Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войнынаказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
2. Ведение агрессивной войны —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Комментарий к статье 353
Объектом этого преступления является мир, т.е. такое состояние взаимоотношений между государствами, при которых отсутствует ведение военных действий. Все же действия, перечисленные в ст. 353 УК РФ, ведут к разрушению нормальных отношений между народами, суверенными государствами, нарушению политического состояния взаимоотношений между субъектами (государствами, народами), при котором отсутствует их вооруженное противостояние, выраженное в ведении военных действий.
Результатом ведения военных действий могут быть многочисленные человеческие жертвы, страдания населения, разрушение экономики государств, невосполнимые материальные потери, причинение значительного вреда национальной и мировой культуре и т.п.
Объективная сторона преступления заключается в совершении одного или нескольких действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 353 УК РФ. При этом состав преступления будет оконченным с момента совершения любого из них.
Поскольку для наличия оконченного состава преступления закон не требует наступления общественно опасных последствий, состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных составов.
Под планированием агрессивной войны понимается разработка системы мер, включающей в себя составление перечня действий, перечня необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, определение порядка и сроков выполнения подготовительных и военных действий, их последовательности, составление схем и т.д. Поэтому к планированию агрессивной войны можно, например, отнести такие действия, как составление мобилизационных планов, планирование передислокации войск, планирование перепрофилирования промышленности для военных нужд, составление стратегических и тактических планов проведения боевых операций и др.
Подготовка войны представляет собой совершение действий, направленных на обеспечение реальной готовности к ведению агрессивной войны. Это могут быть и отдельные действия, и комплекс разработанных мероприятий: проведение мобилизации населения, перевод дополнительных воинских соединений к границе проведения боевых операций, увеличение выпуска продукции военного назначения наступательного характера, проведение пропагандистских компаний, оправдывающих агрессивную войну, создание резервов материальных ресурсов, необходимых для ведения войны. Подготовка войны во многом означает непосредственную реализацию запланированных действий.
Под развязыванием войны следует понимать не только объявление войны, начало ведения широкомасштабных или локального значения военных операций, но и другие действия, создающие повод для начала проведения военных акций: действия дипломатического характера (например, разрыв дипломатических отношений, предъявление ультиматума), провокации пограничных конфликтов и т.п.
Война — это борьба между государствами или народами с использованием вооружения. При этом использоваться может как все имеющееся у сторон вооружение, так и их часть. Так, например, держава, обладающая ядерным оружием, при проведении военных действий использует только обычное вооружение.
Таким образом, понятие агрессии связывается с целевым назначением применения вооруженной силы (посягательство на суверенитет, политическую независимость и т.д.).
В ст. 2 этого же приложения понятие агрессивной войны уточняется путем указания на временной фактор. В соответствии с указанной нормой свидетельством акта агрессии является применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН.
В то же время уточняется, что «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».
Статьей 3 приложения определяются виды действий, которые независимо от объявления войны должны квалифицироваться в качестве акта агрессии. К ним относятся следующие действия:
a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Перечень перечисленных выше действий, относящихся к категории актов агрессии, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого международного правового акта не является исчерпывающим. Совет Безопасности к актам агрессии может отнести и иные действия, ведущие к развязыванию войны.
При этом, учитывая опасность рассматриваемых действий для всего мира, в Резолюции подчеркивается, что никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 приложения).
Таким образом, при определении понятия «агрессия» следует учитывать целый ряд позиций: целевую направленность военных действий, их характер, а также временной фактор, т.е. установление государства, первым совершившего нападение.
В то же время необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и в частности борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства.
Еще одно, но более краткое определение понятия агрессии содержится в Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.). Согласно этому документу (ст. 2) нападающим в международном конфликте признается государство, которое первое совершит одно из следующих действий:
1) объявление войны другому государству;
2) вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства;
3) нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию суда или воздушные суда другого государства;
4) морскую блокаду берегов или портов другого государства;
5) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.
И все же при определении понятия агрессии, думается, следует исходить из понятия, данного Генеральной Ассамблеей ООН, поскольку, во-первых, оно является более полным и, во-вторых, поддержано большим числом государств.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.
Мотивация преступных действий не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления, но учитывается при назначении наказания. Мотивы могут быть самыми различными: стремление к власти или ее укреплению, личные, корыстные мотивы, ложно понятые интересы государства, общества и др.
Формально субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, может быть любое лицо, поскольку в данной норме отсутствует указание на специального субъекта. Вместе с тем реально субъектами планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера.
Перечень таких высших государственных должностей определяется на основе Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , а также соответствующих указов Президента РФ (например, Указа Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» , Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» ) и других документах.
СЗ РФ. 2003. N 22.
СЗ РФ. 2006. N 1. Ст.
Так, в ст. 1 названного Закона государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
— субъектов Российской Федерации;
— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
СЗ РФ. 2004. N 31.
Ст.
По категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Перечисленные и иные положения российского законодательства имеют важное значение для определения субъекта преступления, поскольку, например, подготовка и развязывание агрессивной войны связаны с обладанием субъектом определенных полномочий для совершения указанных действий (проведение мобилизации, переориентирование промышленности, объявление войны и др.). То же самое следует сказать и о планировании войны. Конечно, составлять планы ведения войны может и обычный гражданин, не наделенный никакими властными полномочиями.
Но подобные действия объективно не могут причинить вред политическим отношениям между государствами. Субъект же рассматриваемого состава преступления должен обладать такими полномочиями, при наличии которых планирование агрессивной войны может приобрести практическое значение.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, необходим специальный субъект. Действия лиц, не являющихся такими субъектами, но оказывающих содействие в совершении рассматриваемого преступления, должны квалифицироваться со ссылкой на соответствующие части ст.
33 УК РФ в зависимости от характера совершенных действий.
Частью 2 ст. 353 УК РФ предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. За совершение этого деяния установлена более строгая уголовная ответственность.
К ведению агрессивной войны следует отнести осуществление военных операций (при наличии рассмотренных выше условий) против другого государства, а также совершение некоторых иных действий. Ряд из них перечислен в ст. 3 приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.
Ведение агрессивной войны относится к числу длящихся преступлений, которое начинается с момента совершения преступных действий (вторжение на территорию другого государства, проведение войсковой операции и др.) и заканчивается с их прекращением в результате мер, принятых виновным, или наступления событий, делающих невозможным их продолжение (капитуляция, заключение мирного договора, уничтожение вооруженных сил и др.). Вместе с тем, поскольку состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, он будет являться оконченным не с момента прекращения военных действий, а с момента совершения любого из действий, охватываемых понятием «ведение войны».
Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Мотивы, как и в предыдущем случае, не играют роли для определения наличия состава преступления. Обязательным для наличия субъективной стороны является осознание виновным характера ведущейся войны.
Как и ранее, закон не содержит ограничительных признаков относительно субъекта ведения агрессивной войны. Поэтому следует признать, что субъектом рассматриваемого преступления могут быть как лица, в функции которых в соответствии с Конституцией РФ входит решение вопросов войны и мира, так и лица, непосредственно руководящие проведением военных операций.
Говоря об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Уставом международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.), подписанном СССР 8 августа 1945 г., Трибунал имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, а именно: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий, а также и за иные преступления, перечисленные в ст. 6 Устава.
В этом же нормативном акте отмечается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. При этом (ст. 7) должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания.
Тот факт, что виновный действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия.
Такие же, как и вышеизложенные, положения закреплены и в Уставе международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.) и ряде других международных правовых актов, что еще раз подтверждает реализацию на международном уровне принципа личной индивидуальной ответственности.
Перечисленными положениями определяются направления решения вопросов о субъекте преступления, следуя которым субъектами ведения агрессивной войны необходимо признавать как лиц, обладающих соответствующими правами отдавать приказы на ведение агрессивной войны, так и лиц, подобные приказы выполняющих, в свою очередь обладающих распорядительными полномочиями по реализации действий, охватываемых понятием «ведение войны». В этой связи, думается, нельзя признать субъектами рассматриваемого состава преступления лиц, участвующих в военных операциях, но не обладающих какими-либо полномочиями по ведению войны.
Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
2. Ведение агрессивной войны —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Комментарий к статье 353 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: мир, как состояние взаимоотношений между государствами, при которых отсутствует ведение военных действий;
2) объективная сторона: заключается в планировании, подготовке, развязывании, а также ведении агрессивной войны;
3) субъект: лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера;
4) субъективная сторона: преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.
Самостоятельным составом является ведение агрессивной войны (ч.2 ст. 353 УК РФ).
2. Применимое законодательство:
1) Конвенция об определении агрессии (ст. 2 — определение нападающего государства в международном конфликте).
2) Приложение к Резолюции 209 сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.74 (ст. 1 — агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, ст. 2 — свидетельством акта агрессии является применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН; ст. 3 — определяются виды действий, которые независимо от объявления войны должны квалифицироваться в качестве акта агрессии и др.);
3) Устав международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси.
90. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 ук рф)
Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств.
Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта: 1)преступления против мира; 2)преступления против безопасности человечества.
К преступлениям против мира относятся:
– ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;
– ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;
– ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;
– ст. 359 УК РФ. Наемничество.
Преступления против безопасности человечества:
– ст. 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;
– ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны;
– ст. 357 УК РФ. Геноцид;
– ст. 358 УК РФ. Экоцид.
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ) Объективная сторона состоит:
– в планировании агрессивной войны – разработка планов ведения боевых действий, расположения вооруженных сил, захвата объектов и т. д. на территории иностранного государства;
– в подготовке агрессивной войны – совершение действий, которые направлены на обеспечение готовности к ведению агрессивной войны;
– в развязывании агрессивной войны – начало действий по ее ведению.
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии. Любое из следующих действий независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
– вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
– бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
– блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
– действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.Субъект преступления – лица, занимающие высшие государственные должности.
Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
2. Ведение агрессивной войны -наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
1. Объектом преступления является нарушение одного из основополагающих принципов международных взаимоотношений — принципа мирного сосуществования государств и народов. Этим объясняется то, что именно это деяние поставлено в УК на первое место среди преступлений против мира и безопасности человечества.
2. Объективную сторону преступления, предусмотренного комментируемой статьей, образуют три разновидности общественно опасных действий: а) планирование агрессивной войны; б) ее подготовка и в) ее развязывание. Преступление признается оконченным после совершения любого из перечисленных в статье действий.
3. Понятие агрессии (агрессивной войны) определяется в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности в Специальной Резолюции 3314 от 14 декабря 1974 г. Агрессия определяется как «применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций» . Право определения факта вооруженной агрессии (войны) принадлежит Совету Безопасности ООН.
4. Планирование агрессивной войны заключается в разработке планов начала и ведения боевых действий с использованием вооруженных сил (бандитских формирований, наемников) на территории другого государства, захвата его территории и находящихся на ней объектов и других боевых действиях.
5. Подготовка агрессивной войны — это действия, направленные на обеспечение выполнения соответствующих планов начала и ведения войны (сосредоточение военной группировки на границах государства, в отношении которого намечена агрессия, организационно-мобилизационные мероприятия по призыву резервистов и др.).
6. Развязывание агрессивной войны — это начало конкретных действий по ее ведению. Генеральная Ассамблея называет такое развязывание «актом агрессии». К ним она относит: вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любую военную оккупацию или аннексию; бомбардировку вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством на территории другого государства; нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы или флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий соглашения об их пребывании; предоставление территории одного государства для использования другим государством в целях совершения агрессии и т.д.
7. Субъектом этого преступления является лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ (Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2003) ).
8. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновные осознают, что совершают планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желают совершения указанных действий.
9. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав данного преступления, объективная сторона которого характеризуется ведением агрессивной войны. Сопоставление понятия «ведение» с понятием «развязывание» позволяет сделать вывод, что если развязывание агрессивной войны — это ее начало, осуществление акта агрессии, то ведение — это продолжение агрессивной войны.
90. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 ук рф)
Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств.
Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта: 1)преступления против мира; 2)преступления против безопасности человечества.
К преступлениям против мира относятся:
— ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;
— ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;
— ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;
— ст. 359 УК РФ. Наемничество.
Преступления против безопасности человечества:
— ст. 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;
— ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны;
— ст. 357 УК РФ. Геноцид;
— ст. 358 УК РФ. Экоцид.
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ) Объективная сторона состоит:
— в планировании агрессивной войны — разработка планов ведения боевых действий, расположения вооруженных сил, захвата объектов и т. д. на территории иностранного государства;
— в подготовке агрессивной войны — совершение действий, которые направлены на обеспечение готовности к ведению агрессивной войны;
— в развязывании агрессивной войны — начало действий по ее ведению.
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии. Любое из следующих действий независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
— вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
— бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
— блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
— действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления — лица, занимающие высшие государственные должности.
Уголовный кодекс Российской Федерации/Глава 34
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
2. Ведение агрессивной войны —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны [ править ]
1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны —
наказываются штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершённые с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Статья 354¹. Реабилитация нацизма [ править ]
(введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 128-ФЗ)
1. Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершённые публично, —
наказываются штрафом в размере до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 № 59-ФЗ)
2. Те же деяния, совершённые:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;
г) с искусственным созданием доказательств обвинения, —
наказываются штрафом в размере от двух до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 № 59-ФЗ)
3. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершённые публично, —
наказываются штрафом в размере до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 05.04.2021 № 59-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершённые группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —
наказываются штрафом в размере от двух до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.
(часть 4 введена Федеральным законом от 05.04.2021 № 59-ФЗ)
Статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения [ править ]
(в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 84-ФЗ)
Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещённого международным договором Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Статья 356. Применение запрещённых средств и методов ведения войны [ править ]
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооружённом конфликте средств и методов, запрещённых международным договором Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения, запрещённого международным договором Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Статья 356¹. Мародёрство [ править ]
(введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ)
1. Мародёрство, то есть совершенные с корыстной целью в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий и не связанные с вынужденной необходимостью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение в пользу виновного или других лиц чужого имущества (в том числе имущества, находящегося при убитых или раненых, имущества гражданского населения), —
наказывается лишением свободы на срок до шести лет.
2. Мародёрство, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
3. Мародёрство, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.
а) совершенное организованной группой;
б) совершенное в особо крупном размере;
в) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, —
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.
Статья 357. Геноцид [ править ]
Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, —
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 № 73-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-ФЗ)
Статья 358. Экоцид [ править ]
Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Статья 359. Наёмничество [ править ]
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)
2. Те же деяния, совершённые лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-ФЗ)
3. Участие наёмника в вооружённом конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)
Примечание. Наёмником признаётся лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооружённом конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой [ править ]
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
1. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 130-ФЗ)
2. То же деяние, совершённое в целях провокации войны или осложнения международных отношений, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 130-ФЗ)
Статья 361. Акт международного терроризма [ править ]
(введена Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ)
1. Совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.
2. Финансирование деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в их совершение либо вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных деяний —
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 № 445-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлёкшие причинение смерти человеку, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо пожизненным лишением свободы.
Это произведение не охраняется авторским правом. В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). |
- 00%
- PD-RU-exempt
Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Законы России против агрессии и войны. Статьи 353, 354, 356, 361 УК РФ.
- Dec. 7th, 2018 at 6:17 PM
Ура! Есть в России замечательные Законы «против агрессии и войны»! Давайте и мы с ними кратко познакомимся.
Ибо, мало иметь «замечательные Законы», нам необходимо их знать и применять.
Это если мы с вами, народ и страна – против войны.
А мы – против! Это, если мы с вами хотим мира по настоящему, а не только «в песнях и плясках, про Катюшу, березки и течет река Волга», и не только в телеспорах «с потоками ненависти через край телеэкранов» гос-ТВ РФ (Кстати, есть Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны).
Увы, опрос показывает, обычные граждане России Законы УК РФ «против агрессии и войны» — НЕ ЗНАЮТ абсолютно. И даже юристы.
А люди во власти, депутаты и сенаторы, назначенцы и чиновники, суды и люди в погонах, эти Законы (похоже, знают), но не применяют? И так – до самого верха.
Да и «люди из СМИ и ТВ РФ», тоже, нам об этих Законах ничего не рассказывают и ничего населению не объясняют.
А все почему? Чей интерес? И кто виноват-то?
Комментарии профи к УК РФ: «Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государства и народа, соображения укрепления своего авторитета в той или иной политической или социально-экономической ситуации, карьеристские устремления».
Видите, как всё в Законе, понято и точно названо?
Давайте, и мы прочитаем вместе, сам Закон и Комментарии к нему. И кратко обсудим.
Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны:
Ч.1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
Ч.2. Ведение агрессивной войны — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Комментарии:«1.Субъектом преступления является должностное лицо, в компетенцию которого входят объявление войны и решение иных вопросов военного характера».
«2.Субъектами преступного посягательства (ч. 2) могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы РФ, в соответствии с Конституцией компетентные осуществлять ведение войны и руководить им».
«3. Развязывание агрессивной войны предполагает совершение конкретных действий по ее началу и осуществление первого акта агрессии,
и не имеет значения, была война объявлена или нет.».
Мой Вопрос – а были ли, подобные события, за последние 5-10 лет в РФ?
А не было ли таких событий, например, в Грузии 8.8.8, или в Крыму в феврале-марте 2014, на Донбассе, в Славянске, Донецке и Луганске с лета 2014?
Вот если бы не было «планирования и подготовки, увеличение численного состава вооруженных сил, передислокации войск»», то, как бы смогли, огромные колонны войск и танков РФ, попасть в ЮО через тоннель и ранее по ж/д в нужный момент конфликта?
И если бы не было «Планирования, подготовки, планов и перемещения войск», то как смогли бы «зеленые человечки» в Крыму сами по себе, занять здания Верховного совета и совета министров ночью 27.02.14г., аэродромы, блокировать ВЧ ВСУ и штабы, корабли… Не могли. А «первый», их назвал публично, наградил и похвалил. И – приказал им, тоже он сам.
И решение по Крыму принял он сам лично. Есть видео.
Полковник ВЧК — И.И.Гиркин (помощник Аксенова в Крыму) рассказывает (и есть видео), как он лично и его отряд в 52 чел. из РФ перешли границу с Украиной (имея умысел на захват городов и органов власти Украины с оружием), и как именно они «начали войну» в Славянске (о чем не могли не знать люди во власти РФ и в погонах).
Гиркин говорит, он лично финансировал, раздавал наличные деньги в Крыму и ставил задачи сепаратистам Донецка, Одессы, Днепра и других мест Украины…
Гиркин говорит, он лично (и не только он, а группы подобные), с автоматчиками РФ в Крыму «собирал депутатов Крыма на голосование», и лично, помогал захвату аэродрома Бельбек.
Есть Статья 359 УК РФ. Наемничество. 1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях -наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. 2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. (Явно – многое совпадает!).
Статья 361 УК РФ. Акт международного терроризма. 1. Совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий — наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.
2. Финансирование деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в их совершение либо вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных деяний — наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы. 3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо пожизненным лишением свободы.
Все эти статьи вполне подходят к полковнику ВЧК — И.И.Гиркину и его людям. Почему они не наказаны?
Есть аудио записи по Затуллину и Глазьеву, как они советовали сепаратистам в Одессе и Харькове, занять здания власти и просить ВС РФ о помощи по плану Крыма.
Есть свидетельства руководства Вл.Сурковым по Донбассу. Они помощники их начальника.
«п.11. Под развязыванием войны понимается объявление или фактическое начало военных действий».
Является ли это агрессией?
См. п.6. «Агрессией считается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства».
Было? Было. А было ли «строгое уважение суверенитета государств, Украины и Грузии»?
Нет. Не было!
Посмотрим Комментарии к Статье 353 УК РФ. 1.Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны являются преступлениями против мира… приводят к нарушению мирного сосуществования народов и государств, человеческим жертвам и страданиям мирного населения, неоправданным материальным затратам, .
(Разве этого не было в ЮО и на Донбассе? Есть.).
2. Основным объектом преступного посягательства являются мир и мирное сосуществование между народами. … отношения между государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами, и отсутствие организованной вооруженной борьбы между государствами. (есть.)
3. Под мирным сосуществованием понимается … отказ от войны, неприменение силы или угрозы силой как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров; невмешательство во внутренние дела и учет законных интересов друг друга; право народа осуществлять свободный социально-политический выбор; строгое уважение суверенитета государств; сотрудничество на основе полного равноправия и взаимной выгоды; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из норм международного права и международных договоров. (Здесь, Будапештского договора).
4. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в совершении одного или совокупности следующих действий:
а) планирование агрессивной войны; (есть)
б) подготовка такой войны; (есть).
в) развязывание агрессивной войны.
(есть 300+ км фронта, 5 лет на Донбассе. Есть вооруженное нападение на суда в Керчи, стрельба на поражение в нейтральных водах, раненные и пленение 24 моряков Украины. Есть и требование стран Семерки — освободить их.).
5. Под войной понимается организованная вооруженная борьба между государствами. В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономические, политические и идеологические средства борьбы…
(Все есть и пропаганда — в избытке).
6. Агрессией считается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, согласно Резолюции 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. несовместимое с Уставом ООН, война признается агрессивной, если она выразилась в применении в нарушение Устава ООН государством вооруженной силы первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа.
(Первыми, кто захватил здания власти Крыма?! «Зеленые». Есть видео.).
7. Состав преступления… Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из указанных действий. (. )
8. Под планированием войны, понимается составление компетентными должностными лицами соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка … осуществление отдельных военных кампаний или операций. (Есть.).
9. Подготовка войны — это осуществление организационных, идеологических и иных мер и мероприятий разведывательного, военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к ведению войны, например ведение разведки на территории государства, с которым готовится война, передислокация или сосредоточение воинских формирований в районе предполагаемых военных действий, сооружение фортификационных объектов и сооружений, создание и реорганизация структур военного управления войсками или предполагаемыми оккупированными территориями.
10. Под развязыванием войны понимается объявление или фактическое начало военных действий. (Есть.)
11. Субъектами преступного посягательства (ч. 1) могут быть лица, занимающие в результате выборов или по назначению, как правило, высшие государственные должности в органах государственной службы, в Вооруженных Силах РФ или исполнительных и представительных органах власти, в компетенцию которых входит решение вопросов военного характера. Перечень и группы таких должностей устанавливаются ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» …
12. Преступление в любой форме может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государства и народа, соображения укрепления своего авторитета в той или иной политической или социально-экономической ситуации, карьеристские устремления.
13. Часть 2 коммент. статьи устанавливает более строгую УО за ведение агрессивной войны.
13.1. Ведение агрессивной войны означает осуществление военных операций против другого государства с применением всех или отдельных видов вооружения или военной техники. Эти действия могут выражаться: а) во вторжении или нападении на территорию другого суверенного государства или в военной оккупации территории другого независимого государства полностью или частично (Есть!);
б) … в применении любого вида оружия против вооруженных сил и военной техники на территории другого государства; (Есть видео.)
в) в блокаде портов или берегов другого государства; (Керчь, Азовское море. Нарушен договор 2003г. Украины и РФ).
г) в нападении на военно-морские и военно-воздушные флоты другого государства; (Керчь, Азовское море.).
д) в применении вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством; (Крым, ЮО).
е) в нарушении условий, оговоренных в подписанном соглашении. (Да!)
13.2. Ведение агрессивной войны является, как правило, длящимся преступлением, для которого свойственно достаточно длительное осуществление состава преступного деяния. (Пять лет на Донбассе. 10 лет в Грузии). п. 1 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929 …
16. Преступление относится к категории особо тяжким.
Остановимся. Слишком много всего у нас в жизни совпадает с записанным в ст.353 УК РФ.
Как с этим жить? Как из этого выходить? Кто прав и кто виноват, обязаны изучить, знать и решать сам народ, депутаты и люди в погонах, служащие России по законам РФ и Конституции РФ.
Пока, ситуация с исполнением ст.353 УК РФ, каждый день становится все тяжелее.
Да. Закон обязаны выполнять все. Но… Реальная жизнь, сложнее.
Мир и война стоят дорого. Каждый гражданин России, обязан бороться за мир и против войны.
2. Отметим особо. Россия получила ряд санкций за Крым, Украину, Грузию.
США официально заявляют – они никогда не признают. И никто из почти 300 стран мира – не признаёт.
Россия не сможет развиваться экономически и всячески, пока не вернется к соблюдению международных договоров и границ.
Уровень жизни и экономика РФ непрерывно падают.
Уровень ненависти у населения растет. Сильно у тех, кто сам лично повоевал и понял. Нет счастья на войне.
Только горе и потери.
Выборы, как основа Конституции РФ и устройства демократии в России, не могут быть свободными, пока продолжаются военные конфликты.
Развитие России по сути уперлось в войны и остановлено невыполнением властью Закона ст.353 УК РФ.
Комментарии взяты с сайтов: