УК РФ Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания
1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ч. 3.1 ст. 72 признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением КС РФ от 15.03.2023 N 8-П. Правовое регулирование до внесения соответствующих изменений определено указанным Постановлением.
3.1. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 настоящей статьи, из расчета один день за:
а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;
б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;
в) два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)
3.2. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 — 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, статьями 208, 209, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 228.1, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 — 279 и 360 настоящего Кодекса.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 569-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)
3.4. Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.
(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ)
4. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 настоящего Кодекса засчитываются по правилам, установленным частями третьей и третьей.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.
Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания
1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 72 внесены изменения
2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.
Информация об изменениях:
Часть 3 изменена с 14 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ
ГАРАНТ:
Положения части 3 (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ) подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении и в течение шести месяцев в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части
3. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.
Информация об изменениях:
Статья 72 дополнена частью 3.1 с 14 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ
ГАРАНТ:
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2024 г. N 8-П часть 3.1 признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой она по своему буквальному содержанию препятствует использованию ее судами в правоприменительной практике для целей дифференцированного по видам исправительных учреждений зачета времени лишения свободы, отбытого лицом в ошибочно назначенном ему исправительном учреждении более строгого вида, в срок лишения свободы, подлежащий отбытию на основании судебного решения, постановленного в результате пересмотра (отмены или изменения) первоначального приговора (иного судебного акта)
3.1. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 настоящей статьи, из расчета один день за:
а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;
б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;
в) два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Информация об изменениях:
Часть 3.2 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 569-ФЗ
ГАРАНТ:
Положения настоящей части в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении и в течение шести месяцев в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части
3.2. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 — 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, статьями 208, 209, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 228.1, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 — 279 и 360 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Статья 72 дополнена частью 3.3 с 14 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ
ГАРАНТ:
Положения настоящей части в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении и в течение шести месяцев в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части
3.3. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Статья 72 дополнена частью 3.4 с 14 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ
ГАРАНТ:
Положения настоящей части в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении и в течение шести месяцев в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части
3.4. Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 14 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ
ГАРАНТ:
Положения настоящей части в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении и в течение шести месяцев в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части
4. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 настоящего Кодекса засчитываются по правилам, установленным частями третьей и третьей.1 настоящей статьи.
5. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.
Как считаются дни в СИЗО после приговора
УПК РФ Статья 109. Сроки содержания под стражей
2. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев, за исключением случая, указанного в части второй.1 настоящей статьи. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 03.12.2007 N 323-ФЗ, от 13.06.2023 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в части первой.1 статьи 108 настоящего Кодекса, этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа, до 6 месяцев.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 217-ФЗ)
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 3 — 7 ст. 109 данного документа см. Постановление КС РФ от 16.07.2015 N 23-П.
3. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части восьмой и частями восьмой.1 — восьмой.3 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 53-ФЗ, от 19.02.2018 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей настоящей статьи.
6. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.
7. В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военным судом соответствующего уровня. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить указанное ходатайство в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются сведения о следственных и иных процессуальных действиях, произведенных в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания обвиняемого под стражей, а также основания и мотивы дальнейшего продления срока содержания обвиняемого под стражей. Указанный в постановлении о возбуждении ходатайства срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен определяться исходя из объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. Если одним из мотивов продления срока содержания обвиняемого под стражей является необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, приведенных в предыдущих ходатайствах, то в постановлении о возбуждении ходатайства указываются причины, по которым эти действия не были произведены в установленные ранее сроки содержания обвиняемого под стражей.
При этом необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей. К указанному постановлению прилагается копия постановления о продлении по уголовному делу срока предварительного следствия или дознания. Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства на основании оценки приведенных в нем мотивов, а также с учетом правовой и фактической сложности материалов уголовного дела, общей продолжительности досудебного производства по уголовному делу, эффективности действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременности производства следственных и иных процессуальных действий принимает в порядке, предусмотренном частями четвертой, шестой, восьмой и одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, одно из следующих решений:
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) о продлении срока содержания под стражей на срок, необходимый для окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также для принятия прокурором и судом решений по поступившему уголовному делу, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи. В постановлении о продлении срока содержания под стражей указывается дата, до которой продлевается срок содержания под стражей. Суд вправе продлить содержание под стражей на меньший срок, чем указано в постановлении о возбуждении ходатайства, если посчитает его достаточным для выполнения объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. Продление срока содержания под стражей в случае, предусмотренном частью седьмой настоящей статьи, допускается каждый раз не более чем на 3 месяца;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи. При отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. По уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, по ходатайству следователя или дознавателя, возбужденному в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса и частью восьмой настоящей статьи, срок запрета определенных действий, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу на срок, продолжительность которого определяется с учетом сроков, предусмотренных частью первой статьи 221, либо частью первой статьи 226, либо частью первой статьи 226.8, а также частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 19.02.2018 N 27-ФЗ, от 18.04.2018 N 72-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 или пунктом 2 части пятой статьи 439 настоящего Кодекса и обжалования данного решения следователем в соответствии с частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, а также возвращения уголовного дела дознавателю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 226, пунктом 2 или 3 части первой статьи 226.8 настоящего Кодекса и обжалования данного решения дознавателем в соответствии с частью четвертой статьи 226 или частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса по ходатайству следователя или дознавателя, возбужденному в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса и частью восьмой настоящей статьи, срок запрета определенных действий, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия вышестоящим прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу на срок, продолжительность которого определяется с учетом сроков, предусмотренных частью четвертой статьи 221, либо частью четвертой статьи 226, либо частью четвертой статьи 226.8, а также частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса.
(часть 8.2 введена Федеральным законом от 19.02.2018 N 27-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 72-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.3. В случае, предусмотренном частью второй.1 статьи 221 настоящего Кодекса, по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей, срок указанных мер пресечения может быть продлен до 30 суток.
(часть 8.3 введена Федеральным законом от 19.02.2018 N 27-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 72-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в период предварительного расследования и срок содержания под стражей в период рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им одного из решений, предусмотренных частью первой статьи 221, частью первой статьи 226, частью первой статьи 226.8 и частью пятой статьи 439 настоящего Кодекса. Срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 10 ст. 109 см. Постановление КС РФ от 22.03.2005 N 4-П.
10. В срок содержания под стражей также засчитывается время:
1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
1.1) запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, из расчета два дня его применения за один день содержания под стражей;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 72-ФЗ)
2) домашнего ареста;
3) принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 настоящего Кодекса.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 11 ст. 109 см. Постановление КС РФ от 22.03.2005 N 4-П.
11. По истечении предельного срока содержания под стражей в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части десятой настоящей статьи, и при необходимости производства предварительного расследования либо в случае продолжения судебного разбирательства суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном настоящей статьей, но не более чем на 6 месяцев.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.
13. Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
14. В случае, предусмотренном частью тринадцатой настоящей статьи, судья выносит постановление о рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием причин, по которым присутствие обвиняемого невозможно.
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
Как считаются дни в СИЗО после приговора
Подписывайтесь на мой авторский
теlegram-канал «Защита бизнеса»
Здравствуйте! Вы можете связаться со мной в одном из мессенджеров.
Срок в СИЗО: длительность содержания
и зачет в срок наказания
Сроки содержания в СИЗО во время расследования уголовного дела и
судебного разбирательства.Как засчитывается срок в СИЗО?
Заключение под стражу — распространенная мера пресечения, которая избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу. О порядке избрания данной меры пресечения мы ранее говорили в этой статье.
Не секрет, что во время расследования уголовного дела и его рассмотрения в суде человек может длительное время находиться под стражей в следственном изоляторе. Часто такой промежуток пребывания в СИЗО составляет львиную долю времени всего наказания, которое назначается по приговору.
В этой статье мы поговорим о сроках содержания в изоляторе и разберем, как засчитывается срок в СИЗО в различные виды наказания.
Важно!Срок содержания в СИЗО можно разделить на две разновидности:во время следствия и во время рассмотрения уголовного дела в суде.
Поговорим о каждом виде по отдельности.
Срок содержания в СИЗО во время расследования
Продолжительность пребывания в следственном изоляторе во время расследования уголовного дела регулируется ст.109 УПК РФ.
Cрок содержание в СИЗО в ходе следствия составляет два месяца.
При этом указанный срок может быть продлен судом до 6 месяцев, по тяжким преступлениям до 12 месяцев, а по особо тяжким и до 18 месяцев.
Основными причинами продления срока стражи являются невозможность завершения расследования уголовного дела и отсутствие оснований для изменения или отмены данной меры пресечения.
Срок содержания в СИЗО во время судебного разбирательства
Время содержания под стражей на этапе судебного разбирательства отсчитывается с момента поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора.
Если с предельным сроком содержания в СИЗО во время следствия все понятно, то период нахождения под стражей в ходе рассмотрения уголовного дела в суде «живет» по своим правилам.
Обратимся к ст.255 УПК РФ. Срок содержания подсудимого под стражей во время рассмотрения уголовного дела в суде не может превышать 6 месяцев.
Но из этого правила есть исключение. Данный срок может быть продлен, если подсудимый обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. За один раз суд может продлить стражу на срок не более 3 месяца.
Но количество таких «продлений» уголовно-процессуальных законом не ограничено. Это означает, что законом не установлен предельный срок содержания под стражей на стадии судебного производства для обвиняемых в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Длительность «жизни» в следственном изоляторе может легко перевалить за год, а это уже существенная цифра. И здесь назревает вопрос: как засчитывается срок пребывания в СИЗО в срок наказания?
Как засчитывается срок в СИЗО?
Ответим сразу же: срок пребывания в СИЗО засчитывается в срок наказания.
В статье 72 УК РФ установлены четкие правила расчетов. Все зависит от вида назначенного по приговору суда наказания.
Время пребывания в СИЗО засчитывается в сроки:
- ареста, ограничения свободы и принудительных работ — из расчета 1 день в СИЗО за 2 дня;
- исправительных работ и ограничений по военной службе — из расчета 1 день в СИЗО за 3 дня;
- обязательных работ — из расчеты 1 день в СИЗО за 8 часов.
Далее разберемся, как срок пребывания в изоляторе засчитывается в срок лишения свободы.
Все зависит от того, какой вид исправительного учреждения назначен осужденному по приговору суда.
Так, время пребывания в СИЗО засчитывается в сроки лишения свободы:
- в тюрьме или исправительной колонии строгого или особого режима – из расчета 1 день в СИЗО за 1 день лишения свободы;
- в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима — из расчета 1 день в СИЗО за 1,5 дня лишения свободы;
- в колонии-поселении — из расчета 1 день в СИЗО за 2 дня лишения свобо
При этом из вышеуказанного правила о зачете срока есть исключения.
Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в случае: 1) если лицо осуждено при особо опасном рецидиве преступлений; 2) если лицо приговорено к смертной казни, но в порядке помилования данное наказание заменено пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; 3) если лицо совершило одно из преступлений, перечисленных в ч.3.2 ст. 72 УК РФ.
Например, сбыт наркотических средств.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Татарстан
Согласно российскому законодательству, если осужденному до постановления приговора была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу, то в срок наказания, назначенного судом, засчитывается время нахождения его под домашним арестом или под стражей.
Так, в соответствии со ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы (за исключением отдельных категории осужденных, например, при особо опасном рецидиве преступлений) из расчета один день за:
— один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого либо особого режима;
— полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;
— два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.
Между тем, при назначении лишения свободы условно, если осужденный содержался под стражей или домашним арестом до вынесения приговора, вышеуказанные требования уголовного закона не применяются.
Вопрос о зачете времени содержания под стражей или домашним арестом подлежит разрешению судом в постановлении об отмене условного осуждения либо в последующем приговоре при отмене условного осуждения по первому приговору по основаниям, предусмотренным ст. 74 УК РФ. Например, в случае отмены условного осуждения в срок окончательного наказания, назначенного по правилам ст.70 УК РФ, необходимо зачесть и время содержания под стражей или под домашним арестом по первому делу в соответствии с положениями ст.
72 УК РФ.
Следует также отметить, что предусмотренный ст. 72 УК РФ коэффициент кратности не распространяется на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В этой связи, если мера пресечения в виде заключения под стражу избрана при разрешении вопроса об отмене назначенного судом условного осуждения и направлении осужденного для реального отбывания лишения свободы в исправительное учреждение, то время содержания последнего под стражей в срок отбытия наказания зачету не подлежит.
Специфические условия зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей предусмотрены и для лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные ст. 205-205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ст. 208, 209, ч. 4 ст. 211, ч. 2 и 3 ст.
228, ст. 228.1, 229, 275, 276, 361 УК РФ, и за сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные ст. 277-279 и 360 УК РФ.
Для этих осужденных с учетом опасности совершенных ими преступлений установлены более строгие правила зачета времени содержания под стражей, которое засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один.
В тех случаях, когда до судебного разбирательства виновный содержался под стражей, но в качестве основного наказания ему назначен штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Республики Татарстан
Прокуратура Республики Татарстан
Дата публикации:
5 мая 2021, 10:38
Порядок зачета времени нахождения под стражей и домашним арестом в сроки наказаний.
Согласно российскому законодательству, если осужденному до постановления приговора была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу, то в срок наказания, назначенного судом, засчитывается время нахождения его под домашним арестом или под стражей.
Так, в соответствии со ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы (за исключением отдельных категории осужденных, например, при особо опасном рецидиве преступлений) из расчета один день за:
— один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого либо особого режима;
— полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;
— два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.
Между тем, при назначении лишения свободы условно, если осужденный содержался под стражей или домашним арестом до вынесения приговора, вышеуказанные требования уголовного закона не применяются.
Вопрос о зачете времени содержания под стражей или домашним арестом подлежит разрешению судом в постановлении об отмене условного осуждения либо в последующем приговоре при отмене условного осуждения по первому приговору по основаниям, предусмотренным ст. 74 УК РФ. Например, в случае отмены условного осуждения в срок окончательного наказания, назначенного по правилам ст.70 УК РФ, необходимо зачесть и время содержания под стражей или под домашним арестом по первому делу в соответствии с положениями ст.
72 УК РФ.
Следует также отметить, что предусмотренный ст. 72 УК РФ коэффициент кратности не распространяется на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В этой связи, если мера пресечения в виде заключения под стражу избрана при разрешении вопроса об отмене назначенного судом условного осуждения и направлении осужденного для реального отбывания лишения свободы в исправительное учреждение, то время содержания последнего под стражей в срок отбытия наказания зачету не подлежит.
Специфические условия зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей предусмотрены и для лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные ст. 205-205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ст. 208, 209, ч. 4 ст.
211, ч. 2 и 3 ст. 228, ст. 228.1, 229, 275, 276, 361 УК РФ, и за сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные ст. 277-279 и 360 УК РФ.
Для этих осужденных с учетом опасности совершенных ими преступлений установлены более строгие правила зачета времени содержания под стражей, которое засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один.
В тех случаях, когда до судебного разбирательства виновный содержался под стражей, но в качестве основного наказания ему назначен штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.
Недостатки нового порядка зачета времени содержания в СИЗО в срок наказания
Президентом России подписан Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» о зачете времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Напомню, что законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы еще в 2008 г., и вот, спустя 10 лет, настало его время.
Лично мне причины столь долгого нахождения законопроекта на пыльной полке не совсем понятны, но об этом говорить уже не имеет смысла. В чем заключается суть внесенных изменений? Думаю, что для читателей уважаемой «Адвокатской газеты», большинство из которых профессиональные юристы, это уже не секрет.
Вместе с тем для полноты раскрытия обсуждаемой темы позволю себе кратко изложить содержание закона.
Итак. Исчисление сроков содержания под стражей при избрании иной меры пресечения либо при назначении судом наказания в виде лишения свободы на определенный срок будет отныне рассчитываться следующим образом:
один день содержания подозреваемого и обвиняемого в следственном изоляторе будет приравниваться к:
- 1,5 дня нахождения в дисциплинарной воинской части;
- 2 дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста;
- 3 дням исправительных работ и ограничений по военной службе;
- 8 часам обязательных работ.
В случае применения такого вида наказания, как лишение свободы на определенный срок, один день содержания подозреваемого и обвиняемого в следственном изоляторе будет исчисляться как:
- 1 день при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого или особого режима;
- 1,5 дня при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима либо воспитательной колонии;
- 2 дня при отбывании наказания в колонии-поселении.
В случае же применения к обвиняемому меры пресечения в виде домашнего ареста 2 дня такового будут исчисляться как 1 день нахождения в следственном изоляторе (ч. 3.4 ст. 72 УК РФ).
Все расчеты общего срока содержания под стражей будут осуществляться судом при вынесении приговора после рассмотрения уголовного дела по существу.
Предпосылки
Каковы же были пред Из указанного постановления ЕСПЧ следует, что при содержании заявителей под стражей допущено нарушение ст. 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Условия в российских изоляторах признали пыточными, бесчеловечными и унижающими достоинство лиц, которые не были осуждены. Стоит отметить, что это не единственное постановление ЕСПЧ по данному вопросу.
В 2017 г. вынесены решения по делам 152 российских граждан, пожаловавшихся на условия содержания под стражей. Им присуждены выплаты в размере от 1 до 23 тыс. евро.
Текущая практика
Отдельно хочется остановиться на судебной практике применения меры пресечения в виде заключения подозреваемых (обвиняемых) под стражу. Приходится признать, что данная практика в нашей стране часто сводится к формальному согласию со всеми ходатайствами стороны обвинения. В результате человек длительное время содержится под стражей, следствие какую-либо работу с ним не проводит, в ходатайствах о продлении срока содержания под стражей постоянно используется любимая формулировка «назначение/получение ряда судебных экспертиз, производство иных следственных и процессуальных действий». При этом проблематика проведения следственных действий в условиях следственного изолятора всем давно известна. Многие сталкиваются со срывами запланированных следственных действий по причине невозможности посещения следственных изоляторов в силу их перегруженности, занятости следователя и т.д.
Остается надеяться, что принятие нового закона сможет хотя бы немного компенсировать вынужденную изоляцию и пыточные условия содержания обвиняемых под стражей.
Недостатки
В целом позитивно оцениваемый закон, видимая цель которого – соблюдение прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, несет и ряд негативных изменений. Речь идет об ухудшении положения лиц, содержащихся под домашним арестом.
Законодателем установлен расчет домашнего ареста – два дня к одному дню в следственном изоляторе. Несомненно, условия содержания обвиняемого под домашним арестом несравнимо лучше, чем у лица, находящегося в следственном изоляторе. Тем не менее данная мера пресечения также является «стражной», ограничивающей конституционное право гражданина на свободу передвижения, то есть соблюдение принципа справедливости, о котором нам говорят авторы закона, к данной норме не относится.
В этом вопросе по каким-то причинам не была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ (Постановление от 22 марта 2018 г. № 12-П), из которой следует, что такая мера пресечения, как домашний арест, равно как и заключение под стражу, в действующей системе правового регулирования связаны с непосредственным ограничением права на свободу и личную неприкосновенность. Таким образом, признается, что указанные меры пресечения схожи по своим сущностным характеристикам, однако новый закон довольно жестко их разделяет.
У меня возник еще один актуальный вопрос относительно расчета зачета времени, в течение которого осужденное лицо переправляется к месту отбывания наказания. Время, затрачиваемое на эту процедуру, может составлять от одного месяца до полугода, а условия содержания осужденных в дороге и на транзитно-пересыльных пунктах по своей жесткости на порядок превосходят условия содержания в следственных изоляторах. Если исходить из цели Закона – соблюдения прав и законных интересов следственно-арестованных и осужденных лиц, направленности против бесчеловечных условий содержания в следственных изоляторах, совершенно не понятно, почему законодатель оставил без какого-либо внимания один из самых суровых для осужденных лиц периодов – процесс этапирования. Из 152 упомянутых мной жалоб, поданных в 2017 г. в ЕСПЧ, часть касались именно условий перевозки заключенных. Вероятно, благодаря позиции ЕСПЧ в дальнейшем законодателем будут приняты меры к улучшению ситуации, связанной с этапированием.
Пока же, к сожалению, проблема осталась без какого-либо разрешения.
Безусловно, больше всего ожидался закон теми лицами, которые уже отбывают наказание в местах лишения свободы (в воспитательной колонии; колонии-поселении; в исправительной колонии общего режима), военнослужащими, отбывающими наказание в дисциплинарной воинской части и получившими наказание в виде ограничения по военной службе, а также лицами, отбывающими наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ; ограничения свободы.
В законе указано, что он имеет обратную силу, а это значит, что в обозримом будущем значительная доля осужденных смогут выйти на свободу.
Что же необходимо предпринять для пересчета срока? Следует направить соответствующее заявление в администрацию учреждения, где лицо отбывает наказание, с ходатайством о проведении перерасчета срока и со ссылкой на вступивший в силу закон. Лица, которым указанная мера наказания заменена исправительными работами, должны обратиться с подобным заявлением в уголовно-исполнительную инспекцию.
Критикуя закон, можно отметить оставленную без внимания проблему осужденных к лишению свободы лиц, привлекаемых к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве, о правах которых законом также забыто. На основании мотивированного постановления следователя (с согласия руководителя следственного органа) либо на основании определения/постановления судьи лицо, осужденное к лишению свободы, подлежит переводу в следственный изолятор по месту нахождения органа, принявшего такое решение. Максимальный срок содержания в следственном изоляторе может составить 3 месяца. Вспоминаем об условиях этапирования и содержания в следственных изоляторах.
К сожалению, сроки содержания в следственном изоляторе для таких осужденных никаким образом не пересчитываются, хотя сам же законодатель признает условия следственных изоляторов более суровыми.
Не учтены в законе (ст. 2) и лица, которым назначено наказание в виде отбывания такового в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима. Для них, к сожалению, все осталось неизменным.
Часть 3.3 ст. 72 УК РФ в новой редакции гласит: «Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации». Возникает вопрос, не будет ли данная норма недобросовестно применяться в качестве еще одного рычага давления на осужденных лиц. Не породит ли новый виток коррупционной деятельности должностных лиц? Я вполне могу предположить возможность использования процитированной нормы именно таким образом, вопреки установленным принципам и целям уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
А с учетом проблематики доказывания обоснованности применения меры дисциплинарного воздействия сотрудниками уголовно-исполнительной системы установить неправомерность данных действий будет практически невозможно. Напрашивается вывод о необходимости совершенствования требований законодательства в части усиления прокурорского надзора и судебного контроля за действиями должностных лиц тех учреждений, в которых содержатся под стражей лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений.
Обойден вниманием законодателя и срок содержания лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, после вступления приговора в законную силу и до момента отправки к месту отбывания наказания. В ч. 3 ст. 72 УК РФ в новой редакции использована четкая формулировка «время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу».
Отсюда следует, что время нахождения осужденного в следственном изоляторе до момента его перемещения к месту отбывания наказания правилами пересчета также не учитывается.
Авторы закона, признавая суровость условий содержания в следственных изоляторах и местах отбывания наказания, исходят из важности соблюдения принципа справедливости, который реализуется практически во всех странах Европы.
Вместе с тем анализ содержания закона порождает уместный, на мой взгляд, вопрос: почему принцип справедливости распространяется выборочно?
Возможные проблемы правоприменения
Строя прогнозы относительно практики применения закона, стоит задуматься, не станет ли его принятие искушением для затягивания сроков предварительного расследования лицами, содержащимися под стражей и обвиняемыми в любых преступлениях, за исключением особо тяжких. Исключить этого нельзя. Кроме того, можно предположить рост желающих обжаловать приговоры с целью искусственного затягивания срока нахождения в следственном изоляторе. Предполагаю, что любые приговоры, в том числе вынесенные в особом порядке, будут отныне обжаловаться в апелляционной инстанции. Не исключено, что в связи с этим проблема перегруженности следственных изоляторов не только не разрешится, но и усугубится.
Замкнутый круг.
Кроме того, ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в новых условиях может быть просто «невыгодно», так как фактические сроки расследования, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев значительно превышают установленные УПК РФ 2 месяца. При вынесении же приговора по результатам рассмотрения уголовного дела по существу часть того времени, которое обвиняемый провел в изоляции, по сути, будет необоснованно у него «похищена». Раньше лица, в отношении которых в суд направлялось ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, боролись за изменение указанной меры на домашний арест. Теперь же мотивация для борьбы уничтожена одной из норм нового закона.
Данный факт может повлечь снижение количества постановлений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста.
Таким образом, можно сделать вывод, что авторы закона к разрешению весьма актуального вопроса подошли в большей степени формально, без выяснения всех необходимых для учета обстоятельств.
Однако у меня все же есть определенные надежды относительно применения нового закона – на проявление следственными органами при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу осмысленного подхода и исключение волокиты по уголовным делам, как бы наивно это ни звучало.
Посмотрим, как все будет выглядеть на практике. В любом случае остается надеяться, что в Российской Федерации мера пресечения в виде заключения под стражу будет применяться как исключение, а не «норма».