Официальный сайт учреждения

 

8 (8202) 26-34-88

 

Возможности литотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями

В рамках методической гостиной 13 марта в БУ СО ВО «РЦ «Преодоление» состоялся мастер-класс инструктора по труду Варлаковой Ольги Анатольевны. Ольга Анатольевна проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по экопластике. В своей работе она использует самые различные природные материалы (глину, камни, ветки, песок и пр.)

 Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми и взрослыми. Почему именно камни? Камушки нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, они бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе. В реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию.

Варианты игр с камнями

- камушки можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

- камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

- с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.);

- есть камни – «пирамидки»: если камень нагреть и потом ударить по нему молотком, то он расколется на пластинки и потом его части можно собирать в одно целое; также «пирамидки» и скульптуры можно строить из различных камней;

- камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать!

Рекомендации при использовании литотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями

1. Если плохо развита функциональность рук и мелкая моторика. Пробуя взять камень, у ребенка разрабатываются мышцы рук и пальцев, снимаются зажимы рук, что вызывает достижение успеха и положительные эмоции ребенка и родителей.

2.  Если ребенок не может рисовать на листе (часто с поражениями ОДА), листок у ребенка постоянно ускользает с поверхности стола, можно предложить ему для раскрашивания камень – его будет трудно сдвинуть с места и ребенок получить воможность творческого самовыражения.

3. Если ребенок склонен раскидывать игрушки и материалы, даем ему достаточно тяжелые камни, которые будет трудно сдвинуть с места;

4. Если ребенок не заходит в кабинет, камушки могут его мотивировать: кидаем ему в руки камень, он кидает обратно, таким образом через игру, привлекаем ребенка к занятию.

5. Для ребенка с нарушениями зрения, а также при недостаточно развитой мелкой моторике, рекомендуется использование камней разной текстуры и формы, а для раскрашивания контурный акрил. Также можно использовать аппликации из камней для тактильного изучения.

Для рисования на камнях рекомендуется использование акриловых красок. При их использовании рисунок может сохраняться на камне до 3 лет, а если покрыть рисунок лаком, то навсегда. Авторские камушки могут украсить горшок цветка, полку в комнате или стать элементом дизайна на вашей даче. Любимыми поделками у детей являются создание кактуса, цветов, машины, дома, пейзажа  и пр.

Ольга Анатольевна с увлечением и интересом рассказала о возможностях литотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями. Многие специалисты оставили положительные отзывы, у них возникло желание внедрить использование камней в свою практику. 

Благодарим Варлакову Ольгу Анатольевну за предоставленный опыт и желаем дальнейших творческих успехов и развития!

Не нашли нужную информацию?

Воспользуйтесь поиском по сайту: