Большое количество велосипедистов, людей на самокатах и гироскутерах пугает автомобилистов. Порой человек на электрическом самокате может разгоняться до 80 км/ч и двигаться в плотном потоке транспорта. Естественно, так и до аварии не далеко.
О том, какое юридическое качество имеют новые участники движения и применимы ли к ним Правила дорожного движения (ПДД), рассказывает членАссоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.
Водитель сбил человека
Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.
Самокаты и велосипеды должны иметь световые приборы, а также фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае риск попадания в ДТП возрастает и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.
Если велосипедист или водитель самоката окажется в ДТП по вине водителя, то причиненный ему ущерб возмещается страховой компанией по полису ОСАГО. Если, помимо велосипеда, пострадал еще и человек, то ему также положена компенсация вреда здоровью и морального вреда.
Велосипедист виноват в ДТП
Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.
Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.
Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.
Если, допустим, велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.
Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел.
В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.
Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.
Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей.
Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.
Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел
Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево.
Контакта автомобилей при этом нет.
Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.
Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.
Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы.
Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.
В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение.
Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.
Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.
ДТП с велосипедистом: кто виноват, что делать и как искать?
О велосипедистах некоторые водители знают только, что они путаются на дороге, мешают, ездят как попало и создают аварийные ситуации. Но, так или иначе, двухколесных на дорогах нашей страны с каждым годом становиться всё больше и больше, и необходимо знать, как действовать и что делать, если произошло ДТП с велосипедом: если автомобиль его сбил на переходе или вне его границ, если тот был пьяный и/или погиб. Также и розыск наездника двухколёсного в 2024 году имеет свои тонкости.
Подробнее расскажем об этом в статье.
Имеет ли право велосипед двигаться по дороге?
Если рассматривать данный вопрос строго формально и руководствуясь определениями из ПДД, то всем велосипедистам так или иначе разрешено движение по дороге. Это очень важно в контексте разборов ДТП с велосипедом, если вы его сбили или он совершил наезд на авто. Всё потому, что дорога включает в себя и проезжую часть, и тротуар, и обочину.
В основном, разрешено движение велосипедистов, как маленьких, так и взрослых, по тротуарам, велосипедным и велопешеходным дорожкам.
А вот по проезжей части дороги можно двигаться не всем и не всегда. Разрешается в следующих случаях и только по правому краю проезжей части:
- когда отсутствуют соответствующие велосипедные, велопешеходные дорожки, отдельная полоса для велосипедистов или нет возможности двигаться по ним,
- при больших габаритах велосипеда, перевозимого груза или прицепа к велосипеду, а именно более 1 метра в ширину,
- если двухколесных целая колонна.
При этом, возраст таких веловодителей должен превышать 14 лет.
С таким же возрастным цензом можно двигаться по обочине дороги, когда отсутствуют специальные дорожки, специальная полоса или нет возможности двигаться по ним или по правому краю ПЧ.
Если ничего вышеперечисленного нет или нет возможности двигаться по ним, тогда можно ехать на велосипеде по тротуару или пешеходной дорожке.
Тем лихачам, которым от 0 до 14 лет, можно двигаться на велосипеде только по специальным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон.
Какие ещё ПДД для велосипедистов?
Поскольку движение на велосипеде разрешается в тех местах, где ходят пешеходы (и движутся иные лица), то в случае, если такое движение создает опасность или помехи другим лицам, движущимся по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пешеходной зоне, велосипедисту надлежит спешиться и продолжить свой путь пешком. Поэтому чаще всего при ДТП велосипеда и пешехода виновен оказывается первый.
Есть для веловодителей и запреты. В частности, нельзя:
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой,
- перевозить громоздкий груз или груз, который будет мешать рулить,
- катать на двухколёсном кого-то еще, если это не предусмотрено его конструкцией,
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, где есть трамвайные пути или более чем одна полоса в данном направлении (есть 2 исключения, о которых можно прочитать в пункте 24.8 ПДД РФ)
Ну и отдельно хотелось бы написать про запрет пересекать дорогу по пешеходным переходам. Именно езда по пешеходным переходам создает больше всего аварийных ситуаций на дорогах (тот же пункт 24.8 Правил).
Кто будет виноват при ДТП?
Как бы банально и очевидно это ни звучало, но виноват в ДТП будет тот, кто нарушил Правила дорожного движения. В каких-то ситуациях нарушают водители автомобилей, в каких-то – велосипедисты, разберем некоторые из них.
На пешеходном переходе
Не зря мы акцентировали внимание на запрет про движение велосипедов по ПП. Очень часто нарушение данного запрета является причиной ДТП. Если водитель сам ничего не нарушил, например, не ехал на красный сигнал светофора, то виновным в ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом, который не спешился, будет сам веловодитель.
Судебная практика в 2024 году достаточно богатая. Вот, например, решение суда по делу, где водитель сбил велосипедиста, едущего по переходу, но сам двигался с превышением скорости. В итоге он был признан виновным.
В такой категории дел легко получить «обоюдку», ведь у нас в ПДД есть чудо пункт 10.1, по которому водитель обязан всё предвидеть и всё предугадывать (по мнению инспекторов и судей). В подобном деле первая инстанция признала виновным велосипедиста, а апелляция установила вину каждого в 50%, вот апелляционное определение.
Ну и наконец, апелляционное определение, которым засилили решение первой инстанции по ДТП между велосипедистом, не спешившимся на пешеходном переходе, и автомобилем. Теперь велогонщику оплачивать ущерб, причинённый автомобилю. Но и в таких ДТП с наездом на велосипед не всё так однозначно, иногда водитель даже при отсутствии вины должен оплачивать вред веловодителю – подробнее обсудим немного ниже.
При повороте направо
Велосипедисты на дороге не всегда ведут себя хорошо и строго соблюдают приписываемые правила, но если уж они двигаются по правому краю проезжей части, то, как правило, делают это в крайнем положении.
Чего не скажешь про водителей машин, которые, поворачивая направо, зачастую забывают выполнить пункт 8.5 ПДД и занять крайнее положение перед поворотом направо, в результате чего сбивают велосипедистов. В таком случае вина водителя будет однозначна. Крайнее положение на то и крайнее, чтобы никто больше там проехать (поместиться) не мог.
Еще водители могут повернуть направо, нарушив уже другой пункт правил, а именно 13.1, который гласит, что нужно уступить велосипедистам, которые пересекают проезжую часть дороги, на которую осуществляется поворот.
Судебная практика: апелляционное определение Свердловского областного суда, которым признано законным решение о взыскании с водителя 200 000 рублей компенсации морального вреда. Водитель нарушил пункт 13.1 ПДД РФ.
Повышенного внимания от водителей требует манёвр съезда с дороги на прилегающую территорию, поскольку можно легко попасть в ДТП с участием велосипедиста и при этом оказаться виноватым. Ведь пункт 8.3 Правил предписывает уступать дорогу двухколесным, путь движения которых пересекает автомобиль.
Важное замечание!
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Спросить у юриста
Если велосипедист пьяный?
В данном разделе мы развеем популярный миф, касающийся не только велосипедистов, что если управлять транспортным средством пьяным, то априори виновен в ДТП. Это не так!
Если пьяный будет рулить велосипедом строго по правилам, то никто его не признает виновным в ДТП, ведь он попросту будет в нём не виноват, так как состояние опьянения не находится в причинно-следственной связи с самим дорожным происшествием. Именно так рассуждают суды в 2024 году.
Если сбили едущего справа
Малые габариты велосипеда позволяют двигаться на нём вплотную к краю проезжей части, но в этом и опасность для людей. Водители автомобилей привыкли, что справа от них никого нет, так как машине там не проехать, но вот велосипеду (и, впрочем, мотоциклу) – запросто.
Появление двухколесного справа от машины бывает неожиданным для водителя, а при смещении автомобиля может произойти ДТП.
В такой ситуации в аварии будет виноват водитель авто, не смотрящий в зеркала.
Судебная практика: вот пример судебного разбирательства по ДТП, в котором сбили велосипедистку. Водитель теперь будет пожизненно выплачивать определенную сумму потерпевшей.
Но иногда велосипедисты лезут, даже можно сказать «щемятся» между авто и краем ПЧ, чуть ли не сбивая зеркала на авто и могут легко зацепить машину, повредив её. Часто такое происходит в пробках, когда машины стоят.
В таком случае вина на двухколесном за несоблюдение бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).
Во дворе
Согласно 17 разделу ПДД в жилых зонах, равно как и на дворовых территориях преимущество перед машинами имеют пешеходы. Про велосипеды там ни слова. Поэтому ездить там нужно, придерживаясь основных правил для движения велосипедов, ведь во дворах у нас тоже дороги (впрочем, некоторые эксперты оспаривают данное утверждение).
Если произойдет столкновение с машиной, то, чтобы установить виновного, необходимо будет изучать динамику их движения, кто, куда и как ехал. Однозначно определить виновного только из места происшествия не получится. Отметим лишь главный принцип – во дворах действуют ПДД в полной мере, и разборы многих ДТП с наездом на велосипед здесь аналогичны тем же вне прилегающих территорий.
Велосипедист догнал сзади
Такие ДТП, когда наезд совершает не водитель авто, а велосипедист, случаются в основном на светофорах, когда все водители ждут разрешающего, зазевавшийся велосипедист может прилететь кому-нибудь в «корму».
Это конечно не удар машины, но повредить бампер, багажник, фонари и даже заднее стекло, велосипедист способен, ну или по меньшей мере поцарапать лако-красочное покрытие. Это, кстати, весьма печально, ведь никакого ОСАГО у двухколесного нет, и ущерб придется взыскивать с него самого.
Судебная практика: В апелляционном определении Верховного Суда Республики Башкортостан коллегия взыскала моральный вред в пользу велосипедиста, въехавшего в заднюю часть авто (правда, в размере 5 000 рублей) и взыскала с велосипедиста материальный ущерб за разбитый задний фонарь авто.
Поэтому ещё очень важно поймать причинителя вреда.
Что делать, если велосипедист скрылся? Тонкости розыска
Транспорт на двух колесах весьма мобилен и не идентифицирован госномерами, поэтому виновникам ДТП на велосипедах часто удается скрыться с места аварии. Если задержать нарушителя не удалось, тогда дело плохо.
Хорошо бы иметь запись с камер или видеорегистратора. Если ДТП не существенное и ущерб не большой, то инспекторы, скорее всего, не захотят заниматься розыском видеокамер, а потом выемкой записи. Чтобы они это сделали, надо подать письменное ходатайство, которое они обязаны будут рассмотреть, лучше с указанием на конкретные камеры, если вы нашли их на месте ДТП.
Но даже с видеозаписью найти человека в большом городе бывает весьма проблематично.
А чаще всего пострадавший может сообщить сотрудникам лишь во что был одет горе-велосипедист, да цвет велосипеда. Даже если запомнить его лицо, то вряд ли кто-то будет составлять фоторобот негодяя, ведь ДТП – это в большинстве своём не преступление и уголовной ответственности не предполагает.
Но сбежать с места аварии может не только виновный велогонщик, но и потерпевший. В том случае, когда вина в происшествии лежит на автомобилисте, не стоит радоваться, что потерпевший уехал. Последовав его примеру, можно лишиться прав за оставление места ДТП и вот почему:
- велосипедист может вернуться на место ДТП и вызвать инспекторов ГИБДД,
- травма или повреждения его велосипеда могут быть обнаружены спустя какое-то время, и после обнаружения последует обращение к инспекторам.
В таких случаях главное – правильно действовать. Позвоните в ГИБДД и сообщите о случившемся, но не говорите, что виноваты вы. Это на данном этапе не важно, главное сообщить и следовать указаниям.
Можно уехать, никуда не сообщая, но тогда ущерба у вас быть не должно. А был ли причинен ущерб двухколесному, вам не известно, поэтому и уехали. В таком случае лишить вас прав не могут, но гарантию никто не даст.
Сбили насмерть – что грозит?
За причинение смерти в ДТП может грозить до 5 лет лишения свободы. Если при этом пьяным был водитель или скрылся с места происшествия, тогда от 5 до 12 лет. Данная санкция предусмотрена 264 статьёй Уголовного кодекса РФ.
Но всё это, конечно же, в случае виновности водителя авто в ДТП. Если будет виноват велосипедист, то его уже никто к ответственности не привлечет. Но это не значит, что водитель не понесет никакой ответственности.
Родственники погибшего смогут взыскать даже с невиновного водителя моральный вред. Всё потому, что машина у нас – это источник повышенной опасности, а вред, причиненный таким ИПО, возмещается его владельцем. Не платить можно будет, только если доказать, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла погибшего.
Всё это указано в 1079 статье ГК РФ, именно по ней и придется возмещать вред.
Судебная практика: Пример решения суда, где на момент разбирательства вина водителя в ДТП не была установлена, но моральный вред в размере 200 000 рублей взыскали. При этом, потерпевший не погиб.
Моральный вред при вине велосипедиста в ДТП, получившим легкий вред здоровью, взыскали в другом похожем деле. Вот апелляционное определение по делу.
Если столкнулись 2 велосипеда – что грозит?
Из определения, данного в ПДД, мы знаем, что велосипед – это тоже транспортное средство, но, правда, не механическое. В связи с этим для управляющих велосипедом есть спецнормы, предусматривающие ответственность.
Так, часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ предусматривает штрафы для нарушивших правила велосипедистов. А часть 3 той же статьи увеличивает размер штрафа, если велосипедом управляли в состоянии опьянения.
Еще есть часть 1 статьи 12.30 КоАП, по которой наказывают, когда были созданы помехи в движении транспортных средств. По этой статье могут оформить при ДТП на пешеходном переходе, если велосипедист не спешивался.
Эти статьи на случай, когда в аварии пострадали только велосипеды. Если вред причинен здоровью участников ДТП тогда читаем часть 2 статьи 12.30 КоАП, при легком и среднем вреде здоровью, и статью 268 УК РФ при тяжком вреде или смерти.
Примечательно, что ответственность для велосипедистов на порядок ниже, чем для водителей, хотя, последствия столкновений могут быть одинаковыми, например, смерть человека в ДТП.
ДТП с велосипедистом
ДТП с велосипедистом в 2024 году – довольно часто встречающийся на дорогах тип аварии. Кто виновен в происшествии зависит от конкретных обстоятельств. Практика показывает, виновником ДТП может оказаться, как водитель автомобиля, так и человек, управляющий велосипедом.
Как распределяется ответственность за аварию между ее участниками, какие последствия ожидают виновного в ДТП и как избежать наказания, рассказывают юристы Европейской Юридической Службы.
Причины аварий с участием велосипедистов
- Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения.Когда человек пьян, его реакция замедляется. Кроме этого, пьяный с легкостью может уснуть за рулем.
- Общение за рулем.К этой группе можно отнести не только разговор по телефону во время езды на машине, но и ведение диалога с пассажирами.
- Плохое техническое состояние транспортного средства.Изношенность частей авто может привести к их поломке в любое время.
- Неисправность автомобиля.Помните, ПДД запрещает ездить на машине, если она имеет технические недостатки.
- Неудовлетворительное качество дорожного покрытия.Ямы на дороге, отсутствие разметки, неправильно расставленные указатели – все это и не только затрудняют управление ТС.
- Неблагоприятные погодные условия.Если на улице идет дождь, град или дорога покрыта льдом, водителю нужно быть крайне осторожным и учитывать при езде на авто данные внешние факторы.
Также, авария может случиться из-за плохого здоровья водителя. Например, если за рулем случится приступ, то он не сможет контролировать ситуацию.
Зачастую аварию провоцируют и сами велосипедисты, катаясь по проезжей части, не соблюдая ПДД. Для езды на велосипеде не нужно сдавать на права, а штрафы таким нарушителям выписывают достаточно редко. Вот и получается, что велосипедист, сам того не понимая, обрекает себя на риск попасть под машину.
Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех
Попали в ДТП, вас пытаются обвинить в аварии, но вы ехали по правилам – обращайтесь за помощью к нашим юристам по автомобильному праву. Мы детально разберем вашу ситуацию, проанализируем материалы дела и найдем решение вашей проблемы. Наш многолетний опыт работы в сфере автоправа позволяет выбрать безошибочную стратегию защиты.
Положитесь на нас: мы найдем доказательства вашей невиновности, подскажем, как правильно вести себя при общении с представителями власти, а также защитим ваши интересы в государственных, судебных и иных органах.
Работаем
по всей РФ
0 +активных клиентов ЕЮС
0 летна рынке
Получить консультацию
+ 250 юристовготовы помочь в решении вашей ситуации
Виды ДТП с участием велосипеда
Аварии при участии велосипедистов – далеко не редкость. Эксперты уверены, что чаще всего виной всему становится простая невнимательность того или иного участника дорожного движения, либо нарушение ПДД.
Велосипедисты не сдают на права и редко придерживаются установленных законодательством правил. Например, они могут ездить по проезжей части, когда рядом есть велосипедная или велопешеходная дорожка.
Виды ДТП при участии велосипеда классифицируют в зависимости от обстоятельств происшествия.
Фото: Какие бывают ДТП с участием велосипедиста
Аварии с участием велосипедистов исследуются ровно также, как и другие типы ДТП. Виновного в происшествии и степень вины каждого из участников определяется на основании результатов автотехнической, трасологической экспертизы, свидетельских показаний, сведений, полученных от пострадавших, видео с камер наблюдения, регистратора и других материалов.
Что делать, если попал в ДТП
Если вы сбили велосипедиста на пешеходном переходе или в другом месте, либо человек на велосипеде наехал на вас во время движения, выполняйте все действия, положенные по ПДД:
- немедленно остановитесь и/или не трогайтесь с места;
- расставьте знаки аварийной остановки;
- включите аварийную сигнализацию;
- вызовите полицию, а если есть пострадавшие – еще и скорую;
- окажите первую помощь участникам, получившим травмы;
- если ситуация экстренная, отправьте пострадавших на попутном транспорте до ближайшей больницы или отвезите их туда самостоятельно, но обязательно возвращайтесь назад;
- найдите очевидцев, запишите их контакты, ФИО.
Ни в коем случае не трогайте, не перемещайте предметы, которые так или иначе относятся к ДТП, а по возможности, зафиксируйте их расположение на камеру.
Уезжать нельзя. За уезд с места аварии предусмотрена административная ответственность. Оформить европротоколом ДТП с участием велосипедиста тоже невозможно.
Обратите внимание!Если вы покинете место происшествия, недожавшись полиции, вас могут лишить водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет ил арестовать до 15 суток.
Как понять, кто виноват в ДТП
Виновником ДТП могут признать, как водителя транспортного средства, так и велосипедиста. Обычно, в аварии обвиняют того, кто нарушил правила дорожного движения.
Допустим, велосипедист ехал по краю проезжей части в дневное время, когда на него наехал автомобиль. Выяснилось, что водитель просто не справился с управлением, так как превысил скоростной режим, в результате чего съехал с дороги. В таком случае виновным признают автолюбителя.
Если же ТС ехало на допустимой скорости, а велосипедист резко начал переезжать дорогу в неположенном месте, водитель не успел отреагировать и наехал на него, то скорее всего виновником признают человека на велосипеде.
Вообще, при рассмотрении дела учитывают множество нюансов. Зачастую, по отношению к водителям применяют положения пункта 10.1 ПДД, которые гласят, что при выборе скорости движения водитель обязан учитывать интенсивность движения, состояние ТС, погодные условия, состояние дорожного полотна и другие факторы. Он должен двигаться с такой скоростью, при которой он смог бы обеспечить постоянный контроль за движением ТС.
Важно!На практике, водителя признают виновным в ДТП, если велосипедист не нарушал ПДД, а автомобиль ехал на предельной скорости. Но, такая ситуация вполне оспорима, помните это.
Сбил велосипедиста на проезжей части: ответственность
Если велосипедиста сбила машина, то виновного в происшествии водителя ожидает ответственность за нарушение ПДД, которое он совершил. Также, его накажут за причинение вреда пострадавшему.
Если человек получил повреждения небольшой или средней тяжести, то автовладельца, признанного виновным в ДТП, привлекут к административной ответственности по ст.12.24 КоАП РФ, если травмы тяжелые или велосипедист вообще умер, то тогда водителя ожидает уголовная ответственность по ст.264 УК РФ.
Степень повреждений
Штраф от 2500 до 5000 рублей или
Лишение в/у на срок от 1 до 1,5 лет
Травмы средней тяжести
Штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. или
Лишение прав от полутора до двух лет
Ограничение свободы – до 3-х лет;
Принудительные работы – до 2-х лет;
Арест – до 6 месяцев;
Лишение свободы – до 2 лет
(может применяться дополнительное наказание в виде лишения гражданина права занимать определенные должности или выполнять какую-либо деятельность)
Принудительные работы – до 4-х лет;
Лишение свободы – до 5-ти лет
(доп.наказание – лишение возможности заниматься определенной деятельностью или работать на конкретных должностях).
Если во время ДТП водитель управлял ТС пьяным, был лишен водительских прав или скрылся с места аварии, то наказание за причинение тяжкого вреда или смерть пострадавшего будет намного жестче.
Если в ДТП виновен автолюбитель, то пострадавший велосипедист может обратиться с заявлением в страховую компанию для получения выплаты. Если водителя нет полиса ОСАГО, то вы вправе потребовать компенсации вреда от него. Для этого направьте требование-претензию, а если он откажется платить – обратитесь в суд.
Ответственность для виновного велосипедиста
Если в ДТП признан виновным велосипедист, то его привлекут к ответственности по ст.12.29 КоАП РФ. Максимальное наказание для него – это штраф.
Фото: Штраф для велосипедиста за нарушение ПДД
Правда от гражданской ответственности его никто не освободит. Водитель автомобиля может потребовать компенсации затрат на ремонт поврежденного транспортного средства.
Если велосипедист не выполнит требования о возмещении расходов, то водитель ТС вправе обратиться для взыскания денежных средств в суд.
Отметим, что в отличие от автомобилиста, автогражданская ответственность велосипедиста не застрахована, поэтому рассчитываться с водителем ему придется из своего кармана.
Как избежать ответственности за аварию
Если водитель сбил человека на велосипеде, то ответственности можно будет избежать только в том случае, если его не признают виновным в происшествии. В любом случае, сразу после аварии вам нужно выполнить все действия, предусмотренные Правилами дорожного движения.
От ДТП никто не застрахован. Как показывает практика, в аварии попадают даже самые аккуратные водители. Если вас обвиняют в происшествии, но вы уверены в том, что не виноваты в ней, рекомендуем подготовиться к разбирательству и заручиться юридической поддержкой.
Внимательно следите за делом, знакомьтесь с материалами. У вас есть на это право. Если на этапе расследования автотехническая и трасологическая экспертиза не проводились, настаивайте на их назначении.
Результаты экспертизы помогут установить причинно-следственную связь. Чем раньше проведут анализ, тем больше шансов установить конкретные обстоятельства происшествия.
Подготовьте как-можно больше доказательств. Вы можете защищать себя любыми способами, не противоречащим законом. Найдите записи с камер видеонаблюдения, видеорегистратора, отыщите свидетелей ДТП и пр.
Юристы ЕЮС помогут отстоять ваши права, подготовят влиятельную правовую базу, неопровержимые доказательства вашей невиновности, выступят в вашу защиту на этапе следствия и в процессе судебного разбирательства.
Мы поможем вам оспорить административное наказание за нарушение ПДД, составим жалобу и обратимся от вашего имени в ГИБДД, либо в суд. Большой практический опыт наших автоюристов позволит сделать все без единой ошибки.
Образец заявления
Образец жалобы в суд на постановление о привлечении гражданина к административной ответственности в 2024 году
Судебная практика
Практика показывает, в большинстве случаев виновным в ДТП с велосипедистом признают именно водителя, а не второго участника происшествия, но не всегда.
Так, гр-на Колпакова признали виновным в аварии и причинении легких телесных повреждений потерпевшему. Известно, что водитель ехал по дворовой территории, и, не пропустив велосипедиста, когда тот обладал преимущественным правом, сбил его.
На суде Колпаков своей вины не признал. Обвиняемый считал, что в происшествии виновен велосипедист, ведь это именно он неожиданно выехал из-за припаркованных ТС. Мужчина пытался затормозить, но избежать столкновения не удалось.
Суд же признал Колпакова виновным в ДТП и назначил ему наказание в виде штрафа.
Частые вопросы
Кто виноват, если водитель совершил наезд на пьяного велосипедиста?
Если велосипедист ехал по правилам, то виновным в ДТП скорее всего признают водителя, даже если пострадавший был пьян. В любом случае, степень виновности каждого из участников зависит от обстоятельств.
Обязательно ли вызывать полицию, если велосипедист наехал на припаркованный автомобиль?
Да, в данной ситуации все равно нужно вызыать сотрудников полиции.
Могут ли в ДТП признать виновным и водителя авто и велосипедиста?
Могут, если оба участника нарушили ПДД. Степень ответственности каждого из них определят в ходе разбирательства.
Заключение эксперта
Если вы попали в ДТП с велосипедистом в 2024 году, в обязательном порядке следуйте установленным действующим российским законодательствам правилам. Ни в коем случае не уезжайте, даже если второй участник не имеет к вам претензий. Если выяснится, что вы покинули место происшествия, вам грозит административная ответственность.
Публикуем только проверенную информацию
Мацала Орест АлександровичЮрист по автотематике
Стаж 11 лет
Консультаций 23000
Эксперт в области автотематики и административного права. Говорит на одном языке с государственными органами и должностными лицами, он помогает клиентам с лёгкостью маневрировать в мире административных процессов.
ДТП с велосипедистом: какие компенсации положены участникам происшествия и как получить деньги
Велосипедисты могут ездить по велодорожкам или по крайней правой полосе проезжей части. Тем не менее водители авто не застрахованы от ДТП с участием велосипеда. Разобрались, по каким правилам нужно оформлять такую аварию и какие компенсации положены участникам ДТП по полисам ОСАГО и каско.
В чем особенность оформления ДТП с участием велосипеда
20.12.2022 19:35
Как оформить ДТП с велосипедистом
Если произошло ДТП с велосипедистом, то в первую очередь оцените тяжесть повреждений участников происшествия (велосипедисты страдают чаще и сильнее, но водитель машины мог, например, уходить от столкновения, врезаться в ограждение и также пострадать) и при необходимости вызовите скорую помощь. Также сразу вызывайте сотрудников автоинспекции. По возможности, не нужно перемещать машину и велосипед до момента прибытия полиции. Если же все-таки надо передвинуть пострадавшие ТС, предварительно зафиксируйте обстоятельства аварии на фото так, чтобы было видно расположение и велосипеда, и машины, а также зарисуйте схему происшествия.
Прибывший на место сотрудник полиции установит виновных и оформит протокол. Участники ДТП заполняют «Извещение о ДТП». Если виновным будет признан велосипедист, водитель машины сможет потребовать компенсации вреда автомобилю в досудебном или судебном порядке. Если же виновник ДТП – водитель машины, то велосипедист сможет получить компенсацию вреда своему здоровью (в пределах 500 тыс. рублей) и компенсацию вреда велосипеду (в пределах 400 тыс. рублей) по полису ОСАГО водителя.
Если у водителя авто, признанного виновным в ДТП, ОСАГО не окажется, велосипедист сможет подать заявление на компенсацию вреда здоровью (также в пределах 500 тыс. рублей) через Российский союз автостраховщиков. Компенсацию вреда велосипеду водитель будет выплачивать из своего кармана – в досудебном или судебном порядке.
Обращение в страховую компанию
- ДТП оформлено с участием сотрудника ГИБДД;
- велосипедист предоставил в страховую компанию извещение о ДТП и документы из ГИБДД;
- велосипедист получил справки у врача о своих травмах и повреждениях;
- велосипедист подтвердил право собственности на велосипед и не ремонтировал его до момента осмотра представителем страховой компании.
Несмотря на то, что велосипедисты чаще и сильнее страдают в ДТП с автомобилем, они тоже могут стать виновниками аварии. «Виновный всегда определяется в соответствии с ПДД. Допустим, очевидный случай: велосипедист двигался на запрещающий сигнал светофора. В этом случае водитель авто не будет виновен в таком происшествии», – отмечает вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов.
Если в ДТП виновен велосипедист, то, по словам директора департамента страховых выплат компании «АльфаСтрахование» Александра Харагезова, водитель вправе получить компенсацию либо через суд, либо по договоренности с велосипедистом – виновником аварии. В данном случае ОСАГО не действует.
«Если автомобиль водителя застрахован по классическому каско, то страховая компания урегулирует убыток, а затем взыщет ущерб с виновника аварии. Застраховать велосипед по полису ОСАГО нельзя», – объясняет эксперт.
Для получения выплаты по каско после ДТП с велосипедом никаких особых процедур не требуется: водитель собирает документы, фиксирующие обстоятельства ДТП, и передает их в страховую компанию.
Можно ли оформить ОСАГО на велосипед
Страховщики отмечают, что программ страхования гражданской ответственности велосипедиста на страховом рынке нет. Однако Сергей Демидов («Ренессанс Страхование») напоминает, что гражданская ответственность велосипедиста иногда страхуется в сервисах аренды (при аренде велосипеда).
От чего можно застраховать велосипед
Велосипеды нельзя застраховать по ОСАГО или каско, однако их можно защитить как движимое имущество в застрахованном доме, квартире, гараже или другом строении. У страховых компаний есть программы, по которым велосипед защищен, если он хранится, например, в застрахованном гараже. То есть если велосипед украдут, когда он был припаркован где-либо на стороне, то страховая компания не будет выплачивать по такому случаю возмещение.
А если он исчезнет из застрахованного помещения, то, соответственно, будет.
В «Альфа-Страховании» также можно застраховать велосипед по программе «АльфаСПОРТ». Согласно условиям этой программы, полис страхования можно оформить для лыж, сноуборда, гирборда и других предметов для отдыха и занятия спортом (по этой программе можно застраховать даже лодку, рыболовный инвентарь и радиоуправляемую машину). Полис покрывает множество рисков — риски пожара, стихийных бедствий, поломки имущества, противоправных действий третьих лиц, а также наезда транспорта. Однако и здесь есть ограничения: приобрести такой полис можно только в самом магазине при покупке соответствующего имущества, в частности, велосипеда.
В полис можно включить и страхование жизни и здоровья, если вдруг владелец двухколесного транспортного средства получит по каким-то причинам травму при его использовании.
Также, если вы часто пользуетесь велосипедом, полезно будет оформить полис страхования жизни и здоровья, который покроет травмы. Чаще всего это страхуется полисом, который предполагает защиту здоровья при занятии спортом и/или активном отдыхе.
11.04.2023 15:03
Как оформить ДТП с участием велосипеда: главное
- При ДТП с участием велосипеда в первую очередь вызывайте скорую помощь, если это требуется.
- Также в любом случае нужно будет вызвать сотрудников ГИБДД: по европротоколу такое ДТП не оформляется.
- Если виноват водитель авто, велосипедист может получить компенсацию вреда имуществу (велосипед) и здоровью по полису ОСАГО. Для этого важно иметь на руках экземпляр извещения о ДТП, документы из ГИБДД и справки о травмах от врача. С этими документами нужно обращаться в страховую компанию водителя.
- Если виноват велосипедист, водитель может получить компенсацию в досудебном или судебном порядке.
- При наличии полиса каско водитель получит компенсацию от страховой компании, которая затем взыщет ущерб с велосипедиста (если он стал виновником ДТП).
Царапают машины и уезжают: чем грозит ДТП с велосипедом
В дептрансе назвали велосипед «крайне популярным» транспортом у москвичей, несмотря на пандемию и дождливое лето. Растет и число ДТП с велосипедистами, которые зачастую сами создают аварийные ситуации. Что делать, если двухколесный виновник аварии скрылся с места аварии, разбирались «Известия».
Изобретая велодорожки
Чего ждать российским велосипедистам в новом сезоне
Создают опасные ситуации
Аварии с велосипедистами происходят повсеместно. Недавно на Сахалине местный житель решил привлечь к ремонту машины велобайкера, который повредил его машину. По словам пострадавшего, молодой человек на трюковом велосипеде BMX буквально прыгнул на проезжую часть с тротуара прямо под колеса.
После столкновения велосипедист заявил о том, что машину просто не заметил, а затем, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, укатил.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
«Велосипедисты часто покидают место ДТП. Даже если им причинен вред здоровью. Очень много велосипедистов сейчас катается в качестве развозчиков еды. Большинство из них находятся в России нелегально. Они довольно часто царапают машины и уезжают.
Кроме того, нередко велосипедисты выезжают на дорогу и создают опасные ситуации, в результате которых автомобилисты вынуждены останавливаться друг в друга, чтобы спасти нерадивого велосипедиста. А сам виновник аварии уезжает», — рассказал юрист Алексей Гудас.
Согласен на педаль: в России растет число краж велосипедов
Специалисты говорят об организованном преступном бизнесе
«Дело просто закроют»
Правила дорожного движения разводят понятия «водитель» и «велосипедист». В судебной практике, по словам юристов, эти понятия также не тождественны. Велосипедист не является водителем, а его двухколесный транспорт не подлежит регистрации.
Поэтому велосипедиста невозможно привлечь за оставление места ДТП, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Разве что личность велосипедиста будет установлена компетентными органами и его движению на велосипеде будет дана правовая оценка. Орест Мацала отметил, что есть другая статья — 12.29, в которой прописана ответственность пешехода, пассажира и иного участника дорожного движения, в том числе — велосипедиста. Например, он не уступил кому-то дорогу или же не спешился перед пешеходным переходом.
Еслиже велобайкер создал помехи для движения других транспортных средств, то его оштрафуют на 1000 рублей по статье 12.30.
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев
По словам Ореста Мацалы, без установленной личности виновника такое дело развалится через два месяца.
Покатило: пандемия подхлестнула спрос на велосипеды
Двухколесный транспорт оказался лучшей альтернативой общественному в период коронавируса
«В течение месяца будет проведено расследование, затем его продлят до двух, и из-за невозможности установить личность дело просто закроют. Есть сроки давности для привлечения к административной ответственности. В этом случае гражданин будет вынужден восстанавливать автомобиль за своей счет.
Если, конечно, у него нет полиса каско», — отметил ведущий юрист Европейской юридической службы.
Ищите камеры
Юрист Алексей Гудас рекомендует заручиться показаниями свидетелей и снять окружающую местность на камеру, чтобы потом посмотреть, есть ли на местности какие-то камеры наблюдения, записи с которых можно было использовать в суде, — если велосипедист обратится в правоохранительные органы из-за причиненного вреда здоровью. Так можно будет доказать, что велосипедист сам уехал с места аварии.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
«Еслиже автомобиль пострадал — царапины, сколы, трещины, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД, чтобы зафиксировать повреждения.К слову, можно попросить у едущих рядом машин записи с их видеорегистраторов», — советует Гудас.
Поколесить по-взрослому
Что нужно знать любителям мотоциклов и велосипедистам
Если виноват водитель
Если же в аварии с велосипедистом будет виновен водитель, то самое меньшее, что ему грозит, — штраф в 500 рублей за нарушение правил маневрирования. Если при наезде был причинен легкий или средний вред здоровью велосипедиста, то водителю может грозить штраф от 2500 до 5000 рублей либо лишение прав от одного до полутора лет. В случае вреда средней тяжести штраф может составить от 10 000 до 25 000 рублей, а лишение прав на срок от полутора до двух лет.
Если же был причинен тяжкий вред здоровью, виновнику грозит и вовсе уголовная ответственность: ограничение свободы на срок до трех лет или же принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Фото: ТАСС/Владимир Гердо
«Безопасность — в основном на бумаге»: в чем причина ДТП с автобусами
Аварийность пассажирских перевозок выросла, несмотря на ужесточение мер безопасности
«По ОСАГО велосипедист имеет право получить компенсацию за причиненный вред здоровью и велосипеду. А к самому виновнику велосипедист имеет право предъявить компенсацию за моральный вред. Если пострадает только велосипед, о моральном вреде говорить не приходится», — рассказал Орест Мацала.
СИМ повелели
Год назад Министерство транспорта предложило вынести электросамокаты, сегвеи и моноколеса в отдельную группу — средства индивидуальной мобильности. Для их владельцев пропишут ряд обязанностей и указаний, а также введут административную ответственность за нарушения ПДД. Пока что управляющие такими транспортными средствами приравниваются к обычным пешеходам.
Однако именно для пешеходов аппараты на электрической тяге и представляют наибольшую опасность, так как частенько передвигаются по пешеходным зонам на больших скоростях.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Если предложение будет одобрено властями, 14-летние владельцы СИМ смогут перемещаться только по велодорожкам, велополосе и проезжей части. Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать только при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов и то со скоростью не выше 20 км/ч.
Накат на самокат: сигвеи и моноколеса могут приравнять к мопедам
Что такое «средство индивидуальной мобильности» и где ему разрешат обитать
Гроза автомобилей и пешеходов
Правила езды на велосипеде также стоит продумать более тщательно, считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин. «Есть очень различные сценарии применения велосипедов. Одни велосипедисты ездят по автомобильным дорогам, другие только по велодорожкам и паркам. Это совершенно различные модели поведения. Причем при движении по автомобильной дороге велосипедист рискует в основном собой, поскольку в случае столкновения с автомобилем понесет более серьезный ущерб, а при езде, например, по паркам сам становится источником опасности для пешеходов. Особую опасность представляют столкновения с детьми.
Это необходимо решать на уровне формулирования правильного и общественного неопасного поведения и поддержания порядка» — отметил Евсин. По его словам, также важно вести постоянную работу по правильному проектированию городского пространства, как в части автомобильных дорог, так и других мест, где люди ездят на велосипеде.
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
Спорный транспорт: мода на электросамокаты добавила проблем и пешеходам, и самим райдерам
Формально человек на самокате считается пешеходом, но есть нюансы
«Чем более продумана среда, тем меньше возникает конфликтных ситуаций и проблем», — отметил Евсин.
Научат ездить безопасно
Велосипедист Павел Низкин считает, что необходима пропаганда соблюдения ПДД, такая же, как при смене шин к зиме и пристегивании ремня безопасности. «Вот моему сыну три года, с 2,5 лет мы начали ездить на самокате и велосипеде. Мы подъезжаем к дороге, он уже знает, что нужно спешиться, дать мне руку и тогда перейти. Я его приучил», — рассказал Низкин.
Необходимость пропаганды понимают и столичные власти. В дептрансе заявили, что разрабатывают рекомендации по безопасному передвижению на велосипеде для курьеров.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом
С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов.Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения.
Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.
Действия
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
- выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
- не убирать ТС с места аварии;
- сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
- взять контакты очевидцев.
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно.В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:
- административный арест на 15 суток;
- лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.
Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:
- штраф или обязательные работы;
- исправительные или принудительные работы до 1г.;
- арест до 3-х месяцев;
- лишение свободы.
В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:
- лишение свободы;
- штрафы;
- расходы на ремонт и моральный ущерб.
Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.
Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе
В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой.Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля.
В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.
Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.
Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом
Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.
Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.
Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий.
Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС.Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д.
На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону.Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
Ответственность велосипедиста при ДТП
При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:
- статья 1
- статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.
Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.
Статистика ДТП с велосипедистами
По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас.
Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.
Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии
Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:
- Точное время аварии;
- Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
- Дорожную разметку, знаки, светофоры;
- Повреждения авто;
- Контакты свидетелей и их показания;
- Приметы велосипеда и его водителя;
- Наличие записи с регистратора.
К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.
Судебная практика ДТП с велосипедистами
Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения.
В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках.Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера.
К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.
Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом.
В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:
- Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
- Велосипедист находился в состоянии опьянения;
- Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.
По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару.
После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.
Меры снижения ДТП с участием велосипедистов
Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:
- оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
- внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
- присваивать государственные номерные знаки;
- обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.
Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.