Абзац восьмой части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2005, № 1, ст. 20; № 30, ст. 3104; 2007, № 41, ст. 4845; 2009, № 7, ст.
771; 2020, № 48, ст. 7631; 2021, № 18, ст. 3050) дополнить словами «, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)».
Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2009, № 1, ст. 14; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст.
3873; № 30, ст. 4573; № 49, ст. 7014, 7067; № 50, ст. 7352; 2012, № 31, ст.
4333; 2013, № 14, ст. 1657; № 51, ст. 6699; № 52, ст.
7006; 2014, № 11, ст. 1099; № 19, ст. 2331; № 52, ст. 7543; 2015, № 10, ст. 1411, 1427; № 48, ст.
6706; 2016, № 1, ст. 13, 45, 64; № 11, ст. 1493; 2017, № 22, ст. 3070; № 31, ст.
4761; № 47, ст. 6847; 2019, № 8, ст. 715; № 10, ст.
894; № 31, ст. 4446; № 46, ст. 6421; 2021, № 1, ст. 34) следующие изменения:
1) пункт 4 статьи 4 дополнить словами «, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)»;
2) часть 141 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания: «Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.»;
3) статью 69 дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:
«51. Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. В заявлении должника-гражданина указываются:
1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;
2) реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);
3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.
52. При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).»;
4) статью 70 дополнить частью 53 следующего содержания:
«53. Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;
5) часть 31 статьи 81 изложить в следующей редакции:
«31. В целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. В случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;
б) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 11 настоящей статьи, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Владимир Путин подписал закон об установлении пределов возможного взыскания на доходы должника
Подписание соответствующего закона Президент РФ анонсировал в ходе традиционной «Прямой линии с Владимиром Путиным». Речь идет о внесении изменений в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Федеральный закон от 29 июня 2021 г. № 234-ФЗ).
Согласно поправкам у россиян появится право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено или уже ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении зарплаты и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России при обращении взыскания на его доходы. Соответствующая сумма будет считаться неприкосновенным минимальным размером дохода, необходимым для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.
Для реализации этого права в службу судебных приставов нужно будет представить заявление и документы, подтверждающие наличие ежемесячного дохода, а также сведения об источниках такого дохода. В самом заявлении следует указать: Ф. И. О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона; реквизиты открытого в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять зарплату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума; наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в заявлении.
При наличии в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, требования о сохранении зарплаты и иных доходов в размере прожиточного минимума удержание денежных средств будет осуществляться с соблюдением этого требования – банк или иная кредитная организация не сможет обратить взыскание на эту неприкосновенную сумму. Однако ограничение размера удержания не будет применяться по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Кроме того, при наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник сможет подать в суд заявление о сохранении зарплаты и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум.
Также в законе появится оговорка, согласно которой если величина прожиточного минимума, установленного в регионе по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, то в качестве неприкосновенного минимального дохода можно будет заявить именно размер регионального прожиточного минимума.
Новые нормы начнут действовать с 1 февраля 2022 года. Президент РФ считает их важными, поскольку они направлены на повышение гарантий гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края
21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов?
Смысл внесенных поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания. С 1 июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот.
Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.
Пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу, если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума, на что он тогда будет жить?
В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.
На основании ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» территориальные органы Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов могут удерживать суммы из пенсии. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также предусматривает удержания из пенсии на основании исполнительных документов, поступивших в территориальный орган из службы судебных приставов или непосредственно от взыскателя.
Территориальным органом Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов из сумм пенсии могут производиться следующие удержания:
— суммы переплат пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с допущенным им нарушением пенсионного законодательства РФ;
— задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административные штрафы, налоги и сборы;
— возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;
— возмещение вреда, причиненного здоровью;
— возмещение ущерба, причиненного преступлением и другие.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Размер ежемесячного процента удержания из пенсии должника при исполнении исполнительного документа исчисляется судебным приставом-исполнителем с учетом имущественного и материального положения конкретно взятого должника.
Пенсионер при наличии объективных причин имеет право обратиться в службу судебных приставов для уменьшения ежемесячного процента удержаний.
Необходимо также отметить, что взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности. Удержания также не производятся из пенсии по случаю потери кормильца.
Управление по надзору за исполнением
федерального законодательства прокуратуры края
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Ставропольского края
Прокуратура Ставропольского края
Дата публикации:
11 ноября 2020, 08:11
Из сумм пенсии на основании исполнительных документов могут производиться не любые удержания
21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов?
Смысл внесенных поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания. С 1 июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот.
Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.
Пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу, если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума, на что он тогда будет жить?
В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.
На основании ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» территориальные органы Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов могут удерживать суммы из пенсии. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также предусматривает удержания из пенсии на основании исполнительных документов, поступивших в территориальный орган из службы судебных приставов или непосредственно от взыскателя.
Территориальным органом Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов из сумм пенсии могут производиться следующие удержания:
— суммы переплат пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с допущенным им нарушением пенсионного законодательства РФ;
— задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административные штрафы, налоги и сборы;
— возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;
— возмещение вреда, причиненного здоровью;
— возмещение ущерба, причиненного преступлением и другие.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Размер ежемесячного процента удержания из пенсии должника при исполнении исполнительного документа исчисляется судебным приставом-исполнителем с учетом имущественного и материального положения конкретно взятого должника.
Пенсионер при наличии объективных причин имеет право обратиться в службу судебных приставов для уменьшения ежемесячного процента удержаний.
Необходимо также отметить, что взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности. Удержания также не производятся из пенсии по случаю потери кормильца.
Управление по надзору за исполнением
федерального законодательства прокуратуры края
Адрес: 355035, г.Ставрополь, пр.Октябрьской революции, 9/1
Телефон: +7 (8652) 26-14-00
Телефон: +7 (8652) 26-96-90
Телефон: +7 (8652) 26-52-55
С каких выплат приставы не смогут взыскивать долги и штрафы?
Государственная Дума 12 февраля приняла в третьем чтении закон, который гарантирует неприкосновенность имеющих социальное назначение доходов от обращения их к взысканию в ходе исполнительного производства. Для приставов станут недоступны, в частности, монетизированные льготы, пенсии по потере кормильца или выплаты пострадавшим от ЧС
12.02.2019, 11:36
Дата и время
Время чтения
Просмотров
Поделились
Поправки вносятся в Закон «Об исполнительном производстве». Их авторами выступила группа депутатов от фракции «Единая Россия» во главе с заместителем Председателя ГД Сергеем Неверовым
«Принятия данного закона ждут люди. Он позволит защитить граждан», — говорил ранее Председатель ГД Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область) .
«Закон гарантирует неприкосновенность имеющих социальное назначение доходов от обращения их к взысканию в ходе исполнительного производства», — заявил Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев
Речь идет о таких социальных выплатах, как:
- пособия гражданам, имеющим детей;
- средства материнского (семейного) капитала;
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью;
- пенсии по случаю потери кормильца;
- компенсации жертвам техногенных катастроф;
- выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами;
- монетизированные льготы (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.)
Кроме того, законом предлагается дополнить перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, включив в него пособия гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, — это выплаты по случаю утраты имущества, причинения вреда здоровью либо гибели граждан.
Как пояснял Вячеслав Володин, «запрет на исполнительное взыскание с выплат социального характера и ранее существовал в законодательстве. Но механизм был не совершенен — приставы и банки видели счет должника, но не видели, какие именно средства на него поступают».
Теперь социальные выплаты будут соответствующим образом маркироваться — в расчетных документах будет указываться соответствующий код вида дохода (порядок указания этого кода установит Банк России). Также закон обязывает банки при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или наложении на них ареста учитывать требования норм, устанавливающих перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Такая же обязанность возлагается на судебного пристава-исполнителя при обращении им взыскания на наличные денежные средства должника, при этом должник обязан представить документы, подтверждающие наличие у него таких льготных выплат.
Закон должен вступить в силу с 1 июня 2020 года.
Страница отображения — Прокуратура Ставропольского края
Из сумм пенсии на основании исполнительных документов могут производиться не любые удержания
- 11 ноября 2020, 08:11
Из сумм пенсии на основании исполнительных документов могут производиться не любые удержания
Поделиться
21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов?
Смысл внесенных поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания. С 1 июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера.
В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.
Пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу, если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума, на что он тогда будет жить?
В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.
На основании ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» территориальные органы Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов могут удерживать суммы из пенсии. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также предусматривает удержания из пенсии на основании исполнительных документов, поступивших в территориальный орган из службы судебных приставов или непосредственно от взыскателя.
Территориальным органом Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов из сумм пенсии могут производиться следующие удержания:
— суммы переплат пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с допущенным им нарушением пенсионного законодательства РФ;
— задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административные штрафы, налоги и сборы;
— возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;
— возмещение вреда, причиненного здоровью;
— возмещение ущерба, причиненного преступлением и другие.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Размер ежемесячного процента удержания из пенсии должника при исполнении исполнительного документа исчисляется судебным приставом-исполнителем с учетом имущественного и материального положения конкретно взятого должника.
Пенсионер при наличии объективных причин имеет право обратиться в службу судебных приставов для уменьшения ежемесячного процента удержаний.
Необходимо также отметить, что взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности. Удержания также не производятся из пенсии по случаю потери кормильца.
Управление по надзору за исполнением
федерального законодательства прокуратуры края
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Ставропольского края
Прокуратура Ставропольского края
Дата публикации:
11 ноября 2020, 08:11
Из сумм пенсии на основании исполнительных документов могут производиться не любые удержания
21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов?
Смысл внесенных поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания. С 1 июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот.
Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.
Пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу, если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума, на что он тогда будет жить?
В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.
На основании ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» территориальные органы Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов могут удерживать суммы из пенсии. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также предусматривает удержания из пенсии на основании исполнительных документов, поступивших в территориальный орган из службы судебных приставов или непосредственно от взыскателя.
Территориальным органом Пенсионного фонда России на основании исполнительных документов из сумм пенсии могут производиться следующие удержания:
— суммы переплат пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с допущенным им нарушением пенсионного законодательства РФ;
— задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административные штрафы, налоги и сборы;
— возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;
— возмещение вреда, причиненного здоровью;
— возмещение ущерба, причиненного преступлением и другие.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Размер ежемесячного процента удержания из пенсии должника при исполнении исполнительного документа исчисляется судебным приставом-исполнителем с учетом имущественного и материального положения конкретно взятого должника.
Пенсионер при наличии объективных причин имеет право обратиться в службу судебных приставов для уменьшения ежемесячного процента удержаний.
Необходимо также отметить, что взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности. Удержания также не производятся из пенсии по случаю потери кормильца.
Управление по надзору за исполнением
федерального законодательства прокуратуры края
Адрес: 355035, г.Ставрополь, пр.Октябрьской революции, 9/1
Телефон: +7 (8652) 26-14-00
Телефон: +7 (8652) 26-96-90
Телефон: +7 (8652) 26-52-55
С 1 февраля 2022 года судебные приставы не смогут удерживать пенсию и зарплату в счет оплаты долгов. В каких случаях?
1 февраля 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Новый закон защищает права должников на гарантированное получение прожиточного минимума в ходе принудительного взыскания с них задолженности в рамках исполнительных производств.
По закону, судебные приставы вправе удерживать до 50% (а в отдельных случаях до 70%) от заработной платы, пенсии и иных доходов с целью погашения задолженности перед кредиторами. Довольно-таки большое количество пенсионеров и людей с низкими доходами, оказывались в ситуации, когда после удержаний приставами пенсии или зарплаты у них практически не оставалось денег на жизнь. Оставшейся суммы едва хватало (а иногда и не хватало) на оплату коммунальных услуг и продуктов первой необходимости.
Как следствие, одни долги уменьшались (те, что находились на взыскании у приставов), но копились другие долги (долги по ЖКХ, займы перед физическими лицами, микрозаймы и т.д.). Воспользоваться процедурой банкротства для таких категорий граждан не представлялось возможным:
При долгах свыше 500 тысяч рублей для прохождения процедуры банкротства физического лица необходимо понести затрат на сумму не менее 40 тысяч рублей, которых попросту у людей нет. Подробнее о том, из чего складывается стоимость процедуры банкротства физического лица можно прочитать по ссылке.
При долгах на сумму менее 500 тысяч рублей процедуру банкротства физического лица можно пройти бесплатно через МФЦ «Мои документы», но при условии, если судебные приставы окончат исполнительные производства за невозможностью взыскания. А в случае, если у человека есть доход, пусть и небольшой, судебный пристав будет удерживать до 50% до тех пор, пока долг не будет выплачен и судебный пристав не окончит исполнительные производства.
До вступления в силу Федерального закона от 29.06.2021 №234-ФЗ можно было добиться сохранения за должником прожиточного минимума в рамках исполнительного производства лишь через суд. А это, зачастую, длинный и затратный путь. Так в 2017 году семья Салтановых смогла добиться справедливости (уменьшения размера удержаний из доходов с 50 до 10%) лишь дойдя до Верховного суда.
Об этом мы писали в статье «Верховный суд и прожиточный минимум в исполнительном производстве». На судебные тяжбы у семьи Салтановых ушло больше года.
Как же добиться сохранения прожиточного минимума, если долги находятся на взыскании у судебных приставов?
Если после удержаний судебным приставом у Вас от доходов остается меньше прожиточного минимума, то Вы можете снизить размер удержаний, обратившись в службу судебных приставов с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума (об уменьшении размера удержаний с заработной платы и иных доходов). До 1 февраля 2022 года приставы могли отказать в удовлетворении такого заявления и необходимо было добиваться справедливости в суде. С 1 февраля 2022 года в соответствии с Федеральным законом №234-ФЗ от 29.06.2021 года судебные приставы обязаны удовлетворять такие заявления при условии, что:
- вместе с заявлением предоставлены документы, подтверждающие наличие у должника ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода;
- в заявлении указаны реквизиты счета, на который поступают доходы.
По новому закону Вы вправе просить сохранения прожиточного минимума лишь на себя. В случае, если у Вас есть иждивенцы и Вам требуются дополнительные денежные средства на их содержание, то Вам также, как и раньше придется обращаться в суд.
ВАЖНО! Если судебный пристав удерживает денежные средства для погашения долгов по алиментам, возмещению вреда жизни и здоровью, то заявление о сохранении заработной платы и иных доходов не возымеет действия.
Что еще важно знать о сохранении прожиточного минимума в исполнительном производстве
- Размер прожиточного минимума устанавливается ежегодно для каждого региона РФ. Если его величина меньше величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в среднем по России (на 2022 год эта величина составляет 13 026 рублей), то Вы вправе требовать сохранения дохода в этом размере.
- Детские пособия, пенсия по потере кормильца, алименты поступающие на Ваш счет, — не относятся к доходам, на которые может быть обращено взыскание. Поэтому пристав по вашему заявлению обязан сохранить Вам прожиточный минимум плюс оставить неприкосновенными перечисленные выше выплаты.
- Без письменного заявления должника судебный пристав вправе удерживать до 50% (а в некоторых случаях до 70%) от дохода, оставляя должнику от зарплаты и пенсии меньше прожиточного минимума.
Как отразится новый закон на процедурах банкротства физических лиц
Донсков Дмитрий Игоревич
- Руководитель проекта «Долгам.НЕТ»;
- Практикующий юрист, арбитражный управляющий
Вступающий в силу 1 февраля 2022 года Федеральный закон от 29.06.2021 № 234-ФЗ послужит толчком для развития внесудебного (упрощенного) банкротства физических лиц. Пенсионеры и малообеспеченные граждане, чей доход менее прожиточного минимума смогут добиться окончания исполнительных производств за невозможностью взыскания (при условии, если у них нет имущества, на которое может быть обращено взыскание: автомобиль, вторая квартира, гараж и т.п.) и списать долги на сумму до 500 тысяч рублей абсолютно бесплатно, обратившись в любой многофункциональный центр «Мои документы».
Если же сумма Ваших долгов превышает 500 тысяч рублей, то Вы можете, не дожидаясь общения с судебными приставами, обратиться за списанием долгов через банкротство уже сейчас. Но помните, что банкротство имеет противопоказания. Поэтому настоятельно рекомендуем получить консультацию специалиста о возможности списания Ваших долгов.