Официальный сайт учреждения

 

8 (8202) 26-34-88

 

В первые недели жизни  у ребенка нет никаких явных способов взаимодействия с окружающими. Большую часть времени он спит, просыпаясь только от голода или неприятных ощущений. И конечно же, малыш не умеет говорить. На 2 месяце малыш начинает улыбаться и даже смеется, когда с ним разговаривает мама, и каждый новый звук вызывает восторг у родителей.

 

С особым нетерпением ждут взрослые первого слова малыша. Придет время, и малыш заговорит, надо только набраться терпения и помочь ему заговорить. Развитие речи у всех детей формируется своими темпами, что зависит от разных причин. Внутриутробное развитие не только способствует развитию речи, но и, напротив, в дальнейшем служит причиной ее будущей задержки.

С чего начинается  развитие речи ребенка?

Мама общается с ребенком с первых дней жизни. Она пытается поймать его блуждающий, рассеянный взгляд, улыбается ему, гладит его, берет на руки, и конечно же, разговаривает. Разговаривает, прекрасно осознавая, что новорожденный не понимает ее слов. И все же общаться даже с самым маленьким без слов очень трудно. Мать непрерывно сопровождает свои действия комментариями во время кормления, одевания, прогулки и т.д. Например, во время купания: «Сейчас снимем рубашечку и будем плавать. Вот какие у нас ножки! Давай будем брызгаться. Ты моя рыбонька золотая!» и т.д.

Важно, что эти вроде бы бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания оказываются чрезвычайно важными для психического развития и здоровья ребенка. Отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с ними ведет к отставаниям психики и, прежде всего, к задержке речи.

Первые 2- 3 недели эти ласковые обращения взрослого остаются безответными. В конце 3 недели, как правило, появляется внимательный, сосредоточенный на взрослом взгляд, улыбка, а потом и первые ответные звуки.  Тихие и короткие, они напоминают скорее кряхтенье и являются для родителей сигналом: ребенку неудобно, не мокрый ли он? Как напряжено его личико, что с ним? Что же он делает? Оказывается, вокализирует.

Самым первым голосовым воздействием, которое оказывает малыш на взрослого, становятся крик и плач.

 

Для чего младенцу крик?

Криком с первых дней жизни малыш достигает многого. Он сообщает взрослому о своих нуждах, неудобствах и желаниях. Первые крики имеют самую настоящую интонацию и что-то значат.

Если мать с первых дней жизни научится правильно определять, что означает тот или иной крик, то в дальнейшем ребенок начнет использовать свои голосовые возможности более вариативно. Плач перестанет быть резким и пронзительным,  в каких-то случаях малыш просто покряхтит, подавая знаки о помощи, и лишь потом заплачет, да и то с паузами, как бы прислушиваясь, идут к нему или нет. Внимательные родители отчетливо слышат в звуках, издаваемых ребенком, то интонацию жалобы, то настойчивое требование, то просьбу.

Чтобы правильно реагировать на плач новорожденного, взрослый должен попытаться выполнить следующие правила:

- постараться разобраться в том, что хочет ребенок, не полагаясь на отсутствие видимой причины для плача (мол, пусть плачет, ведь легкие развиваются);

- найти причину плача (возможно, ребенок мокрый, плохо спал, сосал, не гулял и т.д.);

- исследовать мимику младенца;

- определить характер крика: напряженный, до посинения, голос резкий или же протяжный, громкий.

Если вовремя помочь новорожденному (погладить, слегка покачать, взять на руки, прижать к себе, что-либо ласковое сказать),  в дальнейшем малыш все реже и реже будет проявлять столь бурно отрицательные эмоции. А вот когда дети плачут и не находят помощи, они привыкнут к такому способу реагирования, и эта привычка закрепляется у них надолго.

Крик и плач между тем не только учат младенца общаться, но и способствуют тому, чтобы взрослые понимали и руководили общением. Кроме того, они развивают у детей способность выражать свои желания голосом. Если взрослый отвечает голосом на звуки, издаваемые ребенком, то очень скоро он услышит предречевые вокализации.

 

Предречевые вокализации

Появлению речи у малыша предшествует сложный и длительный этап предречевых вокализаций, своеобразных голосовых проявлений. Короткие звуки, появляющиеся первыми, -  «кхх», «хм», «мм» - это звуки гуканья. Ими сопровождает ребенок самые разнообразные действия: рассматривание игрушки, попытку захватить в руки привлекательный предмет, а порой и свое недовольство. Гуканье чаще всего наблюдается у спокойного и бодрого малыша, его звуки являются выражением его активного и бодрого состояния.

В начале второго месяца наряду с короткими появляются певучие и протяжные вокализации – гуление, которое очень напоминает пение: «ааа». Вслед за одной нотой другая, и так подолгу, пуская пузыри, вытягивая губы трубочкой, временами прислушиваясь к самому себе и вновь повторяя полюбившийся звук.

К трем месяцам ребенок учится общаться со взрослыми с помощью звуков. Гуканье становится разнообразным. Порой звуки, произносимые ребенком, трудно различить на слух и невозможно воспроизвести. Среди них есть вокализации, напоминающие бульканье воды или щебет птиц. Когда «щебетание» достигает пика развития, появляются ясные и четкие звуки, совершенно человеческие и осмысленные – появляется лепет. Лепетные вокализации состоят из слогов, ритмически повторяющихся: «да-да-да», «ба-ба-ба». Эти звуки уже напоминают человеческую речь.

С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок становится довольно шумным существом. Вокализирующий ребенок не просто шумит, на самом деле он становится более активным. Появляются эмоцональные возгласы и крики. Такая предречевая активность является источником сведений о здоровье и настроении малыша.

Предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже у глухих от рождения и с отклонениями в психическом развитии. При этом в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации, а звуки, произносимые детьми с нарушениями центральной нервной системы, всегда однообразны и монотонны.

Специалисты отмечают, что отставания в речи распознаются достаточно поздно. Сроки появления первого слова имеют большой возрастной диапазон (от 1 года до 2 лет), и только примерно к 3 годам задержка в речи становится очевидной. Поэтому очень важно внимательно относиться к ее развитию на всех этапах, в том числе доречевом.

Как младенец общается со взрослым

Общение со взрослым имеет первостепенное значение для голосовой активности. Именно в общении появляются вокализации. Если у вашего малыша еще нет лепета, но постоянно встречаются эмоциональные возгласы, можете быть спокойны: у детей с задержкой речи вскрики – явление чрезвычайно редкое.

Социальная ситуация требует от ребенка многого – особенно умения слушать, ведь взрослый часто обращается к нему с речью.

В первые два месяца жизни ребенок замирает, смотрит взрослому в глаза, и это продолжается настолько долго, что, кажется, время вообще остановилось.

В 3-5 месяцев речь взрослого сначала вызывает сосредоточенное внимание, ребенок внимательно смотрит взрослому в глаза, а затем принимается вокализировать сам.

К 7 месяцам дети начинают внимательно присматриваться к движущимся губам говорящего человека, пытаются сами шевелить губами или как-то иначе проявляют активность: высовывают язык, шевелят им и вокализируют. При этом ни на минуту не отрывают глаз от взрослого.

К концу второй половины года жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Теперь он может выполнить простую просьбу – показать у куклы глазки, дать предмет, который просит взрослый. Эта пассивная речь – результат развития у малыша всех источников будущей активной речи.

Нередки случаи, когда ребенок застревает на уровне пассивной речи. Понимание есть, а активного слова все нет и нет. В такой ситуации родителям можно обратиться на консультацию к логопеду, а можно заниматься стимулированием развития речи в домашних условиях.

 

Советы родителям от логопеда

  1. Необходимо отделять проблемы ребенка от него самого и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с врачом и логопедом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения ребенка с задержкой в развитии, познакомят с системой его реабилитации.
  2. Очень важно участвовать в развитии речи ребенка. Каждое занятие с ребенком для вас будет уроком постижения огромного мира вашего малыша. От урока к уроку вы научитесь лучше понимать ребенка, что сделает ваше общение с ним полноценным и значимым.
  3. Учитесь радоваться вместе с ребенком. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой.
  4. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле, как развитие речи вашего ребенка.
  5. Поощряйте его, хвалите за любой, даже маленький шаг к победе.

 

// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.

Не нашли нужную информацию?

Воспользуйтесь поиском по сайту: