Что означает земдя совместного пользования между гражданами

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 210 «Бремя содержания имущества» ГК РФ
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право») По мнению финансового управляющего, поскольку дом и земельный участок, являющиеся общей совместной собственностью супругов, после развода перешли в долевую собственность, текущая задолженность должника по оплате налогов должна составлять половину от начисленной налоговым органом.

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 213.26 «Особенности реализации имущества гражданина» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» «Вопреки доводам Григорян П.А. о том, что ею подан иск в суд общей юрисдикции об определении долей за каждым из бывших супругов в праве общей собственности на спорный земельный участок, суды указали, что определение только долей в праве собственности на имущество не влечет изменения его состава, подлежащего реализации на торгах и, как следствие, не исключает применения положения пункта 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве о реализации находящегося в общей собственности имущества в деле о банкротстве. При этом суды отметили, что согласно исковому заявлению бывшая супруга должника просила только определить доли в праве общей собственности на земельный участок, то есть изменить режим общей совместной собственности на общую долевую собственность, требования о выделении доли в натуре или разделе земельного участка (путем его межевания) исковое заявление не содержит.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Подлежит ли разделу между супругами приватизированный земельный участок?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) Получение одним из супругов земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в период брака и его последующая приватизация ведут к образованию общей совместной собственности супругов на этот земельный участок (п. 2 ст. 34 СК РФ; п. 8 Обзора, утв.

Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).

Нормативные акты

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) Основанием для отказа явилось приобретение в июле 2018 года Г. и ее супругом по договору купли-продажи в общую совместную собственность земельного участка и расположенного на нем жилого дома, что, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии у истца нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ
(ред. от 20.10.2022)
«Об ипотеке (залоге недвижимости)» 2. При общей долевой или совместной собственности на земельные участки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Оформление и использование земель общего пользования

    Поговорим о том, можно ли заполучить общественные земли, и как это правильно сделать.

    Что входит в категорию земель общего пользования?

    К таким объектам относятся:

    • улицы и площади;
    • проезды и автодороги;
    • набережные и парковые территории;
    • водные объекты и пляжи.

    Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

    Обратите внимание!

    Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

    Возможные варианты использования земель общего пользования

    Так как оформить в собственность общие земли невозможно, существует только два варианта их использования:

    • аренда;
    • безвозмездное бессрочное пользование.

    Аренда это самый распространенный вид правоотношений, которые оформляются между владельцами капитальных строений, находящихся на участках общего пользования, и собственником этой земли (государством).

    Читайте также

    Хозяин здания, расположенного на земле общего пользования, имеет преимущественное право заключения арендного соглашения на нее.

    Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

    Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

    В гражданском законодательстве переход прав на земельный участок от одного арендатора к другому именуется переуступкой права аренды.

    Читайте также

    Собственником земли остается государство, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких наделах строениями и переуступать права пользования новому владельцу здания.

    Возможные варианты использования земель общего пользования

    Налогообложение земель общего пользования

    Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

    • участок арендован физическим или юридическим лицом.

    Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

    • у земли нет конкретного пользователя.

    Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

    • участок расположен в пределах СНТ.

    Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

    Самозахват и ответственность

    Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений.

    Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

    Наказание за такое правонарушение назначается по этой же статье. Оно предполагает наложение штрафа:

    • от 500 до 1 тыс. руб. для физических лиц;
    • 1-2 тыс. руб. для должностных лиц;
    • 2-20 тыс. руб. для организаций.

    Обратите внимание!

    Если на участке уже что-то самовольное построено, одним штрафом отделаться не получится. Строение придется снести и восстановить первоначальный вид территории. Нарушитель обязан сделать это за свой личный счет.

    Жалоба на захват земли, возведение незаконного строения или другое нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Ходатайство может подать как физическое, так и юридическое лицо.

    Как оформляются земли СНТ?

    СНТ сокращенное наименование садового некоммерческого товарищества, которое предполагает выделение людям земельных наделов под огород и другую подобную деятельность.

    Относительно участков совместного использования в СНТ у многих возникает вопрос, нужно ли оформлять их в собственность товарищества. Такой обязанности законодательство не предусматривает, поэтому необходимость переоформления рассматривается в индивидуальном порядке.

    Вопрос оформления таких наделов в собственность рассматривается в каждом отдельном случае индивидуально. Для постановки земли общего пользования в СНТ на кадастровый учет необходимо предоставить в регистрирующий орган следующую документацию:

    • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
    • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
    • учредительную документацию товарищества.

    Бумаги передаются в орган местного самоуправления.

    На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, в котором указываются частные земельные участки и объекты общего пользования.

    Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога.

    Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

    Резюме

    Земли общего пользования это собственность государства. Приватизировать или купить такой участок не получится, его можно только взять в аренду. Особенности правового статуса таких наделов накладывают отпечаток как на возможности реализации, так и на режим налогообложения.

    Людмила Разумова
    Редактор
    Практикующий юрист с 2006 года

    Рассказать друзьям

    Комментарии

    клиент, г. Ульяновск

    В 2009 — 2015г при проведении межевания земель общего пользования на территории СНТ возникло некоторое количество участков, которые не значились ранее как участки для ведения садоводства. Председатель- по своему усмотрению, а правление — по некоторым отдельным решениям распределили эти участки без рассмотрения на собрании уполномоченных. Участки достались как Вы понимаете сугубо по решению узкого круга членов правления, а некоторые по решению председателя тем кто ближе оказался к председателю и правлению, были членами правления и ревизионной комиссии. Некоторые лица смогли получить несколько участков, которые сейчас успешно перепродаются.

    По ФЗ 171, сегодня с 2015 года, все понятно — решение может быть принято только на общем собрании членов СНТ. Вот и вопрос — законно ли были распределены выше указанные участки. ? Как мне председателю ревизионной комиссии отразить эту ситуацию в акте проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год?

    02 Декабря 2015, 13:17
    Юрист по гражданскому праву , г. Москва

    Незаконно, так как распоряжение общим имуществом СНТ — только по решению общего собрания.

    Вопрос у вас в другом, — этот юридический дефект может не помочь вам расторгнуть сделки по отчуждению земельных участков.

    С другой стороны, регистрационная палата не должна регистрировать сделки с этим участками без решения общего собрания.

    По поводу отражения в Акте, — то возможно, что СНТ могло бы получить за эти участки деньги, или распределить их за членами СНТ в равных долях (если возможно).

    Поэтому, есть вероятность, что как Председателю ревизионной комиссии нужно будет поднимать вопрос о причинении СНТ убытков.

    02 Декабря 2015, 14:00
    клиент, г. Ульяновск

    Большое спасибо за ответ. О расторжении вопрос пока не ставится, это будет решать собрание уполномоченных в 2016 году. Как я понимаю председатель и правление 2009 -2015 годов превысили полномочия и должны понести ответственность. Какую?

    Хотелось бы обосновать все это со ссылкой на законы, не просто эмоционально.

    02 Декабря 2015, 14:40
    Юрист по гражданскому праву , г. Москва

    Можете сослаться на статьи 53.1 ГК РФ

    02 Декабря 2015, 14:53

    Здравствуйте! Уже несколько лет пытаемся приватизировать участок в снт. Но из-за того что у нас нет геодезии земель общего пользования, как нам говорят,то приватизацию не делают. На руках у нас только членская книжка и все.

    Что нам делать дальше? Куда идти? Надо приватизировать участок.

    29 Января 2015, 16:08
    Адвокат по недвижимости , г. Санкт-Петербург

    увы- вам надо собраться, принять решение о том, что нужно сделать кадастровый план земель общего пользования, собрать деньги, обратиться с этим вопросом в специализированную организацию.

    после- приватизировать свой участок.

    приватизация заканчивается 1 марта 2015 года.

    29 Января 2015, 16:15

    а сколько примерно потребуется денег? или лучше нанять специалиста,который этим займется? посоветуйте пожалуйста

    29 Января 2015, 16:19
    Адвокат по недвижимости , г. Санкт-Петербург

    увы- точно сказать не могу то по моему региону- от 30 тыс рублей. это делают специалисты- организация.

    29 Января 2015, 16:20
    Юрист по гражданскому праву , г. Курск

    приватизация заканчивается 1 марта 2015 года.

    Никольская Елена

    1 марта 2015 года заканчивается бесплатная передача жилых помещений в собственность граждан. С 1 марта 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Этими изменениями предусмотрена бесплатная передача земельных участков членам СНТ в собственность бесплатнодо 31 декабря 2020 года. Согласно пп.

    2.7 п. 2 ст. 3 вышеуказанного ФЗ(в редакции с не вступившими в силу изменениями)

    До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

    земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

    по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

    земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

    В остальном согласна с коллегой. Нужно созвать общее собрание членов СНТ, на котором рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ в отношении земель общего пользования. Для этого обратитесь в председателю СНТ, лучше письменно.

    С уважением, Ирина!

    29 Января 2015, 18:38

    Вам может быть интересно

    Кадастр — это специальный государственный реестр, в который в обязательном порядке вносится стоимость всех объектов недвижимости. Главным для ее владельцев является то, что именно с внесенной в кадастр суммы назначаются налоги. Достаточно часто собственники считают, что налоги непомерно высоки, а участки и объекты, с которых необходимо уплачивать обязательный сбор, стоят существенно меньше, чем указано.

    Понятие «межевание» не обозначено в законодательстве. Под ним подразумевают точное указание границ земельного участка. Если вы собираетесь стать землевладельцем, выкупить надел в собственность или взять его в аренду, вам необходима эта процедура.

    Определить четкие границы участков требуется также действующим собственникам, когда: Закон определяет случаи, когда проводится бесплатное межевание: Это дает.

    Категория земли может стать препятствием для строительства. Сельскохозяйственные угодья можно перевести в ИЖС, однако процесс будет трудоемким, а результат зависит не только от решения МФЦ, но и от позиции муниципальных властей. Земли сельхозназначения имеют целый ряд ограничений для собственников.

    Их использование зависит от градостроительной политики и подразумевает: Использование сельскохозяйственных.

    Владелец надела может лишиться права собственности на него по собственной инициативе или по решению суда. В большинстве случаев собственник получает компенсацию за землю и строения, сумма выкупа назначается исходя из рыночной стоимости и других условий. Права собственности на землю могут быть прекращены.

    Все основания для этого подробно изложены в законодательстве. Перечислим основные причины. С 2008.

    Для строительства гаража владельцу машины требуется специальное разрешение от муниципальных властей. Если оно не было получено вовремя, хозяин помещения может попытаться легализовать его. Стандартная процедура состоит из двух этапов: Дальнейшие детали процедуры зависят от того, где находится гараж, и каков правовой статус земли, на которой он был построен.

    Чаще всего такое строение уже имеет законный.

    Для свободного распоряжения гаражом необходимо не просто иметь свидетельство о владении, нужно также оформить землю под ним в собственность. При этом важно соблюдать все юридические формальности, предусмотренные законом. Целесообразность этого шага зависит от того, как владелец собирается впоследствии распоряжаться своим имуществом, а также от правового статуса строения.

    Приватизация земли может стать.

    Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»

    Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»

    На территории каждого населенного пункта имеется отдельная категория участков, которые в дальнейшем могут использоваться по целевому назначению. К одной из таких и относят земли общего пользования. В сегодняшней статье рассмотрим, что это такое и какое их назначение, а также правила относительно личного пользования этой категорией.

    Что такое земли общего пользования

    Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.

    Если эти территории находятся в публичной собственности, то пользоваться ими может каждый человек без исключения. Также время нахождения на таких землях не ограничивается законодательством. Подобные участки принято делить специальными красными межами на плане, чтобы отделить их от других участков до тех пор, пока не будут установлены точные границы территории на законодательном уровне.

    Для земельных участков общего пользования не предусмотрено оформление собственности, так как они не подлежат приватизации. Также их не принято брать или давать в аренду на торгах. Распоряжаться такими землями могут органы государственной или федеральной власти для различных субъектов государства.

    Среди таких участков может находится и для общего пользования уличная сеть.

    На заметку! Если определенная часть участка располагается в пределах территории земель, принадлежащих государству и эта часть нужна для строительства автомобильной дороги или другого объекта, то ее выделяют для этой цели.

    Читайте также:
    Придомовая территория: оптимальный размер и требования закона

    Выдержка из законодательства

    Управление вопросами и их регулирование осуществляется двумя ключевыми актами нормативного характера. Самым важным из них является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а второстепенным в этом плане выступает Земельный Кодекс.

    Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.

    Понятие земель общего пользования относят к двум сторонам правоотношений и при возникновении споров между нормативно-правовыми актами приоритетной является федеральная, а не региональная сфера.

    Особенности использования земель общего пользования

    Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.

    При таких обстоятельствах часто в судебном порядке принимается решение о предоставлении возможности взять в собственность и участок, прилагающийся к строению на фундаменте.

    На заметку! Зачастую свободные участки, находящиеся в реестре населенного пункта, выдают в аренду тем лицам, в собственности которых имеется строение, возведенное на них.

    Бывают случаи, когда собственник здания, которое построено на территории, принадлежащей к категории общего пользования, берет в аренду прилегающий участок, о чем составляется договор соответствующего образца. При этом возможность выкупа такой территории у собственника строения отсутствует. Если же в договоре аренды присутствует пункт, подтверждающий возможность дальнейшего выкупа участка, тогда такое соглашение можно считать незаконным.

    При заключении договора аренды земель общего пользования одной из сторон правоотношений является юридическое лицо. Этот процесс представляет собой взаимодействие человека с государством. Если результатом такого взаимодействия является безвозмездное бессрочное пользование участками из государственного местного реестра, то пользователю могут разрешить построить стационарное сооружение на этом участке.

    Возведенное здание, как следствие оформляется в собственность с соблюдением всех тонкостей закона, при этом участок числится за владельцем сооружения. Такое здание может подвергаться любым юридическим процедурам: продаже, дарению, аренде. Соответственно, земельный участок общего пользования, находящийся под ним, переходит к новому временному или постоянному владельцу.

    С гражданской точки зрения такой процесс называют переуступкой права аренды.

    Читайте также:
    Дачникам закон писан

    Предназначение территорий общего пользования и последовательность возведения зданий на них

    Разобравшись, что такое ЗОП, можно определить цели их использования, которые обозначают органы местной власти. Например, это могут быть участки с утвержденными границами, на которых устроены парковки, детские или спортивные площадки, места для выгула животных. Для таких территорий не предусматривается сооружение объектов градостроительства: жилой недвижимости, школ, детских садов, различных зданий с арендой под офисы.

    Договор аренды по отношению к землям общего пользования в пределах территории населенного пункта осуществляется без проведения специальных торгов. Подобные ситуации разрешают предоставление в пользование участков юридическим лицам, если:

    • Президентом или местной властью издан указ о том, что на заявленной территории необходимо возвести объект социально-культурного или образовательного значения, а также зданий, которые необходимы для реализации проектов и инвестиций.
    • Пришло распоряжение от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для тех же целей, что и в предыдущем пункте.
    • Юридическое лицо взяло на себя ответственность за завершение или продолжение строительства на выделенном участке. Например, это могут быть многоэтажные дома, в которых жильцы уже вложили свои деньги на покупку квартиры, но и права по той или иной причине были нарушены.
    • Будет проведено исполнение международных обязательств РФ, которые предполагают проектирование и последующее размещение объектов, обеспечивающих водо-, газо-, теплоснабжение.
    • На таком участке общего пользования находится строение, которое на момент предоставления земли находится в собственности юридического лица.

    Существует еще дополнительный ряд случаев, которые регулируются в соответствии со статьей 39,6 ЗК РФ.

    Размещение торговых павильонов на землях общего пользования

    Для размещения торговых точек, павильонов и центров в пределах границ участков общего пользования, руководствуются статьей 10 Федерального законодательства от 28.12.2009 № 381-ФЗ. В ней прописывается, что использование допускается для таких целей.

    Установку торговых точек в обозначенных пределах проводят для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории и достичь минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.

    Порядок внедрения объектов осуществляется только под управлением действующего правительства РФ. Схему построения разрабатывают, при необходимости изменяют, а затем утверждают только органы местного самоуправления.

    В предложенной схеме обязательно предусматривают минимум 60% нестационарных построек торгового назначения, которые могут принадлежать малому или среднему бизнесу от общего количества заявленных объектов.

    Видео описание

    Жизнь в СНТ, плюсы и минусы.

    На заметку! Изменения в схеме публикуют официально, используя муниципальные правовые акты, дополнительно размещают на официальных сайтах органов исполнительной власти выделенного субъекта РФ и органа местного самоуправления через Интернет.

    Читайте также:
    Закон о СНТ: полный обзор

    Налогообложение

    Налогообложение земель общего пользования проводится по ниже перечисленным правилам:

    • Когда участок передан в аренду юридическому или физическому лицу, при этом на нем отсутствуют капитальные строения, оформленные в качестве собственного недвижимого имущества, тогда он облагается налогами в обязательном порядке. Иногда этот налог изменяют на арендный платеж или наоборот.
    • Если заявленный участок не принадлежит ни одному из пользователей по закону (на нем нет строения), например, если это часть проезжей части. Тогда земельный налог трансформируется в транспортный и его сумма разделяется пропорционально между всеми пользователями конкретным участком автодороги.
    • На случай, когда такие участки находятся в объединении садоводческого некоммерческого типа, тогда налог оплачивает каждый участник самостоятельно.

    Условия налогообложения могут меняться в зависимости от того, какая деятельность развивается на том или ином участке.

    Незаконное использование и ответственность за него

    Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:

    • гражданам — 1-1,5% от кадастровой цены за участок (не менее 5 тысяч рублей);
    • должностным лицам — 1,5-2% кадастровой стоимости (не менее 20 тысяч рублей);
    • юридическим лицам — 2-3% кадастровой цены за участок (минимум 100 тысяч рублей).

    В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.

    Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.

    Земли СНТ и нюансы их оформления

    Земли общего пользования в СНТ — участки садоводческо-некоммерческого товарищества. Такие объединения предлагают людям участок определенной площади под организацию сада или огорода.

    Обычно эти земли общего пользования находятся на отдельной территории, преимущественно за городом или поселком. Количество смежных наделов может быть различным и при передаче их в пользование физическому лицу разрешается использовать на нем любые ресурсы. Например, обустроить индивидуальную скважину и пользоваться ею.

    Читайте также:
    Земли сельхозназначения: особенности использования

    Землю общего пользования в товариществе можно переоформить под собственность, но законодательство не обязует граждан проводить такую процедуру. Участок разрешается поставить на кадастровый учет для этого в регистрирующий орган землепользователь предоставляет пакет документов:

    • схема расположения в соответствии с проведенным межеванием;
    • подтверждение правомерности использования выделенной земли (соответствующий разрешающий документ);
    • учредительная документация товарищества.

    Все предоставленные документы передаются в орган местного самоуправления. В законодательстве прописывают, что приватизировать земли общего пользования СНТ можно только в том случае, если для них сохраняется доступ без ограничений.

    Видео описание

    Оформление земель общего пользования.

    Заключение

    Земельные участки общего пользования всегда остаются в собственности государства, кроме случаев, когда на них выстроены капитальные строения надлежащего качества, а не те, что принадлежат сносу и находятся в аварийном состоянии.

    Порядок пользования земельным участком и права сособственников

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие права имеют правопреемники, вступившие на доли своих родных в домовладении, в котором установлен судом порядок пользования на земельном участке, которому уже более 20 лет, а на жилые дома имеется соглашения заключенное между ещё прежними сособственниками до нас, которая была зарегистрирована нотариусом и внесена в запись в свидетельство о праве собственности у прежних сособственниками на которые мы вступили наследство по завещанию. Сосед, который был участником судебного процесса по определению порядка пользования на земельный участок (инициатор данного дела) не признаёт правопреемников и их права на определённый порядок пользования земельным участком, который был определён судом ихнем родным и всячески препятствует им пользоваться этими участками в соответствии ст.

    209 КГ РФ ссылаясь на то что мы новые сособственники и у нас общая болевая, а значит всё совместное и он имеет право пользоваться спорным участком на тех же правах что и мы при этом свой участок который ему выделил суд пользуется по своему усмотрению не считаясь с нашими правами как сособственников невзирая даже на то, что мы прописаны и живём, а этом домовладении уже более 30 лет, а в самом пользовании данные участки у нашей семьи уже будут более 50 лет.

    Подскажите, пожалуйста, какие права мы имеем на эти участки и какой закон на нашей стороне. И имеет ли право сосед снова претендовать на спорный участок, так как он на нас подал в суд о «нечинении препятствий в пользовании въездом на земельный участок, об обязании демонтировать часть забора» при этом скрыв от суда, что был определён порядок пользования на земельном участке между сособственниками указав в иске, что между совладельцами, то есть нами не был установлен порядок, а также между нами нету не какого соглашения о том, что именно мы, а не он имеем право пользоваться спорным участком, что мы самовольно пользуемся этим участком лишая его право на основании ст. 247, 208, 209 , 12 ГК РФ, а также ст. 3,131,132 ГПК РФ предъявив суду только технические выкопировки, которые были до суда по определению порядка пользования. А что касаемо забора, который мы должны демонтировать по требованиям соседа, то он был установлен ещё прежними сособственниками (нашими родными) 20 лет назад после вступление в законную силу решения суда для того чтобы сосед не забывал, что этот участок спорный не является общим и к нему он не какого отношения не имеет так как границы участков, были рассчитаны для каждого сособственника индивидуально с учётом расположение жилых домов, которыми они владеют и пользуются согласно Соглашению.

    Подскажите, пожалуйста, какие права мы имеем на эти участки и какой закон на нашей стороне.

    Показать полностью

    05 марта 2018, 12:06 , Наталья, г. Ростов-на-Дону

    Коттеджные посёлки: земли общего пользования

    Ранее я рассматривал правовые проблемы и пробелы в правовом регулировании такого неопределенного для закона явления как «коттеджные посёлки» https://zakon.ru/blog/2020/6/5/kottedzhnye_posyolki_rossijskoe_pravo_nedvizhimosti

    Всё больше российских мегаполисов расширяются, в частности, в виде появления районов малоэтажной застройки, фактически посёлков со своим укладом жизни. Как правило, данные населённые пункты изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в пределах этого района по категории являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов, а сам коттеджный посёлок становится по градостроительным документам неотъемлемой частью соответствующего муниципального образования.

    На сегодня не принят базовый закон, который бы разрешал огромный пласт проблем в таких населённых пунктах, в первую очередь имущественных, земельных, что порождает огромное количество судебных споров и несогласованность практики судов по данному вопросу. Одной из таких проблем является неопределённость режима земель (территорий) общего пользования относительно этих населённых пунктов.

    В Российской Федерации земли (территории) общего пользования (их также называют общественными землями) ограничены в гражданском обороте, то есть такие земельные участки не могут быть приватизированы, находиться в собственности юридических лиц и граждан (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 12 ст.

    85 Земельного кодекса Российской Федерации). Хотя в науке отечественного гражданского права встречаются позиции современных цивилистов, которые рассматривают общественные земли в качестве объектов, полностью исключенных из гражданского оборота, так как собственником таких вещей может быть только публичное образование – государство или муниципалитет в интересах общества, всех и каждого. Однако Верховный суд России рассматривает их именно в качестве объектов, ограниченных в обороте (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07. 2009 № 5-Г09-56, от 05.12.2018 г. № 308-КГ18-19589).

    К слову, в дореволюционном российском частном праве такие земли также рассматривали в качестве ограниченных в гражданском обороте, при этом разделяя понятия торговый и гражданский обороты (см. в частности труды Гамбарова Ю. С.).

    Установление такого специального режима оборота в отношении них обусловлено необходимостью обеспечить беспрепятственное и безвозмездное пользование этими объектами для неограниченного круга граждан и юридических лиц. Верховный суд России последовательно утверждают в рамках конкретных дел о том, что использование земель общего пользования направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения, поэтому запрещается приватизация (передача в собственность отдельным граждан и юридических лиц) таких земель (например, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017). Также законодатель и суды отдельно подчёркивают о безвозмездности пользования для граждан таким недвижимым имуществом (например, п. 1 ст.

    28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3241/2008(5552-А27-9)).

    Все вышеназванные гарантии и ограничения в виде императивных норм гражданского и земельного законодательства с легкостью обходятся застройщиками (продавцами) в так называемых коттеджных посёлках. Как правило, застройщик приобретает на торгах один большой по размеру земельный участок, который находится в собственности государственной власти или муниципального образования, далее разделяет этот большой участок на множество меньших индивидуальных участков, строит частные дома, общепоселковую инфраструктуру и формирует земли (территории) общего пользования в виде автомобильных дорог, скверов, парков, набережной, участков для размещения трансформаторной подстанции и контейнеров для бытовых отходов. Однако вместо того, чтобы передать право собственности на эти сформированные застройщиком общественные земли в пользу всех жителей (собственников индивидуальных участков) коттеджного посёлка или в публичную собственность, застройщик оставляет права на них за собой или передаёт аффилированному юридическому лицу (чаще всего товариществу собственников недвижимости, ТСН).

    Далее начинается систематическое извлечение прибыли застройщиком или ТСН в форме фактического взыскания с каждого собственника участка (жителя) платы за проезд или иное пользование территориями общего пользования.

    Самое интересное, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Публичной кадастровой карте такие общественные земельные участки по категории и своему назначению зарегистрированы именно в качестве земель (территорий) общего пользования. Но в нарушение вышеназванных норм и условиях отсутствия в населённом пункте альтернативных общественных дорог для проезда к своим участкам собственниками таких земель (дорог) признаны юридические лица (застройщики, ТСН) или отдельная группа граждан, которые навязывают правила пользования и плату для всех остальных жителей.

    Защищая свои права по беспрепятственному и безвозмездному пользованию такими объектами недвижимости группа граждан – жителей начинают обращаться с иском в суды по отношению к формальным собственникам об исправлении ЕГРН и признании права собственности за всеми жителями, собственниками частных земель отдельного населённого пункта. Также пытаясь отстоять свои права граждане просят вступать в такие дела прокурора для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц, публичных интересов. Практика показывает (по крайней мере в Московской области), что органы прокуратуры последовательно отказываются вступать в судебный процесс, якобы не видя нарушений публичных интересов.

    Таким образом, пока возобладал формальный подход и жители таких коттеджных посёлков не защищены со стороны государства и вынуждены отстаивать самостоятельно свои интересы в судах. В этом случае существует большой риск отказа судом в удовлетворении подобного иска в рамках гражданского процесса по формальному основанию — отсутствие полномочий по защите интересов неограниченного круга лиц у истцов, ибо последние не являются государственными органами или органами местного самоуправления с соответствующими публичными полномочиями.

    В этом случае возможен вариант обращения с административным исковым заявлением в суд к органам публичной власти, где предметом требования целесообразно обозначить возложение обязанности на последних обеспечить право гражданам на свободное и безвозмездное пользование землями (территориями) общего пользования. В свою очередь, у органов местного самоуправления и государственной власти есть полномочие по выкупу (изъятию) у частных лиц (застройщики, ТСН) таких земельных участков в порядке ст. 238 (выкуп ограниченных в обороте вещей) или ст. 279 Гражданского кодекса, абз. 9 ч. 2 ст.

    49 Земельного кодекса (изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд). При этом есть большая вероятность того, что публичные органы власти вслед потребуют у жителей снести ограждение (шлагбаумы) в месте въезда в коттеджный посёлок, учитывая его вхождение в статусе неотъемлемой части в границы муниципального образования.

    Подводя итог, можно смело заявить, на сегодня в действующем законодательстве отсутствуют институты, которые бы эффективно разрешали данные вопросы и защищали права жителей в таких населённых пунктах.

zabota_cher_
Оцените автора