Как не отрабатывать целевое направление в медицине

Учусь в вузе по специальности «преподаватель начальных классов» (заочно), одновременно работаю в детском саду музыкальным руководителем. Поступила на учебу по целевому направлению, в соответствии с которым я должна отработать обязательно три года. Я не хочу отрабатывать. За это полагается штраф.

Возможно ли избежать отработки?

Владимир Иванов
Консультаций: 597

Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 утверждена типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования. Также данным постановлением утверждено Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее — Положение).

Действительно, обязанность по выплате штрафа возложена на гражданина, принятым на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной Правительством РФ, за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет в силу п. 53 Положения.

Вместе с тем согласно п. 61 Положения стороны договора о целевом обучении освобождаются от выплаты штрафа при наличии следующих оснований.

Гражданин освобождается от выплаты штрафа:

— если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении;

— если онявляется единственным родителем, имеющим трех и более детей.

Заказчик освобождается от выплаты штрафа, если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, а также при наличии основания, предусмотренного абз. 3 или 4 пп. «а» п. 24 Положения (заказчик прекратил осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком (к индивидуальному предпринимателю, являющемуся заказчиком); организация-работодатель, являющаяся стороной договора о целевом обучении или указанная в договоре о целевом обучении, прекратила осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, или ликвидирована).

При наличии одного из оснований сторона договора о целевом обучении, получившая требование к выплате штрафа, направляет получателю штрафа уведомление в письменной форме о наличии соответствующего основания с приложением копии документа (документов), подтверждающего наличие соответствующего основания.

Штраф выплачивается организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета, в которой гражданин обучался в соответствии с договором о целевом обучении. В случае обучения гражданина в соответствии с договором о целевом обучении в нескольких организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в результате перевода из одной организации в другую), получателем штрафа является последняя из таких организаций. В случае обучения гражданина в нескольких организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме, получателем штрафа является организация, в которую гражданин был принят на целевое обучение в пределах квоты, установленной Правительством РФ (п.

54 Положения).

Таким образом, в изложенной ситуации вы будете освобождены от выплаты штрафа, если будут основания, предусмотренные п. 61 Положения, и исполнены требования по предоставлению документов, подтверждающих наличие соответствующих оснований.

Какой штраф грозит целевикам медвузов, которые не вернутся в свой регион

Какой штраф заплатят целевики медвузов, если, отучившись, они не вернутся домой? Когда во всех медицинских вузах будет профильный экзамен? Почему латынь — самый сложный предмет для медика?

Об этом «Российской газете» рассказывает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семенова.

Татьяна Владимировна, в России медиков готовят около 50 медицинских и фармацевтических вузов, плюс 40 факультетов в самых разных университетах. Вузы имеют право проводить для будущих медиков профильный экзамен. Почему они этого не делают?

Татьяна Семенова: Несколько лет подряд три медицинских вуза проводят профильные испытания. Первый медуниверситет им. Сеченова, например, проводил в этом году такие испытания на стоматологии и педиатрии. Они оценивались по стобалльной системе, все задания были вывешены на сайте вуза заранее, и никаких вопросов у абитуриентов не возникало.

Такая мера позволяет отсеять часть случайных людей.

Каждый год в медвузы и на медицинские факультеты поступает около 50 тысяч абитуриентов. Думаю, можно и нужно делать отбор и при поступлении, и при окончании вуза.

Но как именно? Мне нравится французская модель медицинского образования. Там ребята могут поступать только в вузы своего региона, зачисляют на первый курс всех. Но после первого курса студенты пишут тесты, где есть вопросы, например, о толерантности. Из тысячи на второй курс берут только сто.

Если тебя не взяли, на следующий год ты можешь снова пройти этот тест. Но после двух попыток путь в медицину тебе закрыт.

В далекие времена в России была практика профильного отбора, когда на вступительных экзаменах поступающие писали сочинения, где предлагались темы: «Почему я хочу стать врачом?», «Как сделать мир лучше?». Может быть, и нужно вернуться к эссе в качестве вступительного испытания для врачей, но только как сделать критерии оценки этого эссе прозрачными и кто их будет оценивать?

Абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились, обязаны пройти трехуровневый экзамен

А сколько студентов-«медиков» отчисляют за двойки?

Татьяна Семенова: Самые сложные — первые два курса, много зубрежки, латынь, гистология, анатомия… На первом курсе в зимнюю сессию у нас экзаменов нет, они начинаются только летом. Поэтому все свои «хвосты» студенты переносят на второй курс. Там отчисляется около 10 процентов.

К третьему курсу многие уже начинают осознавать, зачем все это надо учить, и проблем становится меньше — начинаются клинические предметы.

Скажите, зачем нужна госаккредитация выпускников медвузов? Почему без этого не дадут диплом? Ведь вроде все экзамены студент сдал, доказал, что может работать?

Татьяна Семенова: В стране вводится особый порядок допуска к профессиональной деятельности для медиков. В этом году в 63 регионах абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились — в медицинском или классическом университете, были обязаны пройти в рамках аккредитации трехуровневый экзамен, чтобы доказать свое право быть врачом. Первый уровень — тест, второй — экзамен на симуляторах, где проверяется, допустим, техника сверления зуба или умение оказать помощь при анафилактическом шоке, третий — собеседование.

Проводят аккредитацию не преподаватели вузов, а главные врачи, заведующие отделениями, практикующие врачи со стажем, другие эксперты, и аккредитуют, как правило, не всех выпускников. В прошлом году на фармации не прошли аккредитацию чуть больше 5 процентов выпускников, на стоматологии — больше 2 процентов. На сегодняшний день пока не аккредитованы 304 выпускника. Без свидетельства о госаккредитации они не смогут работать и не смогут поступить на дальнейшее обучение в ординатуру, при стремлении получить какую-нибудь узкую медицинскую специальность.

Если прошли аккредитацию, получают свидетельство и право работать участковым терапевтом или участковым педиатром, в зависимости от специальности.

Пройти заново аккредитацию разрешается?

Татьяна Семенова: Да, не ранее чем через месяц можно.

А можно поступать в ординатуру без свидетельства об аккредитации?

Татьяна Семенова: Нет. Выпускникам этого года обязательно надо пройти аккредитацию специалиста. В России изменились правила приема в ординатуру.

В медвузах всегда много целевиков, которые поступают практически вне конкурса с невысокими баллами, но потом не возвращаются работать в свои регионы. Как заставить их выполнять обязательства?

Татьяна Семенова: Так действительно когда-то было. Но ситуацию нам удалось изменить коренным образом. Сегодня 90 процентов целевиков, которые учатся в медвузах страны, возвращаются на свои целевые места работы.

Основная часть целевиков-медиков учится в вузах Минздрава России. Им отдано более половины всех бюджетных мест. Медицинские вузы есть не во всех регионах. Понятно, что выпускнику сельской школы из глубинки, может быть, трудно конкурировать с ребенком, который окончил школу в Москве или Санкт-Петербурге.

Рекомендуем  Как отказаться от алиментов

Но парень или девушка из столицы вряд ли поедут на работу в другой регион, особенно в глубинку. Поэтому целевики — это основной кадровый резерв для регионов. И целевая подготовка — это при правильном управлении адекватный аналог распределению.

Допустим, целевик не вернулся в свой регион. Его за это накажут?

Татьяна Семенова: Сейчас по закону «заказчик» подготовки должен оказывать своим целевикам социальную поддержку — платить дополнительную стипендию, компенсировать найм жилья и др. Целевики проходят практику в тех регионах, откуда они приезжают учиться и преимущественно в тех медицинских организациях, куда им предстоит вернуться на работу. Очень внимательно относятся к своим целевикам местные власти в Калужской, Ростовской областях, Краснодарском крае и ряде других. Если специалист все же потом не возвращается в регион к своему работодателю, он должен возместить его расходы и заплатить штраф в двойном размере. Такие судебные иски есть, но суммы пока небольшие.

Ведь заказчики оплачивают не стоимость учебы, а несут расходы, допустим, по выплате дополнительной стипендии. Если за пять лет они выплатили, допустим, 100 тысяч, то вернуть придется 300 тысяч.

Министр Ольга Васильева предлагала обязать целевиков отрабатывать не менее трех лет. Есть такое обязательство у них?

Татьяна Семенова: Пока все зависит от того, как в договоре с целевиком прописано заказчиком это условие. Но оно должно быть там обязательно. Сейчас обсуждается законопроект, который уже безоговорочно закрепит эту норму.

Обсуждается и возвращение федеральных средств, потраченных на учебу, в бюджет, если целевик не вернется после обучения на работу.

Родителей интересует: где и когда брать целевые направления в медвузы?

Татьяна Семенова: Во всех регионах по-разному. Но начинать лучше уже в сентябре. Советую обратиться в отдел кадров министерства или департамента здравоохранения своего региона.

Как правило, именно там в мае-июне заключают договоры с целевиками. Договоров обычно заключается больше, чем выделенных мест для поступления, так что конкурс на целевые места в регионах может быть 3-4 человека на место или даже больше.

В почте «РГ» есть жалобы от студентов на поборы в некоторых медвузах. В минздраве знают об этом?

Татьяна Семенова: За последние годы были приняты очень жесткие меры для борьбы с коррупцией, и ситуация кардинально изменилась. Но все же отдельные случаи бывают. И если вдруг у студента вымогают деньги, напишите письмо в министерство здравоохранения.

Обещаю, что ни одно обращение не будет оставлено без внимания и мы примем все необходимые меры.

Для того, чтобы привлечь выпускников педвузов на работу в школы в Краснодарском крае власти пообещали им материальную поддержку. Первые три года учителя будут получать 2 тысячи рублей ежемесячно, плюс единовременную выплату от 10 до 50 тысяч за каждый год работы. Рассматривается вариант предоставления жилья.

В Кирове открыли Центр помощи в трудоустройстве выпускникам, который станет посредником между работодателями, студентами и выпускниками школ. Центр вместе с будущими работодателями будет взаимодействовать со школьниками, сопровождать их во время обучения в колледжах и вузах, участвовать в организации производственной практики, контролировать трудоустройство. Отработка — не менее трех лет.

Тем студентам, которые подпишут соглашения с будущими работодателями, обещана стипендия: в вузах это 4 тысячи рублей, в колледжах и техникумах — не менее 3 тысяч. Ожидается, что соглашения с работодателями подпишут не менее 400 человек. Первые пять студентов, которые уже подписали контракты — это будущие учителя, зоотехники, механизаторы и работники общественного питания.

Как отказаться от отработки в медицинской организации, после окончания целевого обучения?

Трудовой кодекс РФ:
Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Следовательно, при наличии уважительных причин можно не отрабатывать данное «направление». Списка уважительных причин законодательством не установлено.

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18 октября 2013 г. № 852-6-1 «О возмещении затрат на обучение»
12 ноября 2013

В Управлении юридического сопровождения деятельности центрального аппарата и правовой поддержки территориальных органов Роструда Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено ваше обращение, поступившее 18 сентября 2013 года. Сообщаем следующее.
Возмещение затрат, связанных с обучением работника, производится в соответствии со статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения сданным работодателем без уважительных причин.
Обязанность работника по возмещению работодателю затрат на обучение возникает в случае неисполнения работником условия соглашения об обучении об обязательной отработке после обучения определенного срока и увольнении без уважительных причин.
Действующее трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора. Поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, решается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств. Во избежание возможных споров, уважительные причины для увольнения следует прописывать непосредственно в соглашении об обучении.
На наш взгляд, принимая во внимание, что порядок возмещения затрат (в частности порядок расчета отработанного после окончания обучения времени), связанных с обучением работника не урегулирован трудовым законодательством, его следует закреплять в соответствующем соглашении об обучении.

Обычно к уважительным причинам можно отнести:

• уход на пенсию
• направление супруга для службы иои работы в др местность.

• болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);
• необходимость ухода за ребенком, др членом семьи в виду болезни

«Целевик» пролетел мимо цели: как вернуть деньги

31.08.2021 распечатать Поступить в хороший вуз на бюджет иногда сложно из-за высокого конкурса. Проще сделать это по целевому направлению или ученическому договору, потому что за студента заплатит будущий или настоящий работодатель. Но после окончания вуза учебу придется «отработать».

А что если выпускник «завалил» экзамены или у работодателя не нашлось для него подходящей вакансии?

Подборку дел, когда суды взыскивают деньги, потраченные на учебу неудавшегося специалиста, или, наоборот, встают на сторону студентов, предлагает «ПРАВО.ru».

Уважительные причины

В 2013 году девушка поступила в интернатуру Саратовского государственного медицинского университета по целевому направлению. По соглашению региональное министерство здравоохранения во время ее обучения обязалось ежемесячно выплачивать по 3000 рублей и предоставить единоразовую поддержку (100 000 руб.). За это интерн обещала отработать в хирургическом отделении Петровской районной больницы пять лет. После обучения, в конце 2014 года, выпускница устроилась в эту больницу хирургом.

Но нужный срок она не отработала: в начале 2017 года уволилась по собственному желанию. Это специалист объяснила тем, что ее ребенку поставили инвалидность, а так как она воспитывает его одна, то не может совмещать уход за ним и работу. Но областной минздрав решил, что девушка все равно должна вернуть 136 000 руб. (100 000 руб. единоразовой выплаты и 36 000 руб. стипендии). Первая инстанция указала, что хирург должна была отработать пять лет, но не отработала и трех.

Рекомендуем  Как выселить квартирантов с договором

Поэтому суд взыскал 136 000 руб., такого же мнения оказалась и апелляция. Но Верховный суд обратил внимание на то, по каким причинам девушка уволилась раньше времени. Ведь если она расторгла трудовой договор по уважительным причинам, не зависящим от нее, то возвращать деньги не должна. Это нижестоящие инстанции не исследовали, поэтому ВС РФ вернул спор в первую инстанцию (дело № 32-КГ19-14). В итоге Петровский городской суд Саратовской области признал инвалидность сына молодой сотрудницы уважительной причиной для увольнения.

Поэтому в иске министерства суд отказал. А по делу № 88-2126/2020 уважительной причиной увольнения «целевика» признали необходимость ухаживать за тяжелобольной матерью. Роструд в своем письме от 18.10.2013 № 852-6-1 рекомендовал работодателям в соглашении об обучении прописывать причины, которые можно отнести к уважительным.

Если в договоре их нет, то уважительность причин будет оценивать суд.

На заметку Студентка поступила в медицинский вуз по целевому направлению. После университета она должна была отработать пять лет в государственной больнице, но спустя год уволилась, поступив в ординатуру. Должна ли она возвращать деньги за обучение, решали суды. Три инстанции решили, что да, но Верховный суд оказался другого мнения.

Гражданская коллегия указала, что нижестоящие суды неправильно поняли природу договора о целевом направлении (дело № 16-КГ21-11-К4).

Проблемы со здоровьем

Молодой человек заключил с филиалом Трамвайного управления ГУП «Мосгортранс» ученический договор. Работодатель должен был оплатить его учебу на водителя трамвая (сумма обучения из акта вымарана), а юноша обещал проработать два года по полученной специальности в Трамвайном управлении. Ученик окончил курсы, получил права категории «Tb» (трамвай) и устроился на работу.

Но потом врачи обнаружили у него заболевание, которое требовало перевода на легкий труд: без физической нагрузки и длительного пребывания в одной позе. Поскольку молодой человек уже не мог работать водителем по состоянию здоровья, он попросил уволить его из Трамвайного управления. Так как в общей сложности водитель не проработал два года (даты из решения вымараны), управление решило взыскать с сотрудника деньги, потраченные на обучение. Первая инстанция иск удовлетворила, но ее поправил Мосгорсуд.

Он решил, что именно заболевание помешало дальше работать водителем трамвая. А в этом случае он освобождается от исполнения обязательств по ученическому договору (дело № 33-1601/2020).

Справочно Сейчас есть курсы на любой вкус – от программирования до фотопозирования. Надо только найти сумму для оплаты. Если ее нет, то можно оформить целевой кредит в банке. Закон позволяет и передумать.

От услуг можно отказаться и вернуть неотработанную плату. Но можно ли расторгнуть кредитный договор? Клиентка одного из курсов попробовала добиться этого через суд. Первая инстанция ей отказала, потому что не увидела связи обучения с кредитом.

Мосгорсуд ее поправил (дело № 33-29053/2020).

Вакансий нет

В 2014 году девушка заключила с ОАО «Российские железные дороги» договор о целевом обучении. Как в нем было написано, «РЖД» оплачивает ее обучение в Петербургском государственном университете путей сообщения по специальности «Эксплуатация железных дорог», а потом выпускница пять лет работает в структурном подразделении компании. После окончания вуза, по словам «РЖД», сотрудник отдела кадров связалась с выпускницей и предложила ей вакансию дежурного по вокзалу (это помощник начальника железнодорожной станции). Так как выпускница отказалась, общество обратилось в суд, чтобы взыскать с нее деньги, потраченные на обучение (142 000 руб.), стипендии (85 500 руб.), штраф (455 000 руб.) и расходы по оплате госпошлины (10 000 руб.).

Первая инстанция согласилась, что девушка свои обязательства по договору не выполнила, и взыскала с нее в общей сложности 437 500 рублей. Без изменения решения оставила и апелляция. Выпускница с этим не согласилась.

Она уверяла, что после окончания университета ей должным образом не предложили вакансию. Устные же переговоры ни к чему не привели, ей не направили проект трудового договора (дело № 88-3873/2021). Третий кассационный СОЮ указал, что судам следовало проверить, надлежаще ли уведомили «целевика» о вакансии.

В материалах дела таких документов нет. А если выпускнице сообщили о ставке, то могла ли она ее занять: соответствует ли должность ее образованию? Кассация вернула спор в апелляцию, при повторном рассмотрении суд снял дело с рассмотрения (причина в карточке дела не указана).

Справочно Отсутствие у работодателя предложений о вакансии – это самостоятельное основание для отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов на обучение. Если работодатель предлагает иные условия труда вместо тех, что были прописаны в договоре, то студент тоже может не согласиться на ставку. Возмещать деньги он не должен.

Правда, если выпускникам предлагают «декретные» ставки, отказ неправомерен, если в договоре нет обязательства предоставить работу на неопределенный срок, следует из акта Пермского краевого суда по делу № 33-12270/2017. Юристы советуют студентам письменно запрашивать, если ли у работодателя подходящая для него свободная ставка. Письменное уведомление можно использовать как доказательство в суде.

Предъявили неправильное требование

В 2009 году девушка поступила в Майкопский государственный технологический университет по целевому направлению от министерства здравоохранения Адыгеи. По условиям договора, после обучения она должна была пять лет отработать в учреждениях здравоохранения республики, а в случае отказа вернуть министерству потраченные на ее учебу деньги (почти 530 000 руб.). В 2015 году она окончила университет, а на следующий год устроилась акушером-гинекологом в одну из городских больниц, только не Адыгеи, а Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2017 году министерство направило выпускнице претензию о том, что она должна «отработать» именно в своем регионе.

Девушка не признала требования, и министерство обратилось в суд в пределах трехлетнего срока исковой давности. Ведомство настаивало, что студентка должна вернуть почти 530 000 рублей, затраченных на ее обучение, так как условия контракта она не выполнила. Истец сослался на статью 310 ГК РФ («Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства»): сторона договора не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства. С этим согласилась первая инстанция и удовлетворила иск министерства. Решение осталось в силе в вышестоящих инстанциях.

Затем девушка пожаловалась в ВС РФ (дело № 70-КГ19-3). Коллегия сочла, что суды неправильно поняли природу договора о целевом направлении: к нему нужно было применять нормы трудового законодательства, а не ГК РФ. В итоге решения судов ВС РФ отменил, а спор вернули в первую инстанцию. Рассматривая дело повторно, городской суд указал, что в соответствии со статьей 392 ТК РФ («Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора») у работодателя есть год для того, чтобы взыскать с сотрудника ущерб.

А министерство направило иск только спустя два года (ведомство считало, что срок исковой давности составляет три года). В итоге суд оставил иск министерства без удовлетворения. Эту позицию ВС РФ подтвердил и по делу № 16-КГ21-11-К4, которое рассмотрел в июне 2021 года.

С девушки, которая не отработала целевое направление в медицинский вуз, три инстанции взыскали не только стоимость ее обучения (391 000 руб.), но и проценты за пользование чужими деньгами (2500 руб.). Суды пришли к выводу, что между выпускницей и администрацией возникли гражданско-правовые отношения. Иного мнения был ВС РФ. Коллегия указала, что к спорным отношениям нельзя применять нормы ГК РФ, в том числе нельзя взыскивать со студента проценты за пользование чужими деньгами.

Акты нижестоящих инстанций она отменила, а дело вернула в первую инстанцию. Повторно его еще не рассмотрели.

Обратите внимание На заметку К отношениям по целевому обучению суды обычно применяют трудовое законодательство. Так, по делу № 88-1597/2021 Шестой кассационный СОЮ решил, что так как контракт заключен с целью дальнейшего трудоустройства после обучения студента, то такой договор по смыслу части 1 статьи 198 ТК РФ («Ученический договор») является ученическим.

Рекомендуем  Как не платить за два участка в СНТ

Плохо учился

Работодатель может взыскать расходы на обучение, если ученик не окончил его или не сдал экзамены. Так произошло по делу № 88-5591/2021. В январе 2019 года сотрудник вагонного эксплуатационного депо в Нижнем Тагиле заключил с ОАО «РЖД» ученический договор.

Он должен был получить новую специальность в подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций, а общество обязалось оплатить его учебу. Программа была рассчитана на полгода. Учился ученик плохо, не сдал один из экзаменов, поэтому его отчислили.

После этого он попросил уволить его с работы по собственному желанию. В депо его заявление подписали, но подсчитали, сколько потратили на его обучение. Всего получилось 133 000 рублей: около 43 000 стоила сама переподготовка, 87 000 рублей ему заплатили в качестве стипендии. 41 000 рублей удержали с зарплаты недоучившегося при увольнении.

Оставшуюся часть (92 000 руб.) «РЖД» решила взыскать через суд. Первая инстанция решила, что бывший сотрудник должен возместить средства, потраченные на его учебу. Возвращать деньги, которые ему выплатили в качестве стипендии, не нужно, потому что выплата не превышала его дохода в месяц. Так работодатель сохранял среднюю зарплату по основному месту работы.

В итоге суд взыскал в пользу «РЖД» около 6000 рублей (потому что остальную часть за обучение уже взыскали с зарплаты работника).

Студент пропал без причин

Если же студент после обучения пропал и не «отработал» целевое направление без уважительных причин, то деньги за учебу придется вернуть. Так, в 2014 году девушка поступила на юрфак МГУ по целевому направлению от Следственного комитета России. В соглашении было указано, что после окончания университета она обязана явиться в ведомство и заключить с ним трудовой договор на пять лет (отработать либо в самом СКР, либо в территориальных органах).

В 2018 году она окончила университет, четыре года ее учебы обошлись федеральному бюджету в 1,1 миллиона рублей. В Следственный комитет после получения диплома студентка так и не пришла, поэтому ведомство обратилось в суд, чтобы компенсировать затраты на ее образование. Первая инстанция решила, что выпускница не приступила к работе без каких-либо уважительных причин, поэтому удовлетворил иск СКР.

Без изменения это решение оставила и апелляция (дело № 33-3264/2020).

Как не отрабатывать целевое обучение: юридические аспекты и решения

Могу ли я не отрабатывать свое целевое обучение, учитывая то, что я обучаюсь по целевому направлению в педагогической университете, вышла замуж и сменила фамилию с Мустаева на Левина, а в договоре указана не моя фамилия?

| Сергей , Москва

Ответы юристов (1)

Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1590 дня
Ответов: 7923 Рейтинг: 9.64

Нет, вы не можете не отрабатывать свое целевое обучение, если в договоре указано целевое направление на вашу личность, не зависимо от того, была изменена ваша фамилия или нет. Ваша фамилия не является ключевым фактором в данной ситуации.

#96925 2024-01-05 20:52:31
Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1590 дня
Ответов: 7923 Рейтинг: 9.64

Для решения данного вопроса потребуются следующие документы: 1. Копия договора о целевом обучении, подписанного сторонами (в том числе университетом и спонсором), в котором указывается фамилия на момент подписания договора; 2. Копия свидетельства о заключении брака и изменении фамилии; 3. Копия паспорта или другого удостоверения личности соответствующего лица.

На основании представленных документов юрист сможет оценить действительность и обязательность контракта о целевом обучении и определить возможность не отрабатывать целевое обучение в связи с изменением фамилии. Однако, следует учесть, что конкретное решение по данному вопросу зависит от условий и положений договора о целевом обучении, а также от требований законодательства Российской Федерации.

#309723 2024-01-05 20:52:31
Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1590 дня
Ответов: 7923 Рейтинг: 9.64

Статьи закона, применимые для решения данного вопроса, зависят от того, какие именно условия по отработке целевого обучения были указаны в договоре. Обычно, такие условия регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Например, статьи 307-312 ГК РФ регулируют условия договора об образовании, а также правила возмещения причиненных убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

В законодательстве о высшем образовании также установлены требования к целевому обучению, в том числе к отработке.

Однако, в данном конкретном вопросе статьи не указаны и недостаточно информации для того, чтобы точно определить применимое законодательство. В данной ситуации рекомендуется обратиться к юристу для получения индивидуальной консультации, учитывающей все обстоятельства и условия договора об обучении.

Как не отрабатывать, если училась по целевому направлению?

Добрый день. Отучилась по целевому направлению в мед университете и ординатуре. Сейчас хочу не отрабатывать.

Какие есть варианты? Сколько нужно будет выплатить? И правомерно ли их невыполнение условий соц поддержки «3 тыс раз в квартал», которые мне не выплачивались?

Спасибо за ответ!

08 ноября 2019, 17:54 , Александра, г. Москва
Ответы юристов
Дмитрий Носиков
Юрист, г. Новочебоксарск

Общаться в чате

Если Ваш договор о целевом обучении был заключен до 01.01.2019 то:

Вы обязаны возвращать только социальные выплаты в соответствии с договором, если это стипендия, то стипендию + штраф в 2-кратном размере мер соцподдержки

С 2019 года были внесены изменения по которым также возникает обязанность и по возмещению расходов бюджета, т.е. кроме мер соцподдержки нужно возместить и расходы бюджета на обучение.

В Вашем случае если договор был заключен до 2019 года, т.е. до введения этих изменений, соответственно если условия договора не изменялись согласно нового закона, путем заключения дополнительного соглашения, они остаются изначальными.

Последствия неисполнения договора целевого обучения заключенного до 2019 году:

в редакции закона до 2019 года

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 56. Целевое обучение

7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатитьштраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

https://base.garant.ru/7766903.

К мерам соцподдержки относится

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем

2) обеспечение питанием

4) транспортное обеспечение

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

Расходы бюджета на обучение Вы не возмещаете, данное правило было введено с 01.01.2019 года, после заключения договора с Вами и к Вам не применяется.

статья 71.1 ФЗ об образовании о возмещении расходов бюджета, (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 337-ФЗ)-
http://www.consultant.ru/docum.

есил меры соцподдержки не предоставлялись, то при увольнении Вам нечего возмещать.

zabota_cher_
Оцените автора