подтверждающие невозможность ее самостоятельного ухода за отцом.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
    — Домашняя правовая энциклопедия. Военная служба. Порядок получения отсрочки от призыва.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Казакова Елена

    Ответ прошел контроль качества

    27 сентября 2022 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

    Глава II. Медико-социальная экспертиза (ст.ст. 7 — 8.1)

    Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы

    Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

    Статья 8.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы

Глава III. Реабилитация и абилитация инвалидов (ст.ст. 9 — 12)

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Статья 9.1. Сопровождаемое проживание инвалидов

Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида

Статья 11.1 Технические средства реабилитации инвалидов

Статья 12 (утратила силу)

Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов (ст.ст. 13 — 32)

Статья 13. Медицинская помощь инвалидам

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

Статья 15.1. Оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг

Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

Статья 18 (утратила силу)

Статья 19. Образование инвалидов

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

Статья 20.1. Социальная занятость инвалидов

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Статья 23. Условия труда инвалидов

Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

Статья 25 (утратила силу)

Статья 26 (утратила силу)

Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов

Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

Статья 29 (утратила силу)

Статья 30 (утратила силу)

Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

Глава V. Общественные объединения инвалидов (ст.ст. 33 — 34)

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Статья 34 (утратила силу)

Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 35 — 36)

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 18 июля, 2 декабря 2019 г., 24 апреля, 23 ноября, 8, 29 декабря 2020 г., 5 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 29 ноября 2021 г., 28 декабря 2022 г., 28 апреля, 10 июля 2024 г.

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

24 ноября 1995 года

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 2 декабря 1995 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 июля 2024 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 апреля 2024 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 569-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 августа 2022 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Кто по закону должен содержать инвалида 1 группы?

Я ищу закон о том как происходит ИЗЪЯТИЕ вещественных доказательств в уголовном деле Рф. детально как это все происходит по закону, должны ли быть понятые, должна ли быть видеосъемка, фото фиксация с датой и все в этом вроде.

Показать полностью
17 сентября, 15:39 , вопрос №3847848, Сали, г. Москва
Наследство

Здравствуйте. Муж умер и не оставил завещание, по закону должна вступить в наследство жена (детей нет), но у жены имеются долги по кредиту перед банком (кредит взят больше 5 лет назад) и уже имеются взыскания на старую фамилию. Есть ли возможность не оплачивать эти долги и вступить в наследство с возможностью продажи/дарения недвижимости?

Показать полностью
17 сентября, 14:20 , вопрос №3847715, Мария, г. Москва
Семейное право

Здравствуйте! Брат мобилизованный, находится на СВО. В отпуске был. Наш отец, инвалид 1 группы, в тяжёлом состоянии.

Положен отпуск брату по семейным обстоятельствам?

15 сентября, 20:47 , вопрос №3846362, Ольга, г. Иркутск
Уголовное право

Здравствуйте не подскажите у нас проблема я не могу Иза нее спать мой родной дядя инвалид 2 группы у него дефек речи мы купили квартиру и он предложил соседской девочке деньги или конфеты я точно не знаю А ему 45 лет у него нет жены детей он живет с мамой и со старшим братом все его у нас в селе знают как самого безобидного и доброго человека от детей до взрослых все его знают а он предложил той девочке 50рублей а возле девочке сидела женщина которая еще сказала что лучше купи ей конфеты после чего он зашел в квартиру и еще с окна ей пытался дать деньги а он и в селе всегда раздает детям и деньги и конфеты а там его не поняли и мать ребенка написала на него заявление Вопрос как можно доказать с каким умыслом он давал деньги той девочке И что за это может быть он не привлекался ранее никогда на учете не стоит

Показать полностью
15 сентября, 20:25 , вопрос №3846352, Марат, г. Краснодар
Социальное обеспечение

Доброго времени суток, столкнулись с ситуацией неправильного начисления выплат через пенсионный фонд онкобольной со 2 группой инвалидности. Размер ежемесячной социальной выплаты онкобольным зависит группы инвалидности и составляет: для I группы — 12 088,96 руб.; для II группы — 6044,48 руб.; для III группы — 3022,24 руб. Однако, в действительности человеку начисляют всего лишь около трёх тысяч. При посещении пенсионного фонда стало очевидно, что сотрудники не владеют информацией о начислениях приведенных выше онкобольным инвалидам 2 группы. Просьба пояснить, на какие нормативные акты можно сослаться по социальным выплатам онкобольным инвалидам 2 группы, и какая структура осуществлет начисление таких выплат, пенсионный фонд или соцзащита.

Как я понимаю, суммы, выплачиваемые онкобольным по инвалидности, отличаются от других выплат по инвалидности по другим заболеваниям, т.е. выплачиваются гораздо большие суммы.

Охрана труда инвалидов. Интервью с экспертом

На вопросы отвечает Марина Шобохонова, специалист по охране труда 12 КДЦ Минобороны России, эксперт по независимой оценке профессиональных квалификаций в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

В конце статьи есть шпаргалка

Охрана труда работающих инвалидов

1. Если наступила инвалидность, обязан ли работник при заключении трудового договора или в процессе трудовой деятельности проинформировать об этом работодателя?

— Информировать работодателя об установлении инвалидности — это право, а не обязанность работника. За сокрытие информации о наличии инвалидности работник ответственности не несет.

Если работник не проинформировал об установлении инвалидности в период действия трудового договора, нет необходимости запрашивать в бюро МСЭ подтверждение факта инвалидности.

Только с того момента, когда сам работник поставит своего работодателя в известность о наличии инвалидности и подтвердит это заключением МСЭ, он получает право на соответствующие гарантии.

На работодателе нет ответственности за непредоставление работнику гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, если работник не проинформировал о наличии инвалидности.

В ст. 65 ТК РФ установлен перечень документов, которые соискатель предъявляет при заключении трудового договора. В этом перечне нет документов, которые подтверждают факт присвоения инвалидности.

Рекомендация: в ситуации, когда работник подлежит психиатрическим освидетельствованиям или обязательным медосмотрам по ст. 213 ТК РФ, факт инвалидности будет установлен по результатам медосмотра в виде заключения. Такое заключение работодатель получит по результатам предварительных освидетельствований соискателя.

Если врачебная комиссия установит невозможность выполнения трудовых обязанностей, трудовой договор не заключайте.

2. Какие гарантии положены инвалидам?

— Работодатель обязан создать инвалидам необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Работодатель не вправе устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах такие условия труда, которые ухудшают положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Это касается в том числе вопросов оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

Обучение по охране труда
Профпереподготовка, обязательное обучение в Контур.Школе. Удостоверения.

Дипломы

  • Для инвалидов I и II групп устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
  • Привлекать инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
  • Инвалидам предоставляют ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Инвалид вправе подать письменное заявление на предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (абз. 4 ст. 2 ст. 128 ТК РФ). Прилагать к заявлению письменные обоснования для этого отпуска не требуется, достаточно подтверждения наличия инвалидности при приеме на работу или при переосвидетельствовании.

3. Какими документами подтверждают инвалидность? Как быть работодателям, если работник утверждает, что является инвалидом, но справку потерял.

— Лицу, признанному инвалидом, выдают справку, которая подтверждает факт установления инвалидности. В справке указывают группу инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (п. 36 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Если работник потерял документы, которые подтверждают статус инвалида, он может обратиться в бюро МСЭ для получения заверенной копии справки. Копию выдадут в течение 3 рабочих дней.

Решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности и индивидуальные программы реабилитации — единственные документы, которые выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

4. Когда необходимо оборудовать специальное рабочее место для инвалида?

— Установить потребность в оборудовании специального рабочего места нужно на основе сведений, которые содержатся:

  • в индивидуальной программе реабилитации инвалида, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте.

Если в индивидуальной программе реабилитации не указаны требования к оборудованию специального рабочего места, организовывать его не нужно.

Если в индивидуальной программе реабилитацииуказана необходимость оборудовать специальное рабочее место, руководствуйтесь требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»:

  • специальные рабочие места должны быть оснащены так, чтобы не мешать выполнять трудовые функции другим работникам.

5. На каких рабочих местах работать инвалиду противопоказано? Как отстранить от работы?

— Инвалидность сама по себе — не основание для отстранения от работы. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Полный перечень факторов с превышением гигиенических нормативов перечислен в п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. К ним в том числе относятся:

  • физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
  • химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);
  • биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
  • физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
  • нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Основание для отстранения работника от выполнения им трудовых обязанностей — только медицинское заключение.

При выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения должностного функционала работника надо отстранить от работы немедленно (ст. 76 ТК РФ). Далее — предложить другую работу, которая не противопоказана по здоровью:

  • если подходящих вакансий нет, с сотрудником расторгают трудовой договор.

6. Кто проверяет, как работодатель соблюдает трудовое законодательство в отношении работающих инвалидов?

— Как работодатель соблюдает права инвалидов на безопасные условия труда, проверяют инспекции по труду.

В проверочном листе Роструда № 10 определены требования по обеспечению регулирования труда работников-инвалидов:

  • для инвалидов I и II группы должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом заработную плату выплачивают в полном объеме, без учета сокращенной продолжительности рабочего времени (абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов»). Неисполнение этого требования влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП до 5 000 руб., на юридических лиц — до 50 000 руб.

7. Как быть работодателю в том случае, если инвалид не хочет сообщать сведения об инвалидности, но есть неофициальная информация, что у работника полная утрата способности к трудовой деятельности?

— Сведения о том, что у работника есть противопоказания к трудовой деятельности, достаточные для увольнения работника по ст. 83 ТК РФ (п.5 ч.1), должны быть получены законным способом.

Законный способ получения сведений — это получение необходимой информации из официальных источников (решение суда, заключение комиссии). Только в этом случае у работника не будет возможности оспорить решение об увольнении в суде.

Пример из судебной практики.При поступлении на работу истец не довела до сведения работодателя сведения о состоянии ее здоровья, не представила документ, свидетельствующий об утрате способности к трудовой деятельности. Об этом работодатель узнал в ходе рассмотрения иного гражданского дела с участием этого сотрудника.

После получения указанных сведений законным способом у ответчика появились основания для увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (Апелляционное определение № 33-3064/2015 от 10.06.2015 по делу № 33-3064/2015 Хабаровский краевой суд (Хабаровский край).

8. При плановой проверке инспектор Роструда обнаружил, что инвалидам не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в увеличенном размере (на 2 дня). Инспектор выписал предписание устранить это нарушение. За какой срок мы должны предоставить работнику дополнительные дни отпуска, если он трудится у нас 15 лет.

За все пятнадцать лет или только за тот, когда прошла проверка?

— Отпуск большей продолжительности (более 28 календарных дней, установленных ст. 115 ТК РФ) предоставляется работнику:

  • с даты приема— если он трудоустраивается с уже установленной инвалидностью; либо
  • с даты установления инвалидности— если инвалидность установили после заключения трудового договора; либо
  • с даты, когда работодателю стало известно об инвалидности сотрудника.

Вебинары по охране труда
Эксперты-практики. Онлайн-тесты.

Сертификаты

Работник сам определяет, отгуливать дни отпуска или получить денежную компенсацию по своему заявлению.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, можно заменить денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Это возможно, когда сотруднику положен удлиненный или дополнительный отпуск (ч. 2 ст. 115, ст.

116 ТК РФ).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Положение о труда и отдыхе инвалидов 571.4 КБ

Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться

Как оформить пособие по уходу за инвалидом и какие полагаются выплаты?

Как ни печально, наши близкие стареют и здоровье начинает их подводить. Нередко бремя заботы о них ложится на плечи членов семьи. Уход за инвалидом — тяжелый труд, требующий предельной концентрации внимания, немалых сил и средств, времени и терпения.

Поэтому государством предусмотрено пособие по уходу за инвалидом: оно выплачивается тому члену семьи, который берет на себя эти нелегкие обязанности. Как правильно оформить такое пособие и для кого оно предусмотрено?

В каких случаях полагается пособие по уходу за инвалидом и где его оформить

Возможности государства ограничены: не всякий, кто присматривает за родственником, потерявшим работоспособность, может рассчитывать на получение материальной помощи. Пособие по уходу за инвалидом полагается тем, кто ухаживает за:

  • инвалидом I группы;
  • престарелыми гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения;
  • гражданами, достигшими 80 лет [1] Компенсационные выплаты по уходу за инвалидами. URL:https://www.gosuslugi.ru/ .

Пособие по уходу за инвалидом могут получать только неработающие люди с российским гражданством, не имеющие никаких доходов, будь то зарплата, пособие по безработице или пенсия, а также не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом степень родства с инвалидом неважна — подавать заявление на выплату пособия могут и родственники, и посторонние люди. Необязательно также проживать с инвалидом в одной квартире.

Статистика
По данным исследования Росстата, на сегодняшний день в России проживает более 11 млн человек с инвалидностью. Это примерно 8% всего населения страны [2] Информация о численности инвалидов с разбивкой по полу, возрасту и группе инвалидности по Российской Федерации на 1 января 2022 г. URL:https://pfr.gov.ru/ .

Выплаты могут быть компенсационными и ежемесячными. Компенсационные начисляются тем, кто берет на себя заботу об инвалидах из перечисленных выше трех категорий. Ее размер — 1200 рублей [3] Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

URL:http://www.kremlin.ru/ . Ежемесячные выплаты положены тем, кто ухаживает за детьми-инвалидами и инвалидами I группы с детства. В этом случае размер пособия зависит от степени родства: родители или опекуны получают 10 000 рублей, а посторонние люди — 1200 рублей [4] Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы. URL:https://pfr.gov.ru/ .

Чтобы начать получать пособие, нужно обратиться в Пенсионный фонд — в отделение по месту прописки инвалида. Но перед этим требуется собрать пакет документов, без которых выплаты не назначат.

Документы для оформления пособия

В пакет документов, которые потребуются для оформления пособия, входят:

  • заявление человека, который собирается ухаживать за инвалидом. В нем обязательно нужно указать место жительства и дату начала ухода;
  • удостоверение личности человека, осуществляющего уход, и его трудовая книжка с отметкой об увольнении с последнего места работы;
  • удостоверение личности инвалида и его трудовая книжка, если она имеется;
  • заявление инвалида или законного представителя, если речь идет о ребенке в возрасте до 18 лет или недееспособном гражданине. Впрочем, ребенок-инвалид, достигший 14-летнего возраста, может самостоятельно подать такое заявление от своего имени. Заявление должно быть подписано, подлинность подписи, как правило, проверяют;
  • в случае необходимости — документы, которые подтверждают личность и полномочия законного представителя инвалида: паспорт и соответствующие бумаги из органов опеки;
  • справка о том, что человек, который намерен взять на себя заботу об инвалиде, не получает пособия по безработице. Такой документ можно получить в службе занятости по месту жительства;
  • заключение медицинского учреждения о том, что опекаемый нуждается в постоянном уходе и не может обслуживать себя самостоятельно.

По закону ухаживать за инвалидом и получать пособие может любой гражданин, достигший 16 лет. Но если на такое пособие претендует человек от 16 до 18 лет (то есть до совершеннолетия), потребуется представить дополнительные документы, доказывающие, что забота об инвалиде не помешает получению им обязательного образования. В список дополнительных документов для него входят:

  • разрешение одного из родителей, усыновителя или попечителя на осуществление ухода за инвалидом в свободное от учебы время;
  • справка из школы или другого учебного заведения, которая подтверждает, что несовершеннолетний гражданин обучается очно.

Эти документы, кроме заявления на осуществление ухода, нужно собрать заблаговременно. Заявление можно написать уже в отделении Пенсионного фонда по определенной форме.

Пособие начнут выплачивать с того же месяца, в котором было подано заявление. Средства будут перечислять на счет инвалида вместе с пенсионными выплатами.

Сколько на самом деле стоит уход за человеком с инвалидностью?

Наверняка у многих возник вопрос: не слишком ли мала сумма пособия по уходу за инвалидом? Не углубляясь в анализ возможностей государственного бюджета, можно сказать, что этих денег действительно недостаточно.

Если посмотреть предложения частных сиделок на досках объявлений в интернете, то можно увидеть, что средние расценки на их услуги составляют 160–2000 рублей в час — в зависимости от квалификации, опыта и списка обязанностей. Стоимость услуг сиделок с проживанием начинается от 30 000–35 000 рублей в месяц. При этом нужно учесть, что придется организовать питание и проживание для помощницы — выделить для нее отдельную комнату.

Цена возрастает, если за инвалидом ухаживает профессиональная медсестра. Рассматривая варианты ухода за престарелым или тяжело больным человеком, нужно понимать, что само понятие «уход» в этом случае включает в себя множество медицинских манипуляций, выполнять которые должен специалист: массаж, инъекции, обработку кожи для предупреждения пролежней и многое другое. Кроме того, только профессионал может заметить первые признаки сопутствующих заболеваний, например пневмонии — частого спутника долгой вынужденной неподвижности.

Еще более предпочтительный вариант — пансионат для пожилых, где за пациентами круглосуточно присматривает целый штат специалистов. Современные частные пансионаты такого типа напоминают санатории, где постояльцы живут в одно-, двух-, трех- или четырехместных номерах. Эти комнаты оборудованы всем необходимым: поручнями, высокими кроватями (иногда кроватями-трансформерами), противопролежневыми матрасами, безопасными ванными комнатами с сантехникой, разработанной именно для людей с ограниченными возможностями.

Устроить такую спальню дома тоже реально, но стоит это недешево.

В некоторых пансионатах имеются отделения для пациентов в самых разных состояниях: с ограниченной подвижностью, для лежачих больных, для людей, потерявших зрение, и для тех, кто страдает психическими нарушениями. И с каждой группой работают профессиональные сиделки, знающие особенности своих подопечных.

Еще один весомый довод в пользу пансионатов — социальное окружение. Дома инвалид живет практически в полной изоляции и развлечений у него немного. В пансионатах же созданию возможностей для общения и развлекательной программе внимание уделяется в обязательном порядке: для постояльцев устраивают кинопросмотры, концерты, экскурсии, чемпионаты по настольным играм.

И это очень важно: в такой обстановке инвалид не чувствует себя обузой для родных (такое случается нередко даже в самых дружных семьях), он заводит новые знакомства и не скучает. А ведь тоска, чувство вины и вынужденное безделье — факторы риска для развития невроза и депрессии.

В стоимость проживания в пансионате входит здоровое сбалансированное питание, ежедневная уборка, стирка, необходимый уход и помощь в самообслуживании, поддержка профессионального психолога и различные развлечения, нередко даже выездные экскурсии. Дополнительные услуги, медикаменты и расходные материалы, программы реабилитации, индивидуальная сиделка обычно оплачиваются отдельно.

Стоимость пребывания в таком пансионате начинается от 30 000–40 000 рублей в месяц — с учетом всех трат это гораздо дешевле, чем услуги сиделки, посещающей пациента на дому.

Многим кажется, что доверять заботу о престарелых и больных членах семьи незнакомым людям небезопасно. На самом деле риск гораздо выше, когда непрофессионал пытается ухаживать за инвалидом самостоятельно. Нехватка навыков ухода за лежачими больными может повредить здоровью близкого человека. Да и сама ситуация, когда одному из членов семьи приходится забыть о карьере и отказаться от личной жизни ради заботы о родственнике, — огромный стресс для всех, источник постоянного напряжения и конфликтов. Приходящая частная сиделка, найденная по объявлению в интернете, — уже лучше, но все равно неидеально.

Вы впускаете в дом постороннего человека, о котором мало знаете. Даже отзывы о его работе от предыдущих клиентов — еще не гарантия, ведь их нетрудно подделать. Пансионат — наиболее безопасный вариант. Вы сами можете поговорить с родными постояльцев, оценить условия содержания, поискать в сети обзоры — отзывов на такие учреждения в сети будет явно больше, чем на работу одного «частника».

И если сиделкой может работать любой человек, то в пансионаты набирают профессионалов с соответствующим образованием и опытом.

Вся информация, касающаяся здоровья и медицины, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

  • 1 Компенсационные выплаты по уходу за инвалидами. URL: https://www.gosuslugi.ru/situation/compensatory_payment?ysclid=l8jvxf52z9855457139
  • 2 Информация о численности инвалидов с разбивкой по полу, возрасту и группе инвалидности по Российской Федерации на 1 января 2022 г. URL: https://pfr.gov.ru/files/id/statistics/2022/75-04-2-1-20220304.xls?ysclid=l8jvr4c8cn37949142
  • 3 Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24755
  • 4 Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы URL: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/invalidam/viplati_po_uhody/?ysclid=l8jvrv10yo611190022

Подольских Анна Ответственный редактор

Несмотря на то, что практически у каждого пансионата для пожилых есть сайт, который позволяет получить представление об учреждении, прежде чем делать окончательный выбор, мы рекомендуем самостоятельно съездить на место, чтобы оценить атмосферу и побеседовать с постояльцами или их близкими.

Читайте также

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов

Вторник, 13.12.2022

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов: как выбрать подходящий вариант?

Пансионат для больных деменцией

Вторник, 13.12.2022

Пансионат для больных людей с деменцией как альтернатива домашним условиям

Пансионаты для пожилых людей

Вторник, 13.12.2022

Пансионаты для пожилых людей: рекомендации по выбору

СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР), регистрационный номер Эл № ФС 77-78200 от 06 апреля 2020 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 16+

Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт aif.ru.

zabota_cher_
Оцените автора