Взыскание исполнительского сбора после окончания исполнительного производства

Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Недействительность исполнительного листа в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2024) Отмена (признание недействительным) исполнительного листа влечет невозможность взыскания с должника исполнительского сбора за неисполнение соответствующих требований в срок

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как взыскивается исполнительский сбор
(КонсультантПлюс, 2024) Сбор взыскивают, даже если должник исполнит требования сразу после истечения срока (п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50). Равным образом отзыв исполнительного листа не освобождает от уплаты исполнительского сбора (п. 5.5 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора);

Статья: Освобождение от исполнительского сбора: из ежедневника адвоката
(Кальгина А.А.)
(«Вестник арбитражной практики», 2019, N 5) На основании заявления взыскателя об отзыве исполнительного листа судебный пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства. Однако в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022) На основании заявления взыскателя об отзыве исполнительного листа судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Однако в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения в постановлении, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и возбуждено соответствующее исполнительное производство.

Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П
«По жалобе открытого акционерного общества «Межотраслевой концерн «Уралметпром» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Порядок отмены документов, относящихся к числу исполнительных документов в силу закона, может быть различным. В частности, исполнительный лист, выданный арбитражным судом, отзывается этим же арбитражным судом в связи с отменой судебного акта и поворотом его исполнения (статьи 325 и 326 АПК Российской Федерации). Что касается таких административных актов, как постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, то отменой считается соответствующее решение вышестоящего органа либо суда, которое может быть обусловлено отсутствием оснований для вынесения административного акта, нарушением процедуры его вынесения, неучетом обстоятельств, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П применительно к постановлениям о взыскании исполнительского сбора, должны приниматься во внимание при его вынесении.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Исполнительский сбор при прекращении исполнительного производства

    Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 44 «Последствия прекращения исполнительного производства» Федерального закона от 02.10.10.2019, суд апелляционной инстанции принял во внимание положения статьи 44 Закона N 229-ФЗ, а также учел, что одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 — 12 части 2 статьи 43 Закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 2). Если после прекращения основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 2 указанной статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства (часть 3).»

    Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 141 «Утверждение арбитражным судом мирового соглашения» АПК РФ «Исходя из положений ч. 7 ст. 141 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 43 Закона N 229-ФЗ, утверждение судом мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, влечет прекращение его исполнения, является основанием для прекращения исполнительного производства и применительно к п. 1 ч. 10 ст. 112 Закона N 229-ФЗ — исключает возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения соответствующего исполнительного производства.»

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы

    Статья: Обжалование постановления судебного пристава
    (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) С 20.06.2022 решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 40 Закона об исполнительном производстве, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством РФ срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ.

    Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (ч. 2.2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

    «Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
    (постатейный)
    (3-е издание, переработанное и дополненное)
    (Борисов А.Н.)
    («Юстицинформ», 2024) как установлено в ч. 2.2 комментируемой статьи, решения ФССП России по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона (т.е. случая извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 данного Закона), приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 ст. 40 комментируемого Закона (т.е. случая поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных должностных лиц ССП), прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на ЕПГУ, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц ССП), в т.ч. с учетом наличия в ГИС ГМП информации о неуплате в установленный законодательством РФ срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;

    Нормативные акты

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
    (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023)
    «Об исполнительном производстве»
    (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) 2.2. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление Федеральной службы судебных приставов).

    В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

    ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16
    (ред. от 11.05.2016)
    «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора»
    (утв. ФССП России 07.06.2014) В случае освобождения должника от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании постановления о взыскании исполнительского сбора, старший судебный пристав на основании судебного акта об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора выносит постановление об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, а исполнительное производство подлежит прекращению в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 43 Закона.

    Правовые ресурсы

    • «Горячие» документы
    • Кодексы и наиболее востребованные законы
    • Обзоры законодательства
      • Федеральное законодательство
      • Региональное законодательство
      • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
      • Другие обзоры
      • Календари
      • Формы документов
      • Полезные советы

      Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

      Вправе ли судебные приставы-исполнители вынести постановление о взыскании исполнительского сбора после окончания исполнительного производства?

      Поделиться

      Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон № 229-ФЗ) определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).

      В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю (далее СПИ) доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

      Кроме того, исходя из выводов Верховного суда РФ изложенных в «Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2020)» приведенные выше нормы в их взаимосвязи с положениями чч.6, 15, 16 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, устанавливающих в том числе, порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор, будучи по своей юридической природе мерой публично-правовой ответственности, применяется судебным приставом-исполнителем только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания исполнительного производства.

      Таким образом, судебный пристав исполнитель не вправе наложить исполнительской сбор после окончания исполнительного производства.

      (Подготовлено прокурором Косинского района Пермского края Караваевым А.М.)

      Прямая ссылка на материал

      • Вконтакте
      • LiveJournal

      Прокуратура
      Пермского края

      Прокуратура Пермского края

      Дата публикации:

      29 июля 2021, 10:54

      Вправе ли судебные приставы-исполнители вынести постановление о взыскании исполнительского сбора после окончания исполнительного производства?

      Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон № 229-ФЗ) определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).

      В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю (далее СПИ) доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

      Кроме того, исходя из выводов Верховного суда РФ изложенных в «Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2020)» приведенные выше нормы в их взаимосвязи с положениями чч.6, 15, 16 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, устанавливающих в том числе, порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор, будучи по своей юридической природе мерой публично-правовой ответственности, применяется судебным приставом-исполнителем только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания исполнительного производства.

      Таким образом, судебный пристав исполнитель не вправе наложить исполнительской сбор после окончания исполнительного производства.

      (Подготовлено прокурором Косинского района Пермского края Караваевым А.М.)

      Исполнительский сбор. В каких случаях нужно платить и кто его назначает

      В начале 2024-го, по данным судебных приставов, число невыездных россиян-должников достигло 8 млн человек. С декабря по ноябрь 2022-го в ведомстве находилось около 125 млн исполнительных производств. Помимо основного долга приставы также могут взыскать с неплательщика исполнительский сбор.

      Он увеличит сумму выплаты, и его придется оплатить даже после погашения основной части. РБК Life рассказывает, что такое исполнительский сбор и можно ли его отменить или уменьшить.

      Что такое исполнительский сбор

      Исполнительский сбор — это денежное взыскание, которое налагается на должника в случае неоплаты долга (судебного приказа, исполнительного листа). Срок добровольного погашения составляет пять суток с момента получения постановления пристава. Порядок начисления и взыскания исполнительского сбора закреплен в ст.

      112 федерального закона «Об исполнительном производстве» [1].

      Оплата сбора не влияет на размер суммы основного долга и идет в федеральный бюджет [2].

      Взыскание исполнительского сбора

      Прежде чем должнику назначат исполнительский сбор, его обязаны уведомить о вынесении постановления. Если же пристав этого не сделает, его действия можно обжаловать.

      Shutterstock

      На практике все не так просто. Юристы отмечают, что ошибка сотрудника почты (например, уведомление доставлено не в тот почтовый ящик) не снимает с должника ответственности за неуплату исполнительского сбора. То есть неосведомленность гражданина о том, что на его имя пришло письмо, считается отказом от уплаты сбора.

      Уведомлением также считается СМС о размещении в банке информации о возбуждении исполнительного производства или извещение в личном кабинете на «Госуслугах».

      Если должник после получения постановления не оплатит долг в течение пяти суток, не предоставит доказательств, что «исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы», то судебный пристав-исполнитель вынесет еще одно постановление — о взыскании исполнительского сбора [1].

      В рамках одного исполнительного производства может быть только одно постановление об исполнительском сборе. Повторное начисление сбора считается неправомерным.

      После несвоевременной оплаты долга и даже прекращения исполнительного производства приставом начисление по неоплаченному исполнительскому сбору останется [2]. То есть если долг по исполнительскому сбору уже есть, его либо нужно оплатить, либо пытаться доказать незаконность постановления.

      Если исполнительский сбор не будет оплачен должником добровольно, судебный пристав примет меры по принудительному взысканию данной суммы. Судебный пристав может наложить арест на счета, движимое и недвижимое имущество, обратить взыскание на доходы — заработную плату, пенсию и так далее.

      Олег Черкасов

      Олег Черкасов Ведущий юрист Европейской Юридической Службы

      Размер исполнительского сбора

      Исполнительский сбор составляет 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества:

      • не менее 1000 руб. с должника — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя или самозанятого;
      • не менее 10 тыс. руб. с должника-организации.

      Пример из практики. Судебные приставы известили руководство крупной теплоэнергетической компании о возбуждении исполнительного производства из-за долга перед ФНС в размере 21 млн руб. Исполнительский сбор в случае несвоевременной уплаты составил бы 7%, то есть 1,4 млн руб. (без учета основной суммы задолженности).

      Руководство компании вовремя оплатило долг, чтобы не начислили исполнительский сбор [3].

      Shutterstock

      В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера (то есть отказа от совершения какого-либо действия, например сноса незаконной постройки) исполнительский сбор составит:

      • 5 тыс. руб. — с должника-гражданина или индивидуального предпринимателя;
      • 50 тыс. руб. — с должника-организации [1].

      Исполнительский сбор оплачивают по реквизитам основного долга, указанным в постановлении. Внести деньги можно наличными (банк, банкомат) или на портале «Госуслуги».

      Как уменьшить или не платить исполнительский сбор

      Право на обжалование исполнительского сбора есть у каждого должника. Для этого необходимо подать ходатайство в суд (жалоба или обращение к самому приставу-исполнителю не может снять санкцию). Сделать это можно при наличии следующих обстоятельств:

      • срок на добровольное погашение долга еще не истек;
      • должника не уведомили о начале исполнительного производства;
      • ошибочно начислили сбор, когда он не предусмотрен (например, должнику, который проходит процедуру банкротства) [4];
      • иные нарушения.

      Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено ошибочно. Например, должник погасил долг в срок для добровольного исполнения, но судебный пристав-исполнитель не учел данного факта либо сумма сбора рассчитана неправильно.

      В этом случае необходимо оспорить постановление о взыскании исполнительского сбора. Сделать это можно только в судебном порядке. Подается административное исковое заявление в районный суд по месту нахождения отдела службы судебных приставов.

      От уплаты государственной пошлины при этом административный истец освобожден.

      Олег Черкасов

      Олег Черкасов Ведущий юрист Европейской Юридической Службы

      Уменьшить сумму исполнительского сбора можно, но нужно привести веские причины, например тяжелая болезнь, полное погашение долгов с небольшой просрочкой, затруднительное имущественное положение должника. Однако опрошенные РБК Life юристы отмечают, что снижение сбора всегда остается на усмотрение суда и не гарантировано даже при наличии указанных обстоятельств. Если суд все же встанет на сторону истца, то исполнительский сбор можно уменьшить не более чем на 25% [1].

      В нашей практике был случай, когда в отношении должника было возбуждено исполнительное производство и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, что нарушало закон «О несостоятельности (банкротстве)».

      У должника в таком случае есть два варианта действия: обжаловать постановление пристава вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или обратиться в суд в десятидневный срок.

      В нашем случае мы выбрали судебный путь и признали взыскание сбора незаконным. Для большей эффективности рекомендуем обращаться напрямую в суд с административным иском, что позволит сэкономить время. При этом важно уведомить судебного пристава-исполнителя о факте подачи такой жалобы, поскольку при принятии заявления судом взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения.

      Константин Сичинский

      Константин Сичинский Заместитель руководителя по научной и аналитической работе юридической компании «Неделько и Партнеры»

      Что делать, если нет возможности оплатить исполнительский сбор

      Необходимо письменно обратиться в ФССП или другой орган, выдавший исполнительный документ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа. В качестве причины можно указать тяжелое материальное положение.

      В случае если должник не может оплатить исполнительский сбор, ему следует обратиться в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке или уменьшении исполнительского сбора или уведомить судебного пристава-исполнителя, так как принятие судом к рассмотрению такого заявления является основанием для приостановления взыскания исполнительского сбора [1].

      Часто граждане выбирают стратегию прятаться от судебных приставов, закрывая глаза на открытые исполнительные производства и сборы. Это не лучший способ решить проблему. Чтобы избавиться от внимания приставов, нужно избавиться от долгов. Сделать это законно можно только через банкротство физических лиц.

      С помощью этой процедуры можно не только полностью списать долги, но и остановить, а затем и прекратить исполнительные производства.

      Евгения Боднар

      Евгения Боднар Юрист и эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс»

      Что будет, если не платить исполнительский сбор

      В случае неоплаты исполнительского сбора должник рискует возбуждением нового исполнительного производства по его взысканию. При этом в отношении должника могут быть применены все те же обременения и ограничения, что и в основном исполнительном производстве, в том числе запрет на выезд из РФ.

      Постановление о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом, тем самым у взыскателя отсутствует необходимость в обращении в суд за взысканием сбора. Это дает возможность приставу возбудить исполнительное производство в короткий срок на основании постановления.

      Помимо этого, должника могут привлечь к административной ответственности в рамках ст. 17.15 КоАП РФ и наложить штраф до 2 500 руб. для граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 50 тыс. руб. для организаций.

      Константин Сичинский

      Константин Сичинский Заместитель руководителя по научной и аналитической работе юридической компании «Неделько и Партнеры»

      Исполнительский сбор срок давности

      Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не установлен срок, по истечении которого судебный пристав-исполнитель не вправе возбуждать исполнительное производство на основании постановления о взыскании исполнительского сбора. Однако суды, как правило, распространяют на постановление о взыскании исполнительского сбора такой же срок давности исполнения, как и на постановления по делам об административных правонарушениях, с 2011 г. — два года со дня, когда окончено основное исполнительное производство. Такой же подход отражен и в Методических рекомендациях по порядку взыскания исполнительского сбора N 01-8, утвержденных Приказом Федеральной службы судебных приставов 23 декабря 2010 г.

      3.2. Порядок исполнения постановления о взыскании
      исполнительского сбора и сроки его предъявления
      к принудительному исполнению
      Постановление о взыскании исполнительского сбора направляется (вручается) должнику либо его представителю в порядке, аналогичном порядку направления (вручения) постановления о возбуждении исполнительного производства.
      После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению.
      В рамках основного исполнительного производства такое постановление исполняется в общем порядке, предусмотренном Законом.
      Если исполнительский сбор не взыскан в рамках основного исполнительного производства, после его окончания судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения возбуждает исполнительное производство по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора в следующих случаях:
      Срок предъявления не исполненного в рамках основного исполнительного производства постановления о взыскании исполнительского сбора исчисляется с момента окончания основного исполнительного производства, если такое постановление ранее не предъявлялось к принудительному исполнению в качестве самостоятельного исполнительного документа
      Таким образом, срок, в течение которого может быть возбуждено исполнительное производство с целью исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, не должен превышать двух лет со дня, когда окончено основное исполнительное производство по денежному взысканию или со дня вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора за неисполнение безденежных требований имущественного характера и требований неимущественного характера.
      ПОСТАНОВЛЕНИЕ
      от 17 ноября 2015 г. N 50
      О ПРИМЕНЕНИИ
      СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ НЕКОТОРЫХ
      ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
      78. По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

      Учитывая, что постановление о взыскании с Вас исполнительсткого сбора уже вынесено, оно исполняется в течение двух лет.

      Взыскание исполнительского сбора после окончания исполнительного производства

      1.Исполнительский сбор устанавливается в размере:

      а) за неисполнение исполнительного документа имущественного характера:

      — 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимостивзыскиваемого имущества, но не менее
      1 000 рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя;

      — 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимостивзыскиваемого имущества, но не менее
      10 000 рублей с должника-организации.

      б) за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера:

      — с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей;

      — с должника-организации — 50 000 рублей.

      2.Должник вправе обратиться в суд:

      — с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

      — с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

      При этом в случае принятия судом к рассмотрению заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения.

      3.Уже уплаченный исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены (ч. 10 ст. 112 Закона):

      а) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

      б) исполнительного документа;

      в) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

      По общему правилу все постановления пристава, его действия (бездействие) можно обжаловать (ч. 1 ст. 121 Закона):

      — вышестоящему должностному лицу (в порядке подчиненности);

      — оспорить в суде.

      Однако в порядке подчиненности не может быть обжаловано постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора(ч. 4 ст. 121, п. 1 ч. 1 ст.

      125 Закона), проверка законности которого осуществляется в судебном порядке.

      В суд подается заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) о взыскании исполнительского сбора (ч. 4 ст. 121, ст.

      128 Закона).

      При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается(пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст.

      329 АПК РФ, ч. 1 ст. 104 КАС РФ).

      Выбор суда зависит от того, кем
      и в рамках какого производства выдан исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство (чч. 2, 3 ст. 128 Закона).

      Так, если исполнительный лист выдал арбитражный суд, обращайтесь в него.

      В судебном порядке постановление судебного пристава-исполнителя может быть оспорено в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов указанным постановлением (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст.

      198 АПК РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

      Обратите внимание на то, что применяется именно специальный 10-дневный срок, а не общий 3-месячный (ст. 122 Закона, ч. 3
      ст. 219 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

      При этом нерабочие дни в указанный срок не включаются. В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

      Если жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подана должностному лицу, уполномоченному ее принять, либо сдана на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным (ст. 15, ст. 16 Закона).

      В случае пропуска срока, вместе с жалобой подайте ходатайство о его восстановлении (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст.

      125 Закона).

      Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

      При этом учтите, что весьма непросто обосновать уважительность пропуска.

      Освобождение от исполнительского сбора: позиция судов края

      Сотрудникам Института неоднократно удавалось освободить орган местного самоуправления от взыскания исполнительского сбора в судебном порядке.

      По данной категории дел необходимым условием освобождения от взыскания исполнительского сбора является отсутствие вины в неисполнении требований исполнительного документа, за неисполнение которых взыскивается исполнительский сбор.

      Согласно позиции судов обстоятельствами, подтверждающими отсутствие вины в неисполнении требований исполнительного документа, являются, в том числе недостаточность средств местного бюджета,
      если при этом органом местного самоуправления были предприняты все зависящие от него меры, направленные на получение недостающих средств.

      Так, согласно части 7 статьи 112 Закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

      ГК РФ определяет, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1 ст. 401).

      Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 02.04.2015 № 654-О с учетом положений части 7 статьи 112 Закона и пункта 1 статьи 401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

      Таким образом, администрации муниципального образования в рамках исполнения требований исполнительного документа при дотационности местного бюджета необходимо просить выделения средств у представительного органа этого муниципального образования, что является обязательным, поскольку невыполнение данного условия может повлечь отказ в удовлетворении требований об освобождении от исполнительского сбора, а затем обратиться с просьбой о выделении денежных средств из районного или краевого бюджетов.

      При таких обстоятельствах (дефицита бюджетных средств) суды зачастую приходят к выводу об отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа и освобождают орган местного самоуправления от уплаты исполнительского сбора (аналогичная позиция изложена в апелляционных определениях Красноярского краевого суда от 08.02.2022 по делу № 33а-1748/2022 и от 15.01.2020 по делу № 33а-131/2020).

      Более подробно с судебными практиками по этой и другим темам вы можете ознакомиться в сборниках «Судебник» (2020) и «Федеральный судебник» (2021).

zabota_cher_
Оцените автора