Внеочередное предоставление жилья инвалидам

Я инвалид по тяжелому кожному заболеванию III группы. Имею ли я право получить благоустроенное жилье?

Владимир Иванов
Консультаций: 597

Граждане, являющиеся инвалидами, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма.

Обязательным условие для реализации ими данного права является принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Основания признания инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для принятия их на учет определены в п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 (далее — Правила).

1. Обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следует отметить, что положения данного абзаца, в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов РФ уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи признано недействующим решением Верховного Суда РФ от 13.03.2014 № АКПИ13-1200.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч. 5, 6 ст. 50 Жилищного кодекса РФ.

Например, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах согласно п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».

2. Проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

3. Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно. Аналогичное основание закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

4. Проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений.

5. Проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

6. Проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Наличие одного из оснований позволяет принять инвалида на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

В соответствии с п. 3 Правил и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов осуществляется:

по месту жительства — специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

по месту работы — на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.

Перечень документов для постановки гражданина, являющегося инвалидом, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий приведен в п. 4 Правил. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида; другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

Следовательно, с заявлением и приложенными к нему документами гражданин, являющийся инвалидом, обращается в уполномоченный орган по месту жительства и (или) по месту работы.

Инвалиды, принятые на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма принадлежит только гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817.

Таким образом, гражданин, являющийся инвалидом, вправе претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма после постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При наличии определенных заболеваний жилое помещение предоставляется ему с учетом дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.

Внеочередное получение жилья семьи с ребенком-инвалидом

В нашей семье есть ребенок-инвалид. Стоим на очереди «семьи с детьми-инвалидам». Есть справка с диагнозом, подтверждающая право на внеочередное получение жилья. Но в нашем жилищном отделе специалисты отказывают, мотивируют это тем, что мы живем в обычной двухкомнатной квартире (я, муж, сын и мама (квартира мамина)), а не в коммуналке.

Являемся членами одной семьи, а не разных, т.е. состоим в родстве. Правомерно ли это? Внеочередное жилье дают только инвалидам или всем членам его семьи?

Должны ли дать жилье, приближенное к месту лечения? При нашем диагнозе менять врачей очень проблематично.

Юлия Зайцева
Консультаций: 14

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете.

Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст.

17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п.

1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ.

Рекомендуем  Алименты с мобилизованных участников СВО 2024

Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст.

2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст.

17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н).

При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, — во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо — при ее использовании — к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ.

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

Внеочередное предоставление жилья инвалидам

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 17 «Обеспечение инвалидов жильем» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем, однако внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.»

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 57 «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ЖК РФ Это означает, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащий применению во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 58 этого Кодекса и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения гражданину, имеющему статус инвалида, страдающему соответствующим хроническим заболеванием, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или проживание с ним опекуна, являющегося по смыслу семейного законодательства членом его семьи (супругом или близким родственником), в качестве члена семьи нанимателя.»

Рекомендуем  Восстановление на работе по решению суда

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Кто имеет право на получение жилья вне очереди?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) При этом решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи, а решение о предоставлении жилого помещения гражданину, признанному недееспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, — с учетом площади, достаточной не только для проживания указанного гражданина, но и для возможности получать необходимый уход от опекуна, являющегося членом его семьи (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ; Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П).

Статья: Практическая реализация жилищных прав инвалидов
(Митрахович А.)
(«Жилищное право», 2021, N 9) Соответственно, программа переселения из ветхого (аварийного) жилья регулируется на уровне законодательства субъектов и не соотносится с законодательством о внеочередном предоставлении жилья инвалидам. Регулирование данных отношений, как и финансирование, производится из различных источников. Таким образом, инвалидам необходимо вставать на учет именно в порядке регулирования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В большинстве случаев наиболее оправданно вставать во все очереди одновременно.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 N 4-П
«По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним;

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) 12. Несовершеннолетним детям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, соответствующее жилье предоставляется с учетом необходимости проживания в нем по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    КС РФ разрешил давать жилье вне очереди семьям с детьми-инвалидами

    Конституционный суд РФ запретил судам разделять семьи, если право на внеочередное предоставление жилья связано с наличием ребенка-инвалида. По мнению судей, статья 57 Жилищного кодекса РФ не противоречит Конституции, но нуждается в уточнениях.

    За защитой права своей дочери воспитываться в полной семье и проживать с обоими родителями обратилась Альбина Шакирова из Уфы. Альбина и ее муж Марат воспитывают троих девочек, одна из которых инвалид, и живут с матерью мужа, его братом и племянницей. Поэтому семья с 2013 года состоит на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в качестве малоимущих и имеющих ребенка-инвалида.

    Карина Шакирова страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Поэтому по статье 57 ЖК семья имеет право на предоставление жилья вне очереди. Октябрьский районный суд Уфы согласился с доводами ее матери и постановил предоставить семье квартиру общей площадью не менее 84 квадратных метров.

    Однако это решение было отменено Верховным судом Республики: право на внеочередное жилье имеет только ребенок-инвалид, с ним может проживать мать, поэтому площадь жилья Шакировых должна быть не 84, а только 42 метра.

    Жалобу на это решение Альбина отправила в Конституционный суд РФ, ведь в соответствии с Основным законом страны «забота о детях — равное право и обязанность родителей», а согласно статье 54 Семейного кодекса ребенок имеет право на совместное с ними проживание. Семья Шакировых была поставлена на учет как малоимущая, то есть все ее члены имеют право на получение жилья от государства, хотя только Карина — вне очереди.

    — Считаем, что определения судов в данном случае нарушают конституционные права всех заявителей, поскольку ведут к разделению семьи и проживанию в разных жилых помещениях, делая невозможным полноценное осуществление ухода за ребенком-инвалидом. Фактически уход в данном случае будет осуществляться только одним из родителей, — указано в жалобе.

    Предоставление жилого помещения в расчете лишь на самого ребенка-инвалида делает льготу «иллюзорной»

    КС обосновал свое решение на ранее вынесенных правовых позициях суда. Так, законодатель вправе регулировать порядок и очередность обеспечения нуждающихся жильем, выделяя вне очереди особые категории граждан. Однако исходя из принципов равенства в подобных случаях право предоставляется именно гражданину, а не его семье.

    В то же время «действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида — также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи и устанавливает обязанность родителей проживать совместно с ребенком».

    Судьи также отметили, что предоставление жилья в расчете лишь на самого ребенка-инвалида делает льготу «иллюзорной», поскольку родители либо откажутся от нее, либо встанут перед лицом существенных трудностей, что противоречило бы и государственному постулату о защите семьи, материнства и детства, и статье 40 Конституции РФ.

    Однако оспоренная статья 57 ЖК РФ, по мнению судей, сама по себе не противоречит Конституции, поскольку в случае с детьми-инвалидами «обязывает правоприменительные органы обеспечивать баланс прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий». То есть суду не возбраняется принять решение о выделении жилья на всю семью. Правда, принимая во внимание «наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади».

    КС считает возможным внесение уточнений в статью 57 ЖК РФ в отношении несовершеннолетних — «не исключая как прямое распространение действия пункта 3 части 2 статьи 57 на семьи с детьми-инвалидами, так и установление иных способов защиты их прав». Дело семьи Шакировых подлежит пересмотру.

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Магаданской области

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 26.05.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

    Так, согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма.

    Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

    В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Жилые помещения по договорам социального найма также предоставляются по решению органа местного самоуправления.

    Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев наличия тяжелых форм хронических заболеваний.

    Законом Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ (ред. от 25.12.2020) утвержден Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области.

    На основании статьи 17 указанного Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

    К заявлению о принятии на учет прилагаются:

    — документы, подтверждающие состав семьи;

    — документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

    а) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);

    б) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

    в) акт проверки жилищных условий;

    г) выписка из технического паспорта жилого помещения, занимаемого заявителем и членами его семьи;

    д) договор о стационарном социальном обслуживании гражданина в государственном стационарном учреждении социального обслуживания населения, утратившего право на жилые помещения государственного и (или) муниципального фонда (для граждан, проживающих в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения);

    — документы о признании гражданина малоимущим;

    — документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений вне очереди (при наличии).

    Все документы представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копию документа заверяет лицо, принимающее документы. Оригиналы документов возвращаются заявителю, а заверенные копии хранятся в учетном деле.

    Таким образом, для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда граждане должны обратиться в органы местного самоуправления либо многофункциональный центр с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения с приложением необходимых вышеуказанных документов.

    Прямая ссылка на материал

    • Вконтакте
    • LiveJournal

    Ситуация: Кто имеет право на получение жилья вне очереди? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)

    Вне очереди жилые помещения вправе получить граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, дети-инвалиды — сироты, проживающие в организациях социального обслуживания, педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и др.

    Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст.

    91.15 ЖК РФ).

    Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан.

    1. Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции

    Для признания жилого помещения непригодным для проживания (в целях получения нового жилья) должны быть определенные основания (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

    Так, жилое помещение признают непригодным для проживания, если будут выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие (п. 33 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):

    • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или эксплуатационных характеристик отдельных его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
    • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

    2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание

    В данном случае наличие тяжелой формы хронического заболевания, включенного в определенный перечень, должно быть подтверждено медицинским заключением (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

    При этом решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи, а решение о предоставлении жилого помещения гражданину, признанному недееспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, — с учетом площади, достаточной не только для проживания указанного гражданина, но и для возможности получать необходимый уход от опекуна, являющегося членом его семьи (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ; Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П).

    Справка. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний

    К тяжелым формам хронических заболеваний, при которых страдающие ими граждане вправе получить жилое помещение без очереди, относятся (Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н):

    • туберкулез с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;
    • злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
    • хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
    • эпилепсия с частыми припадками;
    • заболевания, осложненные гангреной конечностей;
    • гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого;
    • тяжелые и хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;
    • кишечный и урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции.

    3. Дети-инвалиды — сироты или без попечения родителей, проживающие в организациях социального обслуживания

    Эта категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди по достижении инвалидом возраста 18 лет, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

    4. Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Эта категория граждан имеет право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 6 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

    5. Прокурорские работники

    Служебные жилые помещения предоставляется прокурорским работникам в порядке очередности, исходя из даты принятия их на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях. Вне очереди служебное жилье предоставляется следующим категориям принятых на учет прокурорских работников (п. 3.7 Положения, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624):

    1) Генеральному прокурору РФ;

    2) по решению Генерального прокурора РФ:

    • назначенным на должности заместителей Генерального прокурора РФ; советников Генерального прокурора РФ, старших помощников и помощников Генерального прокурора РФ по особым поручениям; помощников заместителей Генерального прокурора РФ по особым поручениям, начальников главных управлений, управлений (в том числе в федеральных округах) и отделов на правах управлений Генеральной прокуратуры РФ;
    • переведенным на службу в другую местность на должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуроров;
    • назначенному на должность ректора Университета Прокуратуры РФ;

    3) по решению прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуроров:

    • переведенным на службу в другую местность на должности заместителей прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним заместителей специализированных прокуроров;
    • назначенным на службу в другой город или район того же субъекта РФ либо в другую местность на должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним специализированных прокуроров, исходя из их жилищных условий по новому месту службы;

    4) по решению ректора Университета прокуратуры РФ — проректорам, проректору — директору Научно-исследовательского института, ученому секретарю, директорам и заместителям директоров институтов (филиалов) Университета.

zabota_cher_
Оцените автора