Как обязать администрацию сделать дорогу

В поселке Солнечном нет ни уличного освещения, ни асфальта на дорогах. Прокуратура потребовала это исправить, но суды соглашались принудить городские власти только к исправлению какого-нибудь одного из недостатков. Первая инстанция обязала заасфальтировать дороги, но не поставить фонари, а вышестоящие суды приняли противоположные решения.

В ситуации разобрался ВС.

Верховный суд напомнил, что органы государственной власти должны обеспечивать обустройство местных дорог, если в муниципальном бюджете средств на это не находится. Это следует из определения ВС № 16-КАД22-8-К4. Нижестоящие инстанции сочли требования прокуратуры заменить грунтовую дорогу на асфальтированную вмешательством в деятельность органа местного самоуправления.

12 июля, 20:53
14 октября, 10:01

Прокурор Краснооктябрьского района Волгограда просил суд признать незаконным бездействие городской администрации, которая не создала асфальтированные проезды для территориального общественного самоуправления «Солнечный» и не обустроила наружное искусственное освещение там же. Прокуратура также требовала обязать административного ответчика в течение полугода после вступления решения суда в силу выполнить эти работы в соответствии с требованиями, установленными проектом планировки. Грунтовка вместо оговоренного планом двухслойного асфальта не позволит экстренным службам в плохую погоду подъехать к домам, указал прокурор.

Краснооктябрьский райсуд удовлетворил иск частично и обязал администрацию Волгограда в течение шести месяцев обеспечить покрытие проездов в поселке Солнечном асфальтом. В установке фонарей суд отказал. При этом он исходил из того, что допсоглашением между администрацией Волгограда и ООО «Светосервис-Волгоград» город внес поселок в перечень объектов для строительства линий наружного освещения.

Апелляция и кассация отменили это решение и сменили его на противоположное: городскую администрацию обязали обеспечить освещение в поселке, а в требовании заасфальтировать дороги отказали. Суды сочли, что возложение на административного ответчика обязанности проложить дороги в Солнечном — это вмешательство в деятельность органа местного самоуправления. Решение Волгоградской городской Думы о бюджете 2020 и 2021 годов не предполагает расходов на такие цели, отметили суды.

А проект планировки поселка по их оценке носит рекомендательный характер.

ВС указал на то, что Конституционный суд не раз напоминал об обязанности органов госвласти обеспечивать исполнение обязательных требований, если муниципальные бюджеты не покрывают расходы на них (например, в определении КС от 09.11.2017 № 2516-0). Это относится и к соблюдению требований об объектах необходимой инфраструктуры на земельных участках.

В этом случае ГОСТ Р 50597–2017 требует, чтобы автодороги общего пользования в сельских поселениях были заасфальтированы. Поэтому требования прокурора были обоснованы, а апелляция и кассация неправомерно в них отказали.

Верховный суд частично отменил апелляционное и кассационное решения и обязал администрацию Волгограда обустроить в Солнечном полноценные дороги.

  • Право.ru

Кто должен делать дорогу к участку?

Эксперты нашей компании подробно расскажут, кто должен делать дорогу к участку, и как решить проблему отсутствия подъездных путей в соответствии с законодательством. Организуются подобные дороги еще на стадии формирования территории. Эта обязанность возлагается на местную администрацию либо лицо, проводящее разделение или объединение земель. Однако далеко не всегда имеется свободный доступ к наделу.

И такую задачу нужно решать в срочном порядке, составив обращения в уполномоченные органы.

Зачастую дорога к участку пролегает через болотистую местность, которой требуется отсыпка и облагораживание в соответствии с установленными нормативами. Либо на пути к владениям образовался овраг или иные препятствия. Также создание подъездов необходимо из-за неправильно проведенных межевых работ.

Регистрирующие органы, как правило, приостанавливают оформление территории, если обнаружены подобные нарушения. Но иногда приходится самостоятельно решать вопрос организации дороги к собственной земле.

Создание дороги к земельному участку

Куда обращаться чтобы узнать кто должен желать дорогу к участку?

  • Дорожная деятельность в границах населенных пунктов или за ними, производится администрацией поселения, муниципального района или округа.
  • Чтобы узнать, кто должен делать дорогу к участку, необходимо изучить документы на землю, проверив, к какому муниципальному образованию он относится.
  • По общему правилу за обустройством путей надо обращаться в местный муниципалитет. При этом Вы обязательно столкнетесь с очередностью выполнения строительных дорожных работ.
  • Кроме того, власти могут отказать из-за недостаточного финансирования или будут оттягивать создание подъезда, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. В этом случае получение желаемой дороги затягивается на долгие годы.
  • Если Вы оказались в подобной ситуации, можно провести работы за счет собственных средств. Для этого потребуется разрешение, согласованный проект и технические условия.
  • Непосредственно за укладкой полотна надо обращаться в лицензированную компанию.
  • Самостоятельно проводить строительство придется, если участок был оформлен ненадлежащим образом, либо он не числится в государственном кадастре недвижимости.

Наши услуги:

Созданию дороги (новый з/у в населённом пункте) — от 70000 рублей.

Оформление дороги в заявительно-претензионном порядке — от 40000 рублей.

Когда собственник сам должен делать дорогу к участку?

Чтобы понять, кто должен делать дорогу к участку, придется либо обращаться к специалистам нашей компании, либо самостоятельно изучать сложившуюся ситуацию. Проверьте наличие кадастрового номера (он отображается на общей карте) посмотрите межевое дело на предмет ошибок, из-за которых дорожное полотно не проложено. Если таковые обнаружены, их придется устранять, или самостоятельно заниматься строительством подъезда.

При нехватке финансирования со стороны муниципалитета, можно обратиться в суд, который обяжет администрацию уложить полотно. Однако гораздо быстрее будет договориться с остальными собственниками, которые испытывают неудобства из-за отсутствия дороги. Самостоятельно заниматься организацией путей придется, если при разделении одного участка допущены ошибки.

Подробности узнавайте у экспертов нашей компании. Мы же найдем пути решения этой проблемы.

Как заставить администрацию сделать дорогу к земельному участку в населенном пункте?

Подъездные пути к вновь образованным участкам должны оборудовать местные власти. Особенно, если такие земли не прилегают к дорогам общего пользования. Процедура организации подъезда к участку зависит от многих нюансов, и главный из них – кому принадлежит земля между дорогой общего пользования и наделом.

Чтобы понять, как будет происходить прокладка подъезда к территории, нужно ознакомиться с межевым планом. В нем указывают особенности обеспечения доступа к участку:

  1. Через земли гос. собственности;
  2. По участкам общего пользования;
  3. В качестве сервитута по частным наделам.

Изучив процедуру создания дороги к участку через муниципалитет, многие решают построить ее самостоятельно, на собственные средства. Но делать это не рекомендуется, иначе подъездные пути признают самовольной постройкой.

Если администрация населенного пункта не спешит прокладывать дорогу к наделу, собственнику нужно самому инициировать процедуру. Перед этим следует:

  • проверить, нанесен ли участок на кадастровую карту;
  • к какому муниципальному образованию он относится;
  • оформлены ли права на землю надлежащим образом;
  • узнать, в чьей собственности находится земля под дорогой;
  • определить возможность строительства подъезда к наделу.

Затем надо обратиться в местную администрацию, к которой относится ваш земельный участок, с заявлением. В нем нужно попросить начать проектирование и строительство автомобильной дороги. Ходатайство подается на имя главы администрации. В нем важно сослаться на необходимость подъездных путей:

  • не может проехать строительная техника;
  • вы планируете круглогодично проживать здесь;
  • другие дороги отсутствуют или закрыты.

Обычно на подобные обращения отвечают отказом. Либо нет денег в бюджете поселения, либо земля под дорогой принадлежит частному лицу, либо по иным причинам. На такой ответ следует подать претензию, где указывают ссылки на законы и основания, подтверждающие необходимость прокладки дороги или возможность ее строительства. Снова отказали – обращайтесь в суд.

Чтобы просьбу точно утвердили, проконсультируйтесь с профильными юристами Геобюро по данному вопросу.

Как заставить отремонтировать дорогу местного значения?

Администрация населенного пункта должна проводить текущий ремонт дорог местного значения. Для этой цели привлекаются лицензированные организации. Если этого не происходит, собственники участков, прилегающих к проблемной дороге, могут подать жалобу на состояние проезжей части.

Отклонения от нормативов, установленных в ГОСТ Р 50597-2017, должны устранить. Жалобу подают, когда:

  • на дорожном полотне есть ямы длиннее 15 см;
  • мелкие выбоины на протяженности 100 метров;
  • волны более 5 см на улице местного значения;
  • колеи определенной глубины и т.д.

На устранение таких нарушений дают до двух недель. Обычно процедура начинается после обращения собственников (одиночного или коллективного):

  1. В администрацию населенного пункта – помимо заявления потребуются доказательства наличия проблем на дороге (ответ дадут в течение 30 дней);
  2. В управление ГИБДД – проводится проверка и, если проезжая часть действительно не соответствует стандартам, выносят предписание на ремонт (его должны исполнить в течение 14 дней).

В небольших муниципалитетах подобные меры, как правило, не приносят результата. В такой ситуации следует подать повторное обращение в администрацию (лучше коллективное, с подписями всех жителей улицы). Добейтесь от представителя ГИБДД, чтобы он возбудил дело об административном правонарушении в довесок к постановлению о ремонте.

Дорожное полотно по-прежнему не отремонтировали – пишите жалобу в прокуратуру, либо сразу в судебные органы. Самостоятельное обращение в суд ускорит процедуру. Иск готовят и в том случае, когда ГИБДД не возбуждает дело об административном правонарушении.

Если жалоба прокурору не принесла результатов, но вы не решаетесь идти в суд, можно направить претензию в МВД РФ или в иные вышестоящие инстанции.

Оптимальный вариант – подача искового заявления после отказа в местной администрации. Но начинать разбирательство надо только после консультации с юристом. Он соберет доказательства необходимости ремонта, отправит жалобы в уполномоченные органы и представит ваши интересы в суде.

Как сделать дорогу к земельному участку вне населенного пункта?

Как проходит процедура согласования и определяется орган, ответственный за строительство дороги – зависит от ситуации. Необходимость в дороге возникает, когда приобретается надел сельхозназначения за пределами муниципалитета, либо иная земля, где планируется вести целевую деятельность. Как правило, на такой территории нет какой-либо инфраструктуры.

Если участок находится не в населенном пункте, вопросы строительства дороги решают районные власти. В администрацию района надо обратиться с заявлением и документами на землю. Зачастую здесь еще требуют:

  • картографические материалы на землю;
  • план территории в определенном масштабе;
  • схему организации безопасности движения;
  • план размещения дороги и прочее.

Схема размещения должна содержать способы примыкания к региональным автодорогам. Дополнительно придется заказать проект будущего подъездного пути. В заявлении следует попросить администрацию предоставить доступ к участку и указать, какой именно доступ нужен (автомобильная дорога).

Рекомендуем  Как получить 2 квартиры по реновации

Когда заявление подано, надо подождать 30 дней решения по нему, а далее возможно два варианта развития ситуации:

  1. Администрация согласится создать подъездную дорогу;
  2. Вынесут отказ и придется самостоятельно строить ее.

Если подъездные пути прокладывает собственник за свой счет, необходимо заказать проект и получить допуски в той же районной администрации на использование земли для строительства автодороги. Это сложная процедура, в которой без толкового юриста не обойтись.

В случае немотивированного отказа, либо если вы не согласны с основаниями, озвученными в нем, можно обратиться в суд за разрешением спора. Судья вынес решение в вашу пользу – вместе с ним отправляйтесь в районную администрацию за исполнением требования. Добиться положительного ответа или получить допуски к строительству за свой счет помогут юристы нашей компании.

Что делать если нет проезда к земельному участку?

После приобретения участка может оказаться, что фактически проезда к нему нет, либо дорога имеется, но пролегает она по чужой территории. Порядок действий зависит от ситуации:

  1. Проезда нет совсем – соседи поставили забор так, что надел оказался в замкнутом «кольце»;
  2. Проезд есть, но земля под ним принадлежит частному лицу (владелец соседнего участка);
  3. Дорога имеется, но участок под ней находится в собственности муниципалитета.

В каждом из этих случаев процедура получения доступа к территории будет немного отличаться. Но есть общий порядок действий, к которому прибегают в подобных ситуациях.

  • Если участок находится в границах населенного пункта, необходимо обратиться к главе местной администрации за установлением публичного сервитута.
  • Когда надел расположен за пределами муниципалитета, такое заявление направляют в районную администрацию.
  • Невозможно установить публичный сервитут (отсутствуют основания), либо земля принадлежит частному лицу – придется устанавливать частный сервитут.

Если других вариантов организации проезда к земельному участку не найдут, представители местной или районной администрации вправе установить публичный сервитут к территории. Но важно учитывать, что право проезда может быть временным или постоянным. Первый вариант подходит, если дорога нужна на время строительства, а второй – во всех остальных случаях.

О частном сервитуте придется договариваться с владельцем земли напрямую. Обычно право проезда устанавливают за определенную плату (ежемесячную, ежеквартальную и т.д.). В этих целях составляется соглашение.

Договориться не получилось – сервитут можно установить в судебном порядке.

Существует вариант, когда проезд к участку невозможен из-за неправомерно установленных заборов или объектов недвижимости. В данной ситуации все вышеописанные действия осуществляются после ликвидации таких препятствий. Инициировать процедуру можно, написав жалобу в муниципалитет. Учитывая сложность процедуры, проводить ее должны профильные юристы.

Так вы исключаете риск отказа и получаете гарантию организации проезда к участку.

Обеспечим проезд на Ваш земельный участок

Кто должен делать дорогу к участку

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

  • Предварительный анализ Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.
  • Земельные специалисты Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.
  • Решения сложных вопросов Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!
  • Представительство в регионах Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!
  • Юрист по земельным вопросам
  • Оформление земельных участков в собственность
  • Земельные споры
  • Споры по границам земельных участков
  • Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
  • Признание права собственности на земельный участок
  • Аренда земли у государства
  • ГПЗУ и разрешение на строительство
  • Изменение категории земельного участка

Отправьте заявку на бесплатную консультацию прямо сейчас, и мы в кратчайшие сроки поможем в решении земельных вопросов любой сложности!

Плохие дороги как заставить муниципалитет отремонтировать

ВС решал, можно ли заставить администрацию отремонтировать дорогу

Житель улицы без тротуаров и освещения пытался через суд обязать ее отремонтировать. Но администрация уже утвердила план реконструкции дорог, куда эта улица не входила. Суды вынесли разные решения.

Первая инстанция сочла, что раз дорога плохая, то можно обязать ее восстановить. А вот апелляция и кассация возразили: администрация сама решает, что и когда ремонтировать. Спор дошел до Верховного суда.

Петр Уткин* живет на улице Сосновой в Светлогорске Калининградской области. Ему, как и его соседям, не нравится, что на улице нет освещения и тротуаров для пешеходов, а сама дорога гравийная и вся в ямах. В августе 2019-го собственники квартир этого района обратились в местную администрацию, попросили провести капитальный ремонт дороги и установить фонари. Но им отказали. Чиновники объяснили, что в программу реконструкции до 2021 года их улица не включена.

Но Уткин не сдался и пожаловался в прокуратуру и местный отдел МВД. Ответ пришел от начальника отдела ГИБДД МО МВД «Светлогорский». По его словам, проверка подтвердила нарушения ГОСТ. Руководитель отдела полиции выдал администрации предписание в течение 30 дней выровнять грунтовую дорогу, оборудовать на улице освещение и сделать тротуар. Чиновники ничего не сделали даже после того, как получили повторное предписание.

Следом Уткин обратился в Светлогорский городской суд с административным иском (дело № 2а-102/2020).

Обязать отремонтировать: можно или нет?

Уткин требовал обязать администрацию округа до 1 февраля 2020 года включить улицу Сосновую в программу ремонта дорог, а до апреля 2021-го организовать ее реконструкцию, в том числе сделать тротуары и уличное освещение. Первая инстанция согласилась, что улица находится в плачевном состоянии. Дорога не соответствует техническим регламентам, а значит, небезопасна.

Это известно из ответа ГИБДД, который получил Уткин. Раз до суда чиновники не предприняли никаких действий для устранения проблемы, то можно их обязать включить разбитую дорогу в план ремонта до 2021 года. Так решил суд и удовлетворил иск Уткина частично.

С этим выводом не согласилась администрация Светлогорского городского округа и подала апелляцию. В ней объяснила, что в принятую муниципальную программу по ремонту дорог нельзя включить еще одну улицу, так как на это не хватит денег.

Калининградский областной суд отказал в иске, потому что закон не предусматривает правовых оснований для этого. А орган местного самоуправления сам вправе определять, что и когда ремонтировать. «Доказательства неудовлетворительного состояния дороги не могут нивелировать принцип самостоятельности органа местного самоуправления», — объяснила апелляция. В итоге суд отказал в иске, с этим позже согласился Третий кассационный СОЮ. Тогда Уткин пожаловался в Верховный суд (дело № 71-КАД21-8-К3).

Рассмотрение его жалобы назначили на 8 сентября, но никто из сторон на заседание в ВС не явился. В итоге коллегия удовлетворила жалобу Уткина. Подробнее о позиции «тройки» станет понятно из мотивировочной части определения, которая будет опубликована позже.

Верховный суд заставил чиновников отремонтировать плохую дорогу

Верховный суд заставил чиновников отремонтировать плохую дорогу

На улице не было тротуаров, освещения и даже асфальта, но чиновники не спешили с ремонтом. Местный житель обратился в суд, чтобы обязать местную администрацию провести реконструкцию дороги. Первая инстанция с ним согласилась, а вот апелляция и кассация решили, что муниципальные власти сами решают, что и когда ремонтировать.

Верховный суд с таким подходом не согласился. Эксперты говорят, что ВС не первый раз встает на сторону граждан в спорах о плохих дорогах.

Петр Уткин* живет на улице Сосновой в Светлогорске Калининградской области. Ему, как и его соседям, не нравилось отсутствие освещения и тротуаров для пешеходов, а сама дорога была гравийная и вся в ямах. В августе 2019-го собственники квартир этого района обратились в местную администрацию, попросили провести капитальный ремонт дороги и установить фонари. Но им отказали. Чиновники объяснили, что в программу реконструкции до 2021 года их улица не включена.

Но Уткин не сдался и пожаловался в местный отдел МВД. 7 октября 2019-го инспекторы ГИБДД МО МВД «Светлогорский» обследовали улицу и выявили нарушения ГОСТ. А на следующий день они выдали администрации предписание в течение 30 дней выровнять грунтовую дорогу, оборудовать на улице освещение и сделать тротуар.

Но и после этого чиновники ничего не сделали.

Заставить провести ремонт

Тогда Уткин обратился в Светлогорский городской суд с административным иском (дело № 2а-102/2020). Он требовал обязать администрацию округа до 1 февраля 2020 года включить улицу Сосновую в программу ремонта дорог, а отдел ЖКХ администрации до апреля 2021-го организовать ее реконструкцию, в том числе сделать тротуары и уличное освещение. Первая инстанция согласилась, что улица находится в плачевном состоянии. Дорога не соответствует техническим регламентам, а значит, небезопасна. Это известно из обследования, которое провело ГИБДД.

Раз до суда чиновники не предприняли никаких действий для устранения проблемы, то можно их обязать включить разбитую дорогу в план ремонта до 2021 года.

Но вот обязать отремонтировать улицу отдел ЖКХ нельзя, так как учреждение не является надлежащим ответчиком. В этой части иск нужно было предъявлять к отделу капитального строительства Светлогорского городского округа. Так решил суд и удовлетворил иск Уткина частично.

Администрация Светлогорского городского округа подала жалобу, где написала, что улицу нельзя включить в программу, так как на это не хватит денег. К этим доводам прислушался Калининградский областной суд. Он решил, что орган местного самоуправления самостоятелен и вправе определять, что и когда ремонтировать. А невключение дороги в муниципальную программу «Ремонт автомобильных дорог», по мнению апелляции, само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии чиновников.

В итоге суд отказал в иске, с этим позже согласился Третий кассационный СОЮ.

Чиновники в ответе

Тогда Уткин пожаловался в Верховный суд. Дело № 71-КАД21-8-К3 рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Коллегия указала, что именно местная администрация обязана содержать и ремонтировать дороги местного значения (к ним и относится улица Сосновая).

Проверка ГИБДД подтвердила, что улица не соответствует техническим регламентам. Предписание об исправлении недостатков администрация не оспорила и не представила доказательства, что покрытие проезжей части соответствует ГОСТ. Более того, уже после обращения в суд специалисты отдела капитального строительства округа выезжали на место и визуально обследовали дорогу. Они заключили, что реконструкция все-таки необходима.

Рекомендуем  Как переоформить машину на другого человека что нужно какие документы

Поэтому ВС посчитал, что апелляции и кассации ошиблись, когда решили, что в действиях администрации нет ничего незаконного.

«Тройка» не согласилась и с позицией первой инстанции, которая отказала в иске частично, так как требование было предъявлено к ненадлежащему ответчику (к отделу ЖКХ, а не к отделу капитального строительства администрации). Если суд поймет, что иск подан не к тому лицу, то он может заменить ответчика или (если истец не согласен) привлечь его как второго ответчика. Но первая инстанция этого не сделала.

Поэтому ВС отменил акты трех инстанций и вернул спор Светлогорский городской суд. Заседание о повторном рассмотрении пока не назначено.

Эксперты: ВС против плохих дорог

Три инстанции решили, что акт ГИБДД о несоответствии дороги техническим требованиям и выданное на его основе предписание являются ненадлежащими, так как посягают на независимость администрации, отмечает Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × . Но, по словам эксперта, суды не соблюдали принцип распределения бремени доказывания, предусмотренный Кодексом административного судопроизводства.

Именно административный ответчик обязан доказать, что его действия законны. Но предписание ГИБДД никто не оспаривал, а в материалах дела нет доказательств, которые бы подтверждали соответствие дороги техническим требованиям и регламентам.

Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право ×

По мнению Александра Учайкина, старшего юриста БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11 место По количеству юристов 19 место По выручке 22 место По выручке на юриста Профайл компании × , определение примечательно тем, что коллегия фактически описала логическую последовательность рассмотрения административного иска: когда доказательств недостаточно или они вызывают сомнение, то вывод о необоснованности требований будет преждевременным. А Станислав Климов, адвокат АК Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) 21 место По выручке × , отмечает вывод админколлегии, что нельзя отказать в иске лишь по формальному основанию, когда истец ошибся в выборе ответчика. В этом случае закон дает суду право заменить ненадлежащего ответчика.

По словам Александра Шарапова, юриста КСК групп КСК групп Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) × , ВС последовательно формирует практику защиты водителей и пешеходов, страдающих от плохих дорог. Так, в деле № 11-КАД20-4-К6 в декабре 2020-го ВС встал на сторону жителей одного из сел Татарстана, которые обратились в суд, потому что администрация не ремонтировала и не чистила от снега межпоселковую дорогу. Три инстанции гражданам отказали, а вот ВС указал, что собственник должен содержать проезжую часть в хорошем состоянии.

Она должна соответствовать ГОСТ и СНиП и быть безопасной для водителей.

По делу № 30-КАД20-2-К5 сотрудники отделения ГИБДД Черкесска (Республика Карачаево-Черкесия) проверили улицы и выяснили, что на некоторых из них не хватает дорожных знаков. Они вынесли мэрии пять предписаний. Администрация города посчитала, что заниматься этим должно управление жилищно-коммунального хозяйства. Чиновники обратились в суд, чтобы оспорить предписания, и три инстанции с ними согласились. Но ВС решил, что требования ГИБДД являются обоснованными.

Если за ремонт и содержание дорог местного значения отвечает структурное подразделение мэрии (управление ЖКХ), это не означает, что предписания нельзя выписывать самой администрации.

Возможно, позиции ВС по этим делам и спору Уткина заставят органы управления более ответственно относится к содержанию дорог.

Плохие дороги – как заставить муниципалитет отремонтировать?

Кто обязан осуществлять содержание и ремонт автомобильной дороги местного значения, если дорога не соответствует техрегламентам?

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность, включая осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В свою очередь, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения их сохранности. Порядок содержания дорог местного значения устанавливается муниципальными правовыми актами.

Больше о несоответствии дороги техническим регламентам, читайте здесь:Как взыскать ущерб автомобилю из-за выбоины на дороге

Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Ремонт осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с установленными правилами.

Автомобильные дороги общего пользования в границах поселения

Из положений законодательства следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений, муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения (муниципального района). Исключение составляют автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частные автомобильные дороги.

Исходя из изложенного, обязанность по содержанию, текущему и капитальному ремонту дорог местного значения возлагается на органы местного самоуправления и за счет средств местного бюджета. В случае неисполнения указанных обязанностей граждане вправе обратиться в суд с административным иском об обязании органа местного самоуправления включить дорогу местного значения в муниципальную программу ремонта автомобильных дорог.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по административным делам, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Требуются юридические услуги? Запишитесь на консультацию к юристу по телефонам: +7 (922) 98-98-223 , +7 (922) 98-98-224

ВС решал, можно ли заставить администрацию отремонтировать дорогу

Житель улицы без тротуаров и освещения пытался через суд обязать ее отремонтировать. Но администрация уже утвердила план реконструкции дорог, куда эта улица не входила. Суды вынесли разные решения. Первая инстанция сочла, что раз дорога плохая, то можно обязать ее восстановить. А вот апелляция и кассация возразили: администрация сама решает, что и когда ремонтировать.

Спор дошел до Верховного суда.

Петр Уткин* живет на улице Сосновой в Светлогорске Калининградской области. Ему, как и его соседям, не нравится, что на улице нет освещения и тротуаров для пешеходов, а сама дорога гравийная и вся в ямах. В августе 2019-го собственники квартир этого района обратились в местную администрацию, попросили провести капитальный ремонт дороги и установить фонари. Но им отказали. Чиновники объяснили, что в программу реконструкции до 2021 года их улица не включена.

Но Уткин не сдался и пожаловался в прокуратуру и местный отдел МВД. Ответ пришел от начальника отдела ГИБДД МО МВД «Светлогорский». По его словам, проверка подтвердила нарушения ГОСТ.

Руководитель отдела полиции выдал администрации предписание в течение 30 дней выровнять грунтовую дорогу, оборудовать на улице освещение и сделать тротуар. Чиновники ничего не сделали даже после того, как получили повторное предписание. Следом Уткин обратился в Светлогорский городской суд с административным иском (дело № 2а-102/2020).

Обязать отремонтировать: можно или нет?

Уткин требовал обязать администрацию округа до 1 февраля 2020 года включить улицу Сосновую в программу ремонта дорог, а до апреля 2021-го организовать ее реконструкцию, в том числе сделать тротуары и уличное освещение. Первая инстанция согласилась, что улица находится в плачевном состоянии. Дорога не соответствует техническим регламентам, а значит, небезопасна. Это известно из ответа ГИБДД, который получил Уткин.

Раз до суда чиновники не предприняли никаких действий для устранения проблемы, то можно их обязать включить разбитую дорогу в план ремонта до 2021 года. Так решил суд и удовлетворил иск Уткина частично. С этим выводом не согласилась администрация Светлогорского городского округа и подала апелляцию.

В ней объяснила, что в принятую муниципальную программу по ремонту дорог нельзя включить еще одну улицу, так как на это не хватит денег.

Калининградский областной суд отказал в иске, потому что закон не предусматривает правовых оснований для этого. А орган местного самоуправления сам вправе определять, что и когда ремонтировать. «Доказательства неудовлетворительного состояния дороги не могут нивелировать принцип самостоятельности органа местного самоуправления», — объяснила апелляция. В итоге суд отказал в иске, с этим позже согласился Третий кассационный СОЮ. Тогда Уткин пожаловался в Верховный суд (дело № 71-КАД21-8-К3). Рассмотрение его жалобы назначили на 8 сентября, но никто из сторон на заседание в ВС не явился.

В итоге коллегия удовлетворила жалобу Уткина. Подробнее о позиции «тройки» станет понятно из мотивировочной части определения, которая будет опубликована позже.

Рекомендуем  Как обманывают при начислении пенсии

* Имена и фамилии участников спора изменены редакцией.

  • Право.ru

Имеет ли право Администрация СП отказывать в обустройстве подъездных дорог к участку?

Добрый день. В 2021г.мной был получен земельный участок под ИЖС в рамках соцпрограммы для многодетных семей. Участок расположен в Михновском сельском поселении Смоленского района Смоленской области. К участку отсутствуют подъездные пути, при моём обращении к Администрации Михновского сп с просьбой организовать подъезд к участку, мне был ответ, что строительство улично-дорожной сети запланировано на 2024 год, а ввод в эксплуатацию в 2026.

Но мной запланировано строительство дома в этом году, но без дороги подъезд строительной техники невозможен. Имеет ли право Администрация СП отказывать в обустройстве подъездных дорог к участку?

Показать полностью
04 июня 2022, 18:39 , Ксения, г. Москва
Ответы юристов
Виталий Шишкин

Юрист, г. Краснодар
рейтинг 9.1
Общаться в чате

Имеет ли право Администрация СП отказывать в обустройстве подъездных дорог к участку?

Вообще-то, предоставляя земельный участок, тем более под ИЖС в рамках соцпрограммы для многодетных семей, администрация уже тогда должна была позаботиться о подъездных путях к нему, как впрочем, и о наличии возможности в подключении его к сетям коммунальной инфрастуктуры.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности закреплены в ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

мне был ответ, что строительство улично-дорожной сети запланировано на 2024 год, а ввод в эксплуатацию в 2026.

это хорошо, что строительство запланировано, но почему только на 2024-2026 годы, нельзя ли раньше.

Вам рекомендую обратиться в администрацию района по данному вопросу. Если не поможет, то напишите еще обращения в адрес губернатора и прокуратуру. Согласно ст.2,12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ Ваши обращнения должны будут рассмотреть и направить в установленные сроки ответы.

Возможно, что данная проблема есть не только у Вас, а и у других граждан. В таком случае можете направить коллективные обращения, что повысит шансы решения Вашего вопроса.

Как обязать администрацию построить дорогу к участку?

Как обязать администрацию построить дорогу к участку?

Мы купили участок земли, ВРИ — земли сельхоз назначения для ведения КФХ. Рядом расположен участок, который видимо планировался под дорогу, ВРИ такое же. Написал обращение в администрацию — ответ(отказ) в приложении.

Теперь надо написать заявление в Департамент Дорожного строительства, с указанием закона, по которому муниципалитет обязан спроектировать и построить дорогу.

Уточнение от клиента
Не успел прикрепить запрос и ответ из администрации.
07 июня 2022, 11:07

07 июня 2022, 10:50 , Александр, г. Таруса
Ответы юристов
Марет Китиева

Юрист, г. Магас
Общаться в чате

Здравствуйте! При написании заявления в Департамент можете использовать ссылки на следующие нормативные акты:

В соответствии с частью 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, то-есть выделение участков без образования подъездных путей запрещено ГК.

соответствии с частью 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования.

Из вышесказанного усматривается, что дороги должны быть.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ » к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дорожная деятельность, в соответствие со ст. 3 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах. » это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из вышесказанного усматривается, что делать дороги обязан орган местного самоуправления.

Также можете изучить устав администрации (посмотрите на официальном сайте) и сослаться на пункты, которыми закреплена обязанность администрации по ведению дорожной деятельности.

После того как получите ответ от Департамента либо сразу Вы можете:

1) обратиться в прокуратуру для проведения проверки на предмет нарушения Ваших прав;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением, требуя признать отказ незаконным и обязать администрацию произвести необходимые работы.

Далее в случае вынесения решения судом в Вашу пользу, контролируйте исполнение.

07 июня 2022, 11:05
Клиент, г. Таруса

Приведённые вами нормы я указывал при обращении в администрацию, но не уверен, что они касаются сельхоз земли. В уставе администрации https://mo.tarusa.ru/documents/settlements/nekrasovo/nekrasovo_ustav.pdf вообще ничего нет про дороги.Подскажите, что именно писать в обращении — прошу спроектировать и построить дорогу?(или разобраться и обязать это сделать администрацию муниципалитета)

07 июня 2022, 11:12
Артур Салахиев
Юридическая компания «СРО «КРС»», г. Москва

Общаться в чате

Отказ не приложился.

Нужно разбираться в ситуации: изучать региональную и местную градостроительную документацию, понимать, заселен ли участок, который расположен рядом, есть ли другие варианты проложить путь до дороги (сервитут, например).

Данные вопросы обычно быстро не решаются, так как если Департамент откажет (а если он откажет, то опираясь на документацию муниципалитета или региона), придется идти в суд.

Судебном разбирательство само по себе будет длиться какое-то время, затем вступления в силу акта суда, изменение документации, стройка и пр.

Сейчас, как Вы верно замечаете, нужно обращаться в Департамент профильного строительства и просить, помимо прочего, предоставления максимальной информации об основаниях отказа или удовлетворения требований, предоставления сведений о возможности во внесудебном порядке получить информацию о возможности строительства дороги без дополнительных бюджетных издержек.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

07 июня 2022, 11:09
Клиент, г. Таруса

Артур, а точно есть закон, по которому дорогу должны строить к земле КФХ? Про земли ИЖС такой закон точно есть, а вот про сельхоз земли КФХ не уверен, не нашёл. Если знаете — скажите пожалуйста.

Участок(под дорогу) не заселён, указал стрелкой на рисунке, идёт вдоль всех участков. Отказ приложил ещё раз, посмотрите пожалуйста.

07 июня 2022, 11:18
Артур Салахиев
Юридическая компания «СРО «КРС»», г. Москва

Общаться в чате

Александр, к сожалению такого закона нет ни для КФХ, ни для даже ИЖС. Есть общие формулировки в Градостроительном кодексе, ФЗ «Об организации местного самоуправления» (о которых Вы скорее всего говорите) об обязанности муниципалитетов утверждать схему организации улично-дорожной сети, включении в состав проекта планировки территории проекта организации дорожного движения, разрабатываемого в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» есть следующая норма:

Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

И в итоге сейчас есть одна обязанность у муниципалитета, более-менее четко зафиксированная и соблюдаемая в судах: муниципалитет должен обеспечить возможность для участка достижения земель общего пользования. А вот через дороги ли это будет происходить или, как в Вашем отказе от Села Некрасовка, по другому участку, по которому Вам предлагается проезжать (проходить) до своего участка — вопрос второстепенный (с точки зрения законодательства).

То есть, повторюсь, в итоге все зависит от градостроительных планировочных документов. Другое дело — что их содержание, либо необходимость изменений можно оспаривать в суде.

Поэтому сейчас Вы можете продолжить пытаться добиться проведения дороги, присланный Вам отказ не столь категоричен и возможно удастся договориться. Если есть возможность, запишитесь на прием к главе администрации или департамента, обсудите, может Вам предложат какие-то варианты, в том числе публичный сервитут на участке, где может быть проложена дорога. Мне кажется самым лучшим вариантом как раз установка публичного сервитута.

Может быть, в дальнейшем, это даже позволит претендовать на дополнительные участки, по которым Вы будете передвигаться.

Если Вам все же будут отказывать во всех возможных вариантах, придется обращаться в суд, либо обжаловать в различные инстанции: губернатору, в Прокуратуру.

zabota_cher_
Оцените автора