Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2021 N 88а-17351/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании постановления.
Обстоятельства: Истец указал, что многоквартирный жилой дом был признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, срок расселения многоквартирного дома перенесен, данный перенос сроков расселения дома ставит под угрозу жизнь жильцов.
Решение: Удовлетворено. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования Е. в части признания незаконным установления даты окончания переселения спорного многоквартирного дома, исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия у органа местного самоуправления полномочий по изменению сроков окончания переселения граждан из аварийного жилья по сравнению с тем, как они запланированы в региональной адресной программе.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2022 N 88-20534/2022 по делу N 2-917/2022
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Семья истцов малоимущими не признана, на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не состоит.
Решение: Отказано. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцами доказано наличие опасности проживания в занимаемом жилом помещении для жизни и здоровья по причине биологического заражения, произвольное установление администрацией МОГО «Ухта» срока отселения, не истекшего к моменту рассмотрения дела, а также невключение дома в программы переселения из аварийного жилья не должно нарушать права граждан на жилище.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение контракта
(Раев К., Гурин О.)
(«Прогосзаказ.рф», 2021, N 4) Пример. Обстоятельства дела: директор подрядной организации привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, т.к. возглавляемое им предприятие не сумело в установленный срок построить многоквартирный дом для переселения граждан из аварийного жилья.
Статья: Некоторые аспекты привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом
(Сельхова О.Е.)
(«Мировой судья», 2019, N 6) Как показало изучение судебной практики, в качестве причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства зачастую признавалось неисполнение в срок контракта в рамках реализации государственных, муниципальных программ и подпрограмм. Для наглядности можно привести следующие примеры: неисполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом по выполнению работ в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» , а также неисполнение в срок муниципального контракта, заключенного во исполнение региональной программы переселения граждан из аварийного жилья .
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ
(ред. от 19.12.2022)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.
Справочная информация: «Правовой календарь на IV квартал 2022 года»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Определен алгоритм расчета лимита предоставления субъекту РФ финансовой поддержки в целях переселения граждан из аварийного жилья
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
В какой срок должны расселить аварийный дом
Со дня завершения реорганизации (13.12.2022) наименования «государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считаются равнозначными (ч. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 N 436-ФЗ).
Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)
2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).
3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2021 N 436-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;
4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях.
В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 19.12.2022 N 542-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра;
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 542-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7 — 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.
(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)
10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)
12. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.
(часть 14 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)
Прокурор разъясняет — Прокуратура Саратовской области
Защита и восстановление нарушенных прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье в силу их социально-экономической значимости приобрели особую остроту. В нашем регионе данная проблема актуальна для многих населенных пунктов.
Как переселиться из непригодного жилья, куда и в каком порядке обращаться, какие меры предпринимают прокуроры в целях защиты жилищных прав граждан – на эти и другие актуальные вопросы отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере Алена Владимировна Воеводина.
1. Каково положение дел с переселением из аварийного жилья в регионе?
В Саратовской области расположено 1,5 тыс. авариных домов, в которых проживают более 2 тысяч граждан.
На данную проблему обратили внимание федеральные органы власти, выделены бюджетные средства, благодаря чему планируется переселить 371 дом, признанные аварийными до 01.01.2017, с 01.04.2019 утверждена соответствующая областная программа, которая действует в г. Саратове, г. Балашове, г. Балаково, г. Вольске, г. Пугачеве, Краснокутском, Саратовском и Советском районах.
Учитывая, что только по г. Саратову после 01.01.2017 признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции более 500 многоквартирных домов, Саратовской областью взяты на себя обязательства по досрочному завершению в 2021 году действующей программы переселения, о чем 07.06.2019 в рамках Петербургского экономического форума региональным Правительством с ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» подписано соглашение.
С 2022 года планируется утверждение областной программы, предусматривающей расселение домов, призванных аварийными после 01.01.2017.
2. Что делать гражданину, который считает, что его дом не пригоден для проживания, представляет угрозу для жильцов и должен быть снесен, то куда и в каком порядке ему следует обращаться?
Процедура признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер. Поэтому собственникам либо нанимателям жилых помещений необходимо обратиться с заявлением в межведомственную комиссию органа государственной власти или местного самоуправления по месту нахождения дома, приложив к нему необходимые документы, такие как: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Комиссия должна рассмотреть заявление в течение 30 дней с момента регистрации. По результатам его рассмотрения может быть принято одно из следующих решение: помещения соответствуют установленным требованиям; выявлены основания для проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания либо признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу; об отсутствии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании заключения уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в течение 30 дней принимает решение о дальнейшем использовании помещения.
3. А если квартира в собственности? Каков порядок в данном случае?
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, обязан выплатить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, выкупную цену изымаемого жилого помещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
4. С собственниками понятно. А как расселяются из аварийного жилья граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам?
Эти вопросы также регулирует Жилищный кодекс. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, которые признаны таковыми органом местного самоуправления.
Статьей 85 ЖК РФ определено, что одно из оснований предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является признание занимаемого жилого помещения непригодным для проживания либо признание дома, в котором находится жилое помещение, подлежащим сносу.
В случае если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
При этом вновь предоставляемое жилое помещение должно соответствовать предъявляемым требованиям. В частности, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
5. А вот вопрос от телезрителя, который проживает в Заводском районе г. Саратова, а администрация города Саратова предлагает ему для переселения квартиру в Ленинском районе. Его это не устраивает.
Правомерно ли переселение из одного района города в другой?
Как отмечено выше, законодательством определено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Важно понимать, что предоставление жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер и должно гарантировать условия проживания не хуже прежних. Новые квартиры должны быть не меньше сносимых по количеству комнат и размеру общей жилой площади.
Таким образом, предоставляемое по договору социального найма жилое помещение, соответствующее тем условиям, о которых я сказала, но расположенное в другом районе г. Саратова, отвечает требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку обе квартиры расположены на территории одного муниципального образования.
6. Какую работу ведут прокуроры по защите жилищных прав граждан, проживающих в непригодном жилье? Могут ли люди обратиться в прокуратуру, если их права нарушены?
Надзор за соблюдением жилищных прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры области. В текущем году прокурорами принимались меры реагирования, направленные на понуждение муниципалитетов инициировать процедуру признания домов аварийными, установить сроки расселения и сноса аварийного дома, сформировать земельный участок под аварийным домом, предоставить иное жилье взамен аварийного, организовать меры по сносу расселенного аварийного фонда.
В регионе остро стоит вопрос с расселением аварийных домов, не вошедших в областную программу.
Итоги проверок межгоррайпрокуроров показывают, что такие сроки органами местного самоуправления повсеместно нарушаются.
К примеру, администрацией муниципального образования «Город Саратов» определены мероприятия по отселению жильцов из аварийного дома № 220 по ул. Новоузенской в г. Саратове, а также формированию земельного участка: отселение произвести до 12.06.2019, снос – 16.12.2019. До настоящего времени дом не расселен и не снесен, земельный участок не сформирован.
По иску прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова 30.03.2021 судом этого же района бездействие муниципалитета признано незаконным, возложена обязанность исполнить пункты распоряжения.
В целях обеспечения безопасности граждан, проживающих в аварийных домах, необходимо принимать меры, направленные на предотвращение дальнейшего разрушения дома.
В ходе рассмотрения представления прокуратуры г. Саратова в доме № 11/11 по ул. Пономарева в г. Саратове, признанном аварийным в 2018 году и не включенном в действующую программу переселения, организовано проведение противоаварийных мероприятий в целях укрепления несущих конструкций здания, установлена система предупреждения их обрушения – аварийные маячки.
В Петровском районе сроки расселения и сноса признанного аварийным в декабре 2020 года многоквартирного дома № 16 по ул. Светличной в п. Пригородный вовсе не определены, что потребовало вмешательства Петровской межрайонной прокуратуры, на противоречащий законодательству нормативный акт принесен протест.
Вопрос своевременного признания в установленном порядке ветхих домов аварийными имеет существенное значение не только из-за того, что такие здания грозят обрушением, последствием бездействия может явиться их невключение в программы переселения и, как следствие, затягивание сроков обеспечения граждан жильем надлежащего качества.
В данном направлении муниципалитеты по-прежнему бездействуют.
Так, несмотря на наличие признаков аварийности и доли муниципальной собственности в доме № 3 по ул. Привокзальной в г. Балаково, администрация Балаковского района с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не обращалась. Прокурором города внесено представление.
Прокуратурой Заводского района г. Саратова вскрыты факты затягивания принятия окончательного решения в отношении 11 домов, заседания межведомственной комиссии по которым отложены ввиду непредоставления заявителем документов, которые могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия. Отказ оспорен в суд, требования прокуратуры признаны законными.
Зачастую муниципалитеты аргументируют свое бездействие по обследованию ветхих домов отсутствием финансирования.
Вместе с тем администрации Фрунзенского района г. Саратова в текущем году выделены денежные средства в размере 300 тыс. рублей на мероприятия по обследованию жилищного фонда района на предмет аварийности. Несмотря на неудовлетворительное техническое состояние домов, расположенных на пр-те Кирова, улицах Яблочкова, М. Горького, Рабочей и иных в г. Саратове, их обследование на момент проверки не проводилось. По указанному факту внесено представление.
Нарушения устранены.
За защитой нарушенных жилищных прав граждане вправе обратиться в органы прокуратуры. Обращение возможно направить по почте, в электронной форме либо обратиться на личный прием.
Как работает федеральная программа расселения аварийного жилья?
Сокращение аварийного фонда и переселение граждан в комфортное жилье — одно из ключевых направлений национального проекта «Жилье и городская среда». Рассказываем, как работает программа переселения и каких показателей удалось достичь.
Что такое программа расселения из аварийного жилья?
Чтобы обеспечить граждан комфортным и безопасным жильем, в стране реализуется инициатива «Расселение аварийных домов» национального проекта «Жилье и городская среда». Ее цель — обеспечить граждан лучшими условиями для жизни, а также предоставить регионам возможности для комплексного развития территорий за счет увеличения их градостроительного потенциала.
Так, до конца 2024 года, согласно паспорту национального проекта, предстоит расселить 509,48 тыс. человек, которые проживают на 9 млн кв. метров аварийной площади. Следить за ходом переселения граждан из аварийного жилья, а также узнать другие показатели национального проекта «Жилье и городская среда» можно на сайте Стройкомплекс России и на сайте национальныепроекты.рф.
Какие дома включают в программу расселения?
Основной план по расселению граждан рассчитан на жилье, признанное аварийным до 1 января 2017 года ? Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года №278 . Для успешной реализации инициативы регионы разработали и реализуют собственные программы, которые финансируются из федерального бюджета и бюджетов самих субъектов России.
Все многоквартирные дома, признанные аварийными, автоматически включаются в региональную программу, и для них формируется график расселения.
Что будет с жильем, признанным аварийным после 1 января 2017 года?
Часть регионов уже завершили свои программы расселения, и чтобы продолжить работу по сокращению аварийного жилищного фонда, для них разработан новый этап программы ? Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 года №1447 . По нему будут расселять дома, признанные непригодными для проживания с 2017 по 2022 год.
Для первых девяти регионов, завершивших программу расселения раньше намеченного срока, правительство России уже предусмотрело выделение 22,5 млрд рублей. Это позволит обновить старый фонд общей площадью около 500 тыс. кв. метров и улучшить качество жизни более 26,5 тысячи человек.
Что граждане получают взамен старой квартиры?
Собственники помещений в аварийном доме в ходе его переселения могут получить денежную компенсацию. Выкупная стоимость помещения будет складываться из его рыночной стоимости с учетом состояния аварийного дома, доли в собственности на квартиру и в общем имуществе МКД ? ч. 7, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ .
Также региональной программой может быть предусмотрено предоставление нового жилья взамен аварийной квартиры ? ч. 8, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ . Такое жилье должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом жилое помещение может быть предоставлено в любом районе населенного пункта, а по соглашению сторон — в другом населенном пункте.
В свою очередь, граждан, которые являются нанимателями жилых помещений в аварийных домах, переселяют в новое равнозначное жилье также на условиях социального найма.
Как узнать, признан ли дом аварийным?
Чтобы узнать, признан ли тот или иной дом аварийным, достаточно зайти на сайт Фонда развития территорий и ввести его адрес в поисковую строку.
Если вы не нашли свой дом в списке аварийных, но при этом он совершенно непригоден для проживания, необходимо направить письменный запрос в муниципалитет, на территории которого расположен дом.
Узнать о том, как признать свой дом аварийным и куда для этого нужно обращаться, можно в инструкции «Как переселиться из аварийного дома?».
Как скоро жильцов переселяют из аварийного дома?
В первую очередь расселению подлежат дома, в которых выявлена угроза обрушения, или дома, для которых приоритетный порядок расселения был установлен судебным решением.
Дальнейшее расселение происходит в соответствии с графиком расселения, установленным региональными программами.
Как муниципалитет уведомляет жителей о признании дома аварийным?
Муниципалитет обязан направить собственникам помещений уведомление о признании их дома аварийным.
В уведомлении гражданам также будет предложено самостоятельно обеспечить снос или реконструкцию аварийного дома. Требование о содержании такого пункта закреплены в законе ? ч. 10, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ . Если собственники имеют желание и возможность провести реконструкцию дома либо самостоятельно снести и построить на его месте новый дом — они могут сделать это.
Если такого желания или возможностей у собственников нет, то на уведомление с предложением о самостоятельном сносе дома отвечать не нужно. По истечению указанного в документе срока муниципалитет сам организует мероприятия по расселению, что никак не отразится на правах жителей на денежную компенсацию или переселение в новое жилье.
Может ли муниципалитет предоставить временное жилье гражданам, живущим в домах с угрозой обрушения?
Если аварийному дому грозит обрушение и в ближайшее время нет возможности предоставить жильцам новые квартиры, муниципалитет должен принять меры для обеспечения их безопасности ? ч. 8.1., ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ . Жителям предложат помещения маневренного фонда как вариант для временного проживания. Переезд в такое жилье является добровольным, и граждане могут от него отказаться, если имеют возможность проживания в другом месте, например, у родственников или в съемном жилье.
В любом случае эксплуатация дома с угрозой обрушения должна быть прекращена, а жители обязаны освободить жилые помещения и забрать вещи в порядке, установленном администрацией муниципального образования. В такой дом прекращается подача коммунальных ресурсов, а вокруг него возводится ограждение.
Что делать, когда за аварийное жилье предлагают слишком маленькую компенсацию?
Дом давно признали аварийным, он есть на reformagkh.ru, и мы ждем очереди на переселение. Но недавно всем жильцам стали предлагать компенсацию вместо жилья: говорят, что нет денег строить новый дом. Предлагают по 40 000 ₽ за 1 м².
Это очень дешево — даже однушку не купить.
У меня двушка площадью 37,8 м². Я единственный собственник, прописан в ней тоже один. Соседей вызывали в администрацию и предлагали деньги.
Тем, кто отказывался, говорили, что вычеркнут из какого-то списка.
Подскажите, как действовать в этой ситуации?
По части 4 статьи 15 жилищного кодекса все квартиры в аварийном доме считаются непригодными для жизни. Поэтому жильцов расселяют, а дом сносят. Но чтобы людям было где жить, им дают в собственность новую недвижимость или компенсируют стоимость старой.
Либо жильцы аварийного дома могут сами купить другую квартиру, а государство вернет часть потраченных денег.
Если ваш дом включили в адресную программу по переселению граждан, значит, его признали аварийным до 1 января 2017 года. В этом случае вы можете выбрать, получить новое жилье или деньги.
Скидка 50% на курсы Учебника
Подписчикам Tinkoff Pro — наши курсы про деньги и жизнь со скидкой. И повышенный кэшбэкКак дом признают аварийным
По закону все собственники квартир в многоквартирном доме совместно владеют и обязаны содержать по установленным правилам общедомовое имущество: несущие стены, чердак, подвал, земельный участок. Когда дом становится аварийным и опасным для проживания, собственники обязаны сами его отремонтировать или снести.
Как собственники следят за общедомовым имуществом, контролирует орган местной власти — комиссия по оценке жилых помещений местной администрации или управление по строительству. Именно этот орган вправе признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. И выставить такое требование собственникам.
Перечень аварийных домов составляют по критериям из постановления правительства. Например, дом обяжут снести, если у него есть крен, он может обрушиться или несущие конструкции износились.
Если собственники сами не снесут или не отремонтируют дом в срок, орган власти вправе изъять участок под ним и выкупить все помещения. Это нужно, чтобы люди не жили в небезопасном здании.
Конечно, владельцам квартир сложно самостоятельно снести дом, и эту обязанность берет на себя муниципалитет. Он за свой счет оценивает жилые и нежилые помещения и стоимость доли каждого собственника в праве на участок под домом. Затем рассылает владельцам извещения с отчетом об оценке и проектом соглашения об изъятии недвижимости по установленной стоимости.
Собственники могут согласиться с предложенной суммой или обжаловать ее.
Кому положено жилье, а кому — деньги
Верховный суд отвечает на этот вопрос так:
- если аварийный дом нужно снести, но он не включен в адресную программу по переселению граждан из такого жилья, у собственников просто выкупают старую недвижимость. То есть они могут получить только компенсацию;
- если дом признали аварийным и включили в адресную программу по переселению, собственники вправе потребовать выкупную цену за изымаемую квартиру либо другое жилье. При этом новую недвижимость можно сразу получить в собственность или выкупить с зачетом суммы компенсации в стоимость.
Программа по переселению из аварийных домов финансируется из федерального и региональных бюджетов и реализуется в 2019—2025 годах. Но жильцы домов, которые признали аварийными после 1 января 2017 года, в нее не включены. Значит, им положена только компенсация.
Список субъектов, где приняты региональные программы, есть на reformagkh.ru. А список аварийных домов, жильцов которых надо расселить, формируют органы местного самоуправления. Судя по вашему вопросу, ваш дом есть в этом списке, но на всякий случай вы можете зайти на сайт и проверить.
Муниципалитет заключает с собственниками соглашения об изъятии недвижимости и расселяет аварийный дом. Потом администрация сносит дом за свой счет и забирает участок в собственность.
События будут развиваться так:
- Собственники, которые хотят получить новое жилье взамен аварийного, должны в указанный в извещении срок обратиться в администрацию и заключить соглашение. За ними зарегистрируют право собственности на новую квартиру и переселят.
- Жильцы, которые выберут компенсацию, тоже должны прийти в указанный срок в администрацию, заключить соглашение о выкупе своей недвижимости и, если нужно, согласовать ее цену. Например, представить свой отчет о стоимости. Их выселят и дадут деньги.
- Тех, кто не согласен ни на один вариант, принудят к изъятию имущества через суд. Сделать это администрация сможет через три месяца после того дня, когда собственник должен был ответить на извещение с проектом соглашения об изъятии имущества. Что именно получит владелец — компенсацию или жилье, — решит суд.
Как считают компенсацию
Стоимость аварийных квартир по заказу муниципалитета определяют оценочные компании. Если собственник не согласен с оценкой, он может заказать собственную и передать результаты муниципалитету или обратиться в суд. А если стороны не могут договориться о цене, в любом случае придется судиться.
- из рыночной стоимости жилого помещения;
- рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка;
- сумм за невыполненный капитальный ремонт дома.
Еще в эту сумму входят все расходы собственника на переезд. Например, на аренду временного жилья, услуги грузотакси, комиссию риелтора за поиск новой квартиры, госпошлину за регистрацию права собственности.
Так, житель Томска потребовал от администрации города изъять его семикомнатную квартиру в аварийном доме и выплатить компенсацию — 2 599 000 ₽. Такую сумму мужчине насчитала оценочная компания, услуги которой он оплатил сам. Администрация предлагала ему только 1 314 121 ₽. И даже эту сумму не выплатила, потому что долго не могла уведомить всех собственников о сносе.
Дело № 2-110-2022
Суд назначил экспертизу, чтобы оценить рыночную стоимость изымаемой квартиры. Та подтвердила, что сумма компенсации действительно 2 599 000 ₽ и складывается:
- из стоимости квартиры — 826 000 ₽;
- стоимости доли истца в общем имуществе многоквартирного дома — 637 000 ₽;
- компенсации за невыполненный капитальный ремонт дома — 1 070 000 ₽;
- потенциальных убытков из-за переезда — 67 000 ₽.
В итоге суд согласился с оценкой эксперта и обязал администрацию изъять квартиру истца и выплатить ему 2 599 000 ₽, компенсировать судебные расходы — 300 ₽ за госпошлину, а еще оплатить судебную экспертизу — 15 000 ₽.
Для собственников, которые приобрели квартиру уже после того, как дом признали аварийным, выкупная цена не может быть выше цены при покупке. Это правило не распространяется на наследников жилья и тех, кто купил аварийную недвижимость до 28 декабря 2019 года.
Вот пример из судебной практики. Департамент муниципального имущества Нефтеюганска обратился в суд и потребовал изъять у жительницы аварийного дома квартиру и участок под ней. Взамен ей предложили компенсацию — 1 250 000 ₽. Дом включили в региональную программу переселения.
Дело № 86RSO№-18
Квартиру площадью 30,8 м² оценили в 2 921 720 ₽. Но женщина купила ее после того, как дом признали аварийным, поэтому размер компенсации равнялся стоимости квартиры при покупке. В ответ она потребовала, чтобы ей предоставили жилье, за которое не надо доплачивать.
Департамент отказал: замена возможна, если собственник не хочет получать компенсацию и ему выдают жилье такой же стоимости, как изымаемое. Но новое жилье дороже квартиры истицы, и равноценных вариантов нет. Поэтому женщине можно зачесть компенсацию в стоимость новой квартиры, а за остальную часть придется доплатить.
Суд разобрался в споре. Женщина купила квартиру до того, как приняли поправки в статью 32 жилищного кодекса, а дом включили в региональную программу по расселению аварийного жилья. Значит, она может на выбор получить:
- компенсацию в размере рыночной цены недвижимости — 2 921 720 ₽;
- другое жилье взамен изымаемого или выкупить его.
Она решила получить жилье без доплаты. Такой вариант не прописан в программе переселения, но суд учел, что женщина — пенсионерка, поэтому ее нельзя обязать доплачивать за новое жилье.
Аварийное жилье и участок под ним решили изъять, а женщине дать без доплаты другую благоустроенную квартиру площадью 30,8 м².