Реформа ЖКХ переселение из аварийного жилья

Участники заседания «круглого стола», проведенного 10 февраля 2024 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», акционерного общества «ДОМ.РФ», ассоциации «Национальное объединение строителей», обсудив актуальные вопросы новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, отмечают следующее.

Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р (далее – Стратегия), определен перечень задач, направленных на обеспечение в указанный период устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда.

Особая роль в решении этих задач возложена на субъекты Российской Федерации. Так, в Стратегии отмечено, что именно региональные программы расселения аварийного жилищного фонда при их надлежащем финансировании позволят предотвратить старение жилищного фонда в России, обеспечат расселение аварийного жилищного фонда и сокращение накопленного аварийного жилищного фонда.

С 2022 года в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», стартовала новая программа переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года(далее – новая программа расселения аварийного жилищного фонда). Жилищный фонд, признанный аварийным за указанный период составляет 14,4 млн. кв. человек[1].

В целях запуска новой программы и согласно Федеральному закону от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) наделена полномочиями по обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в части предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществления мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения условий предоставления указанной финансовой поддержки.

Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставленной Фонду в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года № 278[2], распределяются между субъектами Российской Федерации, завершившими реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», до 1 мая 2022 года в размере лимитов предоставления финансовой поддержки. Порядок предоставления финансовой поддержки Фонда на новую программу расселения аварийного жилищного фонда установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на финансирование федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» предусмотрено более 83 миллиардов рублей[3].

В 2022 году к реализации новой программы приступили семь субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область, города федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь. В 2024 году сорок субъектов Российской Федерации планируют завершить предыдущую программу расселения и приступить к реализации новой программы[4].

Субъекты Российской Федерациивыделили ряд актуальных проблем, препятствующих наращиванию темпов расселения аварийного жилищного фонда и расширению использования механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении ветхого и аварийного жилья, в том числе:

снижение до 60% уровня софинансирования новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда; отсутствие возможности предоставления финансовой поддержки Фонда муниципальным образованиям, завершившим программу расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, и готовым к реализации новой программы расселения аварийного жилищного фонда, в случае, если в целом субъектом Российской Федерации не завершена предыдущая программа расселения;

запрет предоставления Фондом финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на расселение аварийного жилищного фонда в рамках проектов комплексного развития территории жилой застройки, если признание расположенных на такой территории многоквартирных домов аварийными осуществлялось в разные периоды;

невозможность расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года и не вошедшего в федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках новой программы расселения;

отсутствие оперативного механизма перерасчета лимита финансовой поддержки субъекту Российской федерации по мере увеличения нормативной стоимости жилья на территории региона;

высокий уровень расходов бюджетов муниципальных образований на мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов и утилизации отходов;

невозможность включения в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда аварийных многоквартирных домов:

— получивших повреждения в результате пожаров и признанных непригодными для проживания;

— имеющих угрозу обрушения, вне зависимости от даты признания их аварийными и подлежащими сносу;

— домов блокированной застройки;

рост дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, возникающих в связи с предоставлением переселяемым гражданам жилых помещений в границах конкретного населенного пункта, превышением площади предоставляемого жилого помещения над площадью изымаемого жилого помещения, в связи с возможностью зачета стоимости изымаемого жилого помещения при предоставлении собственнику другого жилого помещения;

наличие избыточных требований к отдельным элементам предоставляемого жилого помещения и отсутствие дифференцированного подхода к предоставляемому жилому помещению в зависимости от вида населенного пункта;

невозможность реализации за счет средств Фонда проектов строительства индивидуальных жилых домов в целях расселения аварийного жилищного фонда по типовым проектам, разработанным в регионе и учитывающим климатические и иные особенности региона.

Принимая во внимание предложения, содержащиеся в докладах и выступлениях участников заседания «круглого стола», Комитет решил:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о возможности повышения уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года.

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий»:

1) рассмотреть возможность:

установления единого порядка сноса аварийных многоквартирных домов и утилизации образовавшихся отходов;

включения в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда, финансируемую за счет средств Фонда многоквартирных домов, имеющих угрозу обрушения, вне зависимости от периода их признания аварийными;

выделения финансирования для муниципальных образований на реализацию мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, вне зависимости от завершения субъектом Российской Федерации региональной программы расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года;

2) рассмотреть вопрос о целесообразностивнесения изменений в Правила предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469, в части установления возможности:

расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, но не вошедшего в федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках новой программы расселения аварийного жилищного фонда;

выделения в качестве отдельного лимита финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда на реализацию проектов комплексного развития территории жилой застройки, предусматривающего возможность расселения аварийного жилищного фонда, вне зависимости от периода признания многоквартирных домов аварийными;

Рекомендуем  Статья 81 УК РФ. Освобождение от наказания в связи с болезнью

установления порядка оперативного перерасчета лимитов предоставления финансовой поддержки Фонда по мере увеличения средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

обратить внимание на необходимость выполнения взятых обязательств по завершению действующей региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда и непрерывного перехода к новой программе переселения, оптимального планирования новой региональной программы и эффективного использования средств, предоставляемых за счет федерального бюджета;

в ходе реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда активнее развивать индивидуальное жилищное строительство, особенно на земельных участках, где многоэтажное строительство нецелесообразно, что позволит успешно формировать комфортную и безопасную среду для жизни населения в регионе, сократить расходы консолидированного регионального бюджета на расселение аварийного жилья;

в целях повышения инвестиционной привлекательности территорий в малых городах и сельских поселениях для строительства индивидуальных жилых домов с использованием средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» активнее применять Методику отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную приказом Минстроя России от 2 августа 2022 года № 633/пр;

принять меры по повышению ответственности органов местного самоуправления и региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, направленного на недопущение роста ветхого и аварийного жилищного фонда.

[1] Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р //раздел IV

[2] подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. № 278 «О порядке предоставления в 2019 – 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации»

[3] Приложение 15 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

[4] «Вице-премьер Хуснуллин: 14 регионов завершили расселение аварийных домов»// Российская газета, 29 декабря 2022 года

  • В Контакте
  • Одноклассники
  • Развернуть список
  • Телеграм

Реформа ЖКХ: переселение из аварийного жилья

19 сентября 2024 Регистрация Войти
6 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

16 октября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06 О переселении граждан из аварийного жилищного фонда

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06 О переселении граждан из аварийного жилищного фонда

2 июня 2020

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 19.03.2020 N ОР-03/155 (вх. Минстроя России от 19.03.2020 № 25058/МС) и от 30.03.2020 N ОР-03/185 (вх. Минстроя России от 31.03.2020 N 29583/МС) по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Рекомендуем  Продажа нежилого помещения

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Дополнительно сообщаем, что Минстроем России планируется осуществление мониторинга правоприменения различных дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

М.Б. Егоров

Обзор документа

Региональные власти вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Граждан, которые приобрели право собственности (кроме наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемый объект. Минстрой разъяснил порядок применения данных норм.

В частности, указано, что граждане, которые приобрели квартиру в дар, по договору пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением после признания дома аварийным, вправе при изъятии объекта претендовать на возмещение исходя из рыночной стоимости имущества.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Реформа ЖКХ: переселение из аварийного жилья

Постановления от 19 августа 2022 года №1447, от 20 августа 2022 года №1469

Документы

Постановление от 19 августа 2022 года №1447

Постановление от 20 августа 2022 года №1469

В России начинает действовать новая программа расселения граждан из аварийного жилья. Она охватит многоквартирные дома, которые были признаны непригодными для проживания с 2017 до 2022 года. Постановления об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

В 2022–2023 годах в рамках новой программы в регионы будет направлено 45 млрд рублей. Эти средства уже предусмотрены в федеральном бюджете. Они позволят переселить около 50 тысяч человек с почти 1 млн кв. м. Уровень софинансирования расходов российских субъектов из федерального бюджета составит в среднем 60% и будет определяться с учётом бюджетной обеспеченности регионов.

В 2022 году господдержку в размере 22,5 млрд рублей получат девять регионов, которые до 1 мая в полном объёме выполнили задачи по расселению аварийного жилья, признанного таковым до 2017 года. Это Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня, Магаданская, Сахалинская и Саратовская области, Севастополь и Санкт-Петербург. Благодаря софинансированию они смогут обновить старый фонд общей площадью около 500 тыс. кв. м, что улучшит качество жизни более 26,5 тысячи человек.

В декабре 2022 года Правительство утвердит постоянно действующие правила, в рамках которых с 2024 года к реализации новой программы присоединятся регионы, завершившие текущую программу по расселению аварийного жилья до конца 2022 года.

Запуск новой программы Михаил Мишустин анонсировал на заседании Правительства 24 августа. Глава кабмина отметил, что это решение ускорит снос или реконструкцию домов и позволит гражданам быстрее переехать в комфортное и безопасное жильё.

«Важно комплексно развивать территории, где возводятся новые дома, чтобы они становились частью современных городских кварталов, в которых максимально учтены все потребности жителей», – добавил он.

Предусмотреть в федеральном бюджете 45 млрд рублей на расселение граждан из аварийного жилья Правительству поручил Президент по итогам второго этапа XX съезда партии «Единая Россия», прошедшего 24 августа 2021 года.

Работа Правительства:

Законопроект: Жители аварийных домов смогут вне очереди получить жилье

Правительство России внесло в Госдуму законопроект, призванный ускорить и упростить переезд жителей аварийных домов в нормальные квартиры. Жилье таким людям будет предоставляться вне очереди. Для этого может быть использован в том числе маневренный фонд местных властей.

Соответствующие поправки предлагается внести в Жилищный кодекс.

Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев подчеркнул, что законопроект направлен на повышение социальной защищенности граждан, нуждающихся в особой поддержке государства. «Инициатива укрепляет конституционные гарантии на жилье, — заявил он. — Положения законопроекта позволят в полной мере обеспечить системное решение вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Также речь может идти о жилье в аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу или реконструкции».

В соответствии с предлагаемыми положениями гражданам, чье единственное жилое помещение признано непригодным для проживания, будет вне очереди предоставляться другое жилое помещение по договорам социального найма.

Если у властей не будет возможности сразу же предоставить жителям аварийного дома другое жилье, людей смогут на время переселить в маневренный фонд. Этот момент тоже предлагается уточнить законопроектом. Ранее квартиры из маневренного фонда положено было давать лишь тем жителям, чей дом в целом признан аварийным.

Теперь же это может быть и одна непригодная для проживания квартира.

Как поясняет президент Фонда «Институт экономики города», член Общественного совета при минстрое Надежда Косарева, внеочередниками могут стать только те жители, у которых это аварийное жилье — единственное. Это разумное уточнение, считает она.

Если власти не смогут сразу дать квартиру, людей переселят на время в маневренный фонд

Поправками также уточняется, кто может стать внеочередником. Право на получение нормального жилья по соцнайму вне очереди было и у собственников (которые теоретически могут позже приватизировать полученную квартиру, если еще не пользовались этим правом), и у нанимателей жилья по соцнайму, отмечает Косарева. Однако суды и органы власти трактовали этот момент по-разному. Раньше собственники аварийных квартир зачастую не имели возможности получения жилья во внеочередном порядке, поскольку суды считали, что эта норма ЖК распространяется исключительно на жильцов по соцнайму, говорит заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов.

Собственники же могли улучшить свои жилищные условия только через процедуру изъятия земельного участка, из-за чего процесс часто затягивался. Теперь же законопроект устранит правовую неопределенность и фактическую несправедливость в отношении собственников аварийного жилья, считает эксперт. В кодексе прямо пропишут, что порядок распространяется и на нанимателей, и на собственников.

Рекомендуем  Статья 186 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов

Путин утвердил новые механизмы расселения аварийного жилья при участии Фонда ЖКХ

МОСКВА, 28 декабря. /ТАСС/. Президент Владимир Путин подписал закон об изменении порядка расселения аварийных домов, который предусматривает привлечение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления теперь наделяются полномочиями по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Согласно действующей редакции Жилищного кодекса, органы госвласти могут признавать «в установленном порядке жилые помещения муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания».

При этом органы местного самоуправления не смогут принимать решения о признании аварийными домов, квартиры в которых находятся в федеральной или региональной собственности. Также органы власти региона вправе устанавливать для собственников квартир в аварийных домах, подлежащих сносу или реконструкции, «дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями» при условии, что на момент вынесения решения об аварийности у них нет другого пригодного жилья в собственности или на условиях социального найма.

Граждане, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут получить временное жилье из маневренного фонда на два года. По закону, за это время власти должны будут либо выплатить им компенсацию для приобретения новых квартир, либо предоставить новое жилье.

Закон теперь позволяет использовать средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для предоставления собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда, осуществления дополнительных социальных выплат. Фактически фонд наделяется функциями агента правительства РФ по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан.

Регион сможет обратиться к фонду за поддержкой в случае, если местные власти гарантируют, что на территории, где раньше стоял аварийный дом, будут размещаться только социальные, коммунальные объекты, спортивные площадки, пешеходные пространства. Исключение составят лишь случаи, когда расселение аварийного дома проводилось в рамках реализации договора о комплексном развитии территории.

Новый законопроект ускорит переезд в нормальное жилье из аварийного

Законопроект, который упростит получение жилья для некоторых жителей аварийных домов, внесен в Госдуму.

Сергей Михеев/РГ

Поправки в Жилищный кодекс (ЖК) вносятся в связи с решением Конституционного суда, который разбирал жалобы нескольких жителей аварийных домов.

Жилищным кодексом уже предусмотрено право жителей аварийных домов, стоящих в очереди на жилье, получить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отмечает президент Фонда «Институт экономики города», член Общественного совета при Минстрое Надежда Косарева. Теперь в кодексе предлагается уточнить, что внеочередниками могут стать только те жители, у которых это аварийное жилье — единственное. Это разумное уточнение, считает Косарева, хотя на практике очередники и так имеют только одно жилье.

Поправками также уточняется, кто может стать внеочередником. Право на получение нормального жилья по соцнайму вне очереди было и у собственников (которые теоретически могут позже приватизировать полученную квартиру, если еще не пользовались этим правом), и у нанимателей жилья по соцнайму, отмечает Косарева.

Однако суды и органы власти трактовали этот момент по-разному. Раньше собственники аварийных квартир зачастую не имели возможности получения жилья во внеочередном порядке, поскольку суды считали, что эта норма ЖК распространяется исключительно на жильцов по соцнайму, говорит заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов. Собственники же могли улучшить свои жилищные условия только через процедуру изъятия земельного участка, из-за чего процесс часто затягивался. Теперь же законопроект устранит правовую неопределенность и фактическую несправедливость в отношении собственников аварийного жилья, считает эксперт.

В кодексе прямо пропишут, что порядок распространяется и на нанимателей, и на собственников.

Органы местного самоуправления, а зачастую вслед за ними и суды, отказывают жителям аварийных домов, стоящим в очереди на жилье, в предоставлении по договорам соцнайма других помещений, мотивируя такой отказ тем, что статья ЖК распространяется только на нанимателей жилья по соцнайму, подтверждает партнёр юридической фирмы «СТРИМ», адвокат Алена Антонова. То есть часть людей, которые хотя и стоят на учете как малоимущие (то есть не могут самостоятельного приобрести недвижимость) и проживают в помещениях, иногда опасных для жизни, сейчас лишаются возможности получить другое жилье немедленно. А получение жилья в порядке очереди может затянуться на годы.

Если законопроект будет принят, это, безусловно, поможет многим семьям побыстрее получить так необходимые им жилые помещения.

«Надо отметить, что собственникам жилых помещений, являющимся малоимущими, состоящим на учете в качестве нуждающихся и чьи дома признаны аварийными, нет необходимости ждать вступления этого закона в силу, — отмечает Филиппов. — С момента признания Конституционным судом этих норм неконституционными, они уже имеют право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма».

Уже сейчас с момента признания дома аварийным всем жильцам, которые являются очередниками, должны быть предоставлены жилые помещения по договору социального найма, однако в бюджетах нет средств для быстрого расселения, добавляет Косарева. Порядок предоставления жилья по соцнайму вне очереди, по законопроекту, будет действовать до момента принятия решения об изъятии жилья (это, собственно, начало расселения аварийного дома и от признания дома аварийным до этого момента может пройти не один год). После изъятия действуют другие правила (собственникам дают или жилье в собственность, или деньги, нанимателям — квартиры по соцнайму).

Если у властей нет возможности сразу же предоставить жителям аварийного дома другое жилье, их могут на время переселить в маневренный фонд. Этот момент тоже предлагается уточнить законопроектом — ранее квартиры из маневренного фонда положено было давать лишь тем жителям, чей дом в целом признан аварийным, теперь же это может быть и одна непригодная для проживания квартира (даже если дом в целом в нормальном состоянии).

Законопроект поможет людям, которые находятся в наиболее сложных условиях: и без денег, и без пригодного для жизни жилья, считает руководитель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов. Главной задачей для регионов, по его мнению, теперь становится формирование дополнительных объемов жилья, пригодного для реализации задач, обозначенных в законопроекте.

Для решения в целом проблемы любого аварийного или так называемого «ветхого» жилья, которое скоро может стать аварийным, не только за счет бюджетных средств, но и средств частных инвесторов сегодня начинает использоваться механизм комплексного развития территорий (КРТ) жилой застройки, добавляет Косарева.

На днях правительство приняло решение, которое позволит быстрее расселять аварийные дома. Из бюджетных средств, предоставленных регионам по программе расселения аварийного жилья, 10% со следующего года будут резервироваться именно на расселение в рамках КРТ. На эти средства могут расселяться в том числе дома, признанные аварийными после 2017 года и не входящие в ныне действующую программу.

По данным Минстроя, к концу весны нынешнего года уже около 2 тысяч жителей с 45 тысяч кв.м аварийного жилья были расселены в рамках КРТ.

zabota_cher_
Оцените автора