Официальный сайт учреждения

 

8 (8202) 26-34-88

 

Зрительный контакт

Ребенок учится поддерживать зрительный контакт с теми, кто о нем заботится: общаясь таким образом, он больше узнает о самом себе и познает окружающий мир. Установление зрительного контакта очень важно для полноценного развития речевых навыков. Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть своему собеседнику в лицо. Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу.

 

Вы можете, например:

- широко и часто улыбаться;

- строить рожицы – морщить нос, поднимать брови;

- издавать забавные звуки;

- надевать экстравагантные шляпы, необычные очки (очень большие, фигурные, цветные), большие яркие серьги, «клоунский» нос;

- надевать маски;

- раскрашивать лицо.

Играйте в прятки, закрывая и открывая себе и ребенку лицо (это можно делать любыми предметами и вещами).

 

Ожидание

 В качестве подготовки к играм на соблюдение очередности попробуйте начать развивать у ребенка навыки концентрации внимания. Предлагайте ребенку занятия, в которых от него требуется не немедленный ответ, а ожидание – хотя бы в течение двух – трех секунд. Например:

- играйте с ним в игры, в которых мячик или машинка катится по трубе («тоннелю»), исчезает из виду и, спустя несколько секунд, появляется снова;

– пускайте мыльные пузыри не спеша, чтобы ребенку приходилось несколько секунд ждать появления каждого следующего пузыря.

 

Соблюдение очередности

- Посадите ребенка напротив себя или к себе на колени. Если он станет произносить какие-либо звуки или состроит рожицу, скопируйте его в подчеркнутой, преувеличенной манере и подождите его ответа. Для попыток коммуникации с ребенком хорошо подходит также время еды или несколько минут перед сном.

– Толкните мячик или машинку по направлению к ребенку и подождите, пока он толкнет игрушку обратно. Если вы играете в эту игру, сидя за столом напротив друг друга, это хороший повод установить зрительный контакт.

– Многие игры можно превратить в тренировку на соблюдение очередности: например, по очереди класть кубики в коробку, складывать паззлы, рисовать и т.п. Выберите для этого игру, которая особенно нравится ребенку.

– Кормите с ребенком по очереди животных – реальных или игрушечных.

 

Понимание значения речи

Ребенку необходимо осознать, что звуки, которые он слышит от взрослых, имеют значение. Вы можете сами придумывать самые разнообразные игры, в которых определенные слова («вверх - вниз», «скок - поскок» и т.п.) соответствуют определенным действиям.

 

«Щекоталка»

«Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест, молока не пьет,

Того забодает – забодает - забодает!»

 

Подражание

 Дети учатся подражать вам, когда видят, как вы подражаете им. Чтобы ребенок начал воспроизводить те звуки, которые вы произносите, вы должны показать ему, как это делается, – воспроизводить те звуки, которые произносит он. Постепенно он начнет копировать вас. Когда ребенок гулит или воркует, «отвечайте» ему теми же звуками. Иногда вы можете начинать «разговор» первыми и смотреть, ответит ли вам ребенок. Для этого лучше использовать моменты, когда вокруг ребенка мало отвлекающих факторов и ему легче сосредоточиться.

Используйте естественные жесты: например, машите рукой на прощанье, прикладывайте палец к губам, требуя тишины, прикладывайте руку к уху, когда хотите что-то услышать, зажимайте нос пальцами при виде испачканного подгузника.

Стимуляция звуков

 Разные дети наиболее «разговорчивы» в различной обстановке. Некоторые любят «поговорить» за едой или сразу после еды,  другие предпочитают издавать звуки во время прогулки или поездки в машине. Следуйте желаниям ребенка. Поскольку речь невозможна без развития мышц рта и гортани, играйте с ребенком в игры, тренирующие эти мышцы,– пусть даже многие из этих игр, как кажется, не имеют отношения к речи.

– Щекочите ребенка – пусть посмеется! Для младенца смех – следующий после плача и улыбки способ общения.

– Издавайте забавные звуки, стройте смешные рожицы и побуждайте ребенка вам подражать. Если ребенок начинает подражать вам, громко хвалите и щедро вознаграждайте его.

– Попробуйте повторить то же самое перед зеркалом, чтобы ребенок видел одновременно и ваше и свое лицо.

– Играйте в игры, в которых требуется дуть. Выдувайте пузыри в воду через соломинку, передвигайте обрывки бумаги, дуя на них. Свистите в свисток, играйте на губной гармошке, трубите в дудки. Дуйте на кусочки тканей, легкие шарфики, мыльные пузыри, перья и смотрите, что произойдет. Задувайте свечи. Дуйте на одуванчики.

– Научите ребенка пить через соломинку.

– Кормите ребенка твердой пищей, которую нужно жевать,– это хорошая тренировка для мышц нижней челюсти, а также упражнение, помогающее осваивать новые звуки. Поощряйте ребенка переходить с полужидкого, кашеобразного питания на твердое.

– Во время игры или чтения произносите побольше звукоподражательных слов: «му-у-у», «мяу», «гав-гав»,«тик-так», «хлоп-хлоп» и т.д. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка.

– Играя в игру, которая нравится ребенку, время от времени останавливайтесь и ждите, когда он звуками попросит вас продолжить. Тогда скажите: «Еще раз» или «И снова», и продолжайте игру. Найдите для этого занятие, которое действительно увлекает ребенка, будь то щекотка, физическая игра или пение.

 

Музыкальная терапия

 Музыкальная терапия позволяет детям и взрослым использовать музыку как средство общения и самовыражения. Прослушивание музыки и игра на музыкальных инструментах может дать детям стимул к речевому общению. Специалисты используют музыку, чтобы привлечь внимание, заинтересовать ребенка и наладить с ним отношения.

Постарайтесь выделить в ежедневном расписании несколько минут для занятий музыкой. Пойте ребенку песенки, ритмично хлопайте в ладоши и побуждайте ребенка играть на таких музыкальных инструментах, как барабан, бубен или колокольчики. Пусть ребенок прислушивается к звукам, которые извлекает из музыкальных инструментов.

Возьмите другой такой же инструмент и повторяйте его действия, чтобы донести до него идею очередности. Поощряйте ребенка «петь» без слов или аккомпанировать песням и музыке.

Занятия музыкой развивают у ребенка умение слушать, соблюдать очередность и произносить звуки. Все это очень важно для последующего развития ребенка.

 

// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.

Не нашли нужную информацию?

Воспользуйтесь поиском по сайту: