Министерство строительства и ЖКХ РФ предложило перейти на плату за отопление только во время холодов по показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, а не в течение всего года. Проект постановления об этом размещен на федеральном портале проектов правовых актов. Напомним, сегодня каждый регион сам определяет, как граждане должны рассчитываться за тепло — только в отопительный сезон или равными долями в течение всего года.
Суть реформы в том, чтобы сподвигнуть граждан более ответственно относиться к содержанию жилфонда. Как сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, износ жилья в России составляет в среднем 50 процентов. По данным департамента жилищной политики Минстроя России, почти 29 процентов аварийных домов в России приходится на Арктическую зону.
По всем субъектам АЗРФ удельный вес аварийного и ветхого жилья растет, отмечают специалисты Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени Н. П. Лаверова РАН в Архангельске.
Например, только в Архангельской области доля аварийного жилья составляет 8,2 процента, а в Ненецком автономном округе — более пяти процентов. Разумеется, в таком жилье потери тепла гораздо выше. Предполагается, что «приборный» метод расчета платы за тепло позволит жильцам многоэтажек почувствовать на собственном кошельке, каков реальный уровень этих потерь.
Полученные впечатления станут для них стимулом проявлять больше интереса к состоянию своих домов, плотнее заниматься вопросами капремонта и энергосбережения.
Еще один плюс перехода на плату за тепло по факту — упрощение процесса расчета с теплоэнергетиками. В тех регионах, где граждане платят за тепло равными долями в течение всего года, эти расчеты настолько сложны, что в них разберется не всякий профильный специалист.
Дело в том, что для начисления платы за тепло равномерными долями в течение года берется расчетная величина этого ресурса, потребляемого жилфондом. Общедомовые теплосчетчики есть не во всех домах. Там, где их нет, плата за тепло начисляется по нормативу.
В доме, где теплосчетчик есть, ситуация иная. Пока жители платят за расчетный объем тепла, прибор считает его реальное количество.
Если зима выдалась не слишком холодной, то расчетная плата за обогрев квартир может оказаться выше, чем стоимость реально потребленного тепла. В этом случае теплоэнергетики возвращают жильцам часть уплаченных денег. Если же дом потребил тепла больше, чем предполагалось при начислении платы, то жильцы получают дополнительные квитанции с весьма серьезными суммами, которые могут доходить до десятков тысяч рублей, после чего жильцы заваливают жалобами все инстанции, до которых могут дотянуться.
Переход на плату за тепло по фактическим показаниям теплосчетчиков позволяет упростить расчеты. Есть отопление — есть плата, а если батареи холодные, то и платить за тепло не нужно. Но в этом случае могут возникнуть другие сложности.
Суммы в зимних квитанциях могут оказаться существенно выше, чем в весенних или осенних.
Кроме того, далеко не весь жилфонд имеет общедомовые теплосчетчики. Например, в Мурманской области общедомовыми приборами учета тепла оборудовано примерно 60 процентов жилых домов, сообщил Юрий Дунин, председатель правления Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области. В некоторых муниципалитетах дома оборудованы этими приборами полностью, в некоторых — на 30-50 процентов.
— Из той доли жилфонда, за отопление которой отвечает наша компания, общедомовые приборы учета тепла имеет 30 процентов домов, — отметил Илья Бармин, заместитель генерального директора предприятия «Мурманэнергосбыт», отапливающего две трети жилфонда Заполярья. — Жильцы домов, не оборудованных этими приборами, в отопительный период будут платить зимой за тепло примерно на 33 процента больше. В среднем плата за тепло составляет примерно пять тысяч рублей в месяц. Три летних месяца — это 15-20 тысяч. При расчете платы за тепло по факту эти
15-20 тысяч распределятся на «отопительные» месяцы. А что касается домов с тепловыми ОДПУ, то в декабре, январе и феврале в некоторых из них плата за тепло вырастет в два — два с половиной раза. В каждом доме ситуация индивидуальна, где-то потери тепла больше, где-то меньше.
При этом общедомовой теплосчетчик — вещь недешевая. По словам эксперта, его стоимость со всеми прочими расходами на установку в среднем превышает 500 тысяч рублей. Убедить жильцов пойти на такие расходы не так-то просто. В итоге может стать нередкой ситуация, когда в установке теплового ОДПУ не будут заинтересованы ни жильцы, ни управляющие организации.
Проще пережить повышение платы за тепло зимой на треть, чем объяснять жильцам, почему прибор показывает огромный расход тепла, и затевать долгий и тяжелый процесс приведения жилья в порядок.
Еще одна проблема в том, что мало какие управляющие компании имеют квалифицированных специалистов, способных устанавливать и обслуживать ОДПУ тепла. Это может повлечь их несвоевременный ввод в эксплуатацию, некорректную работу или выход из строя. Кроме того, необходимо постоянно следить за показаниями прибора — температурой теплоносителя, его расходом и давлением. Если, например, расход теплоносителя будет составлять 15 кубометров в час при норме 10 кубометров, то в результате возникнет перетоп, который обернется переплатой за тепло для жильцов. Если температура теплоносителя ниже нормы, в доме будет слишком холодно.
Все это оборачивается дополнительными хлопотами для управляющих компаний, которые не всегда хотят ссориться с теплоснабжающими организациями и в целом мало заинтересованы в этой работе, поскольку она никак не сказывается на их доходах.
Тем не менее опыт успешных ТСЖ и ЖСК показывает, что точный учет коммунальных ресурсов абсолютно необходим. При грамотной работе с общедомовыми теплосчетчиками, внедрении энергосберегающих мер, своевременном ремонте общедомового имущества на отоплении плату за тепло можно снизить на 20-30, а то и на 40-50 процентов. Улучшается в этом случае и состояние жилфонда.
Но для этого необходимо плотно работать с собственниками жилья.
Как выгоднее платить за отопление в квартире
Отопление — самая весомая строка квартплаты. Острота проблемы вроде была снята после того, как регионам разрешили выбирать, каким образом им взимать плату с жильцов многоэтажек — в течение всего года или в отопительный сезон. Однако эксперты из Института экономики города считают, что потребителям это не помогло и от укороченной схемы необходимо отказаться.
По данным минстроя, тех, кто использует длинную схему, большинство. Во вторую группу входят Московская, Томская, Тамбовская, Архангельская области, Карелия, Хакасия, Хабаровский край и еще ряд регионов.
Недавно в соцсети был проведен опрос, как бы они хотели платить за эту услугу. Те, кто платит только в сезон, в основном выбрали оплату весь год. И наоборот.
Давайте разберемся, что на самом деле выгоднее для кошелька? При равномерной оплате в течение года суммы примерно одинаковые. Плата начисляется исходя из среднемесячного потребления тепла за прошлый год, плюс проводится ежегодная корректировка по показаниям прибора учета. Противники рассрочки, как правило, настаивают, что при равномерной оплате исключается прозрачность финансовых отношений с энергетиками — летом мы платим за то, о чем уже и думать забыли. А значит, проверить правильность начислений очень сложно.
Во-вторых, растут долги управляющих компаний, которые им выставляются по факту потребленного ресурса.
При оплате только в отопительный сезон летом счета небольшие, но в холодное время года расходы граждан значительно увеличиваются. При этой схеме владельцу трехкомнатной квартиры, например, в Подмосковье, где не самые суровые зимы, приходится выкладывать минимум 5-6 тысяч рублей за отопление. А если холода окажутся сильными и продолжительными, то еще больше.
Владельцы квартир даже в регионах, где не самые суровые зимы, платят за отопление по 5-6 тысяч рублей
«Фактически в регионах, где плата за отопление берется только в отопительный сезон, граждане оказались в ситуации, когда одномоментно они вынуждены отдавать энергетикам существенную часть своей пенсии или зарплаты. А ведь холодное время года — это как раз самый затратный период, когда дорожает все, включая продукты. При этом предсказать ежемесячные траты невозможно — никто не знает, насколько холодным будет тот или иной месяц», — объясняет ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
Конечно, оплата по факту — это прозрачность платежей. Тем не менее, по мнению собеседника, в приоритете в этой ситуации должны быть вовсе не энергетики, а потребители. Но их мнение, к сожалению, никак не учитывается при выборе способа оплаты.
По словам партнера юридической фирмы СМБ Консалт Максима Плетнева, ни органы местного самоуправления, ни общее собрание жильцов не имеют полномочий по выбору способа оплаты — этим правом обладают только органы госвласти субъекта Федерации. «Гражданин, конечно, может обратиться с заявлением к региональным властям, и оно будет рассмотрено. Но принятие окончательного решения все равно за регионом», — говорит эксперт. Вариантом решения проблемы, считает адвокат Владимир Постанюк, могли бы стать поправки в законодательство, которые дадут собственникам право принимать решение о выборе оплаты за отопление на общем собрании.
В минстрое «РГ» сообщили, что региональные власти, прежде чем принять решение, анализируют социально-экономическую ситуацию. И есть случаи, когда после утверждения оплаты в сезон регион переходил на рассрочку. Как правило, это происходит, если власти видят, что население не справляется с предложенной схемой платы.
Также в ведомстве подтвердили, что жилищное законодательство не позволяет гражданам участвовать в обсуждении выбора схемы оплаты за отопление.
Паевые кредиты
Члены жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) смогут рассчитывать на ипотечный кредит под залог пая. Минстрой разработал поправки, которые существенно расширят возможности граждан по участию в ЖСК, сообщает сайт ведомства.
Об этом журналистам накануне рассказал замминистра строительства и ЖКХ Никита Стасишин. Будет обеспечена, уточнил он, возможность получения членами кооперативов жилищных кредитов под залог пая, по аналогии с ипотечными кредитами под залог договора долевого участия. Сейчас, по его словам, пай не может являться залогом при ипотечном кредитовании, и это затрудняет развитие института ЖСК.
«Жилищно-строительный кооператив — это еще одна возможность для обеспечения доступности жилья», — прокомментировал Никита Стасишин. В минстрое рассчитывают, что законопроект будет принят уже в весеннюю сессию.
Почему летом платят за отопление?
Самая большая статья расходов по коммуналке — отопление. Меня многие годы волнует вопрос: почему мы платим летом, когда квартира не обогревается, чудовищные суммы? Ответ, что эти деньги идут на ремонт, меня лично не устраивает.
Сколько можно ремонтировать эту систему, каждое лето, на протяжении всей нашей жизни?
Вообще, я считаю это самым большим и изощренным обманом: нигде в мире не платят летом за отопление, только в нашей бесправной стране.
Эти трубы уже должны быть из чистого золота. Никто мне не может ответить на этот вопрос, а очень хотелось бы подать иск за два-три года, неплохая сумма бы набежала.
Поэтому мой вопрос: в период моего отсутствия в квартире я не должна платить за отопление или должна?
Счетчики на воду у меня стоят, на электричество — нет. Значит, за электричество мне должны вернуть деньги за время отсутствия в квартире?
Здесь нет нарушения, все по закону. Вы должны платить за отопление летом.
Считается условная сумма за год. Если в доме нет общих счетчиков, то по нормативам, а если есть — то по показаниям прошлого года, а потом корректируется. Если вы платите весь год, в том числе летом, то ее делят на 12 месяцев . Если платите только в течение отопительного сезона, то сумму делят, например, на 7 месяцев.
Каждый год региональные власти решают, по какой формуле жители будут платить за отопление. В вашем регионе власти установили оплату равными частями весь год. Мы не знаем, где вы живете, но в Москве тоже платят по такому принципу.
Кто не платит за отопление летом, больше платит зимой.
Куда идут ваши деньги?
Деньги за коммунальные услуги идут не только на ремонт. Это оплата газа или электричества, чтобы нагреть воду в трубах до нужной температуры. Это содержание котельной, зарплата диспетчеров и рабочих, картриджи для принтера в бухгалтерии и бензин для водителей спецтехники.
Еще это подготовка к отопительному сезону, ремонт городских коммуникаций, закупка оборудования и экспертиза.
Наше жилищно-коммунальное хозяйство несовершенно. У нас много проблем, которые нужно решать, но их не решают. То ли не могут, то ли денег нет .
Но все познается в сравнении. В Италии семья из четырех человек платит за коммунальные услуги 5000 € в год. По курсу на июнь 2024 года это около 460 000 ₽. Газ там такой дорогой, что дешевле готовить на электрической плите.
В Австралии придется платить до 200 $ в летний месяц — или около 12 000 ₽. А еще там тоже текут крыши и нужно целый год согласовывать ремонт. В Алабаме в месяц только на воду, электричество и отопление семья тратит около 300 $ в месяц — около 25 000 ₽.
Для сравнения: герой одной из наших статей в январе 2024 года заплатил за коммунальные услуги около 3700 ₽. Это за тепло, электричество, лифт, горячую и холодную воду, услуги управляющей компании и взнос в фонд капитального ремонта.
Вернут ли деньги за коммуналку, если вы не живете в квартире?
Если нет счетчика электроэнергии и вас не было дома больше пяти дней, стоимость коммунальных услуг можно пересчитать. Это также распространяется на воду и газ.
За отопление пересчитать нельзя, даже если вы не жили в квартире всю зиму — мы уже разбирали этот вопрос.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты отвечают
Задать свой вопрос
Примеры с другими странами не уместны, т.к. в Алабаме 300$ это 300$, как это соотнести к нашему рублю не понятно. Вы бы тогда написали какой % от МРОТ они платят за коммуналку?
Причем тут Италия или еще какая-либо страна. У них совершенно другой уровень жизни. В Финляндии и в Германии например, платят до 200 евро в месяц и что из этого. там зарплаты пенсии и пособия какие? Ф Финляндии для ученикам например, предоставляется жилье, платят стипендию в размере 400 евро в месяц и ученику колледжа или школы не нужно покупать ни тетрадей ни карандашей.
Зарплаты там в среднем 2500 тысячи евро и после уплаты всех налогов, обязательных платежей, после покупки еды и одежды на наши рубли — у них остается где то 40-60000 тысяч рублей нашими деньгами на каждого члена семьи. а что у нас? Людей лишили уже пенсий повысив возраст и обрекли на нищету. Зарплаты у простых людей — выше 30000 не прыгнешь — а это всего лишь стипендия в Финляндии у учащегося. Людей ввели дикую нищету.
Ни на отдых ни на лечение ни на учебу средств нет. Многим к\у даже 6000-10000 — уже проблема оплатить. Какого ляда нас сравнивать с бог какой страной.
В той же Италии у людей после всех оплат остается 40-60000 на что угодно: на отпуск, на мебель, на ремонт, на что хотят. мы с макарон на макароны перебиваемся. И цены только растут на все что можно. О рынке труда лучше промолчать.
Одни слезы. Ни ккогда мы так погано еще жили как сейчас и судя по всему — будет только хуже. .
Наталья, а где Вы прочитали про такой размер пенсии в Финляндии? Насколько я знаю он составляет 1 316 евро в месяц, когда человек проживает один, а если нет то меньше
Некомпетентный автор статьи
Алабама это страна такая?
Зачем сравнивать с другими странами? Тут совсем не уместно или вы пытаетесь оправдать эту систему?
Экономист тебе бы доучится не мешало бы ! Деревня
плата за отопление целый год это оболванивание народа а единая россия на это смотрит сквозь пальцы это означает что жулье должно процветать а нищие должны их кормить
Люди , россияне как не понять простой логики . Летом отопление в МКД не подается , а значит газ для отопления воды не работает как и насосы качающие горячую воду . Отопление подаётся в среднем при + 8 градусов . Таким образом когда начнутся холода , знать может только Бог если он есть . Что бы не быть голословным приведу пример . Мой друг работает в газовой котельной . Летом он не работает , т.к. арендуемые помещения на заводе не отапливаются . Котельная закрыта . Летом аренда съёмщики цехов за отопление не платят . Вот вам и вся логика , которая должна применяться во всем . А надуманная отговорка в законах о распределении оплаты за отопление даже летом внелогична и абсурдна . Все как видите просто .
Отредактировано
Здравствуйте Всем. Я житель города Кемерово. Раньше я жила в своем доме, где было все ясно и понятно. Но сейчас я столкнулась с проблемой платежи за коммуналку и мне не понятно, почему я должна платить за отопление если его нет. В этой статье приводились примеры о жизни и оплате за. услуги на западе.
Например в Германии везде стоят счётчики и даже на батареях. В В месяце. они платят фиксированную сумму. Если перерасход ,то доплачивать надо. Если экономия деньги в конце года возвращаются.
И только у нас идёт конкретное воровство.
Сравнение плохое, а статья хорошая.
Скоро будем платить за выход из дома ( за воздух ). Нет унас власти ( у Государства )
на камчатке в 2010г оплата 4000 за малосемейку круглый год и это только отопление.
На самом деле отопление дорого выходит это факт но тут сложно сказать что виновато государство. Еще при союзе построили эти коммуникации по этому товарищ прав что ремонт и сама схема отопления весьма затратная. Но и пользователь в этом тоже не виноват. Как ни странно но и выход из этой ситуации есть хотя он Вам и не очень понравится.
Поставьте счетчик и индивидуальное отопление. Вы не будете платить круглый год, а только по тарифу и только когда включаете. Но все же остается вопрос почему газ для страны в которой он добывается такой дорогой?
Собственные недра должны обходится гражданам по сути за копейки, это же наше собственное. Но это уже вопрос больше к правительству. Благодарю за внимание )
Отредактировано
Праснитесь народ. какой ремонт. смотрите . я даю бабло тебе что бы ты мне давал тепло. почему я должен тебе еще и платить что бы ты ремонтировал трубы и еще что то. я даю бабки за услуга. мы платим за такси за проезд на общественном транспорте. но мы не платим за обслуживание и ремонт этих транспортов.
Вася, а если не платить за отопление летом?
Хуже точно! Вы правы! Пока не будет нормального президента итд.итп. порядка в нашей стране не будет. Обидно просто!
Наши деды воевали для чего,чтоб мы наши родители и наши дети жили в нищете. Просто пипец.
Просто, это ещё один способ халявских денег. Раньше не платили летом, теперь платим. Теперь придумали коректероку и в конце отопительного сезона приходит счет с завышенной суммой.
Все вообшем против людей.
А я не согласен с этой системой, будучи отключение было у нас1мая и запустят котлы только 1октября, но. топится весь октябрь будут только по вечерам и что получится, вода мутная, питьевой нет, стоит водонагреватель, короче иду в суд
В Италии другие доходы . Так же ,как и в остальных странах ! Нашли с чем сравнивать!… И как такое может быть,что нет счетчика на электричество ? Вообще такое может быть .
И если нет счетчика на газ,можно ли вернуть или сделать перерасчет и как это сделать ??
Прогнила наша страна вместе с властью.
А зарплаты у них какие? А пенсии? Никакого сравнения быть не может..
Хватит пудрить мозги народу.
Интересно получается живу в санкт Петербурге и в Каспийске( Дагестан). В спб летом за отопления не плачу а в Каспийске плачу так же как и зимой че за х… кто нибудь может мне объяснить что происходит это одна страна вроде.
Правильно! Горбачева с Ельциным верните.
Плата за отопление в летний период
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за отопление в летний период(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Теплоснабжение:
- Автономное отопление
- Актуализация схемы теплоснабжения
- Аренда котельной
- Бездоговорное потребление тепловой энергии
- Вентиляция
- Показать все
- Теплоснабжение:
- Автономное отопление
- Актуализация схемы теплоснабжения
- Аренда котельной
- Бездоговорное потребление тепловой энергии
- Вентиляция
- Показать все
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Чем обусловлен резкий рост коммунальных платежей за отопление по сравнению с предыдущими отопительными периодами?
(«Официальный сайт ФАС России», 2021) При оплате на основании показаний приборов учета тепловой энергии оплата потребителями услуги по отоплению производится только в отопительный период и отсутствует в летний, что и является основной причиной более высоких платежей за коммунальные услуги в зимний период.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АПЛ19-555
Граждане О.Г., М., К., Р. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 59(1), 60(1) Правил, полагая их не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон об энергосбережении), пункту 13 статьи 2, пункту 5 части 1 статьи 3, части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года. Пункт 59(1) Правил в части слов «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункт 60(1) Правил в части слов «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют, по мнению административных истцов, ресурсоснабжающим организациям злоупотреблять своими правами и извлекать необоснованное обогащение в виде платежей за ресурс, поставка которого в летнее время не осуществляется.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.11.2019 N АКПИ19-699
Граждане О.Г., М., К., Р. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 59(1), 60(1) Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту 13 статьи 2, пункту 5 части 1 статьи 3, части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года, и нарушают права потребителей.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.
Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.
Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.
После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.
Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.
По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.
На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.
В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).
Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).
Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.
Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.
Другие материалы
- 06.12.2020. Мужчина отсудил у автосалона более 1 млн. рублей за возгорание автомобиля
- 03.11.2020. Потребители из Канады отсудили более 200 тысяч долларов за недостоверную рекламу безалкогольного напитка
- 16.10.2020. Верховный суд РФ опубликовал новый обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей
- 15.01.2020. В США компания ИКЕА выплатит 46 млн. долларов за гибель ребенка, придавленного комодом
- 19.12.2019. Житель Пензы отсудил у управдома более 70 тыс. рублей после залива его квартиры из-за дырявой крыши
Можно ли временно отказаться от отопления в квартире?
У меня квартира в новостройке, дом монолитный, лучевая система разводки труб. В ближайшее время не планирую делать там ремонт и жить. Хотелось бы отказаться от самой дорогой услуги, пока квартира будет пустовать.
Можно ли временно отказаться от отопления в многоквартирном доме?
Есть только один способ совсем отказаться от центрального отопления в многоквартирном доме — установить индивидуальный отопительный котел. Необходимо будет согласовать схему установки котла, потратиться на оборудование и монтаж, а потом официально удостоверить ввод котла в эксплуатацию.
Это наверняка выйдет дороже, чем платить за центральное отопление в пустующей квартире в течение года. Котел обычно используют в тех домах, где центральное отопление не способно нагреть комнаты до комфортной температуры.
Еще можно уменьшить платежи за отопление с помощью индивидуального прибора учета тепла при перекрытых кранах к батареям.
Это двухтрубная разводка, ее также называют периметральной. В многоквартирных домах она встречается чаще лучевой. Краны сбоку можно перекрыть, тогда квартира будет обогреваться только общей трубой. Фото: photopixel / Shutterstock
По закону приборы учета отопления должны быть во всех домах, введенных в эксплуатацию с 2012 года. В теории собственники сами выбирают, будут они платить за отопление по счетчикам или по нормативам. Для оплаты по счетчикам не нужно, чтобы соседи делали так же.
Но на практике дома все равно сдают без тепловых счетчиков, а теплосети отказываются рассчитывать плату по ИПУ для единственного желающего.
Почему нельзя не платить за отопление
То, что вы не живете в квартире, не повод не платить за ЖКУ. Квартира все равно обогревается общими трубами, которые проходят между квартирами. Поскольку дом отапливается централизованно, то все расходы на отопление делятся между квартирами по количеству квадратных метров.
Если бы можно было исключить отдельную квартиру из расчетов, владельцам остальных квартир пришлось бы платить за отопление больше.
Перерасчет за отопление из-за отсутствия жильцов в квартире невозможен, как и перерасчет за электричество и газ, использованные для отопления.
Плата может уменьшиться, только если дом не отапливали или отапливали плохо. Доказать это непросто. Например, при уличных −5 °C температура воды в батареях должна быть не ниже +54 °С.
Подтвердить отсутствие отопления или недостаточную температуру батарей можно актом нарушения качества, который составляют представители управляющей компании или тепловых сетей, показаниями свидетелей или заключением эксперта.
Акт проверки качества теплоснабжения теплосети обязаны составить в течение суток, а осмотреть холодную батарею — через два часа после обращения потребителя с жалобой.
НОВЫЙ КУРС
Хакнуть ЖКХ
Бесплатный курс о том, как благоустроить подъезд, дом и дворРазобраться
Трудности индивидуального отопления
Перенос нагревательных приборов относится к переоборудованию квартиры. Чтобы установить индивидуальный отопительный котел, необходимо предварительно получить разрешение городской администрации.
Чтобы получить разрешение, нужно напрямую или через МФЦ направить в городскую администрацию заявление о том, что вы хотите установить индивидуальный отопительный прибор, и проект организации отопительной системы. Могут еще попросить документы о праве собственности на квартиру и технический паспорт, но их представлять необязательно: они есть в Росреестре.
Обратите внимание: если вы приобрели квартиру в браке, она принадлежит вам и вашему супругу или супруге. Тогда заявление на изменение системы отопления должны подписать вы оба. Подписи нужно ставить в присутствии сотрудника городской администрации, сотрудника МФЦ или нотариуса.
За нотариальные услуги придется доплатить.
Обычно стоимость проекта децентрализованной отопительной системы входит в стоимость ее монтажа. Ведь без проекта отопления квартиры вы не получите разрешение на установку котла, а без разрешения не перестанут начислять плату за централизованное отопление.
Заявление о переустройстве должны рассмотреть за 45 дней. Администрация назначит срок, за который вы должны установить собственный котел — газовый или электрический. Котлы различаются по стоимости и характеристикам, чаще всего встречаются цены в диапазоне 15—35 тысяч рублей.
Но есть котлы и за 4 тысячи, и за 102.
После установки новой отопительной системы нужно пригласить приемочную комиссию, которая подтвердит, что система соответствует проекту и ее можно безопасно эксплуатировать. Если все будет хорошо, вы получите акт о завершении переустройства в квартире. Еще один акт приемочная комиссия отправит в городскую администрацию.
Как видите, чтобы отказаться от центрального отопления, нужно потратить много времени и денег. Возможно, дешевле просто платить за отопление. Но решать вам.
Как платить за отопление по счетчикам
В России за отопление обычно платят круглый год исходя из площади квартиры. Но существуют и другие схемы оплаты.
Региональное правительство определяет, как жители региона будут платить за отопление: круглый год или только в отопительный сезон.
Платить за отопление можно по нормативам или по счетчикам — выбирает потребитель.
Потребитель вправе установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии и потребовать у теплосетей ввести счетчик в эксплуатацию. Плата по счетчику будет рассчитываться с первого числа следующего месяца.
Поскольку у вас новостройка, должны стоять индивидуальные приборы учета тепла, если у дома нет автономной котельной.
Я не знаю, будет ли вам дешевле платить за отопление по счетчикам. Возможно, получится сэкономить, если вы перекроете краны между общей трубой и батареей: прибор учета не посчитает гигакалории, если батарея не нагревается. В моем доме, чтобы снять показания со счетчиков тепла, требуют доплачивать 720 рублей в год.
Соседи из трешек говорят, что за прошлый год удалось сэкономить несколько тысяч рублей, а соседям из однушек платить за отопление по счетчикам и доплачивать за обслуживание счетчиков оказалось невыгодно.
Конституционный суд РФ постановил, что даже если в одной квартире хотят платить за отопление по счетчикам, то им должны начислять плату по показаниям. Но на практике коммунальщики не горят желанием принимать показания приборов учета тепла и рассчитывать расходы с учетом счетчиков в квартирах. Придется потратить много времени, чтобы оплату начали принимать так, как хочет потребитель.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите.На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Задать вопрос
Не понял, почему в статье говорится, что промерзнут общие трубы. В вопросе же ясно указано, что разводка отопления лучевая. То есть по полу, а не как на картинке в статье. В худшем случае промерзнут трубы в этой квартире
«В моем доме, чтобы снять показания со счетчиков тепла, требуют доплачивать 720 рублей в год.» Ну и пусть требуют. Передавайте сами показания бесплатно через систему ГИС ЖКХ.
Купила квартиру в новостройке ,пока там не живу, отоплением не пользуюсь ,есть индивидуальные приборы учёта . Показатели нулевые. Живу в другом городе.УК перевела нас на прямые договора с РСО. После перехода сотрудники РСО должны ведь были прийти и снять показания счётчиков? Тем более что они в свободном доступе.
Этого сделано не было, мне насчитали крупную сумму , квитанции не прислали, сразу передали дело в суд, не предупредив меня, затем приставам и арестовали мои счета. Теперь сужусь с ними уже несколько месяцев.
Все все считают срок окупаемости, но ведь логика можно быть не «чисто бухгалтерской». Допустим, сегодня я зарабатываю неплохо, а лет через 20 выйду на пенсию, где доход значительно снизится. Почему бы не вложиться в уменьшение ежемесячных трат (счётчики, утепление стен/пола, возможно даже свой котёл) в будущем, пока на это есть деньги? Даже если «на круг» это не выгодно (на горизонте в те же 20 лет) — все-равно, когда доход снизится, вы это оцените.
Ну, вот моё небольшое имхо.
Vladimir, я с Вами согласен. Мне 60+ и конечно, надо было устраивать раньше, лет ( хотя бы) 10 назад, но и сейчас не поздно: стоимость услуг ЖКХ с каждым годом будут только расти.Зарплаты вряд ли будут хотя бы идти с ними «ноздря в ноздрю». А если думать о том, что после тебя и дети, и внуки будут жить здесь, то чуточку облегчить им Жизнь в будущем.
Погано, что много административных чиновничьих проволочек на этом пути к индивидуальному теплоснабжению в отдельной квартире многоквартирного дома.А где стоимость самих счетчиков, поверка и прочие расходы?
Очень больная тема. У нас квартира 90 кв.м., плата за отопление составляет почти 5к (из общих 10), при этом отапливают плохо! В прошлом году самовольно установили ОДПУ, и начислили за это ещё 28к, а в этом году сделали перерасчёт на +8к. Это просто ужас.
Хотелось бы установить газовый котёл, но так как в ближайшие годы собираюсь переезжать и продавать эту квартиру, считаю это нецелесообразным.
Платить только в отопительный период .Сохранить это право за квартиросъёмщиком.Легче контроль,счет.
Алиса, можете соседям рассказать, вдруг пригодится.
Алиса,
наш.дом.рф
адрес сайта ГИС ЖКХХерас там платить по индивидуальным счетчикам только за себя. Стоят индивидуальные счетчики тепла, но схема такова, что из общедомового счетчика тепла вычитается сумма всех индивидуальных и разбрасывается пропорционально по площади на всех. Т.е. у себя за отопление можешь не платить, но будь добр заплати за соседа, который специально решил у себя сделать жарче.
И это так работает федеральный закон.
Ivan, почему, если каждый подает показания и должны рассчитать именно по показаниям?
Ivan, там вычитается не только сумма всех индивидуальных, но и сумма неиндвидуальных по площади. Так что, во-первых, не такая уж и большая сумма из-за соседа у вас набежит, во-вторых, вы и с счетчиком, и без счетчика бы больше из-за этого соседа заплатили. Так что с счетчиком вам выгоднее (если, конечно, вы реально тратите не больше своего норматива).
В течение отопительного сезона или в течение года решает ОИВ субъекта РФ, а не потребитель. Даже при наличии приборов.
Прочитайте Правила 354 более внимательно.Фёдор, вы про пункт 42(2)? Вы правы, потребитель выбирает между счётчиками и нормативами, а период оплаты выбирает орган государственной власти.
У нас дома дубак, в одной комнате вообще батарея не греет, но когда приходят замерщики, то температура +21 в квартире есть, а на всякие +54 температура воды им пофиг.
Я понимаю, ответ юриста на заданный вопрос: вы можете перекрыть вентиль в отопления в свою квартиру, морозить общие с соседями стены и перекрытия в отопительный сезон, и никто за это вам ничего не сделает? А так хотелось бы ошибаться, надеялась, что в МКД все квартиры должны отапливаться зимой независимо от типа разводки или наличия/отсутствия ИПУ.
В другом месте нашла, ссылаются на:
«Постановление 354, пункт 35, в какой-то степени подпункт Б и конечно подпункт Д:35. Потребитель не вправе:
.
в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;
.
д) осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия. «
На практике не знаю, но надеюсь, что при 12С у соседей снизу ваш пол не будет ледяным.А кто может рассчитать стоимость отопления в квартире, если поставить газовый котёл? Воду у нас сейчас греет газовая колонка. Вместо неё установить двухконтурный котёл( если получить разрешение администрации). Но как рассчитать стоимость?
Есть ли какая-то Формула?
Если вы приобрели квартиру в браке и вы здравомыслящий человек, то у вас есть брачный контракт о раздельной собственности. Автор, учите матчасть прежде чем кого-то учить.
Индивидуальные счётчики не решают проблему. Так как правильно пишут есть ещё и общедомовые. За все потери платят жильцы. Так что счётчик в целом снизит стоимость на квартирах большой площади.
На малой экономии не выйдет.
Теперь по делу. Уже лет как 16 стоит в квартире индивидуальное отопление. Котел газовый. За эти 16 лет пришел к пониманию, чем умнее данная система, тем ниже энергозатраты. Окупаемость системы.Первичные затраты довольно ощутимы, переоборудование всей системы, с установкой котла, всякие бумажки, экспертизы стоят денег. Полность вся система у меня окупилась за 5 лет. Но там был простой одноконтурный котел с ручной регулировкой и включением. Сейчас стоит более умная система с автоматической регулировкой, удаленным управлением, поддержанием температур и прочими ништяками. Переоборудование стоит уже недорого.
Замена котла с учётом продажи старого уже не так бьёт по карману.
Из плюсов.
+Антифриз в системе отопления. Современные радиаторы не мрут через 3 — 4 года как в случае с центральным.
+Дома комфортная температура в любую погоду. Как бы резко не менялась погода.
+С умной системой батарея на кухне практически всегда перекрыта. Гостиная так же, большую часть времени просто на поддержании комфортной 19. Ночью 16.Через смарт или Алису можно сделать потеплее на нужный период.
+Если дома ни кого нет. (отсутствуют метки в зоне умного дома) квартира переходит в режим ожидания. Включить один из режимов можно так же через телефон за пол часа / час до приезда.Сэкономил ли я на отоплении за все это время ? Сейчас практически нет. Со всеми моими переделками и модернизациями. Я сейчас в целом в небольшом плюсе. Но это при условии того что фактически на данные момент в ближайшие лет 8-10 системе не нужен будет какой либо ремонт. Так как сейчас все обновлено фактически.
То есть, это первый год когда я буду жить в + бюджету. С первой системой я бы уже давно бы вышел в окупаемость.
Отредактировано
Я вообще не понимаю, в чем проблема при лучевой разводке и наличии индивидуального ИПУ перекрыть кран к себе в квартиру и ничего не платить. Мы так прекрасно делаем уже второй год, в квартире даже зимой без отопления относительно тепло (ок 15 градусов) за счет того, что квартира находится посередине дома. Мы там пока не живем, нам больше и не надо.
Алиса, здравия. Что значит промерзнут? Если понимать что они будут отдавать тепло, тогда их можно теплоизолировать.это не дорого.
Только свой дом отчасти спасёт от бесконечных поборов упырей в виде ЖКХ, тепловых компаний и взносов на капиталку. Разве что сборы за вывоз мусора останутся.
Даже котел на электричестве будет потреблять меньше аппетитов тепловых компаний, если зимой не «кипятить» весь дом до условных 30 градусов.
К тому же соседи не зальют, не будут орать, стучать, перфорировать за стеной и гадить в вашем подъезде, занимать все парковочные места и т.д. и т.п.
Человейники и ЖКХ — это большой зло и пережиток Совка. В России огромные территории пустуют даже вокруг больших городов, но все зачем-то стремяться жить в душных человейниках.