Расторжение контракта в одностороннем порядке 44-фз

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 7.31 «Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» КоАП РФ «В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (ч. 9 ст.

95 Закона N 44-ФЗ).

Нормативные акты

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) 12.2. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Энциклопедия решений. Односторонний отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

    Согласно ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ поставщик, подрядчик, исполнитель (далее также контрагент) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

    Таким образом, право контрагента на односторонний отказ от исполнения контракта возникает, если контрактом предусмотрено такое право для заказчика, даже если условие о наличии этого права у контрагента в контракте отсутствует. Однако если контракт не предусматривает названного выше права заказчика, то отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке невозможен и для контрагента.

    Следует учитывать, что нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (см., например, п. 4 ст. 486 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (см., например, п. 2 ст. 782 ГК РФ). Однако из ч. 22 ст.

    95 Закона N 44-ФЗ, а также с учетом того, что право на отказ контрагента от контракта является «зеркальным» по отношению к аналогичному праву заказчика, можно сделать однозначный вывод о том, что в ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ речь идет об одностороннем отказе именно вследствие нарушения заказчиком своих обязательств по контракту.

    Порядок действий контрагента, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен ч.ч. 20 — 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

    Из ч. 20 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно.

    В силу этой же нормы такое решение не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия направляется заказчику:

    — по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте,

    — посредством факсимильной связи,

    — по адресу электронной почты,

    — с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение контрагентом подтверждения о его вручении заказчику.

    Выполнение контрагентом указанных выше требований считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    При этом датой такого надлежащего уведомления признается дата получения контрагентом подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

    Решение контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления контрагентом заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

    Однако, как указано в ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контрагент обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

    В силу ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта. Кроме того, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 11 ч. 2, ч.ч.

    3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта*(1).

    Как указано в ч. 24 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом контрагента от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

    *(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч.

    1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

    Односторонний отказ госзаказчика от контракта: несколько примеров из практики за 2020–2021 годы

    Подрядчик хотел расторгнуть контракт по соглашению, но заказчик отказался в одностороннем порядке, хотя время для исполнения еще было. Заказчик не предоставил документы, но исполнитель запросил их не сразу. Заказчик заявил отказ, но затем принял работы.

    Расскажем, как суды решали эти и другие споры.

    Доводы о нарушении контракта из-за независящих от сторон обстоятельств

    Подрядчик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон спустя две недели после его заключения. Он ссылался на резкое снижение курса рубля и нехватку рабочей силы, обусловленную коронавирусом. При этом к работам он не приступал.

    Заказчик счел это за отказ выполнять обязательства и сам отказался от контракта в одностороннем порядке.

    Суд первой инстанции поддержал подрядчика, признав незаконным решение о включении в РНП. В контракте не было промежуточных сроков сдачи работ, а до конечной даты на момент решения заказчика оставалось много времени. Предложение расторгнуть контракт само по себе нельзя рассматривать как отказ от обязательств.

    Апелляция решила иначе. Стороны определили дату начала работ. К ним нужно было приступить с момента заключения контракта.

    В ГК РФ предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения договора, если подрядчик начал работы несвоевременно. Доводы о невозможности исполнения обязательств отклонили: колебание курсов валют — обычный предпринимательский риск, подавая заявку, участник должен учитывать свои возможности по исполнению обязательств. АС Дальневосточного округа эти выводы поддержал.

    Если исполнитель является ИП, уважительной причиной могут признать болезнь. Так, предприниматель нарушил срок ремонта из-за болезни, что подтверждено медицинскими справками. После выздоровления работы были выполнены в срок, установленный техзаданием.

    Суды признали отказ заказчика неправомерным.

    Однако состояние здоровья не всегда служит оправданием. Необходимо учитывать период исполнения обязательства и период болезни. Так, суд признал односторонний отказ заказчика правомерным, поскольку у предпринимателя было время для исполнения с начала действия контракта до заболевания.

    Кроме того, во время больничного он исполнял другие контракты.

    Доводы о вине заказчика

    Истец оспаривал односторонний отказ заказчика, ссылаясь на невозможность выполнения работ в срок из-за наличия деревьев на земельном участке и недостатков проектной документации. Суды отметили, что подрядчик мог до заключения контракта ознакомиться с объектом работ, проектом и сметой и оценить, возможно ли сдать работы в срок. Кроме того, он вел себя непоследовательно: сообщил заказчику о препятствиях, но приступил к работам, не воспользовавшись установленным для таких случаев правом на отказ от обязательств.

    В другом случае суды поддержали подрядчика. Они установили, что нарушение сроков и неполное выполнение обязательств вызвано поведением заказчика. Он неправильно составил документацию и не включил в нее дополнительные работы, без которых нельзя было завершить основные.

    О проблемах с исполнением контракта нужно сообщать своевременно. Так, исполнитель направил запрос на представление необходимой документации только за три дня до окончания срока выполнения работ. Суды признали действия исполнителя недобросовестными, а отказ заказчика от контракта — правомерным.

    Доводы о принятии заказчиком результата или намерении это сделать

    Заказчик направил уведомление об одностороннем отказе от контракта. Несмотря на это, подрядчик продолжал выполнять работы, другая сторона этому не препятствовала. Достроенный спорный объект ввели в эксплуатацию.

    Контролеры отказали заказчику во включении сведений в РНП. Просрочка была обусловлена задержкой в поставках материалов от производителя и необходимостью осуществления допработ. Суды поддержали контролеров.

    Поставщик нарушил сроки поставки. Заказчик попросил уточнить срок, и поставщик установил новую дату. Однако заказчик в этот день решил отказаться от контракта несмотря на то, что товар был поставлен. Суд первой инстанции и апелляция признали отказ правомерным.

    Кассация направила дело на новое рассмотрение. Суды должны были оценить поведение заказчика. Оно позволяло поставщику рассчитывать, что другая сторона примет товар и после истечения первоначального срока.

    Расторжение контракта в одностороннем порядке 44-фз

    19 сентября 2024 Регистрация Войти
    6 октября 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    16 октября 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если аукцион был заключен в 2021 году? Каков порядок расторжения (процедура)? По новому закону согласно изменениям от 01.01.2022 или по старому закону, до вступления изменений?

    Если по новому закону согласно изменениям, какова вся процедура расторжения со стороны заказчика (что в данной ситуации будет являться надлежащим уведомлением поставщика)?

    Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если аукцион был заключен в 2021 году? Каков порядок расторжения (процедура)? По новому закону согласно изменениям от 01.01.2022 или по старому закону, до вступления изменений?

    Если по новому закону согласно изменениям, какова вся процедура расторжения со стороны заказчика (что в данной ситуации будет являться надлежащим уведомлением поставщика)?

    5 марта 2022

    Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
    Порядок действий заказчика, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен чч. 10-14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

    Соблюдать его заказчик обязан (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
    Отметим, что с 1 января 2022 года утратила силу ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, которой ранее устанавливался порядок принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и уведомления об этом контрагента. При этом ст. 95 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2022 года дополнена ч. 12.1, которой предусмотрен порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур. Однако данная норма не применяется до 1 июля 2022 года (ч.

    6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (далее — Закон N 360-ФЗ)).
    Как указано в п. 3 ч. 6 ст. 8 Закон N 360-ФЗ, с 1 января 2022 года до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, в том числе закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закрытых электронных процедур, заказчик:
    — направляет такое решение контрагенту в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (подп. «а» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ). Этот порядок предполагает вручение решения контрагенту лично под расписку либо направление решения контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении;
    — не позднее дня направления решения размещает его в единой информационной системе (далее — ЕИС) по правилам, действовавшим до 1 января 2022 года (подп. «б» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ).
    По общему правилу, установленному ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, датой надлежащего уведомления считается:
    — дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени контрагента, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку) (п. 1 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
    — дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма либо дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) (п. 2 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
    При этом согласно подп. «в» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма, направленного в соответствии с подп. «а» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении 15 дней, считая с даты размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе.
    Как видим, положениями п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ предусмотрен особый порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур, который применяется заказчиками в переходный период до вступления в силу требований ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

    И так как ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни требованиями Закона N 360-ФЗ не установлено иное, данный порядок применяется и к случаям расторжения контрактов, заключенных до 1 января 2022 года.
    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
    Однако в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:
    — во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения;
    — во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
    Правило об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
    Особо отметим, что ч. 14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок направления заказчиком уведомления об отмене решения об одностороннем отказе, однако данный порядок не применяется для случаев расторжения контрактов, заключенных по итогам проведения электронных процедур. Для случаев электронных процедур, закрытых электронных процедур порядок направления уведомления об отмене решения заказчика предусмотрен ч. 14.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но до 1 июля 2022 года он не применяется (ч.

    6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда

    Ответ прошел контроль качества

    9 февраля 2022 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Основания и процедура одностороннего отказа от исполнения контракта

    Односторонний отказ от исполнения контракта – наиболее простой способ расторжения контракта по сравнению с двумя другими – по соглашению сторон и по решению суда. Поэтому заказчики прибегают к нему с большим удовольствием

    С иными чувствами встречают эту ситуацию поставщики, поскольку они рискуют не получить оплату и попасть в список недобросовестных поставщиков. Рассмотрим основания и процедуру такого отказа — как она оговорена в законе и как реализуется

    Основания и процедура одностороннего отказа

    1. Положения Закона № 44-ФЗ об одностороннем отказе от исполнения контракта сосредоточены в п. 8 — 26 ст. 95. Они предусматривают следующие основания и процедуру (если говорить о самой сути этих положений, без воды и тавтологии).

    ЗАКАЗЧИК

    Вправе принять решение об одностороннем отказе:

    1) при одновременном наличии двух условий:

    • контрактом предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта;
    • имеют место основания, предусмотренные ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

    Обязан принять такое решение:

    1. если в ходе исполнения контракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель) или поставляемый товар не соответствуют требованиям документации о закупке;
    2. если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

    Процедура принятия решения:

    Экспертиза. Принятию решения об одностороннем отказе может предшествовать экспертиза поставленного товара / работы / услуги. И если такая экспертиза проведена, то указанное решение может быть принято только при условии, что в заключении эксперта будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для отказа от него.

    Отправка решения. Принятое решение в течение 3-х рабочих дней:

    • размещается в ЕИС;
    • направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо по факсу, либо по электронной почте, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

    Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком (или/или):

    • подтверждения о вручении указанного уведомления;
    • информации об отсутствии поставщика по его адресу.

    При невозможности получения подтверждения либо информации датой уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика в ЕИС.

    Расторжение и последствия. Решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления. Но, если в течение этих 10 дней поставщик устранит нарушение условий контракта, а также компенсирует заказчику затраты на экспертизу, то заказчик обязан отменить решение (данное правило не применяется в случае повторного нарушения условий контракта поставщиком).

    Информация о поставщике включается в реестр недобросовестных поставщиков.

    Заказчик вправе закупить такой товар путем запроса предложений. Но, если до расторжения контракта поставщик частично исполнил обязательства, то новый контракт уменьшается на эту часть, как по объему закупки, так и по цене.

    ПОСТАВЩИК

    Вправе принять решение об одностороннем отказе ровно по тем же основаниям, что и заказчик.

    Обязан принять такое решение: таких случаев не установлено.

    Процедура принятия решения: та же процедура, что и для заказчика, за исключением того, что информация о поставщике не включается в реестр недобросовестных поставщиков.

    2.1. Основания одностороннего отказа

    Ключевой вопрос, который возникает после изучения всех вышеприведенных положений, это какие именно основания для отказа от договора предусмотрены ГК РФ? Ведь Закон № 44-ФЗ не только не называет их прямо, он даже не содержит номера соответствующих статей кодекса. Поэтому данную информацию приходится «выуживать» из второй части ГК РФ самостоятельно.

    К слову, ФАС и Минэкономразвития в совместном письме рекомендуют это сделать всем заказчикам и прописать данные основания уже в проекте контракта (письмо № 324-ЕЕ/Д28и, № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). На применение данных оснований для отказа от контракта их упоминание или не упоминание в контракте никак не влияет. Прописать их ведомства рекомендуют, скорее, в качестве жеста доброй воли, чтобы стороны изначально (прямо из текста контракта, без дополнительного штудирования кодекса) четко понимали, в каких именно случаях та или иная сторона может отказаться от его исполнения.

    В вышеупомянутом письме даже приведены и несколько таких оснований, но далеко не все.

    Итак, ГК РФ предусматривает следующие основания для одностороннего отказа от договора (берем только самые распространенные договоры).

    • отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (п. 1 ст. 463, абз. 2 ст. 464);
    • существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475);
    • невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (п. 1 ст. 480).
    • поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок или неоднократное нарушение сроков поставки товаров; неоднократное нарушение заказчиком сроков оплаты товаров или неоднократная не выборка им товаров (п. 2 ст. 523).
    • несогласие заказчика с превышением цены контракта при необходимости проведения дополнительных работ (п. 5 ст. 709);
    • отказ заказчика от увеличения установленной цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (п. 6 ст. 709);
    • подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715);
    • неисполнение подрядчиком в назначенный срок недостатков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715);
    • отказ заказчика в любое время до сдачи ему результата работы при условии уплаты подрядчику части цены пропорционально выполненной части работы, и убытков, причиненных прекращением договора, в пределах разницы между ценой за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную (ст. 717);
    • нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, что препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 719);
    • отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723).

    Договор возмездного оказания услуг:

    • отказ заказчика или исполнителя при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов или полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).

    2.2. Процедура одностороннего отказа

    Что касается процедуры одностороннего отказа, то, как показывает практика, к ее соблюдению стоит относиться весьма щепетильно. Прежде всего, заказчикам, так как они прибегают к такому отказ у гораздо чаще, чем поставщики. Нарушение же предусмотренного законом алгоритма влечет признание судом одностороннего отказа недействительным.

    10 дней на вступления решения в силу даны не просто так

    Много споров связано с соблюдением 10-дневного срока на вступление решения об одностороннем отказе в силу. Заказчики его порой нарушают, однако правовые последствия могут быть разными.

    Пример 1

    Заказчик принял решение, направил его поставщику, разместил на официальном сайте и… в этот же день направил решение в ФАС для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков. Однако ФАС отказалась это сделать, так как заказчик не выждал 10 дней и решение еще не вступило в силу. Судьи поддержали чиновников, согласившись, что порядок срок вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу был нарушен (Определения Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 305-КГ16-15701, от 12.09.2016 № 308-КГ16-11459).

    Пример 2

    Другой пример (в пользу заказчика): заказчик опубликовал решение от 11.12.2015 на официальном сайте 23.12.2015. Подрядчик сослался на то, что это нарушило его право исправить указанные заказчиком нарушения в 10-дневный срок. ФАС с этим согласилась, а вот суд — нет.

    Выяснилось, что подрядчик получил решение день в день — 11.12.2015, поэтому ссылка на неполучение им решения посредством иных средств связи (через сайт) не свидетельствует о нарушении его права такого лица в 10-дневный срок заявить обоснованные возражения против отказа от исполнения контракта, — решили судьи (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2017 № Ф05-19774/2016).

    Документы о срыве сроков есть — вопросов нет

    Если же заказчик строго соблюдает процедуру и доказывает, что основания для расторжения контракта действительно имели место, то все должно быть в порядке. Например, заказчик решил отказаться от контракта на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ: «подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным».

    Дело было в том, что подрядчик нарушал сроки сдачи этапов работ — заказчик не оставлял без внимания, и каждый раз направлял ему претензию о несоблюдении сроков, то есть, своевременно документировал все просрочки. 15 октября выходил крайний срок выполнения всех работ — в этот день не были сданы и 16 октября заказчик направил подрядчику уведомление об одностороннем отказе.

    Суд указал, что действия заказчика обоснованы, поскольку нет доказательств выполнения работ в полном объеме в установленные контрактом сроки; дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения обязательств по контракту стороны не заключили; из представленных документов следовало, что окончание работ к сроку явно невозможно, так как работы в наибольшей своей части не выполнены (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

    Со стороны заказчика должно быть «чисто»

    С другой стороны, заказчики не должны забывать о том, что при отказе от контракта по мотиву тех или иных нарушений подрядчиком, «совесть» заказчика то же должна быть чиста. Иначе отказ от контракта будет не справедливым и одновременно недействительным.

    Например, 13 июля стороны заключили госконтракт на организацию работ по подготовке проектной документации по капремонту дороги до конца года. 11 января подрядчик получил решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта со ссылкой на непредставление проектной документации по состоянию на 31 декабря и о расторжении контракта через 10 дней с даты уведомления подрядчика.

    Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
    Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

    Судьи признали отказ заказчика незаконным, так как выяснилось, что сроки выполнения работ были нарушены по вине заказчика. Он своевременно не предоставил подрядчику исходные данные для выполнения проектных работ, что требовалось от него по условиям контракта. Хотя подрядчик неоднократно обращался к нему с требованием о предоставлении исходных данных.

    Это свидетельствует о наличии препятствий, послуживших основанием для нарушения подрядчиком своих обязательств по контракту, — решили судьи, и признали отказ от контракта недействительным (Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 № 301-ЭС17-1010).

    Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон

    Когда заказчик и поставщик согласны расторгнуть контракт, они составляют соглашение о расторжении контракта, который закрепляет эти договоренности. Важно правильно составить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих органов.

    Скачать образец дополнительного соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон
    Скачать образец соглашения о расторжении договора по соглашению сторон в 2024 году из КонсультантПлюс
    Скачать образец письма о расторжении договора по соглашению сторон для заполнения

    Когда расторгают госконтракт

    Заказчик и поставщик документально оформляют расторжение государственного контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ из-за того, что изменились условия выполнения обязательств. Причины разные, среди них:

    1. Пропала необходимость в товарах, работах, услугах (например, сократили штат государственного учреждения, и ему стали не нужны услуги по повышению квалификации сотрудников, которые больше не работают).
    2. Поставщик не выполняет обязательства по госконтракту ввиду обстоятельств, которые от него не зависят (например, стихийные бедствия, забастовки и т. д.).
    3. Не выбрали весь объем товара, который заложили (как пример, в течение года заказчик по заявкам заказывает продукты питания, к окончанию срока действия оказалось, что объем продуктов в спецификации больше, чем фактически получил заказчик).

    Госконтракты расторгают по договоренности заказчика и поставщика, по решению суда или в одностороннем порядке. Разберем ситуацию, когда заказчик и поставщик решили, что дальше выполнять обязательства невозможно, и расторгают госконтракт по взаимному согласию.

    Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести расторжение контракта в одностороннем порядке без ошибок и нарушений.

    Инструкция КонсультантПлюс: как расторгнуть контракт по 44-ФЗ

    Как расторгнуть договор по соглашению сторон: пошаговая инструкция

    В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ закреплены правила, как расторгнуть договор по взаимному согласию, но основания и порядок такого расторжения контракта не установлены. Следует обратиться к нормам Гражданского кодекса.

    В главе 29 ГК РФ описана суть, механизм процедуры, действия заказчика после расторжения контракта по соглашению сторон и возможные последствия.

    • как изменить или расторгнуть госконтракт из-за повышения стоимости на стройматериалы;
    • как расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке;
    • как составить дополнительное соглашение о смене реквизитов по 44-ФЗ.

    Шаг 1. Определяем основания

    В законе нет списка ситуаций. Участники сделки вправе сами прекратить обязательства. Не рекомендуем расторгать договор по согласию, если поставщик нарушил обязательные условия сделки: например, не в первый раз сорвал сроки поставки или поставил некачественную продукцию. В таких случаях необходимо в одностороннем порядке отказываться от исполнения или обращаться в суд за решением о досрочном прекращении обязательств.

    Ненадлежащее исполнение договора приведет к ответственности и попаданию в реестр недобросовестных поставщиков. Взаимное решение прекратить обязательства проходит без санкций.

    Шаг 2. Составляем уведомление о расторжении контракта

    Этот документ нужен, чтобы в письменной форме уведомить о намерении закрыть сделку. Оформляется в виде письма в свободной форме на официальном бланке организации. Обязательно укажите:

    1. Причины.
    2. Ссылку на норму закона и пункт контракта.
    3. Предложение расторгнуть действующие договоренности.
    4. Порядок этой процедуры (сроки, какие документы следует представить).

    К письму рекомендуем приложить бланк допсоглашения о расторжении для заполнения и подписания. Предлагаем образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ, используйте этот шаблон в работе.

    Письмо о расторжении контракта

    Шаг 3. Готовим документы

    Необходимо письменно зафиксировать, что правоотношения госзаказчика и подрядчика прекращаются, и отразить основания для такого решения. Документ составляется в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон. Экземпляры имеют равную юридическую силу.

    Датой прекращения действия указывают день, когда участники подписали этот документ, если в нем не предусмотрен другой порядок (п. 3 ст. 453 ГК).

    Формы для этого документа в законе нет, его составляют в произвольном порядке. Проверьте, чтобы в документе были такие сведения:

    • наименование госзаказчика и поставщика;
    • ссылки на нормы закона и положения госконтракта (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 450 ГК);
    • объем и стоимость фактически выполненных обязательств;
    • сумма обязательств, которые не были исполнены;
    • в течение скольких дней вернется обеспечение;
    • отсутствие у сторон взаимных требований;
    • сведения о сторонах, подписывающих документ.

    Актуальный пример соглашения о расторжении договора по соглашению сторон — заказчик и подрядчик по взаимному согласию расторгли контракт на выполнение работ.

    Образец допсоглашения о расторжении контракта по соглашению сторон 44-ФЗ

    Шаг 4. Возвращаем обеспечение исполнения контракта

    После подписания такого документа прекращаются все обязательства по сделке. За этим следует обязанность вернуть обеспечение. Срок возврата денег, которые внесены в качестве обеспечения исполнения контракта, необходимо указать в допсоглашении о прекращении договора или руководствоваться положениями госконтракта.

    Иначе заказчик неосновательно обогатится, что является нарушением закона (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

    Банковская гарантия не возвращается.

    Шаг 5. Размещаем сведения о прекращении в ЕИС

    На вкладке «Расторжение контракта» следует указать сумму фактической оплаты, основание и причины для прекращения договорных отношений, дату и номер документального подтверждения (допсоглашения). Заказчик самостоятельно решает, какую причину расторжения контракта по соглашению сторон указать в ЕИС, руководствуясь тем, что стороны написали в допсоглашении.

    Расторжение контракта по соглашению сторон в ЕИС

    Документы и разъяснения

    Гражданский кодекс (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ Скачать
    Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 Скачать

    Об авторе этой статьи

    Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
    Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
    Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

    Другие публикации автора
    • 2023.09.14 Документы заказчикаНовые правила формирования лотов в закупках медизделий
    • 2023.09.12 Контроль закупокОбзор изменений в правила применения ограничений в закупках иностранных товаров
    • 2023.09.05 Без рубрикиУтвердили порядок обмена информацией для взаимного признания банковских гарантий в государствах — членах ЕАЭС
    • 2023.08.31 Контроль закупокКак увеличить цену контракта при применении преференций по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2016
zabota_cher_
Оцените автора