Пленум Верховного суда России намерен разъяснить правила действия ОСАГО. Один из принципиальных моментов: ущерб от удара открытой дверью не подпадает под действие полиса ОСАГО. Если кто-то поцарапал рядом стоящее авто, пытаясь выйти из своей машины, то взыскать вред можно в гражданско-правовом порядке. То есть виновник должен заплатить из своего кармана.
Если же на парковке произойдет обычное столкновение во время движения машин, такое происшествие будет является страховым случаем. Полис ОСАГО в подобных ситуациях действует. Соответствующие разъяснения заложены в проекте постановления пленума Верховного суда России.
Григорий Сысоев/ РИА Новости
«Подготовленный проект постановления пленума Верховного суда России направлен на совершенствование института ОСАГО и разъясняет многие спорные вопросы. В ходе формирования правовых позиций, заложенных в проекте, была проведена большая аналитическая работа», — прокомментировал председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Он подчеркнул, что среди важных положений проекта можно выделить разъяснение того, что нужно понимать под использованием транспортного средства. Этот вопрос в отдельных ситуациях становится ключевым для понимания: распространяется ли на происшествие норма закона об ОСАГО и, следовательно, положены ли выплаты.
«Как разъясняет пленум Верховного суда, применительно к закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях. В том числе: во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях. А также на любых других территориях, на которых имеется возможность проезда транспортного средства.
Это значит, что на аварию, произошедшую во дворе дома или на парковке перед супермаркетом, распространяется действие страхового полиса», — добавил Владимир Груздев.
При этом вред, причиненный эксплуатацией оборудования, установленного на транспортном средстве, и непосредственно не связанный с участием транспортного средства в дорожном движении, не относится к страховым случаям в рамках закона об ОСАГО. В качестве примера проект приводит происшествие в результате открытия двери припаркованного авто. Или повреждения, нанесенные кому-то или чему-то опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле.
Верховный суд: Если по вине пассажира произошла авария — это страховой случай по ОСАГО
В аварии может оказаться виновным и пассажир машины. Например, если он не вовремя открыл дверь автомобиля. Но заплатят ли водителю по страховке, а также понесет ли водитель машины с неаккуратным пассажиром ответственность — большой вопрос.
И в нем пришлось разбираться Верховному суду.
Уследить за пассажирами, так и норовящими невовремя открыть дверь, водитель не всегда может. / iStock
У нас довольно часто происходят аварии, например, с такси, когда пассажир, сидящий на заднем левом сиденье, выходит из машины не оглядываясь. В таких авариях, как правило, сильно страдает таксист, потому что ему приходится ремонтировать машину за свой счет. Но также повреждения получает автомобиль, водитель которого просто не мог предполагать, что перед ним эту самую дверь распахнут.
Понятно, что он захочет возмещения за причиненные повреждения.
Итак, некая гражданка Качабекова попала в неприятную аварию. Она ехала на своем автомобиле по своей полосе. Перед ней остановился автомобиль, пассажир которого открыл заднюю дверь прямо перед ее машиной и собрался выходить.
Эту дверь она и снесла. В результате ее машина получила повреждения.
Страховщик машины водителя, который вез неосмотрительного пассажира, отказал в выплате. И его аргументы можно понять. Автовладелец отвечает за свои действия.
А тут правила, по сути, нарушил пассажир. Он распахнул дверь машины, не убедившись в безопасности этого действия. А гражданская ответственность пассажира у нас вообще не страхуется.
При остановке и стоянке запрещается открывать двери, если это создает помехи другим участникам дорожного движения, напомнил ВС
Долгие споры — долгое дело. Пострадавшая не раз переписывала свое заявление к страховщику и доносила документы. Напомним, что у нас существует некий порядок рассмотрения таких дел и он носит претензионный характер. Сначала жалоба страховщику, потом — финансовому уполномоченному и только потом — в суд.
Однако финансовый уполномоченный уже принял решение по этому делу на промежуточном этапе, когда не все документы были предоставлены страховщику. А потому отказал в рассмотрении вопроса. Дело ушло в суд.
Суд первой инстанции решил дело в пользу владелицы пострадавшего автомобиля. Но апелляционный суд это решение отменил, сославшись на то, что пассажир открыл дверь, когда автомобиль стоял. Тут надо напомнить решение Пленума Верховного суда.
Он указал, что под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог, на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также на любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства). Ключевое слово — «движение».
И апелляционный, и кассационный суды пришли к выводу, что авария произошла, когда машина не двигалась. А значит, она не подпадает под закон об ОСАГО.
Но с этим не согласился Верховный суд. По его мнению, под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства. Разделами 12 и 22 Правил дорожного движения установлены требования к остановке и стоянке автомобилей, а также к перевозке пассажиров.
В частности, при остановке и стоянке запрещается открывать двери, если это создает помехи другим участникам дорожного движения. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
Из приведенных положений следует, что применительно к закону об ОСАГО использование транспортного средства как источника повышенной опасности в дорожном движении включает также перевозку пассажиров, в том числе их посадку и высадку.
На этом основании Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, указав, что все-таки история может быть страховым случаем по ОСАГО*.
Напомним, что, по мнению страховщиков, вопрос, кто виновен в аварии, случившейся из-за того, что пассажир открыл дверь, довольно серьезен и спорен.
Как рассказал «РГ» глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, страховщики, конечно, не будут оспаривать мнение Верховного суда. Но есть нюансы. Согласно закону об ОСАГО, страхуется ответственность водителя за совершение ДТП.
В данном случае ДТП возникло по вине пассажира, который не застрахован по ОСАГО. Машина остановилась. То есть она никуда не двигалась ни по какой территории.
Уфимцев привел аналогию с машиной, которая стоит во дворе на ремонте, то есть полностью обездвижена, например, вообще без двигателя. А тот, кто ее ремонтирует, может, даже и в полис не внесен. И вот он некстати открыл дверь, которую снесли.
Что делать страховщикам в этой истории?
По мнению некоторых юристов, в этом деле есть большой пробел. Недаром изначально в постановление пленума Верховного суда была включена позиция, что открытая пассажиром дверь автомобиля под ОСАГО не подпадает. Однако в дальнейшем эту позицию сократили.
А теперь и вовсе приняли отдельное решение по конкретному случаю. Но водителям от этого только плюс. Остался лишь вопрос: как долго они будут добиваться подобного решения?
На данное дело ушло пять лет.
Что делать, если машину ударили дверью на парковке?
Часто происходят аварии, которые не всегда вписываются в существующие шаблоны дорожно-транспортных происшествий. Один из таких случаев — это повреждения машины, полученные в результате открывания двери. В зависимости от ситуации они трактуются по-разному и требуют разного оформления документов. Иногда надо оформлять европротокол или вызывать на место экипаж ГИБДД.
В других случаях приходится довольствоваться более сложной процедурой оформления ущерба при участии участкового. Как же правильно поступить?
Вопрос-ответ
Юридическое ДТП
Нередки ситуации, когда пассажиры слишком торопятся выйти из автомобиля и буквально выскакивают на первой остановке. Так поступают дети, спешащие в школу или на занятия в спортивные секции. Не любят ждать даже взрослые, когда хочется побыстрее сделать покупки в магазине.
Пассажиру не видны автомобили сзади, а команды водителя он часто не слушает. В этом случае дверь распахивается неожиданно для других участников движения, и есть вероятность возникновения ДТП. Чаще всего такое бывает на узких улицах, где мало места для встречного разъезда и припаркованные машины заставляют жаться к середине дороги.
Кроме того, дверью задевают проезжающие мимо машины на паркингах у супермаркетов.
Правила дорожного движения дают однозначный ответ, что такое ДТП. В соответствие с пунктом 1.2 ПДД, «дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб » .
Тем самым любое столкновение с движущимся автомобилем юридически значится как ДТП, и его необходимо оформлять с помощью сотрудников ГИБДД или прибегать к иным законным способам, к примеру брать в руки европротокол.
ПДД предписывают ряд обязанностей водителей в случае аварии с движущимися ТС. В пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД изложен порядок действий виновника аварии и пострадавших. Необходимо:
1. Остановить машину и не покидать места ДТП до оформления документов.
2. Включить «аварийную сигнализацию» и выставить знак аварийной остановки.
3. Позвонить в ГИБДД и получить инструкции для дальнейших действий.
4. Сфотографировать или заснять на видео обстоятельства ДТП и повреждения.
5. Если авто создает препятствия для проезда, убрать его (после выполнения п. 4).
6. Ждать инспекторов ГИБДД, оформить европротокол или договориться с потерпевшим о возмещении ущерба напрямую, о чем взять расписку.
Вопрос-ответ
Случаи, не являющиеся ДТП
Мест для парковок во дворах мало. Ради экономии свободного пространства коммунальные службы организуют очень узкие места для автомобилей, в которые необходимо буквально протискиваться. Борта машин оказываются в непосредственной близости на расстоянии менее полуметра.
Чтобы вылезти из машины, приходится аккуратно открывать дверь и крайне плавно выскальзывать в образовавшуюся щель. Но не все так поступают. Часто пассажиры, не чувствующие габаритов автомобиля, с силой толкают дверь и бьют острым краем по гладкому борту рядом стоящей машины или задевают стойку крыши. Особенно опасны удары задней дверью, у которой есть острые ребра. Тогда у пострадавшего транспортного средства появляется вмятина или царапина.
В худших случаях облетает краска.
Такое происшествие не попадает под классификации ДТП, потому как произошел контакт стоящих машин. Можно позвонить в ГИБДД и уточнить порядок действий. Возможно, дежурный предложит вызвать не ГИБДД, а участкового, потому как ущерб автомобилям причинен не во время движения.
Подобное событие регулируется уже по статье 1064 ГК России. Участковый может даже не выходить на место происшествия, попросит сделать фотографии и отнести их вместе с заявлением в отделение полиции.
В этом случае после фиксации правонарушения пострадавший напрямую взаимодействует с виновником происшествия. Придется провести экспертизу, оценить повреждения и делать ремонт за свой счет, потому как закон ОСАГО не предполагает покрытие ущерба, полученного не в результате ДТП.
И в случае отказа виновника возмещать средства на ремонт придется пострадавшему подавать в суд и решать спор в результате судебных прений.
ДТП с открытой дверью: кто виноват и работает ли ОСАГО в этом случае?
Автомобиль останавливается. Распахивается дверь. И вдруг эту самую дверь бьет другая машина. Подобные случаи довольно часты. А значит, возникающие по этому поводу вопросы весьма актуальны.
В свою очередь, вопросы довольно серьезные. Кого признают виновным в столкновении: открывшего дверь или в нее влетевшего? Работает ли страховка ОСАГО в этом случае? А как оформить такое происшествие?
Ответы на эти и другие вопросы узнаете прямо сейчас.
С чего начнем? Конечно же, с начала. В представленном перечне вопрос «А как оформить такое происшествие?» можно считать первостепенным.
Однако для правильного ответа следует, как говорится, пойди дальше и копнуть глубже. А именно — выяснить, является ли случившееся дорожно-транспортным происшествием, либо же речь идет о банальном повреждении имущества. Вот с этого и начнем.
Что такое ДТП
Понятие дорожно-транспортного происшествия четко прописано в главном нормативно-правовом документе для каждого водителя — Правилах дорожного движения. Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием признается событие с участием двигавшейся по дороге машины, обернувшееся ранением или гибелью людей либо имущественным ущербом.
Это определение подтверждается и Федеральным законом № 196-ФЗ (Законом о безопасности дорожного движения) от 10 декабря 1995 года, статья 2 которого содержит абсолютно такую же формулировку.
Получается, что речь идет о ДТП, если:
- одна машина ехала, а вторая стояла с распахнутой дверью, что и стало причиной аварии;
- в результате инцидента пострадали люди и (или) имущество.
Другими словами, если автомобиль стои́т, затем открывается дверь, которая царапает (или которую царапает) проезжающий транспорт — это однозначно ДТП.
Но ситуации бывают разные. Случается, что обе машины, ставшие участниками аварии, никуда не двигались. То есть водитель или пассажир одного автомобиля распахнул дверь и задел другое авто. Таким образом, речи о движении транспортного средства нет.
А оно, это самое движение, указано ранее как один из ключевых факторов ДТП. И получается, что подобная ситуация не является дорожно-транспортным происшествием.
Однако так получается отнюдь не всегда. И чтобы это оценить по достоинству, давайте снова обратимся к Правилам дорожного движения.
Прежде всего, речь о термине «дорожное движение». Согласно пункту 2 ПДД, дорожным движением называют любые общественные отношения, возникающие в ходе пассажирских и грузовых перевозок по дорогам. А доро́гой, согласно тому же пункту 2 ПДД, является любое покрытие, предназначенное для движения транспорта.
В соответствии с Правилами дорожного движения, двигающиеся по дорогам транспортные средства останавливаются перед светофорами и пешеходными переходами, для высадки/посадки пассажиров, погрузки и разгрузки. А еще часто и подолгу могут простаивать в пробках. Всё это происходит на дорогах.
И всё это называется технической остановкой транспортного средства.
Так вот. Если в процессе такой остановки у стоящей машины открывается дверь, которая царапает другую машину, то подобное событие также является дорожно-транспортным происшествием, ибо в этом случае обе машины являются участниками дорожного движения.
А теперь выясним, кто будет виновен в ДТП с участием двери: открывший ее либо в нее врезавшийся. И снова можно сказать о том, что обстоятельства бывают разные. И виновники — тоже.
Дверь царапает стоящую машину
В этой ситуации виновником призна́ют того, кто открыл дверь. Хотя конкретные обстоятельства также различаются. Вот ряд примеров.
Ситуация первая.На светофоре либо в дорожной пробке стоят два автомобиля. Вдруг распахивается дверь и царапает рядом стоящую машину. Напомним, что в этом случае оба транспортных средства являются участниками дорожного движения, поэтому случившееся — это ДТП. Виновником призна́ют того, кто открыл дверь.
Заметим, что событие возникло в момент технической остановки. Это значит, что пункт 12.7 ПДД, запрещающий создавать помехи открытием двери при обычной остановке или стоянке, тут не действует, поэтому санкция по части 1 статьи 12.19 Административного кодекса, предусматривающая штраф 500 рублей, не применима.
Ситуация вторая.Открывшаяся дверь царапает соседнее авто на парковке. Виноват тот, кто распахнул дверь. Впрочем, никакой технической остановки тут нет, поэтому случившееся не является дорожно-транспортным происшествием.
В этой ситуации фиксацией обстоятельств и нанесенного ущерба занимается уже участковый, а не инспекторы ГИБДД.
Ситуация третья.На движущемся автомобиле пассажир, не дождавшись остановки, открывает дверь, которая бьет стоящий автомобиль. Это совершенно точно ДТП. Виновником становится пассажир, поскольку он нарушил пункт 5.2 Правил дорожного движения, запрещающий открывать двери на ходу. И формально ему грозит штраф 300—500 рублей по статье 12.17 Административного кодекса, однако в реальности по ней привлекут только в случае умышленного причинения вреда, что нужно еще доказать (ну, или пассажир сам это признает).
Впрочем, подобное обстоятельство не отменяет обязанности пассажира возместить причиненный вред, как это предписано статьей 1064 Гражданского кодекса.
В изложенных выше ситуациях аварии происходят при открытии двери только одного автомобиля. Но бывает и так, что двери распахиваются у двух машин одновременно. Причем оба транспорта в этот момент стоя́т. Получается, что машины ударились в буквальном смысле дверями.
Здесь вина обоюдная. И это не ДТП. И схема возмещения ущерба тут максимально простая: взаимная оплата расходов на ремонт.
Мы рассмотрели случаи, когда распахнутая дверь царапает другое авто. А теперь посмотрим на эти события с другой стороны: открытую дверь стоя́щей машины бьет проезжающий мимо транспорт.
Открыл дверь и получил
Такой случай более традиционный. Не сказать, что более частый, но более традиционный. В том смысле, что речь идет о двери автомобиля как очевидной помехе.
Другими словами, открытая дверь мешает проезду остальных машин.
Здесь виновником также является тот, кто открыл дверь, ибо такие действия нарушают пункт 12.7 ПДД. Нужно уточнить, что речь идет о внезапном открытии двери. И водители других автомобилей просто не успевают среагировать, поскольку не могли предвидеть столь внезапной помехи на дороге.
Поэтому открывшего дверь однозначно призна́ют нарушителем. И многочисленная судебная практика (например, дело № 1123/2019 от 16 июля 2019 года) подтверждает наши выводы.
Впрочем, бывает, что дверь открылась не только что, а довольно давно. И в таком виде машина стои́т уже продолжительный срок. А потом вдруг дверь подвергается «атаке» другого транспортного средства.
И тут уже вина водителей может быть обоюдной.
Очевидно, в этой ситуации виноват водитель машины, у которой была открыта дверь, поскольку такое транспортное средство явно мешает другим участникам движения, нарушая тем самым пункт 12.7 Правил дорожного движения.
В то же время, виноват и водитель машины, протаранившей открытую дверь. Почему? Потому что не соблюдал боковой интервал, нарушив тем самым пункт 9.10 ПДД.
За это частью 1 статьи 12.15 Административного кодекса предусмотрено финансовое наказание в размере 1500 рублей.
Впрочем, практика по таким эпизодам в подавляющем большинстве случаев склоняется к обвинению лишь одного участника — водителя «распахнутой» машины. И такому водителю, создавшему помехи другим автомобилям, грозит штраф 2000 рублей (согласно части 4 статьи 12.19 Административного кодекса), если это случилось в регионе; на территории Москвы и Санкт-Петербурга санкция возрастает до 3000 рублей (в соответствии с пунктом 6 статьи 12.19 КоАП).
Правда, есть шанс оспорить штрафное постановление, доказав, что дверь была открыта длительное время и на протяжении всего этого периода не мешала транспорту двигаться. Неценимую помощь тут могут оказать видеозаписи с камер наблюдения и, конечно, свидетельства очевидцев. В теории нельзя исключать и заявления самого́ «въехавшего» водителя о том, что именно он «не углядел».
Однако в реальности вероятность такого раскаяния ничтожно мала.
Взаимоотношения с мотоциклистами и велосипедистами
Речь о том, что при столкновении автомобилей из-за распахнутой двери ущерб, как правило, имущественный, а вот авария с участием велосипедистов (самокатчиков, мотоциклистов) чревата более тяжелыми последствиями, поскольку они рискуют своим здоровьем.
Учитывая это обстоятельство, давайте рассмотрим типичные случаи и выясним, кого призна́ют виновным.
Ситуация первая.В открытую дверь влетает велосипедист. Нарушитель — тот, кто открыл дверь. И он обязан возместить ущерб, причиненный здоровью пострадавшего.
И если виновником стал водитель, то его страховая компания в рамках ОСАГО оплачивает расходы на лечение. А в том случае, когда дверь открыл пассажир, то именно он и будет платить велосипедисту — согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса.
Ситуация вторая.Виновником наезда признан велосипедист, нарушивший ПДД. Однако при столкновении он получил травмы. В такой ситуации у водителя все равно появляется обязанность по возмещению ущерба здоровью велосипедиста, поскольку автомобиль, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, — это источник повышенной опасности (а велосипед таковым не является). Опять же, если автомобилист заключил договор ОСАГО, то возмещать ущерб будет страховая компания.
Если нет, то платить придется из своего кошелька. К слову, в такой ситуации у водителя есть право требовать от велосипедиста возмещения ремонта поврежденного автомобиля — в добровольном или судебном порядке.
Повторимся, что вина в подобных случаях может быть обоюдной. Открывший дверь авто поплатится за помехи, созданные остальным участникам движения, в том числе велосипедистам, самокатчикам и мотоциклистам. Они же, в свою очередь, могут быть привлечены за езду между рядами (несоблюдение пункта 9.7 ПДД) и другие нарушения Правил дорожного движения.
Ваши действия при аварии с открытой дверью
Они совершенно аналогичны любому «бездверному» дорожно-транспортному происшествию. И потому порядок действий четко известен — он прописан пунктами 2.5–2.6.1 ПДД.
Итак, в случае ДТП с открытой дверью вы:
- немедленно останавливаете машину (если в момент аварии она двигалась);
- ставите авто на «аварийку» и выставляете «треугольник» (красно-оранжевый знак аварийной остановки);
- при наличии пострадавших оказываете им помощь, затем вызываете скорую и ГИБДД (в экстренных случаях доставляете в больницу на собственном транспорте, после чего сразу возвращаетесь к месту аварии);
- фиксируете место ДТП — делаете фото и видео таким образом, чтобы видны были светофоры, знаки, дорожная разметка и вывески;
- пробуете отыскать очевидцев и найти видеозаписи камер наблюдения;
- дожидаетесь приезда сотрудников Госавтоинспекции либо участкового (в зависимости от характера происшествия).
Как правило, в случае мелких ДТП участники могут не вызывать наряд, а, составив схему происшествия и подписав ее, самостоятельно отправиться к ближайшему посту ДПС или отделению ГИБДД для оформления. К таким мелким ДТП относятся, помимо прочего, аварии с открытой дверью.
Можно ли воспользоваться европротоколом для оформления аварии?
Да, но только в определенных случаях.
Согласно статье 11.1 Закона об ОСАГО (Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года), упрощенным порядком оформления ДТП (иначе именуемым европротоколом) участники аварии вправе пользоваться в том случае, когда одновременно соблюдаются несколько условий:
- столкнулись только два транспортных средства (не меньше и не больше);
- оба участника происшествия имеют страховку ОСАГО (таким образом, велосипедисты и самокатчики отпадают);
- сумма ущерба не превышает 100 000 рублей, а если участники не имеют разногласий по обстоятельствам аварии, то возможная компенсация вырастает до 400 000 рублей.
Повторимся: только при одновременном выполнении указанных выше условий можно заполнить европротокол (извещение о дорожно-транспортном происшествии) и не вызывать ГИБДД.
К слову, если дверь была открыта пассажиром, то оформление европротокола также невозможно. Точнее, это невозможно при наличии у пассажира полиса ОСАГО на другую машину, поскольку гражданскую ответственность в отношении этого автомобиля он не застраховал. Поэтому страховщик не будет возмещать за него ущерб.
А теперь о страховых случаях — подробнее.
Авария с дверью: это страховой случай?
В общем, да. Но исключения тоже есть.
Напомним, что, в соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО, страховым случаем признается ситуация, когда страховщик обязан возместить ущерб, который причинил клиент при использовании транспорта.
Эта же статья поясняет, что под использованием транспорта понимается его эксплуатация, в ходе которой машина ездит по дорогам и прилегающим территориям.
В то же время пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда № 58 от 26 декабря 2017 года отмечено, что ездой на машине ее эксплуатация не ограничивается — она включает в себя и сопутствующие действия, которые связаны с ездой.
Кроме того, вспомним пункт 1.2 ПДД, где дорожным движением называют любые общественные отношения, возникающие в ходе пассажирских и грузовых перевозок по дорогам.
Теперь переводим всё вышеизложенное с юридического на русский. И заключаем, что дверь авто, открытая для высадки или посадки пассажира, также является элементом дорожного движения. Следовательно, авария с открытой дверью является страховым случаем.
Такой вывод совершенно справедлив, однако не лишен исключений. Бывает, что причина распахнутой двери — мощный ветер. И подобная ситуация оказывается неожиданностью не только для проезжающих автомобилистов, но и для водителя «распахнутой» машины.
Впрочем, вне зависимости от степени удивления, удар открытой ветром дверью — это уже не страховой случай. Да, водитель не виноват, пассажир тоже ни при чем — во всем виновата природная стихия. И вот потому, что вины водителя как клиента страховой компании нет (а следовательно, нет и страхового случая), страховщик на законных основаниях откажется компенсировать ущерб.
И тогда возмещение ущерба производится потерпевшим через суд — на основании статьи 1064 Гражданского кодекса.
Еще раз о штрафах
В заключение озвучим законодательные санкции, которыми чреваты дорожно-транспортные происшествия с участием открытой двери.
Отметим, что ответственность грозит не за аварию как таковую, а за нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей и пассажиров. И размер такой ответственности напрямую связан с последствиями ДТП.
Когда водитель, остановившись, собственноручно открывает дверь, которую затем бьет другое транспортное средство, то он раскошеливается на 3000 рублей, если ДТП случилось на территории Санкт-Петербурга или Москвы (согласно части 6 статьи 12.19 КоАП), либо выплачивает государству 2000 рублей, если авария произошла в любом другом регионе страны (в соответствии с частью 3 статьи 12.19 Административного кодекса).
Если в ситуации выше дверь открыл пассажир, то ему грозит 500-рублевый штраф согласно части 1 статьи 12.19 КоАП (впрочем, может отделаться и предупреждением, хотя это маловероятно) либо финансовое наказание в размере 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.30 Административного кодекса.
В случае причинения легкого вреда здоровью виновника ждет «вилка» наказаний: от штрафа 2500–5000 рублей до лишения прав на 12–18 месяцев согласно части 1 статьи 12.24 Административного кодекса.
Если пострадавшему причинен вред средней тяжести, наказание также может быть двояким: от штрафа 10 000–25 000 рублей до лишения прав на полтора-два года в соответствии с частью 2 статьи 12.24 КоАП.
В том случае, когда «дверная» авария поставила под угрозу жизнь пострадавшего или привела к его смерти, виновник подлежит ответственности уже по Уголовному кодексу. Согласно статье 264 УК, диапазон возможных наказаний достаточно широк: от ограничения свободы максимальным сроком 3 года до 15-летнего размещения в колонии — в зависимости от количества пострадавших и тяжести причиненного вреда.
Практика свидетельствует, что суд в подавляющем большинстве случае признает виновным именно того, чьей рукой была открыта дверь. А нюансы, связанные с тем, когда это было сделано — за мгновение до столкновения либо задолго до аварии, — чаще всего не имеют особого значения при вынесении вердикта.
Машину ударили соседней дверью на парковке. Что с этим делать?
Незаметная вмятина или испорченная деталь — какие царапины на кузове безвредны, а с какими придется ехать в сервис? И можно ли вообще починить повреждение от удара дверью по страховке?
Фото: Shutterstock
Читайте также
Закон и ПДД 21 октября 2022
Практически каждый автомобилист находил на своем автомобиле мелкие повреждения после близкой парковки. Неаккуратно открытая дверь часто становится причиной вмятин и царапин на кузове припаркованной рядом машины. Чаще всего пострадавшая сторона предпочитает не занимается оформлением такого повреждения, хотя удар дверью в итоге может привести к серьезному ремонту с покраской целой детали.
Мы пообщались со специалистами по кузовному ремонту и выяснили, какие мелкие царапины по кузову можно устранить самостоятельно, а какие придется полировать и закрашивать в сервисе, а еще узнали, считается ли потертость от двери соседней машины дорожно-транспортным происшествием и можно ли привлечь виновника к ответственности.
Какие бывают повреждения
Как правило, степень царапины или скола от двери зависит от силы удара. При небольшом касании, царапина остается поверхностная и исчезает после обычной тряпки. Однако более серьезный удар может оставить на кузове след до грунтового покрытия, которое наноситься перед краской и лаком.
В этом случае ремонт может оказаться более трудоемким и затратным.
«Если коцки остались незначительные, не до грунта, то такой ремонт обойдется в 1 тыс. рублей, это стоимость полировки одной детали. Если до грунта не дотянулось, но вмятина присутствует, то к полировке добавляется еще и удаление вмятины. В зависимости от глубины вмятины это тоже стоит вполне приемлемых денег — от 1 до 3 тыс. рублей.
Без разборки двери», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru директор сервисного центра «Автоглобус» Андрей Савин.
Если на месте царапины виден белый или серый след под краской, то повреждение дошло до грунта. В этой ситуации нет других вариантов, кроме как покраска детали. И тут перед автомобилистом встает выбор: покрасить повреждение локально или выкрасить всю деталь.
Проблема в том, что повреждения такого рода обычно располагаются аккурат в центре детали и точечная покраска может привести к образованию ореола.
«Есть специальные технологии локальной покраски. Но они все равно подразумевают покрытие лаком либо всей детали, либо значительной ее части. Как раз из-за опасности появления ореола.
Особенно это бывает видно на перламутровых красках в местах, где лак соприкасается со старым покрытием. Перламутровые краски вообще после нанесения меняют свой оттенок, поэтому с ними сложно работать — тяжело подобрать нужный цвет», — объясняет Савин.
Фото: Shutterstock
Покраска детали в Московском регионе колеблется от 6 до 10 тыс. рублей. Чем ближе к центру города, тем выше стоимость услуги. В эту сумму обычно входят все материалы, а также разбор детали.
Если повреждение обнаружено на двери, то ее демонтируют и после окрашивания ставят обратно. Если же речь идет о заднем крыле, то в любом случае будет осуществляться маскировка соседних деталей от попадания краски.
Самое тяжелое и глубокое повреждение — когда речь идет о деформации металла, тогда плоскость повреждения еще нуждается в шпатлевке. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал руководитель цеха кузовного ремонта сервиса сети «Вилгуд» на Кантимировской Сергей Карканица.
«Самые сложные повреждение от дверей лечатся привлечением жестянщика — грунтовкой, покраской и покрытием лаком. Если ремонт сложный после сильного удара, тогда будет кузовной ремонт с вышкуриванием детали, вмятина выравнивается специальным аппаратом, шпатлюется и красится — это стоит около 10 тыс. рублей», — объяснил специалист.
Можно ли устранить царапину самостоятельно
Обычно повреждения от ударов дверью до металла не доходят, но царапина портит визуальный образ автомобиля. «В 80% случаев такие вещи полируют перед продажей. Но большая часть водителей на такие деформации не обращают внимание. Также эти царапины обычно чинят, когда машина приезжает на какой-то другой ремонт и клиент просит заодно подрихтовать и это, все равно мастер краску делает.
Но я не встречал случаев, когда люди отдельно из-за таких царапин приезжали бы», — вспоминает директор техцентра «Автоглобус».
Оставлять без внимания такое повреждение все-таки не стоит. «Базовая окраска и грунт без лака на покрытии плохо держится. Если грунт поврежден, то со временем это может привести к коррозии, степень коррозии зависит от марки и бренда. На бюджетных машинах коррозия проявится быстрее.
Если деталь алюминиевая, коррозии нет, но происходит окисление, хотя сейчас таких дверей очень мало», — объяснил руководитель цеха кузовного ремонта «Вилгуд» Сергей Карканица.
Фото: Shutterstock
Особое внимание мелким повреждениям на кузове, как показывает практика сервисменов, уделяют владельцы премиальных автомобилей перед перепродажей. Потому что из-за такого повреждения дорогая машина может потерять в цене, и владелец поедет в сервис на полировку как минимум чтобы избежать торга. Но если речь идет о среднем и бюджетном автомобиле, такая история — большая редкость.
Некоторые специалисты считают, что небольшую царапину или скол на двери можно устранить своими силами. «Если не долетело до грунта и глубокая восстановительная полировка не нужна, то можно просто купить полироль в магазине. Можно купить профессиональный полироль с абразивной составляющей и полирующей составляющей. Чтобы сделать все более качественно, можно приобрести специальную полировальную машинку или надеть полировальный круг на дрель.
Многие водители вполне справляются с мелкими повреждениями в условиях гаража и дачи», — считает Андрей Савин из «Автоглобуса».
Другая часть сервисменов уверена, что такое повреждение устранить самостоятельно нельзя. «Даже легкое повреждение нужно устранять профессионально, потому что для этого нужна специальная полировальная машинка, а также необходимо применение полировальной пасты», — объяснил Сергей Карканица из «Вилгуд».
Можно починить по страховке и привлечь виновника
Если водитель обнаружил на парковке даже незначительные повреждения кузова своего автомобиля, то по закону у него есть все основания произвести ремонт детали за счет страховой компании. Потому что повреждение можно оформить как следствие дорожно-транспортного происшествия. Это корреспонденту Autonews.ru подтвердил директор юридического департамента компании «ПравоКард» Владимир Лисюткин.
Дело в том, что если царапину на кузове оставила дверь соседней машины, а произошло это все на дороге, то инцидент вполне может считаться ДТП. А виновника можно привлечь к ответственности, вплоть до лишения прав, если он покинул место происшествия.
Фото: Shutterstock
«Абсолютно любые повреждения автомобиля можно расценивать как ДТП. Если второй участник покинул место, то необходимо вызвать сотрудника ГИБДД и посмотреть камеры. За оставление места аварии предусмотрено лишение прав.
Если, например, на камерах не видно четкого удара, то инспектор назначит административное расследование и экспертизу — возьмут образцы краски», — объяснил юрист.
Страховая компания оценивает такое повреждение как покраску детали. Однако на первый взгляд повреждение от двери на самом деле вполне может оказаться чем-то более серьезным — возможно, автомобиль на парковке задели бампером или торчащими из другой машины стройматериалами, а возможно соседняя машина вообще двигалась с открытой дверью — в этом случае повреждения и ремонт будут более серьезными и затратными. Специалисты страховых компаний и юристы в любом случае советуют не оставлять такие инциденты без внимания и оформлять все по закону.
Произошло ДТП из-за открытия двери машины: кто виноват и что делать? Судебная практика
Водитель, разъезжая по дорогам, должен быть предельно внимательным не только в процессе движения, но и в моменты стоянки/остановки или посадки и высадки пассажиров. В такие моменты риск причинить вред другим участникам дорожного движения многократно возрастает. Когда водитель открывает свою дверь, то он чаще всего смотрит в зеркало и следит за дорогой, но вот пассажиры так поступают редко, поэтому автолюбитель обязан следить еще и за ними. Если не досмотреть за пассажирами, то может произойти ДТП, в котором придётся доказывать свою невиновность.
Ниже в статье мы постараемся разобрать наиболее частые ситуации ДТП с открыванием дверей авто, расскажем, кто виноват и что делать участникам.
Открывая дверь, произошёл удар: считается ли это ДТП?
Для ответа на этот вопрос нам потребуется вспомнить основные понятия из ПДД. Первым делом вспомним определение дорожного движения:
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
В нашем случае всему виной будет открытая дверь транспортного средства. Значит, дорожное движение осуществлялось с помощью автомобиля. С этим понятно.
Переходим к определению ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
В рассматриваемой ситуации будет важно, в какой именно момент открывалась дверь машины. То есть было ли авто задействовано в процессе движения по дороге.
При этом, следует учитывать позицию судов, в том числе и Верховного Суда РФ, о том, что посадка и высадка пассажиров или самого водителя в авто – это часть процесса движения транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев при причинении вреда имуществу или другим участникам дорожного движения это будет квалифицировано как ДТП.
Но вот вопрос о том, кто что нарушил и кто виноват в таком ДТП, остаётся открытым.
Кто виноват в аварии с открытием дверей автомобиля?
Практика показывает, что вопрос определения вины в ДТП с открытой дверью не такой уж однозначный. В 2024 году можно встретить три различных варианта распределения и установления вины в таком ДТП, а именно:
- виноват пассажир, открывший дверь авто,
- виноват водитель, в автомобиле которого открыли дверь,
- виноват и водитель, и пассажир данной машины.
Чтобы понять, почему так происходит, вспомним основные правила и обязанности и водителя, и пассажира при посадке/высадке.
- Пассажиры: обязаны осуществлять посадку и высадку только со стороны обочины или тротуара. При этом авто должно полностью остановиться, поэтому им запрещается открывать двери ТС при движении (пункт 5.1 и 5.2 ПДД).
- Водитель: обязан осуществлять посадку и высадку после того, как авто полностью остановилось, а движение можно начинать, только когда все двери закрыты (gункт 22.7 Правил).
Самые внимательные наверняка уже думают, что тут ни слова не сказано про то, как открывать двери, когда машина уже стоит. Об этом говорится в отдельном пункте, но отнести это к обязанностям или водителя, или пассажира нельзя, он общий.
Самый важный для нас пункт ПДД: запрещается создавать помехи открытыми дверями другим участникам дорожного движения (пункт 12.7 Правил).
Вот и получается, что и водитель должен следить за пассажирами, и сами пассажиры должны действовать, не нарушая Правил дорожного движения. Отсюда и неоднозначная судебная практика по определению виновного в ДТП с открытой дверью машины.
Ситуация №1: Пассажир открыл дверь, в неё въехало другое авто: кто виноват?
Для начала сразу определим, что это не тот случай, когда можно рассматривать вину въехавшего водителя.
Доказывать невиновность придётся только пассажиру и водителю стоявшего авто. Как уже говорилось выше, нарушение могут выявить как у пассажира, так и у водителя. При этом, вменять им будут разные пункты ПДД.
Одни инспекторы пассажиров привлекают по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ (наказание: предупреждение или 500 рублей). На мой взгляд, привлечение по данной статье неправильно, так как имело место ДТП, а, значит, были созданы помехи для движения другим автомобилям. На этот случай есть другая норма ответственности, а именно часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ (санкция: штраф 1000 рублей).
Водителей, как правило, привлекают по части 4 или 6 статьи 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки, а пункт ПДД, который они нарушили, указывают 12.7.
Но привлечение, например, пассажира к административной ответственности ещё не гарантирует, что водитель останется невиновным. В 2024 году судебная практика в основном идёт по пути возложения вины и ответственности на водителя транспортного средства, даже когда есть «админка» на пассажира. Дело в том, что водитель – не простой участник дорожного движения, а владелец источника повышенной опасности, отсюда и «повышенная» ответственность за всё происходящее с машиной.
Если вы оказались в таком ДТП со стороны стоящего автомобиля, из которого выходил пассажир, открывая дверь, то есть небольшая вероятность успешного для вас исхода дела, если вы поставите вопрос о нарушении водителем двигавшегося автомобиля необходимого бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).
Определения бокового интервала нигде нет. Однако, существует методический расчёт в судебной технической экспертизе. Согласно такой методической информации, при объезде препятствия необходимое значение бокового интервала рассчитывается по следующей формуле:
Где V1 – это скорость объезжавшей машины. Например, при значении V1 – 40 км/ч, безопасный боковой интервал будет считаться по формуле: 0,35 + 0,005×40, то есть будет равен 0,55 метров или 55 сантиметров, чего вполне достаточно, чтобы прибавить расстояние в ширины стоящего автомобиля плюс открытая дверь.
Но здесь главное – попытаться убедить судью, что если бы водитель опережающего автомобиля соблюдал безопасный интервал, то мог бы избежать ДТП даже при внезапном открытии двери стоячей машины, не предвидя такого действия водителя или пассажира. Это, к сожалению, далеко не всегда представится возможным, так как вопрос у судьи должен стоять в том, чьё нарушение находилось в более прямой причинно-следственной связи с происшествием.
Ситуация №2: Ударили дверью на парковке
Под данную формулировку ситуации можно подобрать много различных ситуаций, в которых могут виновными признать разных участников. Приведём примеры.
- Одно авто стоит на парковке уже давно без водителя, второе только подъехало. И соседнюю машину ударяет дверью водитель второй машины.
- Во втором примере та же ситуация, но дверью повреждает чужое авто уже пассажир.
- Обе машины долго стоят на парковке, и в момент, когда в одно из них осуществляется посадка, кто-то ударяет открытой дверью.
- Машины стоят на стоянке, но в них никто садиться не собирается, а распахнул дверь, чтобы что-то положить или забрать.
- Открытая дверь одного авто не касается второго, но во второй машине кто-то тоже открывает свою и ударяет чужой автомобиль.
Это не все варианты, ещё можно придумать и сильный ветер, и каких-нибудь прохожих. Но в общем, практика распределения виновных здесь очень сильно зависит от конкретных обстоятельств и факторов, при которых произошло ДТП – кто во что горазд на парковке со своим автомобилем.
Во всех этих ситуациях виновных необходимо будет выявлять в зависимости от их обязанностей и обстоятельств произошедшего. Вину могут возложить и на пассажира, и на водителя, универсальной формулы здесь, увы, нет.
В некоторых случаях это будет считаться ДТП. Например, когда один из автомобилей только подъехал. В других говорить о дорожно-транспортном происшествии можно с большой натяжкой.
Если удастся доказать, что участники инцидента садились в машину и собирались уезжать, и это действие, которое в совокупности относится к дорожному движению. В противном случае это просто дорожный инцидент, в результате которого был причинён какой-то ущерб.
Ситуация №3: В долгое время открытую дверь въехала машина
С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.
И здесь, как и во всех других наших статьях, напомним о важности видеорегистратора в автомобиле. Если вы решили обзавестись им уже после такого ДТП (очень надеемся, что решились), то могут помочь камеры наружного наблюдения, которые лучше найти сразу после происшествия самостоятельно и попросить хозяев сохранить запись, а затем ходатайствовать в ГИБДД о приобщении её к материалам дела.
Если доказать не получится, то с большой долей вероятности виновным признают водителя, у которого была открыта дверь.
Важное замечание!
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Спросить у юриста
Ситуация №4: Если въехал велосипедист
Когда дверь сшибает другая машина, ущерб, конечно, может причиняться серьезный, но, как правило, только «железу».
В ситуации с «мелкоколёсными» участниками дорожного движения всё сложнее. Будь то велосипедист, кто-то на самокате, электросамокате или на роликовых коньках или даже пешеход – все они при наезде на открытую дверь могут получить значительный ущерб здоровью. А если это будет ребёнок, то тем более.
В таком случае ответственность за указанные выше нарушения водителя или пассажира автомобиля будет строже, а наказание ждёт по статьям 12.24 КоАП РФ или 264 УК РФ. Кроме того, виновных ждёт возмещение ущерба вреда здоровью велосипедиста или иных участников дорожного движения.
В случае, если виновным будет признан водитель ТС, то за него в основном выплатит страховая компания по ОСАГО, а если только пассажир, то платить ему всё из своего кармана. Важно помнить, что при вреде здоровью, пострадавшие смогут еще потребовать и моральный вред, который может составлять и 100, и 200, и даже 500 000 рублей.
В ситуации, когда удастся на велосипедиста возложить вину за столкновение с открытой дверью машины, водитель всё равно будет возмещать вред. Всё потому, что он владеет источником повышенной опасности и его вина презюмируется. Зато сможет починить дверь за счет велосипедиста, поскольку последний виноват непосредственно в самом ДТП.
Исключением является въехавший в дверь мотоцикл – в этом случае мотоциклист – также владелец ИПО, поэтому возмещение вреда производится на общих основаниях.
Что делать при ДТП с открытой дверью?
При ДТП с дверью машины, как и при любом другом виде аварии, в первую очередь, нужно выполнить требования Правил дорожного движения на этот случай, которые изложены в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1.
Вот основные из них:
- включить аварийку, выставить знак аварийной остановки;
- не перемещать машину;
- не перемещать и не убирать какие-то осколки или детали;
- вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие, полицию.
В зависимости от ситуации, если есть время и возможность, то фотографируйте место ДТП, расположение ТС, велосипеда и любых других предметов. Фиксируйте на фото-видео привязку машин к неподвижным стационарным объектам.
Далее или в процессе фотографирования озаботьтесь поиском свидетелей ДТП. Если есть запись видеорегистратора, сохраните её. Возможно, видео будет у очевидцев или других участников происшествия.
Если нет, то обратите внимание на уличные камеры, которые могли снять всё происходящее в момент наезда на открытую дверь.
Всё, что вам удастся собрать и что будет доказывать вашу невиновность, надо указать в документах ГИБДД, пусть приобщают записи или запрашивают их у собственников видеокамер.
Обязательно следите, чтобы инспекторы всё правильно измерили и указали в схеме ДТП. В случае каких-то неточностей указывайте свои замечания и не пишите, что согласны со схемой, лучше просто указать, что ознакомлены. Схему и все составленные документы лучше сфотографировать, чтобы у вас были копии.
Если вы всё сделаете правильно, то в дальнейшем это поможет вам или вашему юристу (защитнику) доказать вашу невиновность.
Судебная практика
Про общие тенденции в судебной практике по ДТП с открытой дверью я уже рассказал немного выше. Ниже будут приведены некоторые акты, из которых будет видно, чем руководствуются суды, вынося то или иное решение.
- Судебные акты всех инстанций по обжалованию административного штрафа на пассажирку авто. Её привлекли по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.
- Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда по делу №33-10146/2019 от 22.03.2019 года. Здесь дело интереснее. У пострадавшего авто было КАСКО. Страховая выплатила ущерб и хотела взыскать по суброгации с пассажирки машины, которая открыла дверь. Но суд отказал, так как установил вину водителя и отправил страховщика за возмещением по ОСАГО водителя виновного автомобиля.
- Решение Санкт-Петербургского городского суда по административному делу №12-245/2018 от 22 марта 2018 года. Водитель открыл дверь, в которую въехал велосипедист. Его привлекли по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ и лишили прав на 1 год и 6 месяцев. Водитель указывал, что якобы велосипедист нарушил ПДД, и на другие нарушения при рассмотрении дела, но это ему, к сожалению или к счастью, не помогло.
- Решение Санкт-Петербургского городского суда по делу №7-249/2020 от 18 февраля 2020 года. Водителя машины привлекли к ответственности по части 6 статьи 12.19 КоАП РФ. Он открыл дверь машины, в которую въехал троллейбус. Доводы о нарушении водителем троллейбуса пункта 9.10 ПДД РФ по части бокового интервала не убедили суд, и жалобу автомобилиста оставили без удовлетворения.
- Апелляционное определение Свердловского областного суда по делу №33-1639/2020 от 30 января 2020 года. Регресс с водителя, не вписанного в ОСАГО, требовала страховая компания владельца виновного ТС. При этом, дверь в машине открыл пассажир. Водитель ссылался на важное Постановление Пленума Верховного суда РФ, но суды не приняли его довод во внимание.
По поводу Постановлений Пленума нужно сказать отдельно, так как они немного противоречивые.
В далеком 2010 году, был принят Пленум по вреду здоровью (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1), в котором, ко всему прочему было указано следующее:
При этом надлежит учитывать, что вред считается причинённым источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).
Именно на этот абзац ссылался водитель авто в последнем акте судебной практики. Если учитывать написанное в Пленуме, тогда ответственность за открытую дверь пассажиром на водителя возложить нельзя.
Но есть и другой документ. ППВС РФ №58 по ОСАГО от 26 декабря 2017 года. В его пункте 12 изложено следующее:
Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.
Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).
Как мы видим из судебной практики, суды неохотно вникают в то, являлось ли стоящее ТС источником повышенной опасности, проявляет ли свои вредоносные свойства и является ли открытая дверь авто проявлением таких свойств. Но это аргумент, который сможет освободить водителя машины от ответственности за действия нерадивого пассажира, если получится доказать суду, свою позицию.