1. Положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения;
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты, указанные в пункте 1 статьи 6 указанного Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения не установлены, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи в случае, если в течение трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В случае поступления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации, решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанный федеральный орган исполнительной власти в течение сорока пяти дней со дня направления решения о необходимости устранения указанной реестровой ошибки обязан проверить наличие оснований для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок, при наличии таких оснований обратиться в суд с иском об оспаривании законности возникновения прав на земельный участок и уведомить об этом орган регистрации прав.
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Защита имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений, в том числе в судебном порядке, органом, указанным в части 4 настоящей статьи, не осуществляется, если оспаривание законности возникновения прав приведет к невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда, в том числе к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице или другим препятствующим рациональному использованию земель лесного фонда недостаткам. Порядок и критерии определения такой невозможности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
5. Судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан до 1 января 2026 года.
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2026 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2026 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия религиозного назначения, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
(в ред. Федеральных законов от 19.12.2022 N 519-ФЗ, от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. С даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесничеств в соответствии с частями 15, 15.1 и 16 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесничеств считаются установленными в границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Принятие решений об изменении местоположения границ лесничеств в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, переводом земель лесного фонда или земельных участков из состава земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в связи с исключением лесных участков из границ (включением в границы) лесничеств в порядке, предусмотренном частями 15, 15.1 и 16 статьи 34 и статьей 60.2 указанного Федерального закона, не требуется.
(часть 7.1 в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка (правах на него), который в соответствии со сведениями государственного лесного реестра находится в границах лесного фонда либо сведения о котором исключены из государственного лесного реестра в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), согласование проекта генерального плана, в соответствии с которым такой земельный участок включен в границы населенных пунктов, не лишают заинтересованное лицо права на оспаривание в судебном порядке законности возникновения прав на такой земельный участок.
8.1. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесничеств, в том числе изменений в сведения об их местоположении в соответствии с частями 15 и 15.1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, изменяющих сведения о местоположении границ лесничеств, не лишают заинтересованное лицо права на оспаривание в судебном порядке законности соответствующих решений, повлекших такое изменение описания местоположения границ лесничеств.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
9. До 1 января 2026 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;
2) смежным земельным участком является лесной участок.
10. В случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»
С изменениями и дополнениями от:
30 апреля, 21 декабря 2021 г., 19 декабря 2022 г., 13 июня 2024 г.
Принят Государственной Думой 21 июля 2017 года
Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года
Президент Российской Федерации
29 июля 2017 года
В связи с большим числом пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий введен механизм по устранению противоречий в сведениях ЕГРН и государственного лесного реестра в части принадлежности земельных участков к определенной категории земель. Поправки внесены в ряд законов, регулирующих земельные и лесные отношения.
Урегулирован вопрос о порядке устранения пересечений границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, а также об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.
Кроме того, определен порядок перевода лесных поселков и военных городков в земли населенных пунктов. Так, предусмотрена возможность образования участка без согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных участков в случаях образования участков в связи с установлением границ временных поселков, созданных до 1 января 2007 г. в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных вузов, иных организаций ВС РФ, войск нацгвардии, органов госохраны.
Установлено, что Росреестр в течение 3 дней со дня внесения изменений в ЕГРН уведомляет об изменениях лиц, права которых и/или ограничения прав в пользу которых зарегистрированы в ЕГРН.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 11 августа 2017 г.
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 июля 2017 г., в «Российской газете» от 4 августа 2017 г. N 172, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 31 (часть I) ст. 4829
История рассмотрения и принятия Федерального закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 13 июня 2024 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 июня 2024 г.
Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 519-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2022 г.
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г.
Статья 3
Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст.
3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст.
3, 17; N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; N 52, ст.
5498; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4009; N 43, ст.
5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст.
3597; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2281, 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6418, 6427; 2010, N 30, ст.
3999; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 29, ст. 4300; N 30, ст. 4562; N 49, ст.
7027; N 51, ст. 7448; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7614, 7615; 2013, N 14, ст.
1651; N 23, ст. 2866, 2881; N 27, ст. 3477; N 30, ст.
4072; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 9, 38, 72; N 10, ст. 1418; N 24, ст.
3369; 2016, N 22, ст. 3097; N 26, ст. 3890; N 27, ст.
4267, 4287, 4294, 4306; 2017, N 25, ст. 3593; N 27, ст. 3938, 3940) дополнить статьей 3.5 следующего содержания:
1. При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье — схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
2. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В случае направления схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для согласования установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления указанных заявлений.
3. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенных на землях обороны и безопасности лесничества, лесопарка или нахождение образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка, указанный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы.
4. В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании.
5. Направление документов органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с настоящей статьей осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.
Требования к формату документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
6. Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.
7. Отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, — в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
8. Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суд.
9. В случае непоступления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уведомления об отказе в согласовании схемы в срок, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, в том числе в случае, если уведомление о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы не направлено указанными в пункте 3 настоящей статьи федеральными органами исполнительной власти в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, схема считается согласованной.
10. Согласование схемы в порядке, установленном настоящей статьей, не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены:
1) в границах населенного пункта;
2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком;
3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки;
5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
11. Основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
12. До 1 октября 2017 года орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, направляет уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств, лесопарков в границах поселения, городского округа, межселенной территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» такую информацию.
13. О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах всех лесничеств, лесопарков, расположенных на территориях поселения, городского округа, межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа уведомляется в течение одного месяца со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений соответствующим исполнительным органом государственной власти, представившим сведения о границах лесничеств, лесопарков для внесения в указанный реестр.».
Администрация сельского поселения Явенгское Официальный сайт
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон о лесной амнистии). Данный закон направлен на защиту прав граждан, чьи участки пересекаются с землями лесного фонда, при этом сохраняет существующие механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», т.е. территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.
Начальник отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Вологодской области Дмитрий Калинин ответит на вопросы, связанные с применением обозначенного закона.
Вопрос: К каким земельным участкам может быть применен Закон о лесной амнистии?
Ответ: Положения Закона о лесной амнистии применяются в тех случаях, когда права правообладателя (или предыдущих правообладателей) на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Кроме того, правила указанного закона распространяются на земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008 года (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 08.08.2018), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).
Вопрос: Назовите земельные участки, к которым названный закон применяться не может.
Ответ: К таковым участкам относятся следующие земли:
— участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
— земли, относящиеся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
Вопрос: Чем полезен принятый закон, и в каких случаях его можно применить?
Ответ: До принятия закона многие правообладатели земельных участков, чьи земельные участки находились в непосредственной близости с землями лесного фонда, не могли провести межевание, оформить свои постройки из-за наложения с землями лесного фонда. Однако с момента вступления в силу Закона о лесной амнистии, факт пересечения с землями лесного фонда не является препятствием для проведения межевания земельного участка. Таким образом, гражданин имеет право провести межевание своего участка несмотря на пересечение с землями лесного фонда.
Вопрос: Возможно ли при проведении межевания увеличение площади земельного участка за счет земель лесного фонда?
Ответ: В целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества (часть 9 статьи 10 Закона о лесной амнистии). Это правило действует ограниченный срок — до 1 января 2024 года.
При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков кадастровые инженеры в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводят ссылку на соответствующие положения Закона о лесной амнистии.
Вместе с тем указанное правило не дает оснований для несоразмерного увеличения площади уточняемого земельного участка, предоставленного для указанных нужд, в связи с чем, как и в других случаях уточнения местоположения границ земельных участков, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Вопрос: Необходима ли подготовка проектной документации лесного участка при образовании лесного участка из земель лесного фонда, на котором расположен находящийся в собственности объект недвижимости?
Ответ: Согласно статье 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется.
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области
280 ФЗ. Лесная амнистия
Росреестр разъясняет, как применяется на практике «лесная амнистия»
Управление Росреестра по Республике Коми сообщает, что с вступил Федеральный закон от № 280-ФЗ «О внесении изменений законодательные акты Российской Федерации устранения противоречий государственных реестров принадлежности земельного участка категории земель» (Федеральный закон № 280-ФЗ). Закон был разработан под руководством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Российской руководителя Росреестра Виктории Абрамченко.
В разговорной речи Федеральный закон № 280-ФЗ часто называют «Законом амнистии». Закон никого
Основная цель принятия закона сводится прав добросовестных владельцев земельных участков взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (ГЛР) государственного реестра недвижимости (ЕГРН) путем установления законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР прав граждан участки.
Приоритетность сведений ЕГРН означает, что если содержащимися лесном плане субъекта, участок относится земель лесного фонда, а ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами категории земель, категория земель определяется указанными или правоудостоверяющих документах.
«Лесная амнистия» применима категориям земельных участков:
— земельные участки, предоставленные до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства жилищного строительства. Данные земельные участки могут быть отнесены населенных пунктов либо сельскохозяйственного назначения;
— земельные участки, расположены объекты недвижимости, права возникли до зарегистрированы (назначение) которых лесов;
— земельные участки, права возникли до
Правило сведений ЕГРН применяется если права собственника или предыдущих правообладателей участок возникли до
Исключением являются земельные участки:
— расположенные особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
— относящиеся земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права зарегистрированы;
— относящиеся сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии органа сведений проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или законодательства Российской Федерации.
Законом предусмотрено три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН
уточнения границ земельного участка, согласно сведениям ЕГРН лесным участком;
устранения реестровой ошибки участке;
— посредством снятия кадастрового учета лесных участков, сведения которых совпадают ЕГРН участках либо земельных участках.
При этом возможность применения каждого ограничивается определенными законом обстоятельствами.
Наиболее важными для Росреестра направлениями реализации Закона № 280-ФЗ являются: устранение противоречий ЕГРН участках, имеющих пересечения лесного фонда, дублирующих сведений участках. Также Управление Росреестра по Республике Коми проводит работу по выявлению пересечений границ лесных участков иных лесных участков или земельных участков других категорий земель. Такие действия по устранению пересечений осуществляются органом регистрации прав самостоятельно без участия гражданина взимания платы статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В Республике Коми идет активная работа по установлению законности предоставления участков при выявлении пересечения
В рамках реализации Закона создана межведомственная рабочая группа, которая выявляет несоответствия данных ГЛР принимает решения способа устранения этих противоречий.
Лесная амнистия. Особенности. Основные понятия
Данная тема очень обширная и затрагивает много аспектов.
О том, что такое лесная амнистия, и о порядке ее применения говорится в Федеральном законе от 29.07.2017 № 280-ФЗ.
- Что такое «Лесная амнистия» и для кого она?
Начнем с того, что касается она тех, чьи земельные участки находятся на границах с лесами.
По Закону сведения об участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, и содержатся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).
Смысл «лесной амнистии» — вывести некоторые земельные участки из состава земель лесного фонда и присвоить категорию, которая будет более пригодной для хозяйственного использования (это могут быть «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозназначения»).
Ранее недвижимость подобная не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда или находилась под угрозой — ее могли отнять. Многие потеряли права на землю и строения, которыми пользовались много лет.
На сегодняшний день, собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если: в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.
Важно сказать, чтона землях лесного фонда почти ничего строить нельзя. То есть дом, возведенный на таком участке, может получить статус самовольной постройки. Однако, это не всегда умышленное нарушение.
Часто возникают ситуации, когда люди, начиная строительство, даже не знали, что их земля по данным ГЛР находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.
- Участки, попадающие под «Лесную амнистию».
Итак, расскажем какие именно участки могут попасть под применение «лесной амнистии».
- Земельные участки, которые были предоставлены гражданам до 08.08.2008 для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства.
Такой участок, по данным ГЛР или лесного плана субъекта, может находиться в границах земель лесного фонда и даже может иметь категорию «земли лесного фонда». Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».
- Участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, и право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.
Образование и постановка таких участков теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (при наличии пересечения действует статья 60.2 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ)).
Исключение составляют земельные участки, которые попадают в границы населенных пунктов, подлежащих созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.
- Земли, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, но, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов, имеют нелесную категорию.
В этом случае сведения ЕГРН получают приоритет перед данными ГЛР и лесного плана (согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), пункту 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).
Это актуально для земельных участков, которые были поставлены на государственный учет декларативно и требуют уточнения границ. Ранее было невозможно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию.
ВАЖНО! В каждом правиле есть исключения. В данном случае это земельные участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особо охраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, которые используются не по назначению.
В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.
В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями ГЛР.
Общее правило «лесной амнистии» о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности участка к определенной категории земель не распространяется на земли:
- относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, который подтверждает факты неиспользования таких земель по целевому назначению или их использования с нарушением законов РФ (ч.6 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
- относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
Думаем, что стоит сказать о том, что на сегодняшний момент, основными проблемами, с которыми предстоит «лесной амнистии» столкнуться это:
- низкое качество землеустроительных документов, «задвоенность» государственного кадастрового учета, соответственно сведений ЕГРН;
- границы и площади земель лесного фонда определены декларативно (отсутствуют финансовые средства для проведения работ по постановке на учет объектов лесоустройства);
- органы, уполномоченные на управление лесным фондом, не согласовывают генеральные планы, так как считает, что муниципалитеты включают лесной фонд в границы населенных пунктов;
- утрата государством права собственности на земли лесного фонда, которые ранее были незаконно предоставлены гражданам и юридическим лицам.
Порядок устранения пересечения земель и земельных участков с лесами.
Необходимо сказать, что за последнее время произошли большие изменения. Если раньше с заявлением о применении «лесной амнистии» можно было обратиться только в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации, при этом процедура занимала 4-6 месяцев (процесс рассмотрения заявления, сбор информации, специальные комиссии) занимал в среднем от 4 до 6 месяцев, то в 2019 году за применением «лесной амнистии» обращаются как за госуслугой.
Итак, расскажем на примере.
Вы получаете выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на государственный кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН) вы обнаружили сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, который предусмотрен статьей 60.2 Закона № 218-ФЗ, и компетентным органом в данной ситуации будет являться Росреестр (орган регистрации прав).
Если же возникла ситуация, когда сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и ГЛР, то обращаться необходимо в орган субъекта Российской Федерации, который уполномочен на ведение ГЛР.
Следовательно, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением:
- о государственной регистрации права;
- о постановке на государственный кадастровый учет земельного;
- об уточнении местоположения границ земельного участка;
- об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ.
До 1 января 2024 года орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений должен привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
При этом положения статьи 14 Закона № 172-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в ГЛР не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (к примеру, включение в градостроительный план участка сведений о пересечении земельного участка с землями лесного фонда или отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка), могут быть оспорены в судебном порядке.
Из этого следует, что правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2024 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).
В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, которые внесены в ГЛР, исключаются из такого реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (и на основании заявления заинтересованного лица, в том числе) если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения о таких лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы таких лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Исходя из вышеуказанного, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Закона № 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению необходимо приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (в которой должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.
Обращаем внимание, что Закон № 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (Напомним, что это 01.01.2023).
В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, определяют порядок ведения соответствующей работы самостоятельно, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суде. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.
4. Особенности «лесной амнистии»
- В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот участок отнесен к другой категории земель, то отдается предпочтение сведениям, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.
Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.
- Отметим также, что в силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11.08.2017), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Правилами статьи 14 Закона установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.
Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.
Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.
Заключение