Материальная помощь осужденным после освобождения — единовременное пособие после освобождения

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 132 «Взыскание процессуальных издержек» УПК РФ «То есть закон не предусматривает возможности прямого взыскания понесенных потерпевшей процессуальных издержек с осужденной. Закон предусматривает, что расходы потерпевшей, связанные с выплатой ею вознаграждения своему представителю — адвокату, в случае признания судом этих расходов необходимыми и оправданными, подтвержденными соответствующими документами, могли быть выплачены в пользу потерпевшей из федерального бюджета Российской Федерации, и лишь потом, при отсутствии предусмотренных ч. 6 ст. 132 УПК РФ оснований для полного или частичного освобождения осужденной от уплаты этих процессуальных издержек, они могли быть взысканы с осужденной на основании соответствующего судебного решения.»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 132 «Взыскание процессуальных издержек» УПК РФ «По смыслу положений ч. 1 ст. 131 и ч. 1, 2, 4, 6 ст. 132 УПК РФ в их взаимосвязи, суду следует принимать решение о возмещении процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета, если в судебном заседании будут установлены имущественная несостоятельность лица, с которого они должны быть взысканы, либо основания для освобождения осужденного от их уплаты.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы как субъектов уголовно-исполнительных отношений
(Сенатова Е.В.)
(«Административное право и процесс», 2021, N 1) з) оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. Так, ст. 181 УИК РФ закрепляет за администрацией учреждения, исполняющего наказание, обязанность обеспечить продуктами питания, одеждой, произвести выдачу единовременного денежного пособия, а также оплату проезда освобождаемым осужденным;

Статья: О полномочиях суда при решении вопроса о распределении процессуальных издержек
(Зеленин С.Р.)
(«Российская юстиция», 2021, N 2) Практика знает случаи, когда отсутствие в справке надлежащих сведений о процессуальных издержках воспринималось как препятствие к их взысканию с осужденного. Так, районный суд указал в частном постановлении, что отсутствие в материалах дела постановления следователя о выплате вознаграждения адвокату, осуществлявшему защиту обвиняемого, повлекло освобождение осужденного от взыскания процессуальных издержек . В ходе рассмотрения другого дела вопрос о взыскании с подсудимой О. процессуальных издержек не решался в связи с неуказанием в приложении к обвинительному заключению размера выплаченного ей пособия за период временного отстранения от должности .

Нормативные акты

«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2023) 3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г.

    В целях реализации части 2 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 894 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

    1. Установить величину единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, в размере 850 рублей.

    2. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной год предусматривать средства на выдачу единовременного денежного пособия осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы.

    3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    25 декабря 2006 г.

    В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством РФ.

    В целях реализации данного положения Правительство РФ устанавливает величину единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, в размере 720 рублей.

    Постановление Правительства РФ вступает в силу с 1 января 2007 года.

    Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г.

    Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г

    Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2006 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть II) ст. 258

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 894

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Единовременное денежное пособие при освобождении

    Подборка наиболее важных документов по запросу Единовременное денежное пособие при освобождении(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    • Выходное пособие:
    • Алименты с выходного пособия
    • Выплата за второй месяц при сокращении
    • Выходное пособие
    • Выходное пособие в 2-НДФЛ
    • Выходное пособие в 6-НДФЛ
    • Показать все
    • Выходное пособие:
    • Алименты с выходного пособия
    • Выплата за второй месяц при сокращении
    • Выходное пособие
    • Выходное пособие в 2-НДФЛ
    • Выходное пособие в 6-НДФЛ
    • Показать все
    • Увольнение:
    • 6-НДФЛ увольнение
    • Акт об отказе ознакомиться с приказом об увольнении
    • Акт об отсутствии работника на рабочем месте
    • Акт приема передачи при смене директора
    • Акт приема передачи при увольнении
    • Показать все

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы

    Статья: Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы как субъектов уголовно-исполнительных отношений
    (Сенатова Е.В.)
    («Административное право и процесс», 2021, N 1) з) оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. Так, ст. 181 УИК РФ закрепляет за администрацией учреждения, исполняющего наказание, обязанность обеспечить продуктами питания, одеждой, произвести выдачу единовременного денежного пособия, а также оплату проезда освобождаемым осужденным;

    «Налог на доходы физических лиц: актуальные вопросы и сложные ситуации»
    (выпуск N 22)
    (Парамонов Д.И., Рябова Н.Д.)
    («Редакция «Российской газеты», 2018) Инспекция пришла к выводу о неудержании и неперечислении обществом НДФЛ с единовременных выплат, произведенных в пользу физических лиц при их увольнении. По мнению инспекции, у работодателя отсутствует законодательно установленная обязанность по выплате работникам по соглашению сторон единовременной денежной компенсации при увольнении, в связи с чем положение п. 3 ст. 217 НК РФ в отношении выплаченных сумм не применяется, и они подлежат обложению НДФЛ.

    Суд первой инстанции признал, что спорные выплаты не являются выходным пособием, поэтому не подлежат освобождению от налогообложения и должны быть включены в базу для исчисления НДФЛ.

    Нормативные акты

    «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ
    (ред. от 24.06.2023)
    (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2023) 3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

    Приказ Минфина России от 17.05.2022 N 75н
    (ред. от 29.06.2023)
    «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)»
    (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2022 N 69202) По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета на обеспечение осужденных, направляемых в колонии-поселения, на принудительные работы к месту отбывания наказания и освобождаемых от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, подозреваемых или обвиняемых, освобожденных из-под стражи, проездом, одеждой, продуктами питания или деньгами на время проезда, на выплаты единовременного денежного пособия.

    Правовые ресурсы

    • «Горячие» документы
    • Кодексы и наиболее востребованные законы
    • Обзоры законодательства
      • Федеральное законодательство
      • Региональное законодательство
      • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
      • Другие обзоры
      • Календари
      • Формы документов
      • Полезные советы

      Материальная помощь осужденным после освобождения — единовременное пособие после освобождения

      УИК РФ Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

      1. Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

      (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

      (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

      4. При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

      (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

      (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 121-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Социальная поддержка и помощь освободившемуся из тюрьмы

      Освободился из колонии. Какие формы социальной поддержки положены при освобождении из мест лишения своботы, как и где их получить?

      Сергей Агапов
      Консультаций: 260

      На основании ст. 182 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами.

      Так, на основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах социального обслуживания) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно:

      1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

      2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

      3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

      4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

      5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

      6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      7) отсутствие работы и средств к существованию.

      В силу ст. 20 Закона об основах социального обслуживания нуждающемуся в помощи с учетом его индивидуальных потребностей могут быть предоставлены различные виды социальных услуг, а именно:

      1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

      2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

      3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

      4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

      5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

      6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

      7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

      8) срочные социальные услуги.

      Следует отметить, что субъекты РФ и различные негосударственные (общественные) организации самостоятельно реализуют программы по социальной помощи и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

      Таким образом, с учетом изложенных выше норм права и рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что лицо, отбывшее наказание в виде лишения свободы на общих основаниях, имеет право претендовать на различные меры социальной поддержки (материальная помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилого помещения и т.д.).

      Для определения перечня мер социальной поддержки, на которые может претендовать конкретный гражданин, необходимо детальное ознакомление с характером его нуждаемости в социальных услугах, а также условиями жизни (регионом проживания, составом семьи, наличием места работы, обеспеченности жилым помещением и т.д.).

      Для реализации своих прав на получение мер социальной поддержки и получения консультации по этим вопросам гражданину необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства.

      Памятка освобождаемым из мест лишения свободы «Ваши права. Социальная помощь»

      По истечении срока отбывания наказания либо по иным основаниям (амнистия, условно-досрочное освобождение, помилование) все осужденные рано или поздно покидают исправительные учреждения и возвращаются домой, обратно в общество.

      Подготовка к адаптации в обществе отбывших наказание граждан включает в себя совокупность мер социально-экономического характера, обеспечение реализации социальных гарантий таким гражданам.

      Сам процесс подготовки к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ).

      Согласно указанной норме права не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

      С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

      Осужденному за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязана разъяснить право осужденного на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

      Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

      По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 УИК РФ, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

      Кроме проведения бесед с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу, а также разъяснения необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и в трехдневный срок явиться в орган внутренних дел для регистрации, администрация ИУ обязана осуществлять выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом счете, личных документов и ценных бумаг, а также документов об освобождении и трудовой деятельности (ч. 3 ст. 173 УИК РФ).

      Право на трудоустройство

      Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб. Для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.

      Право на бесплатный проезд к месту жительства

      Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, должны обеспечиваться бесплатным проездом к месту жительства (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

      Осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования.

      Освобождаемым от отбывания наказания осужденным, которые следуют к месту жительства на транспорте местного или пригородного сообщения, для приобретения проездных билетов выдаются деньги в соответствии с установленными тарифами.

      В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей.

      Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда

      Кроме обеспечения проезда к месту пребывания или жительства, осужденные, освобождаемые из ИУ, на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

      Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на пути следования обеспечиваются продуктами по нормам, утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 01.01.2001 N 12. Замена продуктов при выдаче продовольственных пайков производится в соответствии с этим же нормативным документом.

      Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц (ч. 1 ст. 181 УИК РФ).

      При этом необходимо учитывать, что общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.

      Право на обеспечение одеждой

      Что касается обеспечения освобождающихся необходимой одеждой, то здесь возможны варианты. Как правило, освобожденные осужденные следуют к месту жительства в собственной одежде либо выданной в ИУ (ч. 2 ст.

      181 УИК РФ). В случаях не возмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в ИУ, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается ее остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность.

      При отсутствии средств на лицевых счетах и наличии у бывших заключенных собственной одежды предметы вещевого имущества, выданные в ИУ и оплаченные ими не полностью, подлежат сдаче на склад. При отсутствии собственной одежды у этих осужденных предметы вещевого имущества, не полностью оплаченные, остаются в их пользовании, а остаточная стоимость списывается за счет ИУ.

      Инвалиды I или II группы, а также несовершеннолетние осужденные при наличии у них собственной одежды выданную им одежду сдают на склад, а при отсутствии собственной одежды они освобождаются в ранее выданной им одежде.

      Вместе с тем существует запрет на выдачу освобождаемым осужденным инвентарных вещей и предметов, а также постельных принадлежностей и спецодежды.

      На детей, находившихся в домах ребенка при ИУ и следующих вместе с освобожденными женщинами, выдается один комплект белья, одежды по сезону в соответствии с возрастом ребенка.

      Списание остаточной стоимости вещевого имущества и выдача освобождаемым осужденным предметов одежды производится по их заявлению с разрешения начальника ИУ или его заместителя.

      Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание (ч. 3 ст. 181 УИК РФ).

      О выдаче проездного билета либо денег на его приобретение, об обеспечении питанием или деньгами на время проезда, одеждой, о сумме выданного единовременного денежного пособия делаются соответствующие отметки в документе об освобождении.

      Основные права на социальное обеспечение граждан России, в том числе и отбывших наказание, закреплены в Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

      Кроме того, в РФ действует Федеральный закон от 01.01.2001 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), где социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

zabota_cher_
Оцените автора