Слухи донесли что можно не останавливаться, т. к. гаишник с палкой должен стоять рядом со служебной машиной имеющей атребуты ГИБДД. Прошу поделиться законодательной базой.
Остановка ТС и её причины регламентируются нормативными документами МВД: приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС) . Основания для остановки ТС прописаны в п. 13.7 Наставления ДПС и п. 2 приказа № 329. Советую читателям запомнить названия документов и ниже упомянутых пунктов, помеченных жирным шрифтом, т. к. упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует Вашу юридическую грамотность.
Запрещается останавливать ТС без необходимости (п. 13.7 Наставления ДПС) . Хотя любую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к Вам сотрудник ДПС должен назвать внятно свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки Вашего ТС (п. 18.2 Наставления ДПС) . Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил Ваш автомобиль, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.
2 приказа № 329). Законность таких действий можно оспорить в суде.
Проверку документов, согласно п. 13.7 Наставления ДПС, разрешено производить на стационарных постах. Автомобиль с окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Таким образом, наиболее распространённая ситуация, когда ТС останавливается просто на обочине дороги для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов ДПС на ул.
Черняховского у здания УГИБДД области, на Советском проспекте у здания УВД области, у Драмтеатра и в других местах) является нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.
Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться оправдать законность остановки, предъявив Вам обвинение в совершении административного правонарушения. Обычно в такой ситуации предъявляются претензии по ремням безопасности. Но даже если Вы ехали с непристёгнутыми ремнями, такое развитие событий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел.
А значит, остановив Вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП РФ. То есть доказательства Вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч. 3 ст.
26.2 КоАП РФ.
Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный телефон, оборудованный фу
Гаишники могут останавливать машины только на стационарных постах ДПС в других остальных случаях проезжаем и не останавливаемя
Патрульный автомобиль — стандартный атрибут инспектора ГИБДД. Каждому водителю известно, как он выглядит: на кузове белого цвета есть синие графические символы, на крыше — проблесковый маячок. Согласно требованиям Административного регламента (пункт 63), сотрудники ДПС обязаны располагать служебный транспорт около дорожного полотна так, чтобы он был виден всем участникам движения.
Но что делать, если инспектор подает знак об остановке, а привычного автомобиля рядом с ним нет? Необходимо ли в этом случае выполнять требование о торможении?
Порядок осуществления надзора
Для прояснения ситуации нужно обратиться к тексту Административного регламента ГИБДД, точнее, к пунктам 60-64 документа. По закону инспектор может выполнять свои обязанности по контролю за дорожной ситуацией в пешем порядке, используя служебную машину (как движущуюся, так и припаркованную), а также на стационарном посту. При осуществлении надзора запрещается эксплуатация техники, не состоящей на балансе отдела полиции в качестве патрульной.
При этом допускается использовать служебный транспорт без цветографических схем. Внешне такие автомобили могут быть неотличимы от обычных (гражданских). В подобных случаях Административный регламент предписывает инспекторам ГИБДД организовывать взаимодействие с другими нарядами, несущими службу на бело-синих машинах.
Это необходимо, чтобы в случае невыполнения требования полицейского об остановке можно было организовать преследование нарушителя.
Как вести себя водителю?
Итак, сотрудники ДПС имеют право останавливать транспорт, даже если в их распоряжении нет стандартной патрульной машины. Выполнение указания о торможении, поступившего от пешего сотрудника ГИБДД строго обязательно. За игнорирование требования водителю в соответствии с частью 2 статьи 12..
Вынести постановление лично «гаишник» не может. На это уполномочены только начальник ГИБДД, командир роты (батальона, полка), а также их заместители. Поэтому для рассмотрения дела водителя обяжут явкой в орган полиции.
А если возникли подозрения, что стоящий рядом с инспектором автомобиль может быть личным? Нужно записать или запомнить символы регистрационного знака машины, а также фамилию сотрудника ГИБДД. Можно воспользоваться фото- или видеокамерой сотового телефона.
После этого нужно обратиться в дежурную часть территориального отдела полиции с заявлением о проведении проверки. Если транспортное средство, которое использовал «гаишник», действительно окажется гражданским, инспектора непременно накажут.
Итак, при подаче сигнала о торможении остановиться необходимо, даже если рядом с инспектором нет бело-синего автомобиля. При этом не имеет значения, где происходит действие — в черте города или на шоссе. Не нужно угрожать сотруднику ДПС подачей жалобы и повышать голос.
Сообщить руководству ГИБДД о допущенных подчиненными нарушениях можно без конфликта «на месте».
Задумывались вы хоть раз, как часто нарушаете правила дорожного движения и остаетесь безнаказанным?
Нарушать можно осознанно, зная правила дорожного движение и руководствуясь русским “Эх была, не была”, потому что так быстрее или короче. И не осознанно, вы нарушаете, потому что не знаете, что в правилах этот маневр, в этом месте запрещен. Но, даже не зная правил дорожного движения и попадая сотруднику дорожной полиции на глаза, некоторые водители все равно вступают с инспекторами ГИБДД, в спорные дискуссии.
При этом настаивая на своей правоте, в силу своей глупости или заранее зная о том, что у них есть знакомый защитник, который сможет найти выход из сложившейся ситуации в их пользу.
Ситуаций, когда на трассе или тихой городской улочке, вас останавливает инспектор за нарушение и приглашает выписывать штраф в патрульный автомобиль, на котором он дежурит, ни кого не удивишь.
Но, у многих водителей сразу возникает возмущение и недоумение тогда, когда они видят, что автомобиль инспектора без специальной отличительной окраски и звуковых сигналов. И первое, что им приходит в голову, меня пытаются обмануть и развести.
Мало кто знает, что инспектор имеет полное право нести свое дежурство на обычной легковой машине. Но с небольшими оговорками. Сотрудник дорожной полиции обязан нести свое дежурство на патрульном автомобиле, мотоцикле или автобусе, который числится в списках и записан на балансе органов внутренних дел.
Так же, такое транспортное средство должно быть внесено в постовую ведомость. Эти транспортные средства могут быть, как с нанесенной специальной окраской и устройством для подачи спец. сигналов так и без них. Более подробно с информацией можно ознакомиться в приказе МВД РФ №185 от 2 марта 2009 года “Об утверждение Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения”. Как и любой подобный документ, он состоит из большого количества пунктов и подпунктов.
Нас интересуют только ключевые пункты приказа, относящиеся к рассматриваемому вопросу за № 32 и № 35.
Пункт №32 включает в себя информацию по заступлении сотрудников дорожной полиции на службу и дежурство, а пункт №35 включает информацию об исполнение сотрудниками своих функций на постах, административных участках закрепленных за ними и маршрутах их патрулирования. Так же, важно помнить, что в случае вашего нарушения, оформление административного правонарушения инспектор должен осуществлять на месте совершения того самого нарушения. Но инспектор имеет полное право, выписывать вам протокол в служебном помещение стационарного поста ДПС или салоне патрульного автомобиля. Даже если этот патрульный автомобиль не имеет специальной цветографической схемы, и не оснащен специальными звуковыми сигналами.
Как вы понимаете, в подобной ситуации нет никакого правонарушения со стороны инспектора. Все соблюдено в рамках закона.
Но, сотруднику ГИБДД запрещается нести дежурство, если автомобиль без специальной окраски является личным автомобилем сотрудника. В заключении хочется напомнить. Учите правила дорожного движения и знайте, свои права, но не забывайте и о правах других.
Может ли инспектор ДПС дежурить на личном автомобиле и машине без специальной цветовой окраски? : 21 комментарий
Хорошая статья. Мне бы конкретнее получить ответ на такую ситуацию. Недавно еду на трассе и обгоняю по сплошной автомобиль. по идее там сплошная и не нужна.эта сплошная то есть, то нет.каждый раз рисуют по разному. и тут оказалось что я обогнал начальника ГАИ. он сфотографировал и позвонил на пост. на посту конечно же остановили и выписали штраф.
Такое вообще законно? имеет ли права делать так?
Да, имеет полное право так сделать
Ну если у начальника ГАИ в машине был установлен парктрон, да или даже любой бы передал на посту запись с видеорегистратора, где было видно нарушение то оштрафовать могут.
У них бы не было времени проверить юридически подлинность записи и оштрафовать могли бы, но по почте и позже. Да и прибор все же должен быть сертифицированный
Ну если бы речь шла об измерении скорости, то да — прибор должен быть сертифицирован, а вот для факта выезда за сплошную это не требуется
и как по вашему водитель должен понять что данная машина является патрульной? а уж тем более, что она состоит на балансе гибдд?! :)))
Еду по загородной дороге стоят два дпсника с личным авто. Сначала в одном месте постояли с локатором, потом на км сместились и стоят на перекрёстке. Такое впечатление шабашники.
Я так понимаю имею полное право позвонить 112 и сказать что какие то люди в форме дпс стоят тормозят машины.
Валить из страны надо
В таких ситуациях не возможно доказать правоту, все будет списываться на то что небудь уверенным что вы закончите маневр не нарушая ПДД нечего его начинать.
про это уточнение есть. если ты совершаешь обгон на отрезке без сплошных линий и видимость дальше загораживает нечто крупное вроде *фуры*, то виновность не доказать. водитель не обязан быть экстрасенсом или с рентген-зрением. возврат на свою полосу может быть вопреки правилам. не ехать же тебе по встречной или даже вообще задним ходом вернуться также по ней.)
Предупреждающая разметка! Прерывистая линия становится другой, полосы более длинные, что говорит о том, что дальше будет сплошная.. А то что разметку порой еле видно, это не к ментам, это к дорожникам. Лучше не спорить, штраф все равно влепят
Если авто не с синюшными номерами на трассе (не нас. пункт) и протокол в этой тачке составили пишите жалобу и в суд на пересмотр.
Еду по трассе, обогнал медленную фуру и проехал сплошную линию с ГАИ сразу тормознули на гражданском автомобили. При составлении протокола сказали дату явится в обл.гаи, я в назначенный день не смог явится а пришёл на следующий день . Меня направили в суд в назначенный день. Что мне может грозить ?
*Если не первый раз лишение прав на год
эвакуаторы частный транспорт…имеют ли право сотрудник ДПС патрулировать на нем?вроде существует какой-то указ о патрулирование на частном транспорте
У водителей выработался инстинкт — когда на дороге мы видим инспектора в форме, с жезлом и рядом со спецавтомобилем ДПС, мы понимаем, что сейчас нас остановят. И готовы при малейшем взмахе полосатой палкой свернуть на обочину. Но как быть, если инспектор вас тормозит в форме, но в штатском автомобиле?
На патрульном или личном авто?
Давайте разбираться. Согласно административному регламенту МВД, контролировать дорожное движение сотрудники ГИБДД не имеют право, используя автомобили, которые не имеют отношение к патрульному транспорту. Но в Госавтоинспекции уточняли — далеко не во всех регионах местные подразделения ГИБДД обеспечены патрульными машинами в полном объеме, поэтому иногда сотрудники ДПС пользуются личными авто, чтобы приехать на место, где они будут нести службу, и чтобы было удобно составлять протоколы.
Как разъясняли в МВД, останавливает автомобили непосредственно инспектор ДПС, без использования авто ДПС, а это не противоречит законам РФ. Кроме того, на запросы журналистов, почему в конкретном месте дежурит инспектор на личном авто, в региональных ГИБДД им отвечали, что на данном месте дежурил пеший патруль.
Кстати, в новом административном регламенте прописано: если инспекторы работают на патрульном авто без специальной цветографической схемы, то они могут фиксировать нарушения ПДД, в том числе пресекать опасное вождение, выезд на встречку, нарушение прав пешеходов, правил использования телефона в машине. Но вот составлять протокол такие экипажи не могут — они должны передать данные тем сотрудникам, которые патрулируют на спецавтомобиле, чтобы те остановили нарушителя и оформили административный протокол.
Остановил инспектор или автомобиль?
Но в ГИБДД настаивают — в случае, когда водителя останавливает не патрульный автомобиль ДПС, а пеший инспектор с жезлом, остановиться придется. На личном автомобиле он вас, конечно, остановить не может. Если у вас есть сомнение, что это реальный полицейский, а не мошенник, переодетый в стража дорог, или бандит, тогда вам лучше не выходить из машины, а позвонить в дежурную часть и уточнить, а должны ли вообще на данном месте стоять инспекторы ДПС.
Уточнить этот телефон вы можете, позвонив 112 с мобильного телефона.
Если инспектор реальный, и вам это подтвердили, можете предъявлять свои документы для проверки. И не забывайте — если вас остановил пеший гаишник, вы имеете полное право попросить его предъявить вам удостоверение в развернутом виде и представиться, прежде чем требовать от вас документы водителя.
Читайте также:
- Старлайн а9 как запрограммировать 1 кнопку
- Как открыть капот на гранте если порвался тросик
- Не работает обогрев заднего стекла киа сид
- Как отличить ремень грм тойота от подделки
- Что является дтп а что нет
Имеет ли право патруль ГАИ останавливать на ходу?
Имеет ли право патруль ГАИ останавливать на ходу? (пристраиваясь сзади, подавая световые и звуковые сигналы) , если ничего не нарушил?
P.S. Тот же случай, но (допустим) не горит один из габаритных огней.
Дополнен 10 лет назад
Секрет Секретный, Да нет, я не про «ссориться и качать права».
Просто второй день тормозят таким интересным способом — цветомузыки сзади.. )
В первый раз мнимая причина остановки отсутствие подсветки номера — вышел, посмотрел, все горит и сияет, всё исправно.
Второй раз сегодня — вы слишком виляете (а у нас на улице асфальт выдолбили и месяц засыпать не могут, ямы чут ли не по колено, все змейкой и ездят. . 🙂
Задолбал кортеж сзади каждый день, а в том же Консультанте ничего не нашёл по этому поводу.
Дополнен 10 лет назад
reteryyeryt ytrtytrytrytr, Так вот именно, что тормозят даже если всё исправно. Может это у нас такой суровый уральский город. Нигде не могу найти ссылку на законодательство)
Дополнен 10 лет назад
Михаил К. , Подозрительная это с миномётом на крыше и напалмом привязанным к заднему бамперу, с надписью «Алькаида» на бочине?
Если только так. Не думаю, что среднестатистический Форд, коих миллионы, может вызывать подозрения вне дней проведения спецрейдов.
Дополнен 10 лет назад
ёжики курносые, Вы видимо ПДД знаете наизусть? Может быть тогда дадите ссылку на пункт где это написано? Я это и спрашивал.
Я нашёл только то, что инспектор вправе останавливать ТС, одновременно указывая ему место для остановки при помощи жеста рукой, жезла, диска с красным световозвращателем. И речь идёт о постах (пусть даже не стационарных) .
Нигде ни слова о пристроевшейся сзади машины с «цветомузыкой).
Голосование за лучший ответ
1) неисправность приборов освещения, что «может повлечь к бла-бла-бла»
2)остановиться обязан, но с уточнением причины остановки, например План-перехват, а так же неисправность а\м, просто так, останавливайтесь только на постах
в ходе спец операций, ориентировок итд — вполне. советую не уподобляться дебилам из ютуба. . когда гаишник просто остановил «проверить» , пусть даже вне стационарного поста, он глянет на доки и счастливого пути пожелает. а если начать выеживаться и показывать как ты хорошо знаешь пдд и свои права — процесс затянеться на долго. . да и зачем с ними отношения портить в лишний раз.
остановить и задержать это разное, может помощь нужна да мало ли, пусть останавливают это их работа, не мешай. может у тебя тачка подозрительная
Может ориентировка на похожую машину
Выучите ПДД, там же всё написано. Имеют право.
Без причины не имеют права вообще тебя останавливать! ! только если у них какая то операция проходит (к примеру по поимке опасного преступника)
Что может и чего не должен делать инспектор ГИБДД на дороге?
Правда ли, что инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль вне стационарного поста ГИБДД? Обязательно ли садиться в патрульную машину для оформления документов о нарушении ПДД? У водителей есть несколько устоявшихся мнений относительно общения с автоинспектором на дороге.
Давайте проверим, какие из них — правда, а какие – вымысел.
Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, — административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Мнение 1: Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС.
Это правда. При этом автоинспекторы могут остановить вас в любом месте! Как так?
Некоторые «гаишники» пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.
Одни, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку. Поэтому проводится проверка.
Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.
Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.
Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, что инспектор должен вам показывать какие-либо документы. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГИБДД.
Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.
Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):
— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
— выполнение распорядительно-регулировочных действий;
— необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Вы еще сомневаетесь в том, что это неправильно, когда вас останавливают на улице, на пригородном шоссе или на грунтовке, ведущей к вашему садоводству?
Мнение 2: Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру.
Это правда. Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение — специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей.
Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.
Мнение 3: Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых
Нет, не правда. Хотя… Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения.
Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.
Мнение 4: Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права
Это вымысел — еще как имеет! Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.
На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.
Мнение 5: Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД
Это правда. Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.
В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.
Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.
Мнение 6: После остановки инспектором выходить из машины не нужно
Совсем необязательно. Достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон.
Все они прописаны в пункте 70 Регламента.
Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД):
— необходимость устранения неисправности;
— наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
— для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Мнение 7: Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС
Это вымысел. Инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, у него попросту нет.
В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание — участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине. Подписать нужные бумаги — тоже.
Случаи, когда инспектор ГИБДД имеет основания для остановки транспортного средства.
В данной заметке я расскажу о том, в каких случаях инспектор ГИБДД вправе остановить транспортное средство. Эту информацию должен знать каждый водитель. Резкой постановкой вопроса «в связи с чем Вы меня остановили?» можно избавить себя от нерадивого инспектора, безосновательно остановившего ваш автомобиль. Такой инспектор ГИБДД, не ожидая получить от вас вопрос в лоб, буркнет что-то типа «проверка документов» или, что еще забавнее, пожелает вам счастливого пути.
Итак, перечислю случаи, когда инспектор ГИБДД имеет все основания для остановки транспортного средства.
Итак, согласно п.63 Административного Регламента ГИБДД основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются:
— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
— выполнение распорядительно-регулировочных действий;
— необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
— проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Разумеется, в любом из рассматриваемых случаев инспектор ГИБДД проверит ваши документы (водительские права, страховку, техпаспорт и проч.)
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости». Данное правило подкреплено статьей 12.35 Коап РФ «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию», согласно которой инспектор ГИБДД может быть оштрафован на сумму до 20 тысяч рублей за то, что остановил Ваш автомобиль просто так — для проверки документов. Поэтому, если инспектор указал, что остановил Ваш автомобиль для проверки документов, можете недвусмысленно намекнуть инспектору ГИБДД, что он не прав.
Для проверки документов можно останавливать транспортные средства только лишь на стационарных постах ДПС или во время проведения спецмероприятий. При этом, под Стационарным постом дорожно-патрульной службы понимается место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
Итак, зона ответственности стационарного поста ДПС — территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности.
Если Вас останавливает инспектор ГИБДД для проверки документов и при этом указывает, что данный участок местности якобы входит в зону ответственности такого-то поста, то попросите схему этой самой зоны. Если вам её не покажут — то следует зафиксировать в протоколе об административном правонарушении расстояние до стационарного поста ДПС. Имейте в виду, что всякие будки, автомобили, придорожная растительность к стационарным постам ДПС никак не относится.
Теперь, по поводу спецмероприятий, о которых так часто говорят сотрудники ГИБДД, останавливающие Вас, просто так — для проверки документов.
О том, что идет спец мероприятие, можно будет догадаться, если к примеру гаишники стоят на каждом перекрестке, все в бронежилетах или парадной форме и т.д. Если же вас остановил сотрудник ГИБДД, где-нибудь на трассе, и сказал, что идет спецоперация, то поинтересуйтесь, почему сотрудник милиции находится вне заградительного поста, и сделаны ли записи об этой операции в его карточке маршрута патрулирования.
Однако, скорее всего, эту карточку инспектор Вам не покажет, так как он не обязан этого делать. Но в случае, если дело дойдет до судебного разбирательства, вы можете подать письменное ходатайство о предоставлении данных документов и тогда, если никакой операции на самом деле не было, Вы выиграете процесс.
Удачи Вам на дорогах и не попадайтесь на так называемую «проверку документов».
g имеет ли право инспектор ДПС остановить меня на трассе, в лесу но не на пункте дпс? должен ли я останавливаться по пер
имеет ли право инспектор ДПС остановить меня на трассе, в лесу но не на пункте дпс? должен ли я останавливаться по первому требованию инспектора?
Лучший ответ
Только за грубое нарушение. а так нет по-моему.
Остальные ответы
Только в светлое время суток.
Основания для остановки транспортных средств
Основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются (п. 2 Приказа МВД РФ N 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России»):
* нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
* наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно — транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;
* нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
* необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно — транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
* выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
* необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
* проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз — только на стационарных постах дорожно — патрульной службы Госавтоинспекции МВД России, контрольных постах милиции и контрольно — пропускных пунктах.
Остановку транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины.
Иногда сотрудники ДПС утверждают, что право остановки транспортного средства предоставлено им Законом «О милиции» и Правилами дорожного движения и поэтому особых оснований не требуется, поскольку Закон и Правила имеют большую силу, чем приказы МВД. Однако Приказы не противоречат Закону и Правилам, а лишь детализируют нормы, носящие общий характер и поэтому обязательны для исполнения должностными лицами.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз (п. 13.7 Наставления) .
Ситуации, когда запрещается останавливать автомобиль
Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий (п. 13.6 Наставления).
Кто может проверять тахографы и РТО на трассе Версия для печати
https://rtp.expert/
О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.
О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.
Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.
Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО
Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.
Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:
Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам
Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.
Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.
Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.
Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов. » (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП. » (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может?
Но об этом чуть позже.
Читаем дальше пункт 2.4.
Право остановки транспортных средств предоставлено <. >также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
<. >
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <. >должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.
И заканчивается пункт 2.4. так:
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.
Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.
Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта <. >(приказ МинТранса № 542).
Сначала «разберёмся» с ГИБДД.
Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе
Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:
66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<. >
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.
2.7. Водителю запрещается:
<. >
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<. >
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<. >
оснащать транспортные средства тахографами.
Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:
98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<. >
снятие информации с имеющегося тахографа;
То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.
А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.
Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе
На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:
В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.
Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):
8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
<. >
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта <. >:
<. >требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
<. >
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации — требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. », так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).
То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.
Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:
68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <. >является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.
То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.
Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409
«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»
3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
<. >
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
<. >
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.
Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере <. >автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)
И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.
Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.
Что и кому должен предоставлять для контроля водитель
Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.
В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:
Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.
Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.
Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:
Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
<. >
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.
Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]
Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.
Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.
Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.
В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».
Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.
Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.
В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.
Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.
Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.
Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.
За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе
Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.
Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.
Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».
Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <. >со дня совершения административного правонарушения
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.
20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.
Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.
Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <. >данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.
Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.
Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.
А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.
А что на практике?
Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.
А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.