Официальный сайт учреждения

 

8 (8202) 26-34-88

 

Для формирования речи важно не только постоянно разговаривать с малышом, попробуйте организовать с ним домашние занятия по развитию речи.  Для этого в течение 5-10 минут прослушайте вместе с малышом 6-12 месяцев интересную детскую сказку или книгу. Ваша сосредоточенность обязательно передастся ему, он будет внимательно следить за тем, как вы слушаете, и очень скоро научится слушать сам. Через некоторое время такие занятия войдут в привычку, и вы будете замечать каждый раз новые слова и новые успехи в развитии малыша.

 

 

Когда дети начинают говорить?

Как правило, после 1,5 лет в арсенале малыша появляется первое активное слово, и к 2 годам, он начинает все более активно говорить. Овладение активными словами имеет характер «взрыва» - еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить его невозможно.

Родителям важно знать, что по срокам появления речи и объему активного словаря дети сильно различаются между собой. Есть малыши, которые уже в 10-11 месяцев говорят до 10-15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат. Сроки и темпы овладения речью зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни и воспитания. Речевое развитие имеет два основных направления: пассивное и активное. При этом пассивная речь опережает в своем развитии активную.

В 7-8 месяцев малыш может понимать многие слова, знает названия тех предметов, которые называет взрослый, может показать их глазами. Мама спрашивает малыша: «Где часики?»  - он ищет глазами часы и останавливает взгляд на них.

В 8-9 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями. Всем известны детские игры в «ладушки», «сороку-ворону». Скажешь ребенку «ладушки-ладушки» - и он начинает весело хлопать в ладошки, а скажешь «пока – пока» - он начинает махать ручкой.

«Все понимает, - удивляются родители, -  а вот сказать не может». Действительно, до определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И все таки, речь при этом развивается. Поэтому не стоит беспокоиться, если в активном словаре 2-летнего ребенка всего 2-3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых, значит, его речевое развитие идет нормально, и рано или поздно он заговорит.

Но если до 2 – 2, 5 лет ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. Прежде всего нужно понять, почему он так долго молчит.

Отсутствие речи невротизирует ребенка, он становится капризным, зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем.

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5— 6 лет. Как правило, эти дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.  Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, своевременно обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты и лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша.

 

Стимуляция речевого развития

  • Ÿ разговаривайте с ребенком с самого рождения, отвечайте на его плач, лепет, задавайте ему вопросы, называйте предметы и вещи, окружающие ребенка;
  • Ÿ эмоционально окрашивайте свою беседу с младенцем: поделитесь впечатлениями прошедшего дна, порадуйтесь теплой солнечной погоде, огорчитесь, если ребенок плохо кушает или не спит;
  • Ÿ разговаривая с ребенком лицо к лицу, сохраняйте «особое» выражение: брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт – выражение любви, внимания, радости;
  • Ÿ имитируйте поведение младенца – повторяйте его звуки, выражение лица;
  • Ÿ тормошите ребенка, чаще поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щечки, называйте части тела, касаясь их губами и поглаживая;
  • Ÿ пойте ребенку мелодичные песенки, используйте потешки и детские стишки  в своей речи ежедневно;
  • Ÿ учите узнавать предметы, задавая малышу вопросы «Кто это?», «Что это?»;
  • Ÿформируйте указательный жест;
  • Ÿиспользуйте с ребенком в общении жесты, заменяющие слова  (например: «Дай!» - быстрое сжимание и разжимание пальцев протянутой руки, «На!» - протянутая рука с предметом, «Спасибо!» - кивок головой, «Нет» - поворот головы влево-вправо и так далее).

 

// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.

Не нашли нужную информацию?

Воспользуйтесь поиском по сайту: